28 мая 2025

"Ловушки" ЕГЭ. Задания 20 и 22

 Источник

Задание 20. Пунктуация
Задание посвящено запутанным сложным предложениям; в нем могут встретиться, например, однородные придаточные.
Ученики привыкли ставить между простыми предложениями в составе сложного запятую. А вот между однородными придаточными этого делать не надо.
Например, Я знаю, что сегодня придет почтальон и что он принесет мне классную посылку. Я знаю — это главная часть, к ней относятся два придаточных. Я знаю, во-первых, что придет почтальон, и во-вторых, что он принесет мне классную посылку. Эти придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, присоединяются к одному и тому же главному одним и тем же союзом, мы считаем их однородными и запятую между ними не ставим. В них может быть пропущен второй из двух одинаковых союзов, и тогда обнаружить однородные придаточные бывает сложнее: Я знаю, что сегодня придет почтальон и он принесет мне классную посылку.
В задании 20 также часто встречается стык союзов, которому в школе уделяется мало времени. На запятую между союзами влияют слова то, но, так, стоящие после придаточной части, которая начинается со второго союза на стыке. Если слова то, но, так есть, то запятой на стыке союзов нет: Я уверен, что если хорошенько подготовлюсь, то смогу сдать ЕГЭ на высокий балл. Если этих слов нет, то запятая, наоборот, есть: Я уверен, что, если хорошенько подготовлюсь, смогу сдать ЕГЭ на высокий балл.
Задание 22. Средства выразительности
В этом году было обновлено задание, которое посвящено средствам выразительности, таким как метафора, антитеза, гипербола и другие. В школе о них чаще говорят на уроках литературы.
В Навигаторе в разделе, посвященном средствам выразительности, есть удобная табличка с названиями средств выразительности, которые могут встретиться в ЕГЭ, и примерами их использования. Скажем, мы привыкли, что сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, будто: ее глаза как звезды.
Но сравнение может быть выражено и по-другому. К примеру, с помощью существительного в творительном падеже: он упал камнем вниз.
В табличке из Навигатора есть также сведения, которые в школе, мне кажется, не упоминают, вроде признаков риторического восклицания. Как понять, что перед вами именно риторическое восклицание, а не просто восклицательное предложение? Надо проверить, есть ли его признаки. С точки зрения составителей ЕГЭ, нужно, чтобы в высказывании присутствовали определенные показатели, к примеру, междометия типа о и ах: О, какая прекрасная погода! Если они есть, то перед нами точно риторическое восклицание. В Навигаторе перечислены такие формальные критерии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий