В пятом классе в программу по литературе вернули повесть В.П. Катаева "Сын полка". Мы читаем фрагменты из повести. Когда прочитали, я предложила ребятам посмотреть фильм 1946 года. Хороший фильм. Финальные сцены смотреть без слёз невозможно. Такие фильмы надо смотреть взрослым и детям.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
11 февраля 2024
Что такое «Нансеновский паспорт» и при чем здесь беженцы?
10 февраля 2024
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...
«В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами. Россия лишилась своего любимого национального поэта,— писал Василий Жуковский отцу поэта, Сергею Львовичу.
— Первые минуты ужасного горя для тебя прошли; теперь ты можешь меня слушать и плакать. Я опишу тебе всё, что было в последние минуты твоего сына. Что я слышал сам. Что мне рассказывали другие очевидцы…»
Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884 г. |
Два чувства дивно близки нам...
09 февраля 2024
Кто придумал паспорт?
08 февраля 2024
Как появилось выражение «вешать всех собак»?
07 февраля 2024
О враждебном разборе "Руслана и Людмилы"
«Андромаха» — трагедия Расина, отрывки из которой были переведены Гнедичем и напечатаны в журнале «Сын отечества» (1820, № 34—37).
«Уже в последний раз приветствовать я мнил» — цитата из стихотворения Гнедича «К провидению», напечатанного в том же номере «Сына отечества».
В., который хвалит мое целомудрие — А. Ф. Воейков, в своих литературных выступлениях отличавшийся крайней наглостью. Был автором враждебного Пушкину разбора «Руслана и Людмилы» в указанном номере «Сына отечества». Употребленные Воейковым эпитеты нежный, чувствительный к Корреджио совершенно не подходят, над чем и иронизирует Пушкин.
Кисти в руки не берет — Орловский писал преимущественно карандашом.
Неизвестный эпиграмматист — баснописец И. А. Крылов, напечатавший эпиграмму на критику Воейкова («Сын отечества», 1820, № 38).
М.В. Добужинский (1875-1957). А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов.. |
06 февраля 2024
Международный день отказа от мобильного телефона – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
Подвиг
Цепь за цепью за ротою рота,
Но в глубоком снегу залегла,
Не дойдя до фашистского дзота.
Мины выли, и злобно в глаза
Дзот хлестал пулеметной чечеткой
– Разрешите, – Матросов сказал, –
Доберусь, чтоб заткнуть ему глотку.
И пополз по-пластунски солдат –
Шапка на брови, смерти навстречу.
Взрыв взметнулся. Но снова, как град
Пули сыпались в огненный вечер.
И тогда, в тот решающий миг,
Когда все мы за павших в ответе,
Прыгнул парень, и…сердцем приник
К чёрной щели, врываясь в бессмертье.
Словно рухнула в снег тишина.
Замер лес возле мёртвого дзота.
И пошла, как стальная стена,
В наступленье родная пехота.
Так в кровавом, жестоком бою
В феврале сорок третьего года
Жизнь отдал комсомолец свою
За свободу и счастье народа.
А наверно, мечталось ему
Прошагать сквозь военное пламя
Или, может, поднять самому
Над рейхстагом победное знамя.
Но начертано было судьбой
Раньше встать на гранит величаво,
В звонкой бронзе над тихой рекой
Увенчанным гвардейскою славой.
Отошла боевая страда,
Отгремели военные пушки.
Но советский народ никогда
Не забудет деревню Чернушки
Жить Матросову! Жить на века
Молодому бойцу-патриоту!
Жить в сердцах у живых,
Жить в колоннах полка,
В списках первой матросовской роты.
В. Калачев
Секрет счастливых учителей
Что такое профессиональное благополучие? Это удовольствие от своей работы, гордость за достижения, желание совершенствоваться и развиваться.Благополучию в профессии педагога можно и нужно учиться. Специалисты НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Полина Осокина изучили этот вопрос с научной точки зрения, а мы делимся их выводами: как именно повысить своё субъективное благополучие в профессии.
