21 февраля 2025

"Дыр бул щыл"

 Алексей Елисеевич Кручёных  русский поэт, художник и теоретик, один из самых радикальных поэтов русского футуризма.

С намерением стать художником поступил в Одесское художественное училище и Московское училище живописи, ваяния и архитектуры. В Москве стал сотрудничать как художник в юмористическом журнале «Будильник» и других изданиях, прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и учёных под названием «Вся Москва в карикатурах».

В 1909 году, приехав на год в Херсон, Кручёных дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик.

С 1912 года началось его творческое сотрудничество с В. Хлебниковым, они совместно написали и издали поэму «Игра в аду» (1912).

В 1913 году Кручёных принял участие в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», изданном группой «Гилея». Совместно с В. Маяковским написал манифест футуристов с центральным тезисом: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

Работа в сфере алогичной поэзии в 1913 году привела Кручёных к разработке принципов заумной поэзии («зауми») — то есть поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Классическим примером «зауми» стало стихотворение Кручёных «Дыр бул щыл».

Одновременно Кручёных — архивариус и библиофил, значительную часть жизни тщательно и с любовью собиравший разнообразные материалы по истории русского авангарда.

"Дыр бул щыл" - почему это стихотворение так знаменито?

Серебряный век умел чудить по максимуму. За очень короткие сроки русская поэзия пробежала расстояние от полнейшей классики до запредельного авангарда, на который и сейчас-то поэты редко отваживаются.
Брюсов бросил всем вызов своим знаменитым одностишием "О закрой свои бледные ноги". Северянин заворожил всех словоизобретательными "поэзами". Маяковский вырвался из рамок силлабо-тоники и ввел акцентный стих.
Апогеем авангарда стала "заумь". Три русских футуриста Алексей Крученых, Велимир Хлебников и Василиск Гнедов решили, что смысл слов вообще не важен. Мысль, говорили они, не успевает за звуками, поэтому звуки куда ценнее. Они напрямую выражают все, что хотел сказать автор.
Вот как сформулировал эту максиму в своей "Декларации заумного языка" Алексей Крученых:
"Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным".
Заумь - так был назван новый язык поэзии. Вернее, не новый, а самый старый из существующих, поскольку "заумники" настаивали, что именно заумь была языком первобытной поэзии.
Слово у героев нашего Серебряного века с делом обычно не расходилось, поэтому Крученых и его товарищи тут же принялись творить заумные стихи.
Самое известное стихотворение, написанное "заумью", это, конечно, "Дыр бул щыл". Вам наверняка встречались эти три слога. Их обычно произносят, когда хотят сказать, что какой-то текст не имеет смысла - сплошной - "дыр бул щыл".
"Дыр бул щыл" стал самым известным произведением Алексея Крученых. С годами имя автора практически забылось и сегодня известно лишь тем, кто серьезно увлекается поэзией Серебряного века. А вот эти три загадочных слова до сих пор помнят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий