20 июля 2024

Восторг и страх в груди, пожар и лёд... Сонеты Франческо Петрарки

Франческо Петрарка (1304-1374), итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Ренессанса.
 Франче́ско Петра́рка (итал. Francesco Petrarca; 20 июля 1304, Ареццо, Флорентийская республика — 19 июля 1374, Аркуа-Петрарка, Венецианская республика) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.
В 1327 году Петрарка посетил мессу в Авиньоне и впервые увидел Лауру де Новес. Эта женщина станет единственной музой и вдохновителем Петрарки. Благодаря ей он создал свои сонеты. 
Лаура (от лат. laurus «лавр»; возможно, псевдоним), одна из версий полного имени — Лаура де Нов (фр. Laura de Noves; Laure de Noves) (1308—1348) — возлюбленная великого поэта Франческо Петрарки, которую он воспевал во множестве стихов, считающихся вершиной в развитии итальянского сонета.
Петрарка. Сонет № 104
Мне мира нет - и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лёд.
Заоблачный стремлю в мечтах полёт - 
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях - сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен куёт:
Ни узник я, ни вольный.Жду - убьёт;
Но медлит он - и вновь надежде внемлю.
Я зряч - без глаз; без языка - кричу.
Зову конец - и вновь молю:"Пощада!"
Кляну себя - и всё же дни влачу.
Мой плач - мой смех.Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих - хочу...
И вот за пыл сердечный мне награда!

Комментариев нет:

Отправить комментарий