Другой способ — в течение дня практиковать «самопроверку». Остановиться и подумать, что чувствуете вы и ваше тело: усталость, грусть, холод, жажду и т.д. Такое внимательное отношение к себе поможет снизить стресс.
2. Установите рабочие границы.
3. Укрепляйте отношения с коллегами.
Исследования показ али, что эмоциональное выгорание «заразно»: учителя, которые контактируют с «перегоревшими» коллегами, сами подвергаются большему риску. Межличностные взаимодействия между педагогами действуют в школе как «каналы распространения выгорания».
4. Постарайтесь выстроить добрые отношения с учениками.
Как это сделать? Во-первых, проявить интерес к их жизни и предпочтениям. Во-вторых, прибегать к позитивному общению, включая похвалу и поддержку, чтобы помочь ребятам почувствовать себя увереннее. В-третьих, использовать игры и коллективные задания, чтобы помочь ученикам улучшить отношения друг с другом и с вами.
5. Развивайте свою креативность.
Подходите к подготовке занятий творчески, используйте разные методики и формы обучения. Это не только поможет сделать уроки более интересными для учеников, но и добавит вам удовольствия от работы. Это подтверждается научными исследованиями.
6. Внедряйте технологии.
Цифровые сервисы могут помочь педагогу реализовать все предыдущие рекомендации. Например, сэкономить время на проверку домашних заданий (https://vk.com/wall-10474189_114169) или работу над ученическими проектами (https://vk.com/wall-10474189_114456).
05 февраля 2024
Бессмертный подвиг Александра Матросова
5 февраля -- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова
Из Москвы до Ванкувера |
"Три Богатыря" -- так называли советских лётчиков. Г.Ф. Байдуков. В.П. Чкалов, И.В. Беляков |
Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. Улица Чкалова есть во многих городах бывшего СССР и в американском Ванкувере. Есть такая улица и в нашем городе Николаевске-на-Амуре.
Критическое мышление: приёмы его развития на уроках
Этот приём используется в начале изучения темы. Ещё до того, как ученики познакомятся с материалом, учитель читает утверждения. Ребята предполагают, верны они или нет. Ответы фиксируются на доске, а в конце занятия проверяются. Таким образом, во время урока школьники знают, на что обратить внимание, то есть обучение становится более осознанным.
Кластер
Приём помогает выстроить связи между известными понятиями. В центре пишется ключевой термин или тема, а от него в разные стороны отходят ветки-ассоциации. Например, тема: «Здоровый образ жизни». Ответвления: «режим дня», «правильное питание», «физическая активность», «минимальный стресс» и т.д. Приём можно использовать и в начале изучения темы, когда ученики делают предположения, и в завершении. Как вариант, можно дать задание на дом: выстроить кластер по тому, что изучали на уроке.
«Бортовой журнал»
В тетради ученик чертит таблицу из двух колонок: «Что я знаю по теме» и «Что нового я узнал». Первая колонка заполняется в начале урока в течение нескольких минут. Вторая — на протяжении всего занятия. Таким образом, ключевой материал оказывается зафиксирован в тетради, а ребята наглядно видят, как за урок пополняется их багаж знаний.
«Толстые» вопросы
Это условное деление знакомо многим педагогам. На «тонкие» вопросы можно ответить коротко и однозначно. В каком году произошло событие? Кто в нём участвовал? Каков был результат? Ответы на «толстые» вопросы требуют рассуждения. Могло ли это событие не произойти или произойти иначе? Найдите три положительных и три отрицательных последствия этого события для общества/экономики/науки и объясните свою оценку. Для развития критического мышления, конечно, важнее отвечать на «толстые» вопросы. Кроме того, полезно их придумывать и задавать одноклассникам.
04 февраля 2024
В Волгоградской области прошла историческая реконструкция Сталинградской битвы
Какие слова чаще всего употреблял Пушкин?
