14 сентября 2024

Времена не выбирают. В них живут и умирают

Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (род. 14 сентября 1936, Ленинград, РСФСР, СССР) — русский советский и российский поэт, эссеист. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда эссе и статей о классической и современной русской поэзии, собранных в семи книгах. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995).

Иосиф Бродский говорил о своем современнике: «Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов двадцатого века…»
«Времена не выбирают…» - эти первые строчки стали крылатыми! Чтобы стихи вошли в сознание, необходимо чувствовать свое время. Автор известного стихотворения родился в 1936 году в Ленинграде. И события XX века, безусловно, отразились в творчестве А.Кушнера, так он пишет: «Время - кожа, а не платье. Глубока его печать…» Его лирический герой, возможно, спорит со своими современниками, живущими в 70-ые годы XX века. Мы ведь всё ждем лучших времен. Нам кажется, что когда-то жизнь должна в корне измениться, что чудо случится само собой. Но поэт констатирует: «Что ни век, то век железный…». «Железность» проявляется в лексике поэтической речи: нет лишних слов, предложения нераспространенные, короткие:
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
Тема жестокого лика времени проступает в стихотворении Кушнера через эпизоды личной биографии:
…я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть…
Герой Кушнера принимает судьбу свою и своё время как данное свыше и обращается к нему на «ты»: «век мой, рок мой». Так автор в своем стихотворении выражает простую истину: нужно жить здесь и сейчас, ценить то, что имеем. Вообще, прием инверсии («век железный», «сад чудесный») как будто заставляет читателя самого посмотреть вокруг, оглянуться. Это движение лирического героя вовсе не с оглядкой и осторожностью, нет – это умения как бы соотносить свою поступь с бегом времени, Ведь человек никогда не будет довольствоваться имеющимся. Как только у нас что-то появляется, оно становится неинтересным, и мы желаем чего-то нового, более привлекательного, а бывает наоборот – всматриваемся в прошлое, сожалея, что века прекрасных дам и благородных рыцарей прошли.
Мечтая, человек хочет жить в другую эпоху, в другое время. Но наивные мечтания некого «счастливца» обрывает ироничный риторический вопрос: «А при Грозном жить не хочешь? /Не мечтаешь о чуме/ Флорентийской и проказе? /Хочешь ехать в первом классе,/ А не в трюме, в полутьме?»
Настроение сарказма задает лирический герой произведения - личность, со своими принципами и убеждениями.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Вся эта строфа звучит с ясной твердостью и афористичностью. А.С.Кушнер утверждает: мир, который нас окружает, время, в котором мы живем, - все это оставляет на нас свои следы. Ведь «человек» – это «чело века», его слепок: «Словно с пальцев отпечатки,/ С нас - его черты и складки,/ Приглядевшись, можно взять».
Данное стихотворение А.С.Кушнера относится, можно сказать, к философской лирике: размышление поэта о жизни, о судьбе, о времени. Читая строки «Времена не выбирают...», слышишь как будто перекличку со стихотворением О.Мандельштамом «Мне на плечи бросается век-волкодав…». Поэтический учитель А.Кушнера в 30-ые годы XX века тоже осмысливает своё время, в котором «живут и умирают» его современники. Поэтому глубоко философски, как заповедь звучат строки:
...обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье. 
Не завидуй никому
⧫ Александр Кушнер писал не только взрослые стихи. Значительная часть его творчества посвящена детям. Его детские стихи, вошедшие в сборник «Весёлая прогулка», пользуются
неизменной популярностью юных читателей. Такие детские стихотворения Кушнера как «Если видишь: на картине нарисована река», «Большая новость», «Не шумите!», «Когда я буду взрослым» и другие вошли в «золотой» фонд детской литературы.

Случайная цитата по литературе

 Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного А.С. ПУШКИН

13 сентября 2024

Другой Станислава Лема. Он — мыслящий океан, одноклеточный гигант...

 Стани́слав Ге́рман Лем (пол. Stanisław Herman Lem; 12 сентября 1921, Львов, Львовское воеводство, Польша — 27 марта 2006, Краков, Польша) — польский философ, футуролог и писатель (фантаст, эссеист, сатирик, критик). Его книги переведены на более чем 50 языков, продано более 40 млн экземпляров.

Что почитать у Лема?
Топ-10 лучших рассказов и повестей Станислава Лема
«Гауптштурмфюрер Кестниц» (1946)
«Существуете ли вы, мистер Джонс?» (1955)
«Крыса в лабиринте» (1956)
«Тринадцатое путешествие Ийона Тихого» (1956)
«Вторжение с Альдебарана» (1959)
«Сказка о короле Мурдасе» (1963)
«Три электрыцаря» (1964)
«Дознание» (1968)
В чем смысл книги "Солярис"?
«Глубокий смысл романа Лема не ограничивается научно-фантастическими категориями, — говорил Тарковский. — Это роман не только о столкновении человеческого разума с неведомым, но и о моральном конфликте, связанном с новыми открытиями в науке».

