26 декабря 2023

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 21. Пунктуационный анализ

Задание № 21 ЕГЭ ориентировано на проверку умения выпускников выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. Предлагается найти предложения, в которых один из знаков препинания (запятая, тире, кавычки) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, двоеточие при прямой речи, тире при однородных членах предложения и обобщающем слове, запятая при уточнении и т.д. За правильное выполнение задания можно получить 1 балл.

Алгоритм выполнения задания №21 ЕГЭ:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть указанный в задании знак препинания.

3. Проанализируйте, с помощью какого правила можно объяснить постановку этого знака в предложениях.

4. Запишите в ответ номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.

Обратите внимание, что могут быть разные вариации ответов.

Задание ER2121R

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии. (2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км. (3)Есть две официальные версии перевода названия глубинной долины: «чёрный склон» и «чёрная пасть». (4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя. (5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины. (6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли. (7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился. (8)Доказательством тому служат овраги и широкие балки на дне впадины.


Внимательно читаем задание и предложения. Выбираем только те предложения, в которых есть указанный в задании пунктуационный знак – запятая. Это предложения (1), (2), (4), (5), (6), (7).

Разберём эти предложения по порядку:

(1)Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии – запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом («расположенная близ восточного побережья Каспийского моря»).

(2)Её глубина – 132 м, длина – 85 км, ширина – до 25 км – запятые между частями бессоюзного сложного предложения (БСП).

(4)Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя – запятая между частями сложносочинённого предложения (ССП).

(5)Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского – «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины – запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом («находящегося на дне впадины»).

(6)Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком – почвой с высоким содержанием соли – запятая между частями сложноподчинённого предложения (СПП).

(7)По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился – запятая выделяет вводную конструкцию «по мнению геологов».

В предложениях 1, 5 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Значит, записывает эти цифры в ответ.

Ответ: 15

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2122T

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7) В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».


Внимательно читаем задание и предложения. Выбираем только те предложения, в которых есть указанный в задании пунктуационный знак – тире. Это предложения (1), (3), (4), (5), (7).

Рассмотрим предложения (1), (3), (4), (5), (7) по порядку:

(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия – в этом предложении тире ставится между подлежащим Юрий Александрович Бычков и однородными сказуемыми спецкор и деятель. Правило – тире между подлежащим и сказуемым.

(3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города – в этом предложении тире ставится между подлежащим цель и сказуемым подготовить. Правило – тире между подлежащим и сказуемым.

(4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе – в этом предложении с помощью тире выделяется уточняющая конструкция по ярославской трассе. Правило – тире перед уточняющей конструкцией.

(5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков – в этом предложении тире ставится перед обобщающим словом города и после ряда однородных членов предложения Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново. Правило – тире перед обобщающим словом после однородных членов предложения.

(7) В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо» – тире между грамматическими основами он увиделблестят купола, вспомнил, проехал, блестела рожь и родилось сочетание «Золотое кольцо». Правило – тире в бессоюзном сложном предложении.

Как видим, тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации в предложениях (1) и (3).

Ответ: 13
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий