01 июня 2025

"Ловушки" ОГЭ. Шпаргалка по орфографии

 ‼✅Ловушки ОГЭ – 2025. Шпаргалка перед экзаменом

⛔ -- этот знак в нашем материале означает ошибочное суждение. Оно выделено чёрным шрифтом. Будьте внимательны!

💥1. Не путайте существительное и производный предлог‼

✅В ТЕЧЕНИЕ (суток) –– на конце производного предлога пишется буква Е.
✅В ПРОДОЛЖЕНИИ (книги) –– в окончании формы предложного падежа имени существительного на -ИЕ пишется буква И.
⛔В ПРОДОЛЖЕНИЕ (часа) –– в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.

‼В последнем случае перед нами производный предлог, так как ‼СЛОВО УКАЗЫВАЕТ НА ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ И имеет временное значение.

💥2. НЕ ГОТОВ, НЕ РАД, НЕ ПОХОЖ – НЕ глаголы, а краткие
прилагательные‼

⛔НЕ ГОТОВ –– частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
⛔НЕ РАД (ничему) –– частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
⛔(ни на кого) НЕ ПОХОЖ –– НЕ с глаголом пишется раздельно.

💥3. СОРОКАЛЕТНИЙ – это не числительное, а прилагательное.

⛔СОРОКАЛЕТНИЙ – сложное имя числительное пишется слитно.

💥4. Ь после Ш, Ж, Ч, Щ мягкость согласного НЕ ОБОЗНАЧАЕТ‼.

⛔ПЕЧЬ (пирог) –– буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
⛔ДОЧЬ –– буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.
⛔ЕШЬТЕ –– в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

✅УДИВИТЕЛЬНЫЙ –– буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего
согласного.

💥5. Не путайте наречия с другими частями речи: ПРОЧЬ, НАВЗНИЧЬ – наречия;
ЛИШЬ – союз/частица‼

✅ПРОЧЬ –– в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.
⛔НАВЗНИЧЬ –– в кратком имени прилагательном с основой на шипящий пишется буква
Ь.

⛔ЛИШЬ –– в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

Как появился Международный день защиты детей

1 июня в России традиционно празднуется Международный День защиты детей. Это праздник не государственный, но хорошо узнаваемый.
Идея праздника была официально объявлена в 1949 году. Его учредили на конгрессе Международной демократической федерации женщин в Париже.

В конце сороковых годов в мире было много детей, потерявших дом и семью в годы Второй мировой войны. Как их не оставить сиротами, устроить, вылечить, выучить - эти актуальные вопросы требовали государственного и общественного внимания
Уже в 1950 году День защиты детей стали широко отмечать по всему миру.
От чего нужно защищать детей?
Конечно, дети - одна из самых незащищенных возрастных групп в любом обществе. Они, в общем, не имеют возможности защитить свои права, это должны делать взрослые. И праздник 1 июня напоминает им об этом.
Все, что грозит жизни и здоровью ребенка, чревато насилием или эксплуатацией, лишает его свободы, уважения, заботы, права на образование и развитие, в идеале должно быть устранено. Не говоря уже о таких опасностях, как вооруженные конфликты, семейное насилие, бедность, сиротство, опасные последствия стихийных бедствий. От всего этого надо защищать и взрослых, но ребенка вдвойне.
Как Россия присоединилась к празднованию?
Россия в советское время сразу же поддержала праздник и стала его праздновать 1 июня, как и большинство стран. Об этом дне писали в газетах, к нему приурочивали рассказы о советском детстве и защите прав детей в мире.
На какие документы опираются защитники детских прав в мире и в России?
Более 100 лет назад, еще в 1924 году на пятой Ассамблее Лиги Наций в Женеве, была утверждена Декларация прав ребенка. Это был первый международный документ, созданный для защиты детей и их прав. Пять принципов Декларации прав ребенка отмечали, что:Он должен обладать всеми средствами, которые необходимы для его нормального физического и духовного развития.
➤Голодного ребенка нужно накормить, больного ребенка - вылечить, ошибающегося - поправить, провинившегося - перевоспитать. Сироты и беспризорники должны получить поддержку и защиту.
Ребенок должен первым получать помощь во время трудностей.
Ребенок должен быть защищен от любых форм эксплуатации.
Ребенок должен быть воспитан с пониманием, что его лучшие качества должны быть направлены на помощь ближним.

 В 1959 году была принята декларация ООН, в основу которой была положена Женевская декларация. В нее были добавлены и новые важные пункты о том, что:На права детей не должен влиять их цвет кожи, язык, пол или религия;

Все дети имеют право на образование, и оно должно быть бесплатным на начальных стадиях
Для полноты и гармоничности развития детям необходимы понимание и любовь.

В 1989 года появилась Конвенция о правах ребенка, созданная на основе двух этих деклараций. С 1990 года СССР ратифицировал эту конвенцию, а после распада Советского Союза она продолжила действовать в России.
Права детей в России защищает закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", принятый 24 июля 1998 года. Он устанавливает основные гарантии предусмотренных Конституцией прав и законных интересов ребенка.
Является ли положение детей в мире по-настоящему защищенным?

К сожалению, несмотря на наличие праздника защиты детей и декларацию приверженности принципам защиты детства, положение детей в мире нельзя назвать безоблачным.
По данным ООН, в 2020 году в эксплуатацию детского труда в мире были вовлечены почти 160 миллионов несовершеннолетних - то есть каждый десятый ребенок старше пяти лет. Хотя она сокращается: по тем же данным, за последние 20 лет количество эксплуатируемых детей уменьшилось на 85,5 миллиона.
В наименее развитых странах каждый четвертый ребенок занят вредным для здоровья детским трудом.
Около одного миллиарда детей в год страдают от физического, сексуального или психологического насилия.
По данным ООН 2023 года более 30 миллионов детей в 15 странах мира страдают от острого недоедания, восемь миллионов имели тяжелые формы физического истощения.
В среднем по миру на поддержку детей уходит 1,1 процента ВВП. В некоторых странах Африки этот показатель еще ниже - около 0,4 процента ВВП. Не исчез и детский голод. По данным ЮНИСЕФ, сегодня в гуманитарной помощи нуждаются более 213 миллионов детей.
Так что в каком-то смысле это праздник со слезами на глазах.
Что актуально для России?
Физическое истощение детей, острое недоедание - эти недетские проблемы детства все-таки аномалия для России. Но бедность семей, сказывающаяся на положении детей, пьянство родителей и лишение их родительских прав, сопровождающееся изъятием детей из семьи и помещением их в детские дома (не всем из них выпадает счастливая участь благополучного усыновления) - это серьезные проблемы и вызовы нашего времени. В России, как и в большинстве развитых стран, работает институт детского омбудсмена. И одной из самых интересных его программ стал проект ВИСП - Всероссийской инспекции системы профилактики социального сиротства. Это политика сбережения семьи и помощи родителям, которых лишили родительских прав, в реабилитации от зависимостей и возвращении детей в родную семью. Детский омбудсмен в этом году будет докладывать президенту об успехах в этом несомненно гуманном деле.

31 мая 2025

Им восхищались Иван Бунин и Марлен Дитрих

Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892, Москва — 14 июля 1968, Москва) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчикru.wikipedia.org*

Некоторые факты из биографии:
  • Участвовал в Первой мировой войне в составе военно-санитарного поезда.
  • Во время Гражданской войны был призван в Красную армию, где проходил службу в караульном полку.
  • С 1923 года жил в Москве, где работал редактором в РОСТА.
  • В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли», а в 1929 году был напечатан роман «Блистающие облака».
  • В 1930-е годы создал разнообразные по тематике повести: «Колхида», «Чёрное море», «Северная повесть», историко-биографические «Исаак Левитан», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко».
  • Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом на Южном фронте, служил в аппарате ТАСС, а затем был направлен в Барнаул для работы в театре Таирова, где впервые была поставлена его пьеса «Пока не остановится сердце», посвящённая борьбе с фашизмом.
  • С середины 1950-х годов стал писателем с мировым именем, признание таланта которого вышло за границы России.
  • Последние годы жизни писатель посвятил работе над автобиографическим произведением «Повесть о жизни». dzen.ru litres.ru
Некоторые произведения Паустовского:
  • «Кара-Бугаз» (1932);
  • рассказы и повести о природе средней полосы России;
  • очерки о других странах;
  • литературные портреты художников, писателей разных эпох и стран;
  • сказки: «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша». litres.ru
Паустовский четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965, 1966, 1967, 1968). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1962), Ленина (1967), медалями «За оборону Одессы» (1995; посмертно), «За отвагу» (1997; посмертно) и другими. 
Среди детей популярны такие произведения Константина Паустовского, как:
  • Сказки: «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей», «Дремучий медведь», «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», «Заботливый цветок» и другие.
  • Рассказы: «Резиновая лодка», «Сивый мерин», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Подарок», «Сказочник», «Золотой линь» и другие.
  • Повести: «Кара-Бугаз», «Собрание чудес», «Колхида» и другие.
  • Мечта Дитрих
    Источник
    Мировое признание пришло к Паустовскому ещё в середине 1950-х годов, когда он получил возможность путешествовать по Европе. Русский писатель побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии, позже посетил Париж, Афины и другие заграничные города.

  • Марлен Дитрих на коленях перед Константином Паустовским.
    Марлен Дитрих на коленях перед Константином Паустовским. Фото: Кадр youtube.com

    Талант русского писателя в своё время оценила даже легендарная Марлен Дитрих, на которую «Телеграмма» Паустовского произвела такое впечатление, что «ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть». Приехав в 1964 году на гастроли в Москву, знаменитая актриса больше всего хотела встретиться со своим кумиром, и ей посчастливилось это сделать. Фотоснимки легендарной встречи, на которых секс-символ XX века стоит перед советским писателем на коленях и целует ему руки, стали сенсацией и быстро разлетелись по всему миру.

    Встрече с Паустовским в Центральном Доме Литераторов Дитрих посвятила в автобиографии целую главу. Она писала: «По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени<...> Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“. В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно».

    Их встреча состоялась незадолго до смерти писателя. К этому моменту он уже пережил несколько инфарктов и страдал от тяжелой астмы. На концерт Дитрих «доктор Пауст» отправился буквально из больницы в сопровождении домашнего врача.

"Ловушки"ОГЭ. Задание 2

 Источник


 Чтобы безошибочно определить  грамматическую основу предложения, необходимо задать  общий вопро: о чём или о ком говорится в предложении, затем конкретный вопрос: кто/что. Следующий общий вопрос: что говорится о подлежащем и уточняющие вопросы: что делает предмет; каков предмет; что это такое; кто это такой;  что делано/сделано.
⧫ Есть такие сказуемые: да и нет. Не забудьте частицу бы, если вам встретится сказуемое в форме условного наклонения.
⧫ Обращение грамматически не связано с членами  предложения, поэтому оно не может быть подлежашим

30 мая 2025

Был такой популярный русский поэт-романтик... и теперь его стихи в исполнении искусственного интеллекта

 Константин Михайлович Фофанов (1862–1911) — русский поэт-романтик, автор поэмы «Волки», «Весенней поэмы» и многочисленных стихотворений.

souzpisatel.ru
Родился 30 мая 1862 года в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Образование получил в дешёвых частных пансионах. Дебютировал в печати в 1881 году. 