Трудно быть с богом
Как «Солярис» Станислава Лема стал прощанием с верой в прогресс и перевернул научную фантастику  ссылка
⧫ У Станислава Лема было в научной фантастике особое положение. Не только потому, что он был одним из самых глубоких авторов, работавших в этом жанре. В отличие от большинства коллег, Лем был действительно вовлечен в науку. Он писал статьи по философии техники, теории мозговой деятельности и кибернетике, знал, как работает наука изнутри, и оттого был лишен и наивного преклонения перед нею, и столь же наивного страха.
«Солярис». Режиссер Андрей Тарковский, 1972
Фото: Мосфильм
Лем работает с одним из главных тропов жанра — идеей первого контакта. В фантастических романах контакт с инопланетными существами — это логический итог прогресса, тот момент, когда достигшая апогея развития человеческая цивилизация обнаруживает свое неодиночество во Вселенной, получает зеркало, в котором видит свое совершенство, и стремится к еще большему (классический пример — «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова). В этой радужной картинке есть скрытая грусть, подозрение, что, когда все тайны будут раскрыты, жизнь человека окажется пуста. Есть здесь и жульничество, попытка разрешить эту пустоту в диалоге с предположительно другим, но на самом деле таким же — говорящим на заведомо переводимом языке, разделяющим базовые установки, мысли и чувства человека — нарциссическим идолом из космоса.
В «Солярисе» Другой встречен, но он оказывается другим по-настоящему — радикально иным. Он — мыслящий океан, одноклеточный гигант, единственный обитатель планеты под двумя солнцами — не желает вступать в диалог с человеком. К моменту, когда начинается действие романа, десятилетиями . К моменту, когда начинается действие романа, десятилетиями владевшая умами земных интеллектуалов и обывателей соляристика пришла в упадок. Она — дело нескольких маразматиков и упертых безумцев. Только они по-прежнему пытаются вступить с океаном в контакт.
Цитаты
Мы вовсе не хотим завоевывать космос, хотим только расширить Землю до его границ.
Если компьютер создан для регулирования жизни общества, то кто будет регулировать компьютер?
Будущее всегда выглядит иначе, нежели мы способны его себе вообразить.
Станислав Лем не любил чужие «Солярисы». Ни одного  ссылка
12 сентября — день рождения главного фантаста Европы, философа и футуролога, сделавшего научную фантастику не только социальной, но и научной.

11 сентября 2024

Привычки для развития мышления

 Мышцы без нагрузок теряют силу. С мозгом происходит что-то похожее. Но развивать мышление не так уж и сложно. Делимся привычками, которые помогут в этом.

🔹 Ищите ответы на вопросы
В этом пункте два этапа. Первый — задать вопрос, второй — найти ответ. Вопросы могут касаться любых сфер жизни. Почему говорят «один как перст», если пальцев на самом деле десять? Отличают ли кошки своих хозяев внешне, или все люди для них на одно лицо? Можно ли рассчитать время выхода на работу так, чтобы не приходилось ждать автобус на остановке? Заданный вопрос — это уже большое дело. То, что мозг его сформулировал, говорит о работе мышления. Но поиск ответа ещё сильнее стимулирует его работу, особенно если простого запроса в интернете недостаточно, чтобы получить нужную информацию, а требуется анализировать, сравнивать, вычислять и т.п.
🔹 Читайте
В первую очередь речь о книгах, но подойдёт даже лента в соцсетях, если у вас она настроена так, что вы знакомитесь с новостями науки, культуры, узнаёте интересные факты и т.п. Пусть ваш разум получает качественную пищу для размышлений.

🔹 Обсуждайте то, что узнали
Когда мы делимся с кем-то полученной информацией, то помогаем ей закрепиться в памяти. А ещё беседа с другими людьми помогает взглянуть на уже знакомые сведения под новым углом и рождает новые вопросы.
🔹 Ищите интересные ресурсы
Среди невероятного количества информации бывает трудно найти источники, заслуживающие внимания и доверия. Но тем ценнее они становятся. Добавляйте в свои подписки достойные страницы, которые помогают вам узнавать новое и развиваться.
🔹 Пробуйте новое
Это касается буквально всего: еды, маршрутов, видов досуга, жанров музыки. Привычки и рутина делают жизнь удобной, но не дают мозгу работать в полную силу. Действуя на автомате, мы отвыкаем размышлять, сравнивать, делать выбор. Но любое изменение в размеренном укладе помогает формировать новые нейронные связи, которые обеспечивают интеллектуальное развитие.

А какие советы вы бы добавили к этим рекомендациям? Расскажите в комментариях.
Источник: 4brain.ru

Читаем "Слово о полку Игореве"

