28 февраля 2025

Как учителю использовать нейросеть DeepSeek в работе: практические советы и примеры

 Источник

Что такое DeepSeek и зачем он учителю?

DeepSeek — это мощный инструмент на основе искусственного интеллекта, способный обрабатывать тексты, генерировать идеи, анализировать данные и даже создавать учебные материалы. Для педагога это может стать настоящим помощником в решении рутинных задач, разработке контента и персонализации обучения.

Пример использования DeepSeek в работе учителя

Представьте, что вам нужно подготовить план урока по теме «Экологические проблемы современности». Вместо того чтобы тратить часы на поиск информации и составление структуры, вы можете обратиться к нейросети. Вот как это может выглядеть:

  1. Запрос к нейросети:
    «Составь план урока для 8 класса на тему „Экологические проблемы современности“. Включи вводную часть, основные блоки, практические задания и рефлексию».

  2. Результат:
    DeepSeek быстро сгенерирует структурированный план, например:

    • Введение: что такое экологические проблемы (5 минут).

    • Основная часть.

      • Загрязнение воздуха, воды, почвы (10 минут).

      • Глобальное потепление и его последствия (10 минут).

    • Практическое задание: работа в группах — предложить способы решения одной из проблем (15 минут).

    • Рефлексия: обсуждение, что каждый ученик может сделать для улучшения экологической ситуации (10 минут).

  3. Доработка:
    Вы можете адаптировать предложенный план под свои задачи, добавить конкретные примеры или изменить формат заданий.

Как еще можно использовать DeepSeek?

  • Создание тестов и заданий: Нейросеть поможет сгенерировать вопросы разного уровня сложности, включая открытые и закрытые.

  • Проверка работ: DeepSeek может анализировать тексты учеников, указывать на ошибки и давать рекомендации по улучшению.

  • Подготовка презентаций: Попросите нейросеть составить текст для слайдов или предложить структуру выступления.

С добрым утром!

27 февраля 2025

Напечатана первая глава романа "Евгений Онегин"

 27 февраля в истории литературы:

  • 1825 — опубликована первая глава романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Джон Стейнбек: «Жить — это значит покрываться шрамами»

 Джон Эрнст Стейнбек  американский прозаик, публицист, сценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1962).

Известен в основном своими романами о жизни людей во время Великой депрессии. Автор многих известных всему миру романов и повестей, в том числе «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961) и других.

Джон Стейнбек был одним из немногих американских авторов, посетивших Советский Союз. Его воспоминания о поездке в СССР отразились в книге «Русский дневник».

Писатель был удостоен престижных наград: Пулитцеровская премия, Нобелевская премия, Президентская медаль Свободы. Романы и рассказы Джона Стейнбека переведены на многие языки мира, и их неоднократно экранизировали.

Произведения Джона Стейнбека стали классикой мировой литературы и оказали огромное влияние на культуру XX века.

Вот некоторые из его известных произведений:

  1. «Квартал Тортилья-Флэт»«О мышах и людях»«Долгая долина»«Гроздья гнева».«К востоку 
    от Эдема». «Зима тревоги нашей».
    Жизнь писателя полна противоречий, но его талант и проницательность остаются бесспорными. Он продолжает вдохновлять новые поколения писателей и читателей своими яркими и глубокими произведениями.
    Вот несколько цитат из романов Джона Стейнбека:

  2. «Если человеку некогда думать, значит, он не хочет думать, вот и всё». («Зима тревоги нашей»).

    «Спокойствие лучше, чем радость. Оно надёжнее». («Гроздья гнева»).
    «Потребность рождает идею, идея рождает действие». («Гроздья гнева»).
    «Пойди поищи её, свободу. Мне один говорил: сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя  свободы». («Гроздья гнева»).
    «Жить — это значит покрываться шрамами». («Зима тревоги нашей»).
    «Неприятны лишь те вопросы, которые задают снисходительным тоном». («К востоку от Эдема»).
    «Не странно ли, что женщины соперничают из-за мужчин, которые им даже не нужны?» («Заблудившийся автобус»).
    «Качества, которыми мы восхищаемся в человеке — доброта, щедрость, открытость, прямодушие, понимание, чувствительность, — все они обеспечивают неуспех в нашей системе. Те же черты, которые мы с читаем гнусными — лукавство, алчность, жажда наживы, подлость, низость, эгоизм, своекорыстие, — все это, напротив, гарантирует успех. Людей восхищает первый джентльменский набор, но пользоваться они любят плодами второго». («Консервный Ряд»).

