Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Айвазовский не любил холод. И обожал писать море. Но его картины со снегом и без моря тоже чудо как хороши!
Иван Айвазовский. Исаакиевский собор в морозный день. 1891. Частная коллекция
В Петербурге Айвазовский встретился не только с суровым климатом. В сентябре 1836-го, за три месяца до своей гибели, на выставку в Академию художеств заглянул Пушкин. Там ему представили одного из талантливейших учеников, чьи работы как раз были на выставке, - 19-летнего Айвазовского. Забавно, что во время короткой, длившейся пару минут беседы Пушкин успел поинтересоваться у Айвазовского не мёрзнет ли он.
Иван Айвазовский. Чумаки в Малороссии. 1850-е - 1860-е. Русский музей
Кто из современных людей не проходил тест на уровень IQ? Проверить в шутку или серьезно свои умственные способности пробовал, наверное, каждый, однако сейчас мы поговорим не о том, как выявляется индивидуальный интеллектуальный уровень, а о том, какие истории окружают этот всеми известный тест и кто, собственно, ввел в наш обиход столь популярный образовательный критерий.И давайте сразу остановимся на одиозной личности создателя теста IQ. Автором-разработчиком системы интеллектуального отбора в первой половине 20 века стал немец Ганс Айзенк. Скандальность сопровождала Айзенка до самой смерти. Дело в том, что создавалось интеллектуальное тестирование для верхушки нацистской Германии, установившей социальную сегрегацию по национальному признаку и желавшей с помощью такого экзамена определять самых умных, а значит самых достойных людей Третьего Рейха. Несмотря на всю полезность нынешних форм теста IQ, его автору так и не удалось избавиться от шлейфа неприятного сотрудничества, и в США труды немецкого профессора долгое время были просто под запретом.
Фильм "Пальма" я уже смотрела. И вот, пересматривая его вновь, опять расчувствовалась и переживала и за мальчика Колю, и за собаку. Очень хорошее кино! Замечательная история настоящей дружбы! И какая это необыкновенная Пальма!..
Многие говорят, что такое снимать легко – мол, собаки все сыграют. Это не правда! Собака всегда работает на контексте. Как ты снимешь, так собака и будет читаться, это абсолютно режиссерский прием. Еще перед съемками «Пальмы» мы с коллегой смотрели фильм «Собачья жизнь», разбирали его: вот стоит, например, собака с грустными глазами, но просто так это не работает. Как только в кадре мы видим ее оценку – например, плачет человек, – то и собака выглядит в два раза сильнее, потому что мы понимаем контекст, зачем и почему это происходит, – уточняет Домогаров-младший -- режиссёр фильма.
Кастинг на роль Пальмы тоже был непростым – кандидаток было много, однако выбор пал на семилетнюю овчарку Лили, для которой это, кстати, первая главная роль в большом кино.
Лили подкупила режиссера мордой: у нее как раз необходимый трагический типаж, – рассказывает ведущий дрессировщик и художественный руководитель агентства «Энимал Арт» Александра Степанова. – Собаку готовили к съемкам в течение трех месяцев. А уже на площадке от нее требовалось то же, что от других актеров: контактировать с людьми, изображать, что определенный человек, которого она видит первый раз, – ее хозяин, и ей надо страдать по нему, потому что он ее оставил. Или Лили должна была радостно встречать мальчика, с которым никогда не жила. Чтобы все было точно, мы с Лили старались делать заготовки до мотора: выйти на определенную точку, где будет сниматься сцена, и репетировали. Или подходили к артисту, с кем предстояло играть, и положить, к примеру, морду на колено. Все это было необходимо, чтобы собака существовала в кадре как полноценная актриса.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/blog/y2021/3-15/1502/
«Взятие снежного городка» — единственное крупноформатное полотно Василия Сурикова не на историческую тему. Картину на основе весёлого сюжета художник создал в тяжёлый для него период — после смерти жены. Пытаясь вернуть желание жить и творить, он уехал с детьми в Красноярск, где много бывал на природе, ездил по местным посёлкам и общался с сибиряками.
Суриков родился в Красноярске и происходил из казацкого рода. Сибирские забавы были знакомы ему с детства. На холсте он изобразил весёлую зимнюю игру, которую обычно устраивали в последний день Масленицы. Игроки строили из снега «городок» — снежную стену, которую могли украшать зубчикам, пушками с ядрами, фигурами. Для прочности сооружение обливали водой. Затем игроки делились на две группы: одна охраняла городок, другая нападала. Самые смелые нападающие верхом на коне пытались прорваться сквозь стену, а защитники с помощью лопат, мётел, хворостин и ружейных выстрелов старались отпугнуть лошадь. Суриков изобразил кульминационный момент, когда всадник наконец берёт крепость. Работа над полотном заняла около двух лет. Живописец специально попросил молодёжь из села Ладейка построить городок и устроить показательное взятие. Художник делал наброски с натуры, отдельно зарисовывал элементы одежды и утвари. Он писал со своих знакомых этюды маслом и акварелью, а потом использовал эти наброски при создании персонажей. Суриков не случайно изобразил сцену из жизни обычных людей. Он состоял в Товариществе передвижных художественных выставок, а передвижники стремились показывать в своих произведениях жизнь народа, как она есть. В творчестве они противопоставляли реализм традициям классицизма и академизма. Впервые «Взятие снежного городка» показали на 19-й выставке передвижников в 1891 году.
В Астраханском кремле целый день открыт каток. На настоящих/искусственных ледяных горках дети взрослые катаются на ватрушках. От желающих нет отбоя. Порой бывают очереди. Настоящие зимние забавы. А снега всё нет и нет...
Вчера посмотрела фильм "Вызов". Мне он понравился.
Вызов первый: всему мировому киношному миру -- именно наши первыми сняли фильм в космосе. Натурально, вживую.
Вызов второй -- это об умении наших специалистов в полевых условиях, используя подручные материалы, делать уникальные вещи. Примеры мы видим каждый день в реальной жизни, как на фронте медики спасают людей.
Вызов третий. Богданов, вдыхая наркоз, читает стихи про лесок и родину, режиссёры невольно таким образом отсылают зрителя к истинно патриотическому фильму С. Бодрова "Брат".
Я узнал что у меня есть огромная семья. И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок. Речка, небо голубое - Это все, мое, родное, Это Родина моя, Всех люблю на свете я.
Вызов четвёртый. Выбрали для полёта в космос женщину. Понятно, что она выдержала физические испытания. Однако посмотрите, как она на протяжении всего времени подготовки к полёту планирует свои действия в условиях невесомости.
И то, что непростая школьная жизнь нашла отражение в фильме, и старости тоже нашлось место и т.д. -- всё это тоже вызовы.
И наконец, ещё один вызов: впервые из космоса был сделан денежный перевод на Землю. Понимаю, что ради рекламы главного спонсора фильма банка Тинькофф. Но факт есть факт.
И всё это по-человечески, герои живут своей жизнью, общаются, мучаются, принимают трудные решения - как в жизни. Естественно, правдиво и убедительно. На фоне хорошей, приятной музыки. С впечатляющими картинами с борта МКС. Здорово!
Значение слова "вызов", применимое к названию этого фильма, пожалуй, такое: приглашение принять бой, вступить в борьбу, состязание.
Зеленый Деревянный Дракон — символ 2024 года. По восточному календарю 2024-й будет годом Зеленого деревянного дракона. В китайской культуре это мифическое животное символизирует власть, благородство, честь, удачу и успех. Считается, что под покровительством дракона всегда проходят едва ли не самые лучшие времена
«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину»
Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.
Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.
Сейчас стеклянные ёлочные игрушки делают на фабрике "Ариель в Нижегородской области и в Подмосковье, в Клину. Стеклодув разогревает стеклянную трубку на горелке при температуре около 700-710 градусов. Трубка становится мягкой и оттягивается в «пульку», как говорят стеклодувы. После этого мастер начинает работать над конечной формой игрушки. Существует два вида выдувания формы: свободный и формовой. Покрывать можно акварелью, темперой, акрилом по ткани. Игрушку также можно покрыть лаком для блеска, клеем для стойкости. Стеклянные игрушки достаточно дорогие.