 Источник

На этой странице вы узнаете:
  • Кто такой Боян и почему он пишется через букву «о»?
  • Как отношение автора к герою связано с природой?
  • Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
  • Что общего у нас и князя Святослава?
В статье «Слово о полку Игореве. Часть 1» мы подробно обсудили многие загадки «Слова…». В ней мы начали квест по сбору пазлов, а теперь продолжим. Обязательно ознакомьтесь с первой частью, чтобы успешно пройти квест и получить все пазлы! Теперь самое время рассмотреть оставшиеся аспекты произведения. Увлекательного путешествия по Древней Руси!
Сюжет «Слова о полку Игореве»
О чём же «Слово о полку Игореве»?
О походе князя Игоря на половцев. В предыдущей части мы уже сказали о том, что это событие действительно произошло в 1185 году. А что же там происходит, если говорить конкретнее:
Князь Игорь со старшим братом Всеволодом собирается со своей дружиной выступить в поход на половцев. Он не обращает внимания на дурные предзнаменования природы (солнечное затмение, крик воронов).
Русское войско одерживает победу в сражении, но половцы наносят неожиданный сокрушительный удар. Битва длится три дня и заканчивается поражением князей. Игорь с братом попадает в плен. Половцы вторгаются на Русь.
Великому князю Святославу Киевскому снится страшный вещий сон. Почему вещий? Он предрекает беду, это выражается в символа смерти, которые фигурируют в эпизоде сна. О них мы поговорим немного позже, когда будем анализировать образ Святослава.
Затем Святослав узнает о поражении Игоря и призывает всех князей объединиться, произнося «Золотое слово».
Жена Игоря, Ярославна, оплакивает своего мужа и его войско, обращается за помощью к силам природы — это описывается в Плаче Ярославны.
Князь Игорь сбегает из плена с помощью природы, возвращается на Русь.

Композиция «Слова о полку Игореве»
Как же устроено произведение «Слово о полку Игореве»?

Существуют разные взгляды на композицию «Слова…». Мы рассмотрим композицию по теории литературоведа И. Н. Сухих.
Композиция «Слова…» состоит из пяти блоков-фрагментов.

Остановимся на некоторых из блоков подробнее:
Лирические отступления
Автор рассуждает на разные темы. Посмотрим на примеры лирических отступлений:
во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования манере Бояна — древнерусского певца:
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

лирическое отступление о битвах прошлых князей:
Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,

«Золотое слово» Святослава — идейный центр произведения. Именно в этом фрагменте выражается главная идея произведения — необходимость русских князей объединиться.
Святослав призывает русских князей прекратить междоусобицы и вступиться за Игоря:
За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!


Плач Ярославны — лирический центр произведения. Здесь показаны самые сильные переживания героини. В этом фрагменте выражаются чувства Ярославны и всех русских женщин, мужья которых ушли воевать.
Героиня плачет по мужу:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна переживает и за все русское войско:
— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?


Что же значит такое сочувствие героини? А об этом мы поговорим, когда проанализируем ее образ подробнее. Берем найденный пазл и продолжаем наш квест.

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Представь, как было бы интересно пообщаться с жителями других эпох!
Благодаря этому интересу создаются фильмы и сериалы про давние времена. Например, популярный сериал «Бриджертоны» повествует о высшем обществе Лондона в XIX веке. А мы наслаждаемся костюмами героев, поражаемся их способу мышления и находим сходства с современным миром.
Так и литература дает нам возможность узнать больше о давно ушедших эпохах.
Через произведения мы знакомимся с героями и находим ответы на многие наши вопросы. Давайте вместе посмотрим на каждого из героев «Слова…».
Боян
Кто такой Боян и почему его имя пишется через букву «о»?
Боян — древнерусский певец и сочинитель песен.
Обрати внимание, что его имя пишется через «о».
Боян в «Слове о полку Игореве» преподносится как реальная историческая личность. Чтобы охарактеризовать героя, посмотрим на отрывок:
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Боян повествовал об исторических событиях и воспевал князей: его гусли «князям славу рокотали». Певец наделяется качествами провидца, его руки названы вещими — конечно, это просто эпитет, но он подчеркивает способность Бояна видеть будущее. Автор «Слова…» отдает честь древнерусскому певцу, но говорит, что его метод отличается. Посмотрим на этот отрывок:
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Мы видим, для манеры Бояна характерно развернутое высказывание мысли. Автор даже считает это растеканием мысли по древу — излишней многословностью.
Манера автора «Слова…» раскрывается в цитате:
Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой

10 сентября 2024

«Последний поэт XX века»: к юбилею Бориса Рыжего

 Источник

В сентябре 2024 года отмечается 50-летие со дня рождения поэта Бориса Рыжего
. Он прожил всего 26 лет, но за это время успел написать более 1300 стихотворений, около 350 из них были изданы. Рассказываем об авторе, которого называли «последним поэтом XX века», о фильме, снятом к его юбилею, и о мероприятиях в память о Борисе Рыжем, запланированных в разных городах России.
«Самый талантливый поэт своего поколения»

Борис  Рыжий. Кадр из документального фильма Алены ван дер Хорст "Борис Рыжий". (2008)

