Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
15 марта 2024
Солдат, офицер, артиллерист, писатель Юрий Васильевич Бондарев
"Батальоны просят огня"
"Волховская застольная" и её автор Павел Николаевич Шубин
14 марта 2024
Случайная цитата о литературе
13 марта 2024
Слитное и раздельное написание производных предлогов. К уроку в 7 классе
Правописание производных предлогов, образованных от наречий.
Правило-помощник, помогающее отличать производные
предлоги от омонимичных слов: между существительным и предлогом можно поставить
вопрос или вставить прилагательное.
Различайте предлоги и существительные
Предлоги |
Имена
существительные |
В течение всего
года он усердно занимался. Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют
значение времени, отвечают на вопросы
к о г д а? к а к д о- л г о?
Ремонтировали дом в
продолжение месяца = в течение месяца.
В заключение (под
конец) статьи были подведены итоги.
(В заключение = «под конец», «в
итоге».)
Вследствие (из-за)
засухи река обмелела. Ввиду (из-за) дождя
экскурсия не состоялась.
(Вследствие, ввиду = «из-за, по
причине».) Сочетания с предлогами вследствие,
ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы п о ч е м у? п о к а- к о й п р и ч и н е?
|
В течении реки
много поворотов. Рассуждаем так: 1) Начальная форма — течение реки. 2) Вопросы: смысловой — г д е?
падежный — в ч е м? 3) Можно вставить прилагательное:
в (нижнем) течении реки. Следовательно, это имя
существительное на -ие, в предл. п. окончание -и. В продолжении (г д е? в ч е
м? — П.п.) романа встретились старые
герои. В продолжение (к у д а? в о ч
т о? — В.п.) введены новые герои. Декабристы
находились в заключении в Петропавловской крепости. (Заключение — осуждение; в длительном заключении.) В следствие по делу
о хищении вкралась ошибка. Начальная форма — следствие (по делу). Существительное на -ие;
к у д а? в о ч
т о? — В. п., окончание -е В следствии (г д е? в ч е
м? — П. п., сущ. на -ие, окончание -и)
по делу выяснилось много новых фактов. |
Запомните:
иметь в виду. |
Различайте
написание
Деепричастия |
Предлоги |
Не
смотря: Шел,
не смотря себе под ноги. (Обозначает
добавочное к основному глаголу действие — «шел и не смотрел»; можно заменить
деепричастием не глядя; относится к
глаголу, отвечает на вопрос к а к? ч т о д е л а я?) |
Несмотря
(на): Пошли
в поход, несмотря на непогоду. (Можно заменить
«вопреки чему-то», имеет значение уступки — «хотя была непогода».) |
Как писать сжатое изложение? Подготовка к ОГЭ
12 марта 2024
Писать прекрасно -- это...
11 марта 2024
Языковые игры: акростихи
Масленица в картинах русских художников
10 марта 2024
«О, как убийственно мы любим...» — рождение нового лирического героя
09 марта 2024
210 лет со дня рождения Тараса Шевченко, российского, украинского поэта и художника
![]() |
Тарас Шевченко (1814-1861), . |
Случайная цитата о литературе
08 марта 2024
Тест: известные женщины в отечественной истории
- Екатерина Дашкова
- Учительница Александра Пушкина
- Основательница Московского университета
- Один из организаторов государственного переворота в пользу Екатерины II
07 марта 2024
Фёдор Иванович Тютчев. «Silentium» — подлинник и перевод
Источник
SILENTIUMПускай в душевной глубине
Встают и заходя́т оне,
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь;
Взрывая — возмутишь ключи:
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в самом себе умей!
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум:
Их заглушит наружный шум,
Дневные ослепят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи.
Начало 1830-х
МОЛЧИ
Таи от всех свою любовь
И мир ее не возмутится;
Ты видишь в чашечках цветов
Глубоко сладкий сок таится.