Публиковал стихи в иллюстрированных еженедельниках и в газете А. С. Суворина «Новое время», отличался высокой плодовитостью. После успеха первого сборника «Стихотворения» (1887) А. С. Суворин издал второй сборник с таким же названием (1889). Затем вышли книги стихотворений «Тени и тайны» (1892), повесть в стихах «Барон Клакс» (1892), «Стихотворения» (в пяти частях, 1896). 
Поэзии Фофанова присуще противопоставление низкой действительности высоких идеалов, декларативность, живописная выразительность, языковые и стилистические небрежности и вольности, воспринимавшиеся как проявления искренности. 
Период с середины 1880-х до середины 1890-х в истории русской поэзии нередко называют «фофановским», поскольку поэзия Фофанова оказалась созвучна распространённым настроениям, нашла широкий отклик у читателей и вызвала подражания. 
О творчестве Фофанова одобрительно отзывались художник И. Е. Репин, поэты Я. П. Полонский и А. Н. Майков, писатели Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков. 
Константин Фофанов умер 30 мая (по новому стилю) 1911 года в возрасте 49 лет от воспаления лёгких и общей истощённости.
Константин Фофанов
Нарядили ёлку в праздничное платье
Нарядили ёлку в праздничное платье:
В пёстрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей…
Грезятся им ёлка в освещённом зале,
Хохот и рассказы радостных детей.

Май
Бледный вечер весны и задумчив и тих,
Зарумянен вечерней зарею,
Грустно в окна глядит; и слагается стих,
И теснится мечта за мечтою.

Что-то грустно душе, что-то сердцу больней,
Иль взгрустнулося мне о бывалом?
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Там, за душной чертою столичных громад,
На степях светозарной природы,
Звонко птицы поют, и плывет аромат,
И журчат сладкоструйные воды.

И дрожит под росою душистых полей
Бледный ландыш склоненным бокалом,
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Дорогая моя! Если б встретиться нам
В звучном празднике юного мая —
И сиренью дышать, и внимать соловьям,
Мир любви и страстей обнимая!

О, как счастлив бы стал я любовью твоей,
Сколько грез в моем сердце усталом
Этот май-баловник, этот май-чародей
Разбудил бы своим опахалом!..
1885 г.
Журавли
Свежело. Астры отцветали.
Сквозное золото аллей
Чуть трепетало. Я в печали
Следил за лётом журавлей.
Они пугливо отлетали
К теплу полуденных морей!
Их стая в небе потонула, —
Я проводил их недвижим.
Вдруг чем-то радостным пахнуло, -
Я счастлив счастьем стал чужим!
Моей душе отрадно было,
Что, бросив севера ночлег,
Они не встретят здесь уныло
Последний лист и первый снег.
И думал: так мечты поэта,
Звеня, стремятся от земли —
К любви, в лазурь тепла и света,
Как вы, седые журавли!..
Я покорена этими простыми, незатейливыми стихами. И звучными. Образными. Сосны в мантии морозной. Сквозное золото аллей. Седые журавли. Бледный ландыш склонённым бокалом. Май веет своим опахалом...
Почему ландыши как бы в бутылке? Потому, что картинки сгенерировал искусственный интеллект по цитатам из стихотворений Константина Фофанова (ландыш сравнивается с наклонённым бокалом -- сейчас в него польётся вино). Я, отправляя запрос, не мудрствовала лукаво: выбрала стиль фотореализм и дальше без особенностей. Меньше минуты -- и картинка готова. Называется ресурс Шедеврум. Про алмазный блеск бедновато. Впрочем, мне всё понравилось. И картинки, и сам процесс.

Что такое «Парижский синдром?»

 Источник

Парижский синдром — это психическое расстройство, которое возникает у некоторых туристов, когда их ожидания от Парижа не совпадают с реальностью.
Парижский синдром — это острое чувство разочарования, которое может сопровождаться депрессией, тревогой, галлюцинациями, бредом, даже соматическими симптомами (головокружение, тахикардия, потливость)! Человек может испытать настоящую дезориентацию и потерять связь с реальностью.
Почему это происходит?
Это связано с культурным шоком. Париж часто идеализируют в кино, рекламе и книгах как город мечты: романтика, элегантность, вежливость. На деле же туристы сталкиваются с шумными улицами, грубым обслуживанием, карманниками и другими неприятными аспектами мегаполиса. Это разочарование может вызвать очень сильную психическую реакцию.
Кто в группе риска?
Парижский синдром чаще всего встречается у японских туристов. Предположительно, это связано с языковым барьером, культурными различиями и высоким уровнем идеализации Парижа в японской культуре.
Как с этим справляются?
В большинстве случаев достаточно сменить обстановку — покинуть Париж или отдохнуть, обратиться к врачу или психологу. Интересно, что японское посольство в Париже даже подготовлено к таким ситуациям — они помогают своим гражданам, столкнувшимся с этим синдромом.
Мне   удалось несколько лет назад побывать в Париже. Несомненно, это знаменитый город, центр мировой культуры. Лувр, Версаль, Собор Парижской Богоматери, Елисейские поля, Эйфелева башня -- всё это в мире на слуху и на виду. Да, я везде там была. Однако вот не осталось у меня такого уж сногсшибательного впечатления, и вспоминаются всё больше грязные улицы, много африканцев (тогда ещё не было наплыва эмигрантов в Европе, и в Париже в частности), ресторанчик с традиционной французской кухней -- лягушками, улитками и ещё с чем-то экзотическим -- я попробовала только улиток... клопы в гостинице. Было такое на самом деле. Сформировавшиеся на основе фильмов более презентабельные представления, к сожалению, не подтвердились в реальности. Париж в жизни больше похож, по моему мнению, на описания из знаменитых французских романов. Разочаровалась я в нём. Увидеть   Париж... и умирать совсем незачем.  Парижский синдром.
Вид на Париж с башни Монпарнас
Лувр. Парадный вход
Собор Парижской Богоматери (ещё не было пожара)
В Парижском подвальчике
Что-то мы  там ели экзотическое

29 мая 2025

Бог вина Бахус, Амур, грации, Венера-Киприда являются лирическими образами его стихов

Константин Николаевич Батюшков (1787–1855) — русский поэт, глава анакреотического направления в русской лирике.
stihi.rukostyor.ru

Некоторые факты из биографии:

  • Родился в Вологде в родовитой дворянской семье. С десяти лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.
  • В 1805 году дебютировал в печати сатирическими стихами «Послание к стихам моим».
  • В 1807 году записался в народное ополчение и принял участие в прусском походе против Наполеона. В битве под Гейльсбергом был тяжело ранен и отправился лечиться в Ригу.
  • В 1810–1812 годах активно сотрудничал в журнале «Драматический вестник», сблизился с Карамзиным, Жуковским, Вяземскими и другими литераторами.
  • Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе «все ужасы войны», что позже нашло своё отражение в «Послании к Дашкову» (1813).
  • В 1813–1814 годах участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн» и другие.
  • В 1817 году вышел сборник «Опыты в стихах и прозе», включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.
  • В 1819 году уехал в Италию по месту новой службы — был назначен чиновником при неополитанской миссии.
  • В 1821 году им овладела неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом — Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни.
  • Умер от тифа 7 июля (19 н.с.) 1855 года, похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

 Некоторые произведения Батюшкова: «Выздоровление», «Весёлый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии»
Пробуждение
Зефир последний свеял сон
С ресниц, окованных мечтами,
Но я — не к счастью пробуждён
Зефира тихими крылами.
Ни сладость розовых лучей
Предтечи утреннего Феба,
Ни кроткий блеск лазури неба,
Ни запах, веющий с полей,
Ни быстрый лёт коня ретива
По скату бархатных лугов,
И гончих лай, и звон рогов
Вокруг пустынного залива —
Ничто души не веселит,
Души, встревоженной мечтами,
И гордый ум не победит
Любви — холодными словами.
Анакреонтика — тематико-стилистическое направление в русской поэзии XVIII — начала XIX веков, объединяющее переводы произведений древнегреческого поэта Анакреонта и позднеантичных подражаний ему, а также имитацию и стилизацию античной анакреонтики.
В начале XIX века анакреонтические мотивы встречаются в поэзии А. С. Пушкина и поэтов так называемого пушкинского круга (К. И. Батюшков — главный представитель анакреонтического направления в русской лирике и другие).
Характерной особенностью анакреонтической лирики то, что бог вина Бахус, Амур, грации, Венера-Киприда являются её лирическими образами, а, в основном, к любви и вину сводится основной круг мотивов этой поэзии.