Борис Рыжий родился в Челябинске
 8 сентября 1974 года. Его мать работала врачом-эпидемиологом, отец был ученым-геофизиком. В семье было еще два ребенка — старшие дочери Елена и Ольга.
Когда Борису Рыжему было шесть лет, семья переехала в Свердловск — так в то время назывался Екатеринбург
. Этот город стал для поэта родным, позже он посвятил ему множество стихотворений.
Писать Рыжий начал рано, в школьные годы. Кроме стихов это были прозаические миниатюры и детективные романы. В 18 лет он занял второе место на московском фестивале студенческой поэзии и после этого стал знаменитым: стихи молодого автора начали публиковать в региональных и всероссийских литературных газетах и журналах.
Борис Рыжий часто ездил на литературные фестивали и встречи поэтов в Москву и Санкт-Петербург. Там он познакомился и подружился со многими авторами середины 1990-х: Алексеем Кузиным, Алексеем Пуриным, Александром Кушнером, Олегом Дозморовым. Встречался он и с мэтрами — Евгением Рейном и Евгением Евтушенко
. Рейн отзывался о Рыжем как о «самом талантливом поэте своего поколения» и называл его «последним поэтом XX века».
Параллельно с литературным творчеством Рыжий занимался и научными исследованиями. Он пошел по стопам отца-ученого, работал в Институте геофизики, опубликовал 18 работ о строении земной коры и сейсмической активности на Урале
.
В 2000 году поэт получил литературную премию «Антибукер» за подборку стихотворений «From Sverdlovsk with Love» («Из Свердловска с любовью». — Прим. ред.), напечатанную в журнале «Знамя». В том же году вышел первый печатный сборник его стихов «И всё такое
Эта книга стала последним прижизненным изданием Бориса Рыжего. Поэт ушел из жизни 7 мая 2001 года. Перед смертью он оставил записку: «Я всех любил. Без дураков».
На надгробном памятнике Борису Рыжему выбиты его собственные строки:
…Душа моя, огнем и дымом,
путем небесно-голубым,
любимая, лети к любимым
своим.
Молодость мне много обещала…
Молодость мне много обещала,
было мне когда-то двадцать лет.
Это было самое начало,
я был глуп, и это не секрет.

Это, — мне хотелось быть поэтом,
но уже не очень, потому,
что не заработаешь на этом
и цветов не купишь никому.

Вот и стал я горным инженером,
получил с отличием диплом.
Не ходить мне по осенним скверам,
виршей не записывать в альбом.

В голубом от дыма ресторане
слушать голубого скрипача,
денежки отсчитывать в кармане,
развернув огромные плеча.

Так не вышло из меня поэта,
и уже не выйдет никогда.
Господа, что скажете на это?
Молча пьют и плачут господа.

Пьют и плачут, девок обнимают,
снова пьют и всё-таки молчат,
головой тонически качают,
матом силлабически кричат.
1997 г.
В России расстаются навсегда
В России расстаются навсегда.
В России друг от друга города
столь далеки,
что вздрагиваю я, шепнув «прощай».
Рукой своей касаюсь невзначай
её руки.

Длиною в жизнь любая из дорог.
Скажите, что такое русский Бог?
«Конечно, я
приеду». Не приеду никогда.
В России расстаются навсегда.
«Душа моя, приеду».

Через сотни лет вернусь.
Какая малость, милость, что за грусть —
мы насовсем
прощаемся. «Дай капельку сотру».
Да, не приеду. Видимо, умру
скорее, чем.

В России расстаются навсегда.
Ещё один подкинь кусочек льда
в холодный стих.
…И поезда уходят под откос,
…И самолёты, долетев до звёзд,
сгорают в них.
1996 г.
Поэзия Бориса Рыжего очень просто и понятно врезается в меня самого и говорит о вещах, близких до оскомины: о детстве, одиночестве, друзьях, любви, вообще о жизни. Есть поэты, которые сочиняют свой мир, а есть такие, как Рыжий, которые очень точно ловят действительность и укладывают ее в строку.
Наше кино не про 1990-е, а скорее про то, как они закончились и началось совсем другое время. <…> О конце короткой, сложной, грустной, веселой, голодной, мечтательной эпохи, вместе с которой оборвалась и жизнь поэта.
Семен Серзин, режиссер фильма «Рыжий»

Хорошего дня с приятностями!


 

09 сентября 2024

9 сентября в истории литературы

 

  • 1933 — В Москве основано издательство «ДЕТГИЗ» (позднее переименовано в издательство «Детская литература»).
  • 2009 — «Архипелаг ГУЛАГ» внесли в обязательную школьную программу по литературе для старшеклассников.

Лев Толстой: к вопросу об исламе и школах

Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828 г. – 20 ноября 1910 г.) – русский писатель, классик мировой литературы. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его взгляды послужили причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения, толстовства, и отлучения писателя от Церкви.
Чем прославил Россию Лев Николаевич Толстой?
Автор трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», он прославился на весь мир своим эпохальным произведением «Война и мир» и блестящим романом «Анна Каренина».

Что открыл Лев Николаевич Толстой?
Л. Н. Толстой открыл начальную школу для крестьянских детей. Раньше крестьянским ребятишкам не разрешалось входить в графскую усадьбу. В середине 19 века школ было немного, обучение было домашним и доступно только людям из высшего сословия. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний в ней не будет. Всего же за время своей педагогическом деятельности Толстой открыл свыше 20 школ по Крапивенскому уезду в Тульской губернии. По его инициативе также издавался педагогический журнал «Ясная поляна». Литератор разработал учебные программы, написал множество статей по воспитанию и обучению детей.
Чем должна заниматься школа, по мнению Л. Н. Толстого?
ОН СЧИТАЛ: ШКОЛА ДОЛЖНА ДАВАТЬ ДЕТЯМ ШИРОКИЙ КРУГ ЗНАНИЙ, ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАТЬ ИХ ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ. ТОЛСТОЙ ОТРИЦАЛ ЗАРАНЕЕ УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРОГРАММЫ, ТВЁРДОЕ УЧЕБНОЕ РАСПИСАНИЕ, ТРЕБОВАЛ, ЧТОБЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ОПРЕДЕЛЯЛОСЬ ИНТЕРЕСАМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ.
Какой вклад внёс Лев Толстой?
Помимо педагогики, Лев Толстой занимался написанием сказок. Он внес существенный вклад в развитие зоологических произведений. Животные в его многочисленных рассказах не очеловечиваются, а остаются в пределах своих биологических и психических возможностей.
Сколько книг написал Лев Толстой?
Сохранилось 174 художественных произведения Толстого, включая незавершенные сочинения и наброски. Окончательный текст рождался из огромного количества черновиков, начал, редакций, вариантов, которые отвергались автором безжалостно.
На фото: Лев Николаевич Толстой с братьями Дмитрием, Николаем, Сергеем. 1854 год. Дагерротип.
Лев Толстой в кругу семьи
В чем суть учения Толстого?
Сторонники этого учения исповедовали ненасильственный безгосударственный образ жизни, земледельческий труд, равноправие, свободу убеждений и верований. Идеологически толстовство было несомненно оппозиционно государственной власти и выражало духовный протест против узаконенных этой властью насильственных форм жизни.
Какова была философия Толстого?
Толстой считал, что истинный христианин может обрести вечное счастье, стремясь к внутреннему совершенству, следуя Великой Заповеди любви к ближнему и Богу, а не руководствуясь указаниями Церкви или государства.
Как Лев Толстой принял ислам?
Во-первых, писатель не принял Ислам открыто и ясно, не имел мусульманской практики. Нельзя забывать, что одновременно с поиском правды об Иисусе, признанием себя «добрым магометанином», он в неменьшей степени был восхищен Буддой и Конфуцием
Что говорил Лев Толстой о религии?
Без религии нельзя жить. Только религия даёт определение хорошего и дурного, и потому человек только на основании религии может сделать выбор из всего того, что он может желать сделать. Только религия уничтожает эгоизм, только вследствие религиозных требований человек может жить не для себя.
⧪ Удивил меня очень вопрос о принятии Толстым ислама (см выше). Погуглила и нашла, что это по сути фейк. Привожу цитату:
Хотя даже подлинные цитаты Толстого говорят о его положительном отношении и искреннем интересе к исламу, делать из этого вывод о принятии писателем мусульманства безосновательно. Нам не удалось найти ни единого подтверждения того, что он сменил веру или следовал мусульманским обрядам. Например, в 1908 году в своём дневнике Толстой оставил запись о том, что хочет быть похороненным в простом деревянном гробу, в то время как мусульман принято хоронить в саване. Источник

Особенно интересны комментарии  к  статье, из которой взята цитата. Называется статья  "Правда ли, что Лев Толстой когда-то принял ислам?" Кстати, арабское слово "ислам" переводится на русский как "покорность одному Богу".
По моему мнению, стоит также прочитать статью "Толстой и ислам" ссылка Статья заканчивается словами, которые я, боясь изменить своим принципам, не стану приводить здесь. Однако соглашусь с автором: написано прямо будто для нашего времени, не правда ли?

И ещё. О школах, открытых Львом Николаевичем Толстым для крестьянских детей, все знают. Я просто выделила шрифтом кредо великого писателя и человека о том, чем должна заниматься школа. Как говорится, без комментариев. Весьма актуально

В заключение своих заметок (а читатели должны увидеть, что в конце  постов я высказываю какие-то соображения по поводу их содержания) скажу, что мне мой своеобразный календарь рождений писателей и поэтов, ученых, мыслителей помогает  узнать больше любопытных и интересных фактов о них. Замечу не без иронии: полезная штука Интернет для расширения кругозора.

Итоговое сочинение 2024-2025

 ФИПИ опубликовал структуру и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.

В 2024-2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.

→ Разделы и подразделы: 1is.pdf
→ Комментарии: 2is.pdf
→ Образец комплекта тем 2023/24 учебного года: 3is.pdf
→ Критерии оценивания итогового сочинения: 4is.pdf

→ Все темы итогового сочинения с 2014 года: 4ege.ru/sochinenie/57444-vse-temy-itogovogo-sochineniya-s-2014-goda.html


Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Читать полностью

08 сентября 2024

Зачем нужно быть грамотным?

 Это конкурсное сочинение-эссе одной моей ученицы. Бывшей ученицы. Написала его она, когда была школьницей.

Кто грамоте горазд,
тому не пропасть.
Русская пословица

Спросим себя: «А зачем надо быть грамотным?» Может быть, и необязательно учить правила, запоминать исключения из них? Ведь каждый из нас говорит по-русски, понимает устную речь с детства, а письменную – закончив начальную школу…
Для того чтобы ответить на вопросы, поставленные в начале сочинения, надо определить, что такое быть грамотным человеком.
Прежде всего быть грамотным – это значит уметь читать и писать. Грамотный человек знает грамматику русского языка, правила написания слов и расстановки знаков препинания в предложениях, умеет пользоваться ими в речи. Не овладев хорошо этими знаниями, умениями и навыками, ты будешь плохо учиться, получать «тройки» и «двойки» -- и не только по русскому языку, но и по другим предметам. Тебя будут все ругать. Ты будешь чувствовать себя неловко среди более грамотных друзей и приятелей. Будешь совсем неуспешным. Тебя не выберут для участия в конкурсе, в олимпиаде, не поручат выпустить стенгазету или сделать презентацию. Что с тебя – троечника (двоечника) по русскому языку -- взять!
Не зря ведь народ во все времена особенно ценил грамотных людей. Они составляли разные деловые бумаги для неграмотных, писали для них письма, проверяли денежные документы, рассказывали о том, что знали сами из прочитанных книг.
О грамотных и грамотности существует множество пословиц. Вот для примера некоторые из них: «Грамоте учиться всегда пригодится», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Побольше грамотных – поменьше (простите! Рук.) дураков», «Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота – чтобы знания черпать».
Однако сегодня недостаточно просто уметь читать и писать. Знание школьной грамматики, правил – это ступенька для следующего твоего шага. Эти знания помогут тебе стать образованным человеком, освоить разнообразные науки. Приведу пример из моей школьной жизни. Некоторым из нас (и мне тоже, признаюсь) тяжело даётся математика. Никак не научимся мы решать арифметические задачи, которые наши дедушки и бабушки просто «щелкали», будто семечки, как они говорят. По мнению учительницы математики, мы плохо понимаем прочитанное, «не умеем разложить условие задачи по полочкам». Выходит, не совсем ещё грамотные даже на первой ступеньке.
Как тут себе помочь? Взрослые – мама с папой, учителя, родственники – говорят, что надо больше читать. Когда с мамой готовились к этому конкурсу, она нашла для меня хорошие слова М. Горького из его повести «В людях»: «Ночь была светлая, луна смотрела прямо в окно, мелкий шрифт не давался зрению. А читать хотелось мучительно». Кстати, в школе нам рассказывали, что именно книги помогли Горькому стать великим человеком. Он был из бедной семьи, и его никто не учил. Он сам выучился читать по вывескам на улице.
Ещё об одном поучительном факте хочется вспомнить. Маленькому Саше Пушкину запрещали читать ночью, но он тайком пробирался в библиотеку отца и «пожирал» там книги целыми ночами.
Вывод: чтобы овладеть новыми знаниями, расширить свой кругозор, надо много читать. И это тоже означает быть грамотным человеком.
Знание правил (или как говорит Валентина Васильевна: «норм литературного языка») помогает в общении. Человек должен соблюдать эти нормы, совершенствовать свою речь. Это возможно тоже благодаря чтению.

Не простое умение читать и писать, а функциональная грамотность

С 1967 года 8 сентября во всем мире ежегодно проводятся празднования по случаю Международного дня грамотности (МДГ) с целью напомнить политикам, специалистам-практикам и обществу о важности грамотности для создания более грамотного, справедливого, мирного и устойчивого общества.
Грамотность — одно из основных прав человека. Она обеспечивает реализацию других прав человека, больших свобод и глобальной гражданственности. Грамотность — это основа для получения человеком более широких знаний, навыков, ценностей, установок и моделей поведения, способствующих формированию культуры прочного мира, основанной на уважении равенства и недискриминации, верховенства закона, солидарности, справедливости, разнообразия и терпимости, а также построению гармоничных отношений с самим собой, другими людьми и планетой. Однако в 2022 году по меньшей мере один из семи взрослых в возрасте 15 лет и старше (754 миллионов человек) не имел базовых навыков грамотности. Кроме того, миллионы детей с трудом овладевают минимальными навыками чтения, письма и счета, а около 250 миллионов детей в возрасте от 6 до 18 лет не посещают школу.
Какая страна первая по грамотности?
По естественнонаучной грамотности лидером стала Финляндия (549 баллов)
Какие виды грамотности есть?
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
На каком месте Россия по уровню грамотности?
В последней PISA — 2018, в которой официально участвовала Россия, страна по читательской грамотности заняла 31-е место, по математической грамотности — 30-е, по естественно-научной грамотности — 33-е.
Кто создал грамотность?
Прилагательное «грамотный» (греч. Literatus), было введено Цицероном, который назвал так образованного человека. В средние века грамотным называли умевшего читать на латыни, после 1300 года – того, кто хоть немного умел читать на латыни, а после Реформации – того, кто мог читать и писать на родном языке.
На каком месте Россия по высшему образованию?
Индекс уровня образования или Education Index — показатель уровня образования в странах мира, индекс Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. liiil! Россия находится на 42 месте.
Сравнение показателей высшего образования в России и в странах мира Научная статья здесь

Мы все понимаем, что грамотность -- это не только простое умение читать и писать. Выше сказано, какие виды грамотности есть. И всё это называется функциональной грамотностью. Исследованиями уровня грамотности населения занимаются несколько международных организаций. Сейчас функциональная грамотность изучается в таких международных исследованиях, как PIRLS, PISA, TIMSS.
Как определяется уровень грамотности?
Уровень грамотности взрослого населения — доля грамотных в возрасте 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение (обычно в процентах) между числом грамотных и численностью всего населения.
PISA -- это международная программа по оценке качества обучения, появилась в 2000 году и сейчас проводится каждые 3 года.
Какой документ определяет основы функциональной грамотности?
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному вхождению в жизнь. 
Как оценить уровень функциональной грамотности?
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учащихся, нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий,
И напоследок. Я приняла участие в Инфодиктанте сегодня. Получила сертификат. Текст не очень сложный -- в рамках школьных знаний. Но так как проверка автоматизирована, вариативность не учитывается, как например, в Тотальном диктанте. Описки, случайно вставленные буквы  считаются полноценными ошибками. А они вполне возможны, потому что набираешь текст на клавиатуре онлайн. Всего три минуты даётся на последнюю проверку.
Инфоурок впервые провёл такое мероприятие, поэтому были накладки, которые, я думаю, многим помешали написать текст на "пятёрку".. Однако хорошо, что приобщились к такому серьёзному и очень полезному мероприятию.

Зеленые, желтые или красные — какие яблоки полезнее?

 Источник

Каждый вид яблок (красные, желтые или зеленые) имеет свои уникальные полезные свойства и трудно сказать - какие из них однозначно лучше. Все дело в том, какую цель вы преследуете. Давайте рассмотрим их особенности.
Когда речь заходит о яблоках, их цвет действительно играет роль не только в определении вкуса, но и в различиях состава полезных веществ. И, хотя любые яблоки полезны для организма, их свойства могут варьироваться в зависимости от окраса.
Зеленые яблоки выделяются высоким содержанием кислот и витамина С. Это делает их идеальными для поддержания иммунитета и улучшения пищеварения. Они также считаются диетическими и гипоаллергенными из-за низкого содержания сахара и пигментов. Эти яблоки рекомендуются для тех, кто следит за калориями и хочет избежать аллергических реакций.
Красные яблоки отличаются большей сладостью, что делает их менее предпочтительными для людей с диабетом, аллергией или чувствительными зубами. Однако они богаты антиоксидантами, которые помогают защищать организм от воспалений и окислительного стресса.
Желтые яблоки содержат больше всего пектина и бета-каротина, полезных для здоровья кожи и зрения. Несмотря на их сладкий вкус, количество сахара в них сопоставимо с красными яблоками, поэтому их также следует употреблять умеренно.
При выборе яблок следует обращать внимание не только на цвет, но и на яркость окраса: более насыщенный цвет указывает на более высокое содержание соответствующих веществ. Таким образом, цвет яблока может быть подсказкой к тому, какие полезные свойства у него преобладают и каким образом его можно лучше интегрировать в рацион.

07 сентября 2024

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!»

Алекса́ндр Ива́нович Купри́н (26 августа [7 сентября] 1870, Наровчат, Пензенская губерния — 25 августа 1938, Ленинград) — выдающийся русский писатель, поэт, драматург, переводчик конца XIX – первой трети XX века.

Чем знаменит Александр Иванович Куприн?
В историю отечественной литературы он вошёл как автор повестей и романов «Молох» (1986), «Олеся» (1898), «На переломе (Кадеты)» (1900), «Поединок» (1905), «Яма» (1909—1915), «Юнкера» (1928), «Колесо времени» (1929). Александр Иванович был удивительным мастером рассказа.
Какая повесть принесла Куприну известность?
Литературную известность принесла повесть «Олеся» (1898) – о драматической любви, выросшей в лесной глуши, девушки-дикарки и приехавшего из города начинающего писателя.
Каковы темы творчества Александра Ивановича Куприна?
Творчество писателя А. И. Куприна

