24 июня 2011

С Луны на Землю: приземление около Астрахани

Спешу поделиться…Российский пилотируемый космический корабль нового поколения, доставляющий членов экипажа с Луны на Землю, будет приземляться на специально подготовленной площадке около Астрахани, сообщил в четверг источник в ракетно-космической отрасли. Актуальные комментарии 23.06.11 17:04
«Перед первым пилотируемым полетом данной модификации корабля планируется выполнить один его беспилотный полет с облетом Луны», – добавил он. Пилотируемый космический корабль нового поколения разрабатывается подмосковной Ракетно-космической корпорацией «Энергия» (Королев, Московская область). Взгляд.ру 23.06.11 15:45
Источник здесь

Читать учебник нужно медленно. Советы для родителей

Первое впечатление, связанное у родителей с покупкой учебников для ребёнка, -- учебники очень дорогие. Почему? Во-первых, торговая наценка составляет 30 и более процентов. Сравнивала стоимость учебников в издательстве (да ещё если заказывать оптом на целый класс) -- получилась именно такая разница между отпускной и рыночной ценой. Во-вторых (это, пожалуй, по логике должно быть первым), учебники большей частью  изданы на хорошей бумаге, иллюстрированы, с цветными вкладками, соответствующими выделениями, с твёрдым переплётом, что стоит недёшево. Итак, посетовали на то, что учебники  бьют по карману, и что же дальше?
А дальше -- учебники за лето надо прочитать. Заявляю это с полной ответственностью за свои слова, потому что всегда  прочитывала учебники в каникулы -- и в  учебное время мне  всё удавалось усвоить без труда и лишних затрат времени, и училась я всю жизнь на одни "пятёрки". Ещё один совет: читать учебник нужно медленно, возвращаясь к уже прочитанному, стараясь  про себя проговорить, "пересказать" суть параграфа.. Потом, на уроках, потребуются только кое-какие   уточнения и пояснения, и надо будет хорошенько потренироваться, применить полученные знания на практике. Вот и отличная отметка обеспечена, и изученное запомнится на всю жизнь.
Итак, резюме для тебя, мой ученик.
Первое -- учебник хорошенько рассмотри, пролистай, пробеги оглавление.
Второе -- рассматривая картинки, прочитай тексты к ним; если нет картинок -- заголовки параграфов (в учебнике русского языка М.В. Панова для 7 класса тексты параграфов -- увлекательное чтение!).
Третье -- попробуй прочитать учебник, как читаешь  книги. Потребуется небольшое усилие над собой, но ради того, чтобы потом было легко, нужно постараться.

Летние уроки продолжаются

Как мы уже сказали во вчерашнем посте под рубрикой "Уроки летом", процесс определения морфемного состава через словообразовательную цепочку не начинается с выделения корня, а заканчивается им. Со слова как бы «снимаются» аффиксы; то, что осталось, — корень.
Единственное исключение из этой закономерности — слова со связанными корнями. Связанным, как уже было сказано, является корень, который не употребляется самостоятельно, то есть только с формообразующими морфемами, а всегда встречается в соединении со словообразующими приставками и суффиксами, причем может присоединять к себе различные хорошо вычленяющиеся приставки и / или суффиксы. Разбор таких слов осуществляется через построение морфемных квадратов, в которых данный корень должен быть употреблен с другим суффиксом (приставкой), а суффикс (приставка) — с другим корнем:
об-у-ть — раз-у-ть
о-де-ть — раз-де-ть
Именно такой алгоритм морфемного разбора основы: построение словообразовательной цепочки для слов со свободным корнем и построение морфемного квадрата для слов со связанным корнем — следует использовать при морфемном разборе слова.
Источник здесь

23 июня 2011

...и духовное. Жан Тардье (Jean Tardieu)

Жан Тардье (Jean Tardieu) -- французский поэт, писатель, драматург, эссеист, переводчик ХХ века.
ОПТИМИСТ
С утра я смотрел и смотрел,
в окно я смотрел с утра
и видел, как мимо идёт детвора.

Через час уже взрослые шли,
А еще через час - старики
с их нетвёрдой походкой и сморщенной кожей...

И тогда я подумал: о боже,
                            до чего же быстро стареют они!
                              А я становлюсь с каждым часом моложе.
                                                               Пер. М.Кудинова.
Источник здесь и здесь

Дела домашние. И тряпку мочить не нужно

Поманерничаю малость: как плохо без домработницы. Полы вот не люблю мыть, хотя грязь меня раздражает и чистоту я всё равно стараюсь поддерживать.Оказывается, проблема решается просто-препросто. Есть средство для полов из ламината. Называется KOTI LAMINA, без мыла. По инструкции сначала предлагается подмести или пропылесосить, где мыть собираетесь. Потом растворить 1 колпачок средства в тёплой воде и вымыть пол... СЛЕГКА СМОЧЕННОЙ тряпкой или шваброй. Мокрую тряпку НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ. Дайте высохнуть. Промывка не требуется. Фантастика! Есть указание: НЕ ПЕРЕДОЗИРОВЫВАЙТЕ.

Что общего между словами РЕЖИМ и РЕЖИССЁР?

Что общего между словами режим и режиссёр?
Режим -- это государственный строй, образ правления или установленный порядок чего-нибудь, например: царский режим или режим дня.
Режиссёр -- это человек, который организует и руководит театральной или кинематографической постановкой.
Оба эти слова имеют общее происхождение: корень их со значением "править, управлять" возник в латинском и через французский пришёл в русский язык. И действительно: режим управляет жизнью людей, и режиссёр тоже  управляет -- жизнью людей на сцене.

Cерия «Маленький гений». На заметку родителям

Представляем новую уникальную серию «Маленький гений» в помощь родителям, которые хотят развить интеллект своего ребенка и сделать из него маленького гения. Книги данной серии красочно иллюстрированы и занятия не покажутся ребенку скучными и не интересными! 
Шалаева Г. П Меры времени, длины, массы, стоимости.- М.: Филол. о-во «Слово»: Изд-во «ЭКСМО».- 2004.- 63 с.- (Маленький гений).
С помощью данной книги вы научите своего малыша определять время, сможете с помощью рук определить количество дней в любом месяце. Интересные задачи с игрушечными героями помогут вашему ребенку понять меру стоимости, длину и другие величины.
Шалаева Г. П. Состав числа.- М.: Филол. о-во «Слово»: Изд-во «ЭКСМО».- 2003.- 63 с.- (Маленький гений).
Обучение составу чисел в пределах 5, знакомство с понятием «десяток» — все это вы найдете в данной книге.
Шалаева Г. П.  Много — мало — один (сравнение множеств).- М.: Филол. о-во «Слово»: Изд-во «ЭКСМО».-2003.- 63 с.- (Маленький гений).
В игровой форме сможете помочь ребенку освоить сравнение: много — мало — один.
Читать дальше

Алгоритм морфемного членения основы. Уроки летом

При словообразовании иногда приставка и суффикс присоединяются к производящей основе одновременно, например, под-окон-ник ¬ окно (в русском языке нет слов *подокно и *оконник). Но часто словообразующие морфемы присоединяются последовательно:
бел-ый ® бел-е-ть ® по-белеть.
Получается словообразовательная цепочка, в каждом звене которой на исходную производящую основу «надевается» новая словообразующая морфема. Следовательно, чтобы не ошибиться в определении морфемной структуры слова, при его морфемном разборе надо восстановить эту словообразовательную цепочку и последовательно «снять» с исследуемой производной основы словообразующие морфемы. К исследуемому слову подбирают его производящее — слово (основу), от которого оно образовано, ближайшее по форме и обязательно мотивирующее по значению данное для разбора слово (критерий мотивированности). Затем сравнивают основу производящего слова и основу производного от него. Разница между ними и является тем суффиксом (приставкой), с помощью которого образовано исследуемое слово.
Читать дальше

22 июня 2011

ВОТ ТАКОЕ Я ЧУДО!