  3. «Любой неглупый человек может нажить деньги, если это то, что ему нужно. Но чаще всего ему не деньги нужны, а женщины, или дорогие костюмы, или поклонение окружающих, и это сбивает его с толку». («Зима тревоги нашей»).

  4. «Удивительное все-таки достижение человечества: способность смотреть на очевидность и не верить своим глазам». («К востоку от Эдема»).

26 февраля 2025

Виктор Гюго: "Остаётся только жить со смехом"

 Виктор Мари Гюго — писатель, поэт, прозаик и драматург. Автор романов «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся» и других.

Виктор Гюго является основоположником и теоретиком французского романтизма. В политической жизни Франции известен как борец за свободу печати, отмену смертной казни.

Триумфом писателя стал роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), который быстро набрал популярность. В 1841 году романиста избрали во Французскую академию, позднее он получил звание пэра (1845).

Вершиной творчества Гюго считается роман «Отверженные», написанный им в 1862 году. В романе описываются не только остросоциальные проблемы, голод, нищета и произвол властей, но и жестоко подавленное Июньское восстание 1832 года, свидетелем которого он был.

Хорошо сидим!

25 февраля 2025

Проблемные вопросы в романе "Преступление и наказание" от искусственного интеллекта. Сочинение на ЕГЭ

 Проблема преступления и наказания затрагивает множество аспектов: мотивацию преступника, социальные и экономические факторы, влияющие на преступность, а также способы наказания и их эффективность. Она поднимает вопросы справедливости, ответственности и ресоциализации. Важно учитывать многофакторность проблемы и комплексный подход к её решению.

Роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» глубоко исследует множество сложных тем и проблем, связанных с моралью, правом, свободой воли и последствиями человеческих действий. Вот несколько ключевых аспектов проблематики в произведении:
1. **Моральный кризис**: Главный герой, Родион Раскольников, пытается оправдать свое преступление – убийство старухи-процентщицы – с точки зрения своей теории о "высших" и "низших" людях. Он считает, что некоторые люди имеют право нарушить закон ради высшей цели. Это поднимает вопрос о том, может ли человек быть морально правым, совершая зло ради блага.
2. **Вина и расплата: В произведении акцентируется внимание на внутренней борьбе Раскольникова с чувством вины после совершения преступления. Его страдания иллюстрируют идею о том, что нельзя избежать последствий своих действий, даже если они были совершены под благими предлогами.
3. **Экзистенциальные вопросы**: Достоевский поднимает важные экзистенциальные вопросы о смысле жизни и свободе выбора. Раскольников проходит через кризис идентичности, что заставляет читателя задуматься о своем месте в мире и о том, как наши решения формируют нас как личностей.
4. **Социальная справедливость**: Роман также поднимает вопросы о бедности, классовом неравенстве и социальной несправедливости в обществе. Персонажи, такие как Соня, олицетворяют страдания и сострадание, раскрывая глубину человеческого опыта в условиях нищеты
5. **Религия и искупление**: Достоевский исследует тему религии и духовного искупления. Примером служит превращение Раскольникова и его путь к покаянию. Его окончательное признание и желание смирения показывают возможность Исцеления и обретения внутреннего мира, несмотря на содеянное.
Эти аспекты делают «Преступление и наказание» не только литературным произведением, но и философским размышлением о человеческой натуре, нравственности и социальной ответственности.

24 февраля 2025

Он свято верил в загробную жизнь

 24 февраля в истории литературы:

  • 1852 — писатель Николай Гоголь сжёг второй том своей поэмы «Мёртвые души».
  • Причины, побудившие Николая Гоголя сжечь второй том "Мёртвых душ", были многогранные и глубокие.
  • Критическое восприятие: Гоголь столкнулся с сложностями в написании второго тома и с критическим восприятием своего творчества. Он ощущал давление со стороны общественного мнения и критиков.
  • Личное разочарование: Гоголь переживал глубокие внутренние конфликты и сомнения по поводу своего писательского пути. Он был недоволен тем, как были изложены его мысли и идеи в произведении.
  • Духовный кризис: На момент сжигания Гоголь находился в состоянии духовного и религиозного кризиса. Он стремился к высшему смыслу искусства и считал, что второй том не соответствует его идеалам.

  • Страх перед неудачей: Гоголь боялся, что его работа не сможет достичь той глубины и значимости, которую он хотел вложить, и что она не будет принята так, как он надеялся.