Возвращение на Родину

 29 мая в истории литературы:

  • 1937 — отъезд Александра Куприна на родину. В Париже на Северном вокзале перед тем, как сесть в московский поезд, писатель сказал: «Я готов пойти в Москву пешком…»

"Ловушки" ЕГЭ. Сочинение

Сочинение
Баллы за сочинение составляют почти половину всех баллов на ЕГЭ. К сочинению предъявляются определенные требования, которые важно соблюсти, чтобы получить максимальное количество баллов. Выпускникам нужно посмотреть и уяснить критерии оценивания: что именно оценивается? как оценивается? за что баллы начисляются и снимаются?
Например, в критериях оценивания ничего не сказано о том, что в сочинении обязательно должно быть вступление, что за него даются какие-нибудь баллы. Так что его можно и не писать. Можно начать сразу с формулировки проблемы и позиции автора.
Лишние абзацы баллов не добавят, но есть риск допустить в них орфографические, пунктуационные, речевые или грамматические ошибки, из-за которых можно потерять баллы.
Недостаточно просто привести примеры из текста, которые доказывают позицию автора. Эти примеры нужно еще и пояснить. Если выпускник не расскажет, как пример соотносится с позицией автора, зачем автор это написал, на какой вопрос он этим фрагментом текста хотел ответить, — такой пример просто не будет засчитан.
Кроме того, необходимо указать смысловую связь между примерами. Какая она? Причинно-следственная? Или, может быть, автор противопоставляет примеры? Или там уступительная связь? И нужно объяснить, почему она именно такая: причинно-следственная, а не противопоставление, например. В этом месте примерно 80% учеников допускают досадную ошибку. Они пишут про смысловую связь примерно следующее: «Эти примеры противопоставлены и помогают автору донести такую-то мысль, выразить свое отношение к такой-то проблеме». Но это не объяснение смысловой связи, а повтор позиции автора! Эта фраза никак не объясняет, почему ученик выделил между примерами именно причинно-следственную связь, а не какую-нибудь другую. Он потеряет балл, если так напишет.
Многие выпускники любят писать, что примеры дополняют друг друга. Но в методических материалах для проверяющих сочинения четко написано (и обведено в рамочку), что если ученик выделяет связь «дополнение», ее надо обязательно очень подробно и очень конкретно объяснить. К этой связи придираются больше всего, и нужно сто раз подумать перед тем, как написать «примеры дополняют друг друга».

"Ловушки" ЕГЭ. Задания 25 и 26

Источник
Задание 25. Фразеологизмы

Если в этом задании попросят найти фразеологизм в тексте, нужно быть очень внимательным, потому что не всякое выражение с переносным смыслом — фразеологизм. Оно должно быть устойчивым, то есть именно в таком виде часто употребляться в речи.  В ЕГЭ 2024 года был вопрос, на котором многие засы́пались. В тексте для анализа была фраза И я знаю, как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой… Многие выписали горят ладони как фразеологизм. 
Действительно яркое выражение, но все-таки нельзя сказать, что устойчивое. Такой ответ не засчитывали. Правильным ответом считался другой фразеологизм — хлеб насущный.
Чтобы понимать, какие именно выражения ФИПИ считает фразеологизмами, нужно зайти в Навигатор и в разделе «Лексика и фразеология» найти их список.
В нем есть такие фразеологизмы, которые мы уже не замечаем — настолько часто они использу
ются. Они больше похожи на обычные наречия или вводные слова: между тем, может быть (в значении вводного слова), до сих пор, как раз. С точки зрения составителей ЕГЭ, всё это фразеологизмы.

