Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 февраля 2024
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)
В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста
По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"
Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.
В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.
01 февраля 2024
1 февраля -- 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина
Стилистический анализ текста. Задание 3 ЕГЭ по русскому языку
По ссылке теория и практика к заданию 3 ЕГЭ по русскому языку https://teletype.in/@vsablina/BVCZJtiDvAM размещены теория и практика к заданию 3.
Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.Чтобы выполнить задание 3, необходимо — уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;— определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;— анализировать структуру и языковые особенности текста;
— опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
— адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Лексическое значение слова. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку
Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.
Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными. Слова могут быть однозначными и многозначными.
Во втором задании нет никакой статистики о трудностях, потому что это новое задание в 2023 году. Раньше надо было найти только один правильный ответ, сейчас от двух до четырёх ответов. Угадать правильный ответ не получится. Поэтому нужно уметь анализировать значение каждого слова.
Логико-семантические связи между предложениями. Задание 1 ЕГЭ по русскому языку
По ссылке теория и практика, а также презентация на тему задания ЕГЭ по русскому языку "Логико-семантические отношения между предложениями" https://teletype.in/@vsablina/hWFOAVfAgfz
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.
В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.
НУЖНО ЗНАТЬ
следующие части речи: союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.
Подробно см.материалы по ссылке выше
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)
Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.
Трактир, двор и меблирашка: гостиницы из прошлого
Постоялый двор
Рудольф Ференц. На постоялом дворе. Около 1880 г. |
31 января 2024
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы
Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Итоговое сочинение. Рабочая тетрадь по подготовке к итоговому сочинению
по ссылке материалы по подготовке к итоговому сочинению https://teletype.in/@vsablina/2C6qjA5C3xC
30 января 2024
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)
Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)
Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.
"Я был рождён... для деревенской тишины"
29 января 2024
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Теория и практика
Так как задание 8 ЕГЭ по русскому языку вызывает трудности при выполнении, мы ещё раз публикуем справочные материалы к нему. По ссылке разбор задания 8 ЕГЭ https://teletype.in/@vsablina/ZABi2R8zTkf
С чего начать выполнение 8 задания?
Посмотреть, есть ли в задании ошибка "Нарушение построения предложения с несогласованным приложением". Это всегда будет название в кавычках, Есть при приложении родовое слово -- значит название должно быть в форме им.п. Нет родового слова -- приложение употребляется в падеже в соответствии с нормами управления.
Нарушения построения предложения с причастными и деепричастными оборотами тоже "угадываются" достаточно легко. Остальные грамматические ошибки нужно выучить, Чтобы суметь "узнать их в лицо".
Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда"
Шесть метров свободного пространства, отделяющие зрителя от диорамы, заполнено максимально приближенным к действительности макетом фронтового рельефа. Бомбовые воронки, осколки снарядов, изрытая и изувеченная земля – все это дополняет атмосферу музея ощущением реальности происходящих событий.
Композиция диорамы создана на основе рассказов самих художников-фронтовиков, ее созданию предшествовала масштабная работа с архивными документами, видеоматериалами, сопоставление сохранившихся фотографий, а также сбор и анализ воспоминаний ветеранов.
Музей был открыт к Дню Победы в 1985 году. Он вмонтирован в архитектурную конструкцию Ладожского моста на левом берегу: таким образом, диорама, собственно, географически расположена на месте изображенного на ней центрального события – у деревни Марьино, на переломном рубеже прорыва блокады.
На музейном фасаде изображена карта-схема обороны Ленинграда, а перед входом стоят танки, участвовавшие в боях. Дополняет музейную экспозицию коллекция фронтовых плакатов и открыток.
Нужна ли запятая перед словом который?
Союзные слова КОТОРЫЙ/КОТОРАЯ/КОТОРОЕ/КОТОРЫЕ могут соединять части сложноподчинённого предложения, и поэтому перед ними должна стоять запятая.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)
В задании 5 ОГЭ по русскому языку проверяется практический навык расстановки знаков препинания.
Формулировка задания 5 ОГЭ по русскому языку
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.
По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ОТВЕТ:24
28 января 2024
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером
По ссылке https://teletype.in/@vsablina/xnq92cocWbB теория и практика к заданию 4.