Даты проведения мероприятия: 25 декабря 2023 г. — 1 апреля 2024 г.
Даты подачи заявки: до 1 апреля 2024 г., 16:00 по мск. Кто участвует: возраст от 6 лет
Проведите зиму с пользой — станьте волонтёром науки! Если вы неравнодушны к природе, сейчас у вас есть очень интересная и необычная возможность внести свой вклад в науку. Учёные собирают данные о голубях — точнее, о цвете их перьев. Это нужно, чтобы проверить важную гипотезу: чем грязнее воздух, тем темнее становится оперение у птиц. Исследователям просто необходимо получить как можно больше фотографий голубей со всех концов страны — и без помощи Первых тут никак не обойтись!
Присоединяйтесь к сбору материалов по исследовательскому проекту «Сизый голубь», делайте фото птиц — давайте помогать науке вместе!
Условия участия
Зарегистрируйтесь на сайте будьвдвижении.рф Зарегистрируйтесь на портале проекта «Окружающий мир» Перед тем, как начать выполнять задание, внимательно изучите инструкцию о том, как правильно вести наблюдения Найдите место скопления голубей в своем городе, поселке или селе: это может быть исторический центр, жилые кварталы, окраина или парк. По возможности выбирайте места на максимальном отдалении друг от друга Отметьте географические координаты точек (геолокацию) с помощью вашего смартфона или нанесите эти точки на карту с указанием конкретной улицы и ближайшего дома В точке сфотографируйте не менее 30 (чем больше, тем лучше) сизых голубей. Птиц можно приманить с помощью подкормки — хлеба, а лучше — пшена. Сделанное фото должно быть чётким, а птицы на нём— хорошо различимыми. Можно сделать один снимок в конкретной точке, а можно несколько Фотографиям дайте наименование по схеме: название города_номер точки_дата. Например: «Нижний Новгород_1_23 июнь 2023» До 1 апреля отправляйте фото учёному. Фото или ссылку на облачное хранилище с файлами необходимо направить на электронную почту rallus@yandex.ru, указав в теме письма «Сизый голубь». При отправке материалов приложите к фото файл в формате .doc или .docx с описанием точек и схемой их расположения или координатами и названием: название города_голуби_дата Если возникнут вопросы по теме или методике сбора данных, присылайте их на электронную почту: rallus@yandex.ru
Следите за новостям в официальной группе направления науки в социальной сети Вконтакте «Движение Первых. Наука». Там будут опубликованы лучшие работы участников — их отбирает конкурсная комиссия.
До конца апреля 2024 года мы подведем итоги проекта и объявим имена счастливчиков, которые получат подарки от Движения Первых и партнёра проекта. Кроме того, мы разыграем среди наблюдателей 10 подарков от «Движения Первых», а все участники без исключения получат памятные сертификаты.
Проект научного волонтерства «Окружающий мир» РГО, Московского педагогического государственного университета, Центра развития научного волонтерства Университета МИСИС при Координационном совете по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию и Движения Первых.
Остались вопросы? Смело задавайте их по электронной почте: rallus@yandex.ru, или в Службу Заботы
Говоря на том или ином языке, люди хотят знать историю происхождения слов, особенно тех, смысл которых глубок и многообразен. Одним из таких интересных слов является слово "любовь". Давайте разберем его этимологию.
Интересно, что с подачи сатирика Михаила Задорнова многие считают, что слово "любовь" произошло от сочетания трех слов: "люди бога ведают". Красивое толкование, но не имеющее никакого отношения к лингвистическому происхождению.