  • Эти факторы в сочетании привели к его решению уничтожить второй том, что стало одной из самых драматичных эпизодов в истории русской литературы.

Выразитель дум интеллигенции

 Константин Александрович Федин — советский писатель, общественный деятель, первый секретарь Союза писателей СССР (1959 – 1971 и 1971 – 1977). Академик АН СССР (1958), Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1949).

С детства был увлечён писательством. В 1911 году поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института.

В 1923 году вышла первая книга Федина — сборник «Пустырь». В 1922–1924 годах написал роман «Города и годы» — один из первых советских романов о путях интеллигенции в революции и гражданской войне.


Вот некоторые произведения Константина Федина:
романы: «Города и годы», «Братья», «Похищение Европы», «Санаторий „Арктур“», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр»;
сборники рассказов и повестей: «Пустырь», «Трансвааль», «Абхазские рассказы», «Мальчики», «Свидание с Ленинградом»;
повести: «Старик», «Когда я был актёром»;
пьесы: «Бакунин в Дрездене», «Испытание чувств»;
мемуары и критика: «Горький среди нас», «Писатель. Искусство. Время».

Вот несколько цитат Константина Федина:

  1. ⧫ «По-разному можно жить. Но редко отыщется человек, который на вопрос совести — как он живет? — ответил бы, что живет вполне правильно».

  2. ⧫ «Точность и ясность языка являются задачею всей жизни писателя, но точность искусства не одинакова с точностью грамматики. Крик иволги похож на бульканье льющейся из бутылки воды. Водяной голос — это неточность. Но на таких неточностях стоит искусство».

  3. ⧫ «Когда пройдет ваша молодость, когда вы убедитесь, что уже всё достигнуто в вашей неповторимой жизни, вы будете искать друга. И знаете, его будет не легко найти. Человек, доживающий свои дни, часто обременителен и всегда скучен. Даже если ему оказывают почет, то это почет его прошлому. Лишь вы сами будете любить себя до конца своих дней. И лишь один вечный друг останется к вам неизменен: это — книга».

23 февраля 2025

Отыщи всему начало, и ты поймёшь многое!

 Алексей Михайлович Жемчужников — русский поэт, драматург, эссеист и литературный критик.

В юности Алексей Жемчужников некоторое время учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии. После окончания училища правоведения в 1841 году служил в Сенате. В 1847 году перешёл на службу в министерство юстиции, а в 1849 году — в Государственную канцелярию, был помощником статс-секретаря Государственного совета.

Литературный дебют Алексея Михайловича состоялся в 1850 году в журнале «Современник» с комедией «Странная ночь». Жемчужников также печатался в журналах «Отечественные записки», «Искра» и др..

В 1850–1860 годах Жемчужников вместе с братьями Владимиром и Александром и двоюродным братом Алексеем Толстым участвует в создании сатирических стихов и легендарного образа Козьмы Пруткова — придуманного ими сочинителя, от имени которого они писали свои совместные сатирические произведения.

В 1892 году выходит сборник «Стихотворения», имевший шумный успех. В 1900 году он публикует сборник «Песни старости». В этот год ему было присвоено звание почётного академика Петербургской Академии наук.

Козьма Прутков и братья Жемчужниковы с Алексеем Толстым

Широкую известность поэту принесли сатирические произведения – эпиграммы, басни, афоризмы, публиковавшиеся под коллективным псевдонимом «Козьма Прутков». Это имя вошло в литературу благодаря его создателям – родным братьям Алексею, Владимиру, Александру Жемчужниковым и их двоюродному брату Алексею Константиновичу Толстому.

В примечаниях к сочинениям Козьмы Пруткова, напечатанных во втором томе «Русской поэзии XIX века» (М., 1974), говорится: «В начале 50-х годов два молодых талантливых литератора – Алексей Толстой и Алексей Жемчужников – весело шутили над штампами современной им романтической поэзии. Собрав эти стихотворные шутки, они решили их издать под именем, которое носил служивший им камердинер…

В 1854 году Козьма Прутков впервые появился в некрасовском “Современнике”. Постепенно стала вырисовываться фигура вымышленного автора. Он обрёл, как это подобает живому лицу, собственную биографию и индивидуальный облик… Тупой, самодовольный и ограниченный чиновник – живое воплощение бюрократической машины монархии – обладал исключительными претензиями на гениальность, на недоступную ему высоту духа, на романтические страсти. Вместе с тем он проповедовал казённую мораль, был благонамеренным. Вот эта-то чиновничья поэзия беспощадно высмеивалась в образе Козьмы Пруткова и его сочинениях…»


Творчество Козьмы Пруткова – это не «добродушное чудачество», как называли его отдельные критики; каждое сочинение было направлено против определённого лица или какой-то жизненной ситуации: «Юнкер Шмидт» - пародия на русских подражателей Гейне; «Желание быть испанцем» - на увлечение некоторых поэтов экзотикой дальних стран. Наибольшей популярностью пользовались афоризмы Козьмы Пруткова: «Смотри в корень!», «Никто не обнимет необъятного», «Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?», «Вытапливай воск, но сохраняй мёд», «Принимаясь за дело, соберись с духом», «Единожды солгавши, кто тебе поверит?» и т. д.

Редкий человек ни разу не употребил в своей речи афоризмы Козьмы Пруткова, зная или не зная их автора, – настолько они вошли в обиход и стали популярными, как пословицы и поговорки: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем», «Если хочешь быть счастливым, будь им».

В сатирических произведениях А. М. Жемчужников высмеивал бюрократов, лжепатриотов, обличал тупых и самодовольных чиновников. Связь с Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным способствовала обострению гражданской позиции Жемчужникова, для которого тяжёлая жизнь народа была не проходящей болью. Источник

С Днём защитника Отечества!


https://www.yandex.ru/video/preview/11062677741959263159 Военный хор исполняет песню "Сигма бой" на новый лад. С Днём защитника Отечества!

22 февраля 2025

Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его...

Анна Керн (в девичестве Полторацкая), русская дворянка (1800-1879), известна как муза Пушкина, воплощение «гения чистой красоты» в его стихах.
Анна Керн вдохновила Александра Пушкина на создание нескольких замечательных стихотворений. Наиболее известные из них:
1. **"К Анне Керн"** - это стихотворение написано в 1825 году и считается одним из самых выразительных обращений Пушкина к своей muse.
2. **"Я вас любил"** - хотя это стихотворение не посвящено напрямую Анне Керн, считается, что оно отражает чувства Пушкина к ней.
3. **"На холмах Грузии лежит ночная мгла"** - в этом стихотворении также можно увидеть отголоски его чувств к Керн.
Эти произведения подчеркивают тонкость и глубину его чувств, а Анна Керн остаётся неотъемлемой частью пушкинского романтизма.
Анна Керн занимает важное место в истории русской поэзии, прежде всего благодаря своему влиянию на творчество Александра Пушкина. Её роль можно охарактеризовать несколькими ключевыми аспектами:

1. **Муза Пушкина**: Анна Керн стала источником вдохновения для многих его стихотворений. Она олицетворяет идеал женской красоты и нежности, что сыграло значительную роль в формировании его романтической лирики.
2. **Исследование тем любви**: Пушкину удалось через образы Керн исследовать сложные и многослойные темы любви, страсти и тоски. Это сделало его поэзию ещё более эмоционально насыщенной и глубокой.
3. **Социальный контекст**: Как представительница русского дворянства, Керн символизировала светскую жизнь того времени и была частью культурного круга, который оказывал влияние на литературу и искусство. Её отношения с Пушкиным также отражают исторический и культурный контекст России XIX века.
4. **Влияние на последующих поэтов**: Образ Анны Керн стал не только частью пушкинской мифологии, но и оказал влияние на творчество других поэтов, которые черпали вдохновение из её жизни и образа.
Таким образом, Анна Керн не только вдохновила великого поэта, но и оставила свой след в русской литературе, олицетворяя многие идеалы и темы, которые остаются актуальными для поэзии до сих пор.
Какие другие известные личности того времени были знакомы Анне Керн?
Анна Керн, как представительница русского дворянства и светской жизни начала XIX века, была знакома с рядом известных личностей своего времени. Вот некоторые из них: 
1. **Александр Пушкин** - её самое известное знакомство, которое оказало огромное влияние на русскую поэзию. 
2. **Михаил Лермонтов** - также писал о ней, в его творчестве заметно влияние пушкинской романтики.
3. **Василий Жуковский** - поэт и общественный деятель, который был частью литературного круга, к которому принадлежала и Анна Керн. 
4. **Константин Батюшков** - ещё один поэт, который мог быть знаком с Керн и её окружением. 5. **Николай Гоголь** - хотя их встреча не была задокументирована, Гоголь находился в одном культурном контексте, и их пути могли пересекаться. 
Эти личности были частью культурной и литературной жизни России того времени, и знакомства с ними усиливали давление социального круга, в котором находилась Анна Керн.
Воспоминания можно почитать здесь
Анна Петровна Керн о Пушкине:
Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось во время пребывания моего в доме тетки моей, в Тригорском, в 1825 г.18 в июне месяце. Вот как это было. Мы сидели за обедом и смеялись над привычкою одного г-на Рокотова19, повторяющего беспрестанно: «Pardonnez ma franchise» и «Je tiens beaucoup а votre opinion»20. Как вдруг вошел Пушкин с большой, толстой палкой в руках. Он после часто к нам являлся во время обеда, но не садился за стол; он обедал у себя, гораздо раньше, и ел очень мало. Приходил он всегда с большими дворовыми собаками, chien-loop21. Тетушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Раз он был так нелюбезен, что сам в этом сознался сестре, говоря: «Ai-je йtй assez vulgaire aujoud’hui!»22 Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его… Так, один раз мы восхищались его тихою радостью, когда он получил от какого-то помещика при любезном письме охотничий рог на бронзовой цепочке, который ему нравился. Читая это письмо и любуясь рогом, он сиял удовольствием и повторял: «Charmant! Charmant!»23 Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи. 