Пусть чувства нежные твои,
Как серна, будут боязливы
И что живет в твоей груди
Да будет скрыто в ней ревниво.
Сноси печали в тишине,
Не выдавай их даже взглядом
И пусть замрут во тьме оне,
Не отравляемые ядом.
Пускай, как солнце в лоне вод,
Они померкнут молчаливо
И что в груди твоей живет
Да будет скрыто в ней ревниво.
Скрой скорбь и радости свои,
Чтоб злоба их не осквернила,
Начнет ли сердце ныть в груди, —
Молчи: от гнета крепнет сила.
Знай: от дыхания людей
Сердечный пламень гаснет живо
И потому в груди своей,
Все, что живет в ней, скрой ревниво.
Перевод с нем. А. Шеллера, 1890-е гг.
06 марта 2024
Фазиль Искандер (1929-2016), русский и абхазский писатель и поэт.
![]() |
Фазиль Искандер (1929-2016), русский и абхазский писатель и поэт. 6 марта его день рождения |
Фазиль Искандер – лучшие книги
4,4. Фазиль Искандер Сандро из Чегема (сборник) ...4,2. Фазиль Искандер Кролики и удавы ...
4,4. Фазиль Искандер Софичка (сборник) ...
4,2. Фазиль Искандер Тринадцатый подвиг Геракла ...
4,5. Фазиль Искандер Детство Чика (сборник) ...
4,2. Фазиль Искандер Созвездие Козлотура (сборник) ...
Пушкин о своём отношении к писанию писем
ПУШКИН -- H. И. КРИВЦОВУ
10 февраля 1831 г. Москва
05 марта 2024
Сибирский город стал столицей Тотального диктанта
Напоминаем, что Тотальный диктант пройдет 20 апреля 2024 года.
04 марта 2024
"Смерть поэта" - история одного стихотворения
Трагическая гибель великого поэта потрясла Лермонтова, который относился к Пушкину как к учителю и наставнику. Так в конце первой части стихотворения существует прямая аналогия между поэтом и Христом, принявшим мучительную смерть - «венец терновый… надели на него». К Дантесу же Лермонтов относится с презрением, пишет что он не представлял себе «на что он руку поднимал!…». Однако при этом считает его слепым орудием в руках истинных убийц. На них-то Лермонтов и направляет весь свой гнев.
Дуэль раскола общество на 2 лагеря - высшая аристократия во всем обвиняла Пушкина и оправдывала Дантеса, люди менее высокопоставленные восприняли гибель поэта как национальное бедствие. Доподлинно известно, что император с пренебрежением относились и к самому Александру Сергеевичу, и к его творчеству. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям.
Через некоторое время после похорон Пушкина стало очевидным, что высшее общество и государственные чиновники защищают Дантеса и клевещут на Пушкина, совершенно не принимая во внимание значение его таланта для России.
Разгневанный Лермонтов добавляет к стихотворению еще 16 строф ("А вы, надменные потомки..."), наполненных резкой критикой против осквернителей памяти Пушкина. Лермонтов переходит к прямому обращению к виновникам смерти поэта и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Перечисляются и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах. Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» поэта.
Фёдор Тютчев: главные стихи с комментариями
По рассказам того же Аксакова, большая часть критиков не восприняла поэта радушно и в 1860-е годы, о которых принято говорить, что к поэту пришла литературная слава. Тютчева обвиняли в том, что язык его еще из допушкинской эпохи. Слишком много в нем было отвлеченных понятий, церковнославянской лексики, архаизмов, неровных стилистических фраз — искусство того времени было куда более стройным, реалистичным. Вследствие этого и темы, которые волновали Тютчева (жизнь и смерть, рок и судьба, отношения природы, Бога и человека), представлялись выходцами из конца XVIII-го века. Вопросы у современников вызывал и возраст новообъявившегося властителя муз. Тогда уже сложился стереотип, что поэзия — удел молодых, а Федору Ивановичу было за пятьдесят.
Несмотря на деятельное желание родных увековечить память поэта, Тютчев, вполне возможно, был бы забыт, не случись в России волны декадентства и символизма, а в ней мессии и идола символистской эпохи В. Соловьева, который в своей статье в журнале «Современник» в 1900-м г. определил лирическую поэзию Тютчева «самым главным кладом русской словесности». И внезапно то, что выглядело устаревшим в XIX-м веке, оказалось ультрамодным в XX-м. Цитатами из Тютчева пестрят статьи В. Иванова, В. Брюсова, А. Блока... Для них он становится не тем, кто опоздал, а тем, кто шагнул много дальше своей эпохи.
Комментируя десять хрестоматийных стихотворений поэта, я стремилась прежде всего раскрыть неоднозначность и диалектичность поэтики Тютчева, указать на несколько закрепившихся мистификаций, связанных с трактовкой как его личности, так и отдельных стихотворений. Не без иронии важно заметить, что на данный момент написано о поэте очень много, но большинство работ являются лишь размышлениями, а часто и фантазиями на тему.
В преддверии чтения хочу привести определение тютчевской поэзии, данное Ю. Лотманом, оно видится мне наиболее точным: «Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности».
03 марта 2024
День рождения автора повести-сказки «Три толстяка»
![]() |
Юрий Олеша (1899-1960), русский советский писатель О жизни и творчестве Юрия Олеши можно прочитать здесь |
Случайная цитата о литературе
02 марта 2024
2 марта -- день рождения русского поэта Евгения Баратынского
«Поэзия таинственных скорбей» — так сам поэт в одном из итоговых своих стихотворений «На посев леса» обозначил дух своего творчества. Но ее пафос — в поиске новых путей лирики, в формировании языка поэзии мысли. И эту эстафету подхватит не только ближайший его современник и родственник Ф.И. Тютчев, но и всё направление русской философской поэзии XX в. — от А. Блока до И. Бродского.
![]() |
Евгений Баратынский (1800-1844), русский поэт. |
Поэт пушкинской эпохи, близко знакомый не только с Пушкиным, но и с поэтами его круга, нередко обращавшийся к темам, мотивам, образам их творчества как «формам времени», Евгений Абрамович Баратынский (нередко его фамилию пишут «Боратынский»; 1800—1844) внес в свою поэзию лермонтовские настроения, остро ощутив приближение эпохи общественных сумерек. Очарованию и иллюзиям эпохи гражданской экзальтации он противопоставил разочарование и безыдеальность эпохи безвременья.
В середине своего жизненного пути и почти у истоков творческого становления он пишет два стихотворения — «Муза» и «Мой дар убог и голос мой негромок...». Это не просто программные произведения или эстетические манифесты, а своеобразные автопамятники, попытка определить себя, свое место в истории и предугадать свою судьбу.
Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут...
И далее, на протяжении всего 12-стишия, почти в каждой строке толпятся отрицательные частицы «не» и «ни», трезво фиксируя то, чего нет у Музы поэта. Но в этой череде отрицаний незаметно возникает лик героини, то, чем «поражен бывает мельком свет», — «ее лица необщим выраженьем». И в этом определении заключен весь пафос стихотворения — установка на оригинальность, не бросающуюся в глаза, но глубинно скрытую в тайниках поэтической мысли.
Пафос своей поэзии Баратынский афористически выразил в стихотворении «Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!..». Уже первая строка девятистишия — два восклицания, выражающие устойчивость главного образа поэзии, почти ее мирообраза, связанного с приоритетом мыслительного начала и передающего состояние художника, ее «жреца». Сравнивая себя со скульптором, музыкантом, художником, со всеми творцами, тяготеющими к чувственным образам, к пластике форм, поэт-мыслитель боится, что не справится с воссозданием всего многообразия земной жизни:
Но пред тобой, как пред нагим мечом,
Мысль, острый луч! бледнеет жизнь земная.