Похожее звучание — вовсе не доказательство родства слов. Что же касается смысла, то наш разум способен найти его где угодно. Можно придумать множество прекрасных толкований, например «людям благо великое», «люди, богатые верой», «лютик, боящийся ветра» и тому подобное. Но все это далеко от истинной этимологии слова. Дело в том, что звуки и слоги сами по себе не имеют лексического значения, этимология слов определяется в первую очередь по корню слова, а затем в ход идут приставки, суффиксы и окончания.
Слово "любовь" имеет древнегерманское происхождение. Его корень можно проследить до древнегерманского слова "lubo" или "luba", которое означает "дорогой", "дорогой человек" или "любимый". Это слово было частью германской языковой группы и стало предшественником современного немецкого слова "Liebe" и английского "love".
Судя по памятникам письменности, в древнерусском языке слово "любы" имело следующие значения: любовь, привязанность, пристрастие, приверженность к чему-либо, страсть, вожделение, согласие. Многими исследователями слово "любовь" признается заимствованным из старославянского языка, образовано от глагола "любити" в значении "сильное влечение к кому-либо или чему-либо".
На аукционе Christie's произошла грандиозная «научная» покупка: в ходе торгов частному лицу был продан «средневековый компьютер» – хорарный квадрант. Да, в XIV веке в распоряжении европейцев уже имелись такие приборы, которые позволяли производить сложные расчеты. Хорарный квадрант куплен примерно за 130 тысяч фунтов и, по мнению ученых, он стоит таких денег, ведь в современной Европе подобных приборов обнаружено всего несколько. А между тем квадрант кардинально повлиял на ход науки и истории. Рассказываем, где его изобрели и что он «умеет».
Что такое «Календарная литература»? За этим несколько необычным термином кроется целый пласт художественных произведений, посвященных какому-либо значимому празднику: Пасхе, Рождеству, Масленице, Троице. Но, пожалуй, ведущая роль в этом направлении принадлежит Святочным рассказам, которые в середине XIX столетия стали основой для формирования нового литературного жанра.
Мы подготовили небольшой экскурс в русскую литературу 19 века на основе произведений из бесплатной электронной библиотеки ARHEVE.
Святки – это праздничные дни в промежутке между Рождеством и Крещением, которые сопровождались не только массовыми гуляниями, гаданиями и веселыми играми, но и замечательной традицией семейного чтения всевозможных историй о рождественских чудесах.
Рождество в России 19 века / Изображение: kulturologia.ru
Основная часть экзамена по русскому языку – написание сочинения по приведенному тексту. Однако это сочинение не очень похоже на привычные нам письменные работы, где приветствуются красивые обороты и полет фантазии. Здесь нужно постараться написать такой текст, который будет максимально соответствовать критериям оценки, за которые и начисляют баллы. Для этого нужно писать много сочинений по различным текстам в течение года – набивать руку.
Рекомендации и план написания сочинения в ЕГЭ по русскому языку
Вначале давайте рассмотрим критерии оценки сочинения.
За верно выполненное двадцать шестое задание, считающееся одним из самых сложных и ошибкоопасных, можно получить четыре первичных балла, а это довольно много. Для этого нужно вставить термины из приведенного в задании списка в рецензию на текст. Давайте повторим основные языковые средства выразительности.
Теория к заданию №26 ЕГЭ по русскому языку
Речевые обороты и языковые средства выразительности мы привели ниже в таблице — давайте внимательно ознакомимся с ними!
Задание 25 продолжает серию заданий, связанных с приведенным текстом. За него также можно получить один первичный балл. Для этого нужно хорошо разбираться в средствах, придающих тексту смысловую и языковую целостность – союзах, синтаксических конструкциях, местоимениях всех разрядов, повторах морфологических форм. В задании требуется найти среди предложений такие, которые связаны определенным образом. Помочь в этом может приведенная ниже теория. Алгоритм выполнения задания №25 ЕГЭ:
Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Записываем правильный ответ.
Теория к заданию №25 ЕГЭ по русскому языку
В таблице приведены средства связи с пояснениями — изучаем!
24 задание ЕГЭ также связано с приведенным текстом. Выпускнику необходимо выписать (подобрать) из определенных предложений, указанных в условии, синоним (синонимическую пару), антоним (антонимическую пару), фразеологизм, просторечное/устаревшее слово, заимствованную лексему, слово в прямом/переносном значении и т.д. За это задание можно получить один первичный балл.
Алгоритм выполнения задания №24 ЕГЭ:
Внимательно читаем задание.
Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу.
В Астраханском кремле состоялась премьера концерта «Волшебный фонарь». Как сообщает министерство культуры Астраханской области, все средства от продажи билетов направят в фонд поддержки участников СВО.Проект «Русские оперы в Астраханском кремле. Зимняя сказка» вот уже в третий раз проводится на территории регионального исторического памятника. Он реализуется благодаря поддержке губернатора Астраханской области в рамках нацпроекта «Культура».
Со сцены лилась музыка из известных советских оперетт, детских фильмов, дуэты и арии из русских опер. Гостей мероприятия поразило и уникальное 3D-шоу: световые образы проецировались на фонарь, который является символом тепла и семьи. Выступили в «Волшебном фонаре» и астраханские фигуристки, акробаты и танцоры. Глава региона Игорь Бабушкин поблагодарил всех участников и гостей мероприятия, которые создали праздничную и семейную атмосферу в Астраханском кремле. Фото: министерство культуры Астраханской области
Всё это происходило на сцене и на катке. В кремле открылись два катка и горка. Астраханцы могут порадовать себя по-настоящему зимними забавами, хотя у нас нет ни грамма снега и идёт дождь.
Двадцать третье задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников различать три типа речи – описание, повествование и рассуждение. Это задание также связано с текстом; за его верное выполнение можно получить один первичный балл.
Теория к заданию №23 ЕГЭ по русскому языку
Повторим признаки типов речи:
Описание
В описании дается характеристика чего-либо – внешности и поведения человека, места, обстоятельства… В описании часто встречаются прилагательные и причастные обороты, эпитеты, сравнения, метафоры.
Повествование
В повествовании сообщается о ходе событий, перечисляются идущие по порядку действия. В повествовании часто встречаются глаголы, деепричастия, деепричастные обороты и наречия.
Рассуждение
В рассуждении автор приводит свою точку зрения на какую-либо проблему, размышляет о чем-то, объясняя и доказывая поставленные тезисы. В рассуждении часто встречаются вводные слова и риторические вопросы.
Алгоритм выполнения задания № 23 ЕГЭ:
Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании. Определяем тип речи каждого отрывка, определяем верность утверждений. Записываем правильный ответ.Обратите внимание на количество ответов: их может быть 2 или 3.
Двадцать второе задание открывает группу заданий, связанных с текстом. Оно достаточно простое: нужно внимательно прочесть текст и определить, какие высказывания из пяти приведенных соответствуют его содержанию. Однако нужно серьезно отнестись к этому заданию, чтобы не потерять один первичный балл по невнимательности.
Теория к заданию №22 ЕГЭ по русскому языку
Текст — речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.
Тема текста — то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль (идея) текста — то, что хотел сказать автор читателю.
Алгоритм выполнения задания № 22 ЕГЭ:
Внимательно читаем текст. Анализируем каждое утверждение, устанавливаем его соответствие содержанию текста, его теме и основной мысли. Записываем правильный ответ.Обратите внимание на количество ответов: их может быть 2 или 3.
Задание № 21 ЕГЭ ориентировано на проверку умения выпускников выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. Предлагается найти предложения, в которых один из знаков препинания (запятая, тире, кавычки) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, двоеточие при прямой речи, тире при однородных членах предложения и обобщающем слове, запятая при уточнении и т.д. За правильное выполнение задания можно получить 1 балл.
Алгоритм выполнения задания №21 ЕГЭ:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выпишите номера предложений, в которых есть указанный в задании знак препинания.
3. Проанализируйте, с помощью какого правила можно объяснить постановку этого знака в предложениях.
4. Запишите в ответ номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.
Обратите внимание, что могут быть разные вариации ответов.