Часто непонятно, где проходят границы фразеологизма. В русском языке есть конструкция «сделать что-л. во имя чего-л.», но будет ошибкой, если выпускник выпишет ее целиком. Из этой фразы надо выписать в качестве фразеологизма только фрагмент во имя. Таких сложных случаев очень много. Скажем, если ученик выпишет в ответ бежал без оглядки, это будет ошибкой. Должно быть без оглядки, потому что можно не только бежать без оглядки, но и уйти, мчаться, действовать...
Задание 26. Средства связи между предложениями
Задание звучит так: среди предложений (допустим, с 10-го по 15-е) найдите такое или такие, которые связаны с предыдущим предложением при помощи сочинительного союза (или личного местоимения, или форм слова, или другим способом). Выпускнику предстоит проанализировать средства связи между предложениями в тексте.
Ответом никогда не будет первое предложение из заданного периода. Если были указаны предложения с 10-го по 15-е, десятое можно сразу исключить.
Важно различать формы слова, лексический повтор и однокоренные слова, видеть разницу между ними.Лексический повтор — повтор слова в том же самом падеже, в том же числе, точь-в-точь.
Формы слова — это случаи, когда одно слово встречается в разных формах, например в разных падежах и/или числах. Если в одном предложении стол, в другом стола, столу, столы, это формы слова. А если везде стол — это лексический повтор. Но бывают формы с подвохом. Во фразе стол стоит посреди комнаты слово стол использовано в именительном падеже. А во фразе я вижу большой стол — уже в винительном, хотя пишется так же. Значит, это формы слова, а не лексический повтор.
Однокоренные слова — разные слова с одним корнем. Например, стол и столешница.
Сложности могут быть с формами личных местоимений. Они очень сильно отличаются друг от друга: он, его, ему, о нем. В словах он и ему вообще ни одна буква не совпадает, хотя это формы одного и того же слова.

28 мая 2025

"Ловушки" ЕГЭ. Задания 20 и 22

 Источник

Задание 20. Пунктуация
Задание посвящено запутанным сложным предложениям; в нем могут встретиться, например, однородные придаточные.
Ученики привыкли ставить между простыми предложениями в составе сложного запятую. А вот между однородными придаточными этого делать не надо.
Например, Я знаю, что сегодня придет почтальон и что он принесет мне классную посылку. Я знаю — это главная часть, к ней относятся два придаточных. Я знаю, во-первых, что придет почтальон, и во-вторых, что он принесет мне классную посылку. Эти придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, присоединяются к одному и тому же главному одним и тем же союзом, мы считаем их однородными и запятую между ними не ставим. В них может быть пропущен второй из двух одинаковых союзов, и тогда обнаружить однородные придаточные бывает сложнее: Я знаю, что сегодня придет почтальон и он принесет мне классную посылку.
В задании 20 также часто встречается стык союзов, которому в школе уделяется мало времени. На запятую между союзами влияют слова то, но, так, стоящие после придаточной части, которая начинается со второго союза на стыке. Если слова то, но, так есть, то запятой на стыке союзов нет: Я уверен, что если хорошенько подготовлюсь, то смогу сдать ЕГЭ на высокий балл. Если этих слов нет, то запятая, наоборот, есть: Я уверен, что, если хорошенько подготовлюсь, смогу сдать ЕГЭ на высокий балл.
Задание 22. Средства выразительности
В этом году было обновлено задание, которое посвящено средствам выразительности, таким как метафора, антитеза, гипербола и другие. В школе о них чаще говорят на уроках литературы.
В Навигаторе в разделе, посвященном средствам выразительности, есть удобная табличка с названиями средств выразительности, которые могут встретиться в ЕГЭ, и примерами их использования. Скажем, мы привыкли, что сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, будто: ее глаза как звезды.
Но сравнение может быть выражено и по-другому. К примеру, с помощью существительного в творительном падеже: он упал камнем вниз.
В табличке из Навигатора есть также сведения, которые в школе, мне кажется, не упоминают, вроде признаков риторического восклицания. Как понять, что перед вами именно риторическое восклицание, а не просто восклицательное предложение? Надо проверить, есть ли его признаки. С точки зрения составителей ЕГЭ, нужно, чтобы в высказывании присутствовали определенные показатели, к примеру, междометия типа о и ах: О, какая прекрасная погода! Если они есть, то перед нами точно риторическое восклицание. В Навигаторе перечислены такие формальные критерии.