Выставлять косу напоказ или ходить с непокрытой головой можно было лишь незамужним девушкам, а замужней женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором. Потеря головного убора в те времена была сравнима с утратой женской чести.
Подтверждение этому мы находим во многих произведениях, например в поэме Лермонтова «Песнь про купца Калашникова». Жена купца, красавица Алёна предстала перед ним «бледная, простоволосая», потому что злодей Киребеевич не только обнимал-целовал чужую жену, но ещё и сорвал с неё головной убор. Такое ужасное оскорбление можно было смыть только кровью.
Но в чем кроется причина такого отношения к женским волосам? Она лежит еще глубже, в древнейших, языческих представлениях о магической силе женских волос.
К примеру, воины, отправляясь в поход, брали с собой локоны любимых женщин как оберег, даже вплетали их в тетиву своих луков. В повседневной жизни волосы часто использовали для магических обрядов, с их помощью делали привороты и наводили порчу. Ну и наконец, волосы всегда были и есть атрибутом женской красоты. Инициация перехода из девичества в замужество также была связана с тем, что на голову женщине надевали повойник, а сверху – кику и платок. Лишить женщину этих атрибутов, то есть, «опростоволосить», значило оскорбить её.