  • Романтика и любовь к жизни
  • Отражение социальных проблем в произведениях Куприна
  • От романтики к реализму
Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях человека, освобождения от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.
В чем особенность произведений Куприна?
А. Куприн, «отмежевавшись» от классического реализма, обращается к возвышенному миру «естественного человека», близкого к природе, миру, полного надежд, дум о будущем и настоящем, осознавая при этом его глубочайший трагизм. В основу такого миропонимания писателя заложен принцип «романтического двоемирия».
Какая тема является ведущей в творчестве А. И. Куприна?
Тема любви в творчестве А. И. Куприна является одной из ведущих. Идея принадлежности этого чувства к иному миру раскрывается писателем как Божественный дар, реализуемый в земной жизни.
Чем увлекался Куприн?
Поклонник физического здоровья, мускульной силы и ловкости, Куприн в юнкерскую пору был ловким гимнастом. А после выхода в запас, уже в 1895 г. в Киеве, 25-летний Куприн поступил в кружок любителей тяжелой атлетики и считался одним из лучших тяжелоатлетов и борцов.
Какой должна быть настоящая любовь, по мнению Куприна?
Устами генерала Аносова Куприн говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». В «Чистом понедельнике» Бунина герой любит свою загадочную возлюбленную и хочет взаимного чувства.
Сколько всего произведений написал Куприн?
Литературное наследие Куприна значительно и насчитывает более 950 произведений в различных жанрах. Он признанный мастер короткого рассказа и автор крупных повестей: «Олеся», «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Юнкера» и другие.
Сколько профессий было у Куприна?
Куприн сменил множество профессий. Он был и боксером, и цирковым борцом, и землемером, и учителем, и актером, и рекламным агентом, и рыбаком, и воздухоплавателем, и шарманщиком, и продавцом «пудерклозета инженера Тимаховича».
Зачем Куприн встречался с Лениным?
Куприн пытался сотрудничать с большевистской властью, собирался издавать крестьянскую газету “Земля”, для чего встречался с В. И. Лениным.
Почему Куприн покидает Россию?
Но попытки наладить контакт оказались тщетными, и писатель присоединился к Белому движению. После череды крупных военных поражений он был вынужден покинуть страну. За границей Куприн сотрудничал с рядом эмигрантских изданий, а также опубликовал несколько важных произведений, среди которых романы «Юнкера» и «Жанета».
Кто на самом деле совершил чудо в рассказе "Чудесный доктор"?
В течение 1847 года Пироговым было успешно выполнено 300 операций с применением только что открытого эфирного наркоза – из 690, проведённых по всей России. Выдающийся врач, он первым применил крахмальную, а затем гипсовую повязку для «сберегающего лечения» при переломе конечностей.
Какое хобби было у Куприна?
Александр Куприн и авиация
имел экзотическое увлечение — по современным меркам он был настоящим экстремалом. Александра Куприна привлекала романтика авиации. Будучи мужчиной с могучей комплекцией, он поднимался в небо на воздушном шаре и аэропланах и спускался на морское дно в водолазном костюме.
Столько интересных фактов из жизни и творчества Александра Ивановича Куприна! Не могла остановиться и спешу поделиться ими с читателями. Некоторые факты общеизвестны, мы приводим их на уроках литературы. Однако, например, о встрече Куприна с Лениным я прочитала впервые. Или о том, что Александр Иванович написал более 950 произведений.
Поистине великий писатель и замечательный человек.
Об А.И. Куприне можно прочитать по ссылке на сайте "Культура.РФ".
Александр Куприн и его жена Елизавета Морицевна в форме сестры милосердия. 1914 год.
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна  ссылка
Как считал Александр Куприн
, «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!». Самое известное произведение о любви — повесть «Гранатовый браслет»
 — мы обсудили с Ириной Кочергиной, кандидатом филологических наук, преподавателем русского языка и литературы московской школы №57. Из нашего материала вы узнаете, как у Куприна возникла идея такой трагической повести, почему «Гранатовый браслет» нельзя считать историей о «маленьком человеке» и на какие детали нужно обратить внимание, чтобы понять все смыслы, скрытые в произведении. Источник

06 сентября 2024

Что такое литораль?

 Источник

Давайте узнаем, что означает это красивое и необычное слово!
Литоралью (от латинского litoralis — «береговой») называют зону морского дна, которая затопляется во время прилива и осушается во время отлива. Ее ширина может варьироваться от нескольких метров до многих километров: всё зависит от уклона дна и амплитуды приливно-отливных колебаний. В этой зоне наблюдаются значительные изменения условий окружающей среды в течение дня.
Литораль может быть разделена на несколько подзон.
Супралитораль. Это область, расположенная выше уровня максимального прилива, которая изредка заливается водой.
Эулитораль. Основная часть литоральной зоны, которая регулярно заливается водой и осушается в зависимости от приливов и отливов.
Сублитораль. Область, которая находится ниже уровня минимального отлива и постоянно находится под водой.
Литоральные зоны важны для экосистем, поскольку они являются местообитанием для множества видов растений и животных, адаптированных к изменяющимся условиям.
Литораль интересна прежде всего своей необычной фауной: ее обитатели приспособлены к периодичному пребыванию на воздухе, суточным колебаниям температуры, уровню солености и даже изменяющимся режимам действия солнечной радиации!

Случайная цитата по литературе... и не только

 Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать

Рене ДЕКАРТ

Рене Декарт (31.03.1596 - 11.02.1650)
. Французский философ и математик.
Декарт заложил основы аналитической геометрии, ввёл многие современные алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи. Ввёл представление о рефлексе.
Что открыл Рене Декарт кратко?
Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм.
Как называют учение Р Декарта?
Субстанциальный дуализм: концепция Рене Декарта и ее развитие В этой части узнаем, как Рене Декарт, впервые сформулировавший психофизическую проблему, пришел к своей концепции: сознание и тело — две разные субстанции. И как эту идею подхватили другие философы.
Почитать о Декарте можно здесь
«Я мыслю, следовательно, существую»
В чем нельзя усомниться по Декарту?
Единственное, в чём нельзя сомневаться, — это в самом акте сомнения, и шире — мышления. Отсюда Декарт делает вывод, что мышление есть первичный критерий существования. «Я мыслю, следовательно, существую»Более точный перевод — «Я мыслю, следовательно, я есть». Акт мышления — фундаментальная характеристика человека, без которой невозможно его существование.
Размещая обычный пост "Случайная цитата по литературе", неожиданно пришла к известному афоризму. Вроде и знала, что он принадлежит кому-то из древних философов, но что -- Декарту, не помнила. Действительно, верно утверждение: начинаешь гуглить об одном, а узнаёшь так много всего другого, что бывает и остановиться трудно в своём поиске.