Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
30 июля 2024
Жанр письма (эпистолярный жанр в литературе): примеры и особенности
29 июля 2024
"Прекраса. Дар берегини." "Прекраса. Последняя заря". Небольшой экскурс в древнюю историю
В заголовок поста вынесены названия двух частей одного романа о двух Ельгах -- Полянице и Прекрасе, которые соперничают за киевский престол. Это и "чистое" фэнтези, и историческая фантастика, и немного исторический роман на материале раннего Средневековья славян и скандинавов (IX - XII) вв. Автор -- Елизавета Алексеевна Дворецкая, которая написала свыше четырёх десятков книг в нескольких родственных жанрах. Две из них я на днях и прочитала.
Что удивительно: чтение меня увлекло, хотя там про колдовство, волшебные мечи, берегинь и всякие другие чудеса. Всё это воспринимается (где-то прочитала) "метафорично, как ключи к подсознанию, как молитвенные деяния и интуитивные прозрения, основанные на генетической памяти и культурной традиции". А в основе лежит предание об Ольге (Ельге Прекрасе) -- княгине Киевской, которая жестоко расправилась с племенем древлян, мстя за то, что они убили её мужа Игоря (Ингера в романе). На эту кровавую бойню она взяла с собой малолетнего трёх лет сына Святослава. Только об этом эпизоде из древней истории я и помнила. Поэтому засомневалась: так уж и было на самом деле, как описано в романе Дворецкой.
Дома нашлась лишь "История России с древнейших времён" Сергея Михайловича Соловьёва (1820 - 1879) -- крупнейшего русского историка. С.М. Соловьёв приводит в своём труде предание о мести Ольги, именно на нём, получается, и основывается описание расправы из романа Дворецкой. Только "красочнее" и страшней (ну, это художественное произведение, в котором допустим вымысел). Зверства неслыханные. Кровь стынет в жилах. Как такое возможно? Да ещё на глазах малолетки-сына.
Соловьёв объясняет, что месть за убийство близкого человека была в те далёкие времена священной обязанностью, подвигом, была обычаем, который все уважали и заменяла собой правосудие. Мститель был в глазах общества достойным родичем, что в переводе на наши понятия означает образцовым гражданином. "Ольга, мудрейшая из людей, прославляется именно за то, что сумела изобрести достойную месть", -- пишет автор "Истории России с древнейших времён".
Ещё один, по-моему, интересный момент из труда историка. "Как Олег, так и Ольга отличаются в предании мудростью, по тогдашним понятиям, т.е. хитростью, ловкостью Олег хитростью убивает Аскольда и Дира, хитростью пугает греков, наконец, перехитряет лукавейший из народов; Ольга хитростью мстит древлянам, хитростью берёт Коростень; наконец, в Царьграде перехитряет императора" (Соловьёв). В романе Дворецкой всё так же. Вот и становится понятным значение слова "хитромудрый", которое расходится с современным значением слова "мудрый". А корень-то его не в том ли древнем понятии "мудрейший"?
Вот так летнее чтение без плана и заставило меня обратиться к нашей древней истории. В своих летах я высоко ценю именно такую дополнительную информацию в художественном произведении. Вроде читаешь, увлекаешься сюжетом, наслаждаешься языком и звучанием текста, если слушаешь аудиокнигу, -- а получается, напрягаешь свою память, расширяешь кругозор, узнаёшь новое, удивляешься необычному. Как бывает, когда гуглишь, переходя с одной ссылки на другую..
О хорроре в Древней Руси (хоррор-культура, т. е. фильмы и романы ужасов, компьютерные игры и другие медиа-продукты соответствующей тематики) можно прочитать здесь Тут я узнала о навьях (живых мертвецах), которых полно в романе о Прекрасах.
Подтекст произведения: понятие и примеры подтекста
Подтекст произведения - это особая разновидность иносказания, художественного намека. Понять "фразу с подтекстом" - это значит воспринять не только то, что сказано прямо, буквально, но и то, что автор подразумевал, о чем умолчал. Раскрытие подтекста предполагает, таким образом, непременное активное сотворчество читателя, додумывание, домысливание. Образно говоря, читатель должен угадать картину по нескольким штрихам, направляющим его воображение, самостоятельно заполнить художественное пространство, которое автор намеренно оставил пустым. Так, например, за ахматовским «Я на правую руку надела/ Перчатку с левой руки» мы чувствуем огромное душевное напряжение героини стихотворения, воссоздаем ее психологическое состояние, хотя о нем прямо не сказано ни слова, а дан лишь намек - внешняя, бытовая подробность.