21 февраля 2025

21 февраля -- Международный день родного языка

 21 февраля мы отмечаем Международный день родного языка! Дата для Дня была выбрана в знак памяти о  событиях, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка. Этот праздник отмечается с 2000 года.

Вы никогда не задавались вопросом, почему люди из разных стран говорят на разных языках и не понимают друг друга?

ЛЕГЕНДА О ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ

На этот счет существует своя легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица истины, кто знает…

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке. И задумали они построить город, а в нём высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизиться к самому Господу! Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чём говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чём говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, заставив для этого покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли.

А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям. 

 Привет – самое популярное слово в каждой стране. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам». Послушайте, как звучит приветствие на разных языках:

· Азербайджанский Салам алейкум

· Английский Hello, Hi

· Белорусский Прывитанне

· Болгарский Здравейте

· Гавайский Aloha

· Грузинский Гамарджоба

· Испанский Buenas dias

· Немецкий Guten Tag

· Турецкий Merhaba

· Украинский Привіт

· Французский Bonjour

· Чешский Dobry de 

"Дыр бул щыл"

 Алексей Елисеевич Кручёных  русский поэт, художник и теоретик, один из самых радикальных поэтов русского футуризма.

С намерением стать художником поступил в Одесское художественное училище и Московское училище живописи, ваяния и архитектуры. В Москве стал сотрудничать как художник в юмористическом журнале «Будильник» и других изданиях, прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и учёных под названием «Вся Москва в карикатурах».

В 1909 году, приехав на год в Херсон, Кручёных дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик.

С 1912 года началось его творческое сотрудничество с В. Хлебниковым, они совместно написали и издали поэму «Игра в аду» (1912).

В 1913 году Кручёных принял участие в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», изданном группой «Гилея». Совместно с В. Маяковским написал манифест футуристов с центральным тезисом: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

Работа в сфере алогичной поэзии в 1913 году привела Кручёных к разработке принципов заумной поэзии («зауми») — то есть поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Классическим примером «зауми» стало стихотворение Кручёных «Дыр бул щыл».

Одновременно Кручёных — архивариус и библиофил, значительную часть жизни тщательно и с любовью собиравший разнообразные материалы по истории русского авангарда.

"Дыр бул щыл" - почему это стихотворение так знаменито?

Серебряный век умел чудить по максимуму. За очень короткие сроки русская поэзия пробежала расстояние от полнейшей классики до запредельного авангарда, на который и сейчас-то поэты редко отваживаются.
Брюсов бросил всем вызов своим знаменитым одностишием "О закрой свои бледные ноги". Северянин заворожил всех словоизобретательными "поэзами". Маяковский вырвался из рамок силлабо-тоники и ввел акцентный стих.
Апогеем авангарда стала "заумь". Три русских футуриста Алексей Крученых, Велимир Хлебников и Василиск Гнедов решили, что смысл слов вообще не важен. Мысль, говорили они, не успевает за звуками, поэтому звуки куда ценнее. Они напрямую выражают все, что хотел сказать автор.
Вот как сформулировал эту максиму в своей "Декларации заумного языка" Алексей Крученых:
"Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным".
Заумь - так был назван новый язык поэзии. Вернее, не новый, а самый старый из существующих, поскольку "заумники" настаивали, что именно заумь была языком первобытной поэзии.
Слово у героев нашего Серебряного века с делом обычно не расходилось, поэтому Крученых и его товарищи тут же принялись творить заумные стихи.
Самое известное стихотворение, написанное "заумью", это, конечно, "Дыр бул щыл". Вам наверняка встречались эти три слога. Их обычно произносят, когда хотят сказать, что какой-то текст не имеет смысла - сплошной - "дыр бул щыл".
"Дыр бул щыл" стал самым известным произведением Алексея Крученых. С годами имя автора практически забылось и сегодня известно лишь тем, кто серьезно увлекается поэзией Серебряного века. А вот эти три загадочных слова до сих пор помнят.

19 февраля 2025

Мороз рисует только на стекле

Страшнее нету одиночества...

Как справляться с провокациями: когда ученики проверяют вас на прочность

Источник


 Почему они это делают?

Провокации — это не просто «плохое поведение». Это способ:

  • Проверить границы. «А что будет, если я сделаю вот так?»

  • Привлечь внимание. Даже негативное внимание лучше, чем никакого.

  • Самоутвердиться. Особенно если ученик чувствует себя неуверенно.

Ваша задача — не поддаться на провокацию, а показать, что вы — взрослый, который управляет ситуацией.

Техника 1: Не кормите тролля

Провокатор ждет вашей реакции. Чем ярче вы реагируете, тем больше он «разогревается».

Что делать:Игнорируйте мелкие выпады. Например, если ученик ехидно комментирует ваши слова, просто продолжайте урок, как будто ничего не произошло.

  • Используйте паузу. Посмотрите на провокатора, но не говорите ничего. Иногда молчание — лучший ответ.

Пример:
Ученик: «А почему мы вообще это учим? Это никому не нужно!»
Вы: ... (пауза, спокойный взгляд) ... «Давай обсудим это после урока, а сейчас продолжим».


Техника 2: Переведите фокус

Провокации часто направлены на то, чтобы вывести вас из равновесия. Переключите внимание на что-то другое.

Что делать:

  • Задайте вопрос классу. Например: «Кто может объяснить, почему это важно?»

  • Используйте юмор. Шутка может разрядить обстановку. Например: «Вася, я вижу, ты сегодня в ударе. Может, потом выступишь с монологом?»

Важно: Юмор должен быть добрым, а не саркастичным. Иначе вы рискуете усилить конфликт.
Техника 3: Дайте выбор, но не ультиматум

Провокации часто связаны с борьбой за власть. Дайте ученику почувствовать, что он контролирует ситуацию, но в рамках ваших правил.

Что делать:

  • Предложите выбор. Например: «Ты можешь продолжить вести себя так и пойти к директору, или сесть и присоединиться к уроку. Решай».

  • Соблюдайте границы. Если ученик выбирает «плохой» вариант, выполните обещанное.

Пример:
Ученик: «Я не буду это делать!»
Вы: «Хорошо, ты можешь не делать это сейчас, но тогда придется остаться после уроков. Выбирай».
Техника 4: Сохраняйте спокойствие (даже если внутри все кипит)

Ваше спокойствие — это ваш главный козырь. Оно показывает, что вы контролируете ситуацию.

Что делать:

  • Дышите. Глубокий вдох, выдох — и еще раз.

  • Считайте до 10. Это даст вам время остыть и подумать.

  • Помните: провокация — это не про вас, а про ученика.

Мнение психолога:
«Когда учитель сохраняет спокойствие, он лишает провокатора “топлива”. Без эмоциональной реакции провокация теряет смысл», — говорит Анна Смирнова, школьный психолог.


Техника 5: Разберитесь с ситуацией после урока

Иногда лучший способ справиться с провокацией — отложить разговор.

Что делать:

  • Скажите: «Давай обсудим это после урока».

  • Во время разговора наедине выясните, что стоит за поведением ученика. Возможно, ему нужна помощь, а не наказание.

Пример:
После урока выяснилось, что ученик, который постоянно перебивал, просто хотел привлечь 
внимание, потому что чувствовал себя одиноким.
Вы — не жертва, вы — лидер
Провокации — это не конец света, а возможность показать, что вы — профессионал, который умеет управлять ситуацией.

  • Не принимайте на свой счет. Это не про вас, а про ученика.

  • Сохраняйте спокойствие. Ваше спокойствие — ваш главный козырь.

  • Действуйте, а не реагируйте. Покажите, что вы контролируете ситуацию.

И помните: даже самые сложные ученики — это не враги, а дети, которые ищут свои границы и свое место в мире. Ваша задача — помочь им найти их, не потеряв себя.