Первый вариант «Словаря языка Пушкина» выходил с 1956 по 1961 год. Второе, дополненное издание ученые подготовили через 50 лет, в 2000 году. Этот четырехтомник содержит более 21 тысячи слов. Их анализировали на основе текстов, которые вошли в Полное собрание сочинений поэта в 16 томах — его подготовили специалисты Академии наук СССР в 1930-е годы, к 100-летию со дня смерти Пушкина. Языковеды исследовали как литературные тексты, так и черновые выписки, деловые документы, неопубликованные рукописи поэта.
Частотный словарь языка Пушкина, дополнение к основному изданию, изначально выглядел как каталог. Каждое слово получало свою карточку, в которой ученые отмечали, сколько раз и в произведениях какого жанра оно встретилось. Чаще всего появляется союз «и» — больше 25 тысяч раз. Любимое существительное — «день» — Александр Пушкин написал 1163 раза. Также одним из самых часто употребляемых оказался корень «царь». Производные от него встречаются в произведениях и бумагах поэта более 1000 раз.
Чуть реже Пушкин вспоминал «друга» — 788 раз, «душу» — 774 раза, «сердце» — 698 раз, и «любовь» — 630 раз. Слово «милый», которое можно считать и прилагательным, и существительным, стало главным эпитетом в творчестве поэта. Его можно найти в текстах 698 раз, из них только 21 — в поэме «Руслан Людмила». Также писатель и его герои «любили» 641 раз, а вот «ненавидели» — всего 32. Страсти в пушкинских текстах нередко кипели на застольях, которые не обходились без вина: этот напиток появляется в произведениях 176 раз.
03 февраля 2024
"...В Европу прорубить окно..." Строки из поэмы А.С. Пушкина в учебнике для 1 класса...
А.И. Бенуа..«Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга» |
Как в СССР появились Даздраперма и другие новые имена?
...............................................................................................................................
02 февраля 2024
2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва
Сталинградская битва – одно из самых значимых событий Великой Отечественной войны. Она началась 17 июля 1942 года, закончилась полной победой советских войск 2 февраля 1943 года. В ней приняло участие свыше 2 миллионов солдат.
Опера́ция «Кольцо́» (10 января — 2 февраля 1943 года) — фронтовая военная операция Рабоче-крестьянской Красной армии против немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, заключительная часть Сталинградской битвы.
Цепь операций вермахта, начало которой положил «План Блау», состояла из ряда тактических побед с глубоким продвижением на кавказском направлении, но закончилась крупным стратегическим поражением Германии и разгромом Шестой немецкой армии Паулюса под Сталинградом в начале 1943 года.«План Блау», |
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ
Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)
В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста
По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"
Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.
В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.
01 февраля 2024
1 февраля -- 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина
Стилистический анализ текста. Задание 3 ЕГЭ по русскому языку
По ссылке теория и практика к заданию 3 ЕГЭ по русскому языку https://teletype.in/@vsablina/BVCZJtiDvAM размещены теория и практика к заданию 3.
Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.Чтобы выполнить задание 3, необходимо — уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;— определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;— анализировать структуру и языковые особенности текста;
— опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
— адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Лексическое значение слова. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку
Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.
Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными. Слова могут быть однозначными и многозначными.
Во втором задании нет никакой статистики о трудностях, потому что это новое задание в 2023 году. Раньше надо было найти только один правильный ответ, сейчас от двух до четырёх ответов. Угадать правильный ответ не получится. Поэтому нужно уметь анализировать значение каждого слова.
Логико-семантические связи между предложениями. Задание 1 ЕГЭ по русскому языку
По ссылке теория и практика, а также презентация на тему задания ЕГЭ по русскому языку "Логико-семантические отношения между предложениями" https://teletype.in/@vsablina/hWFOAVfAgfz
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.
В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.
НУЖНО ЗНАТЬ
следующие части речи: союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.
Подробно см.материалы по ссылке выше