28 июля 2024
Последний русский романтик
Григорьев Аполлон Александрович (1822–1864) – русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор ряда популярных песен и романсов. Родился 28 июля 1822 года в Москве, детство провел в Замоскворечье, учился в Московском университете на юридическом факультете. Антиномичность натуры и присутствие неутихающего внутреннего бунтарства Григорьева, наложившее отпечаток на всю его судьбу и творческий путь, были отмечены многими современниками поэта. Яков Полонский писал о своём приятеле: «Я знал Григорьева как идеального благонравного и послушного мальчика, в студенческой форме, боящегося вернуться домой позднее 9 часов, и знал его как забулдыгу. Помню Григорьева, проповедующего поклонение русскому кнуту – и поющего песню, им положенную на музыку “Долго нас помещики душили, становые били!”. Помню его не верующим ни в бога, ни в чёрта – и в церкви на коленях молящегося до кровавого пота. Помню его как скептика, и как мистика… Правдивейшим из людей – и льстящим графу Кулешову и его ребяческим произведениям!» Источник Да, я люблю его, громадный, гордый град, Но не за то, за что другие; Не здания его, не пышный блеск палат И не граниты вековые Я в нём люблю, о нет! Скорбящею душой Я прозираю в нём иное – Его страдание под ледяной корой, Его страдание больное. Пусть почву шаткую он заковал в гранит И защитил её от моря, И пусть сурово он в самом себе таит Волненье радости и горя, И пусть его река к стопам его несёт И роскоши, и неги дани, – На них отпечатлён тяжёлый след забот, Людского пота и страданий. И пусть горят светло огни его палат, Пусть слышны в них веселья звуки, – Обман, один обман! Они не заглушат Безумно страшных стонов муки! Страдание одно привык я подмечать, В окне ль с богатою гардиной, Иль в тёмном уголку, – везде его печать! Страданье – уровень единый! И в те часы, когда на город гордый мой Ложится ночь без тьмы и тени, Когда прозрачно всё, мелькает предо мной Рой отвратительных видений… Пусть ночь ясна, как день, пусть тихо всё вокруг, Пусть всё прозрачно и спокойно, – В покое том затих на время злой недуг, И то – прозрачность язвы гнойной. 1 января 1845 «О, говори хоть ты со мной…»: «жестокий» романс *** О, говори хоть ты со мной, Подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, А ночь такая лунная! Вон там звезда одна горит Так ярко и мучительно, Лучами сердце шевелит, Дразня его язвительно. Чего от сердца нужно ей? Ведь знает без того она, Что к ней тоскою долгих дней Вся жизнь моя прикована… И сердце ведает моё, Отравою облитое, Что я впивал в себя её Дыханье ядовитое… Я от зари и до зари Тоскую, мучусь, сетую… Допой же мне – договори Ты песню недопетую. Договори сестры твоей Все недомолвки странные… Смотри: звезда горит ярчей… О, пой, моя желанная! И до зари готов с тобой Вести беседу эту я… Договори лишь мне, допой Ты песню недопетую! 1857 Эти и доугие стихи Аполлона Григорьева с комментариями можно прочитать здесь |
Владимир Семёнович Высоцкий
В чем гениальность Высоцкого? Высоцкий любил свою страну, не собирался её покидать, писал о правде жизни и старался донести её до людей простыми словами. Его творчество понятно людям, его песни затрагивают актуальные социальные темы. Артист прямо и открыто выражал своё мнение. Его талант вызывает уважение слушателей и сегодня.
28 июля 1980 — многотысячные похороны Владимира Высоцкого в Москве на Ваганьковском кладбище.
Случайная цитата по литературе
27 июля 2024
«Человек создан для счастья, как птица для полёта»
Наиболее известными работами Короленко считаются следующие произведения:
- «Сон Макара»;
- «В дурном обществе»;
- «Дети подземелья»;
- «Слепой музыкант»;
- «Марусина заимка»;
- «Без языка».
Пролог и эпилог в литературе
сообщение и отношение за границы фабульного действия. Так возникли пролог и эпилог.
26 июля 2024
... общаться с ним было просто и удивительно легко
В каком году Джордж Бернард Шоу был удостоен Нобелевской премии по литературе?
Чем знаменит "Чёрный квадрат" Казимира Малевича?
Малевич К.С. Чёрный квадрат. Виртуальный Русский музей |
Более 150 картин знакомили посетителей бюро с беспредметным искусством.
25 июля 2024
Владимир Одоевский. "4338 год. Петербургские письма". Взгляд на будущее России из 1835 года
Одоевский Владимир Фёдорович не оставляет меня. Моему вниманию теперь представился его фантастический роман "4338 год. Петербургские письма".
На inet-kniga по ссылке дано вот такое описание этого произведения:
24 июля 2024
Доктор Пуф, или Кулинарные изыски князя Одоевского
Все мы читали сказку Владимира Одоевского "Городок в табакерке" про мальчика Мишу, который спустился в отцовскую табакерку и на её примере узнал, как устроено государство, мир и вселенная. Есть у Одоевского ещё один, не менее знаменитый текст.
Обыкновенно повара, чтобы скорее отделаться, нальют в кастрюлю с мясом воды, даже иногда не холодной, а кипятка, поставят на сильный огонь, и ну кипятить. Бульон разом готов; только та беда, что он никуда не годится; а причина простая: белковина вместо того, чтоб подняться, затвердеет на самом мясе, прежде нежели вода проникнет в мясо и прежде нежели вымоет из мяса его душистый и питательный сок. Мяса много, а бульон – вода, да и мясо как дерево… Так вот вам правило, при сохранении которого у вас не только будет хороший суп, но и говядина из него будет пренежная, преблаговоспитанная:
1) Наливать на сырое мясо в кастрюле воду самую холодную. (Пропорция: на фунт мяса – полторы бутылки воды.)2) Поставить кастрюлю на самый слабый огонь часов на пять; между тем говядину в кастрюле немного пожимать ложкою; если вода слишком горяча, подливать холодной и снимать пену; лишь после пяти часов тихой варки можно дать бульону прокипеть.3) Для вкуса хорошо прибавлять в бульон на 4 фунта говядины фунт телятины с костью, остаток вчерашнего жареного, две моркови, одну репу, четыре картофеля, одну сельдерею и, если кто любит, одну луковку, в которую очень прилично втыкать одну гвоздичку (никак не более); от гвоздики запах лука ослабевает, а от лука запах гвоздики, – и суп выигрывает.
И таких рецептов/лекций по кухонному искусству в книге множество. Подумаете, что автор образовательного блога понемногу "сдвинулся" не в ту сторону. Написала я об этой книге, во-первых, потому, что, узнав недавно о её существовании и пролистав, нашла в ней полезные подсказки в обыденном деле, каким является приготовление пищи; во-вторых, удивилась широте интересов знаменитого русского писателя. Сегодня про князя сказали бы, что он -- "фуди", то есть человек, для которого еда нечто большее, чем калории. Диапазон -- от литературы до кулинарии -- делает Одоевского одним из самых интересных и масштабных людей своего поколения.
"У меня такой образ мыслей..."
Николай Чернышевский (1828-1889), русский писатель, литературный критик, философ, революционный демократ. |
«По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования», — писал в своей статье советский литературовед Павел Лебедев-Полянский.
Мелочный социализм Чернышевского Н. Г. (швейная коммуна и алюминиевые колонны). Критическая статья о романе писателя "Что делать?" на Дзене ссылкаВспомнила о Чернышевском потому, что Николай Гаврилович родился 24 июля 1828 года. Сегодня у него день рождения. И с нашим городом он тоже был связан.«У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость бог знает на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою, — я такие вещи говорю в классе».Николай Чернышевский
Музей культуры Астрахани. Первоначально он носил имя Чернышевского. |
23 июля 2024
"Страна багровых туч" братьев Стругацких
Топ книг братьев Стругацких
- За миллиард лет до конца света. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
- Пикник на обочине. Аркадий Стругацкий ...
- Трудно быть богом. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ...
- Улитка на склоне. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ...
- Град обреченный. Отягощенные злом ...
- Понедельник начинается в субботу
...Всё вы — матушка-Россия, Какова она ни есть!
Пётр Вяземский (1792-1878), русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, государственный деятель. |
Вьётся пыль из-под копыт,
И хохочет, и визжит.
22 июля 2024
Нет, не пора!
Нет! в этой жизненной пустынеХоть пала духом я опять, -Нет! не пора ещё и нынеПритихнуть мыслью и молчать.Ещё блестят передо мноюСветила правды и добра;Ещё не стыну я душою;Труда покинуть не пора.Ещё во мне любви довольно,Чтобы встречать земное зло,Чтоб всё снести, что сердцу больно,И всё забыть, что тяжело.Пускай солжёт мне «завтра» снова,Как лгало «нынче» и «вчера»:Страдать и завтра я готова;Жить бестревожно не пора.Нет, не пора! Хоть тяжко бремя,И степь глуха, и труден путь,И хочется прилечь на время,Угомониться и заснуть.Нет! Как бы туча ни гремела,Как ни томила бы жара,Ещё есть долг, ещё есть дело -Остановиться не пора.
Июнь 1858, Москва
Кароли́на Ка́рловна Па́влова (урождённая Яниш; 10 [22] июля 1807, Ярославль, Российская империя — 2 [14] декабря 1893, Дрезден, Германская империя) — русская поэтесса и переводчица, хозяйка одного из наиболее известных литературных салонов Москвы 1840-х годов, близкая к славянофилам.
21 июля 2024
Даже если вы не читали Хэмингуэя...
Эрнест Хемингуэй (1899-1961), американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии (1954). |
Случайная цитата по литературе
Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению
Ф. БЭКОН
20 июля 2024
Восторг и страх в груди, пожар и лёд... Сонеты Франческо Петрарки
Франческо Петрарка (1304-1374), итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Ренессанса. |