Вот такое я чудо
«Вот такое я чудо» на Яндекс.Фотках

Простые человеческие радости

Получив дополнительные дни к отпуску за работу в течение всего учебного года без больничного листа, за разные  общественные  нагрузки и  "выполнение  функций, не связанных с основной деятельностью"  (за авральную покраску школьного забора -- я писала в блоге об этом), я сегодня не ходила на работу, то есть как бы уже в отпуске. (Как там школа выстояла без меня!)
Прислушиваюсь к своим ощущениям.  Они приятные. Немного дольше утром не вставала с постели и досмотрела приятный сон до конца. Не торопясь,  приготовила обед: незатейливый, правда (картофельный суп, отварная говядина,  салат из свежих помидоров и огурцов, обильно приправленный зеленью),  но главное --  с чувством, с толком, с расстановкой. (Не могу показать блюда  в "натуре" -- изображения сегодня не грузятся в блог). Перед этим сходила  к зеленщице Лиде на углу за овощами. Поболтали  о повседневно-вечном с нею. Уважительная-преуважительная женщина, а как считает в уме -- калькулятор не успеешь достать, а у неё готов итог. Когда ждала маршрутку на остановке, чтобы добраться  на выставку-ярмарку, подумала, как хорошо чувствовать себя свободной от каких-то дел.  Сдала в ремонт и уже получила назад туфли. Старательный сапожник работает в соседнем доме. А утром приходил молочник Миша, который доставляет  нам молоко и всякие молочные продукты прямо в квартиру. Пока внук Тема спит после бассейна, изощряюсь в "сочинениях" тут вот за компьютером. Нас с дедом ждёт ещё общение с ним -- время ни с чем не сравнимое и трудно выражаемое словами. Простые человеческие радости, одним словом.

Православная выставка-ярмарка в Астрахани

"Земле  Русская, храни веру православную!" -- девиз  православной ярмарки, которая сейчас проходит в Астрахани с благословения  митрополита Астраханского и Енотаевского Ионы и при поддержке губернатора нашей области А.А. Жилкина.
Я была сегодня во дворце спорта "Спартак", где размещены павильоны выставки.  Церковная атрибутика, православная литература, предметы утвари, различные изделия из металла, камней, фарфора и многое другое представили тут послушники монастырей России.
-- У нас своя школа, -- рассказывала нам матушка из Елисаветинского женского монастыря, демонстрируя чудесно расписанные бокалы и чайные чашки, --  учим этому делу детей и взрослых...
У всех витрин с церковными книгами народ. Люди благоговейно раскрывают молитвословы, внимают рассказам  о разных изданиях Библии. -- Передадите своим детям, -- напутствуют  посетителей приставленные к книгам служители (не могу назвать их продавцами). Замечательно изданные, это, действительно, книги    на века.
Разнообразные меды и сладости, пироги  и фирменные пряники, церковное вино и елей, травяные сборы и кедровая живица для укрепления здоровья телесного... и много чего ещё можно купить или просто взглянуть на что, рассмотреть, умилиться красоте и благообразию. Земле Русская, храни веру православную!

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война

День памяти и скорби
«День памяти и скорби» на Яндекс.Фотках

Вечная память павшим в боях за нашу Родину!
«Вечная память павшим в боях за нашу Родину! » на Яндекс.Фотках

21 июня 2011

Читаю блог-книгу "Предатель"...

Читаю блог-книгу Валерия Осинского "Предатель". Анонсируется  роман как в чём-то схожий с "Мастером и Маргаритой". Печатается в веб-журнале Peremeny.Ru по одной главе в день или через день. Поэтому, наверное, читаешь с трудом и пока ничего не  узреваешь: ни доброго -- ни злого, ни полезного -- ни пустого. Может, это ещё из-за моей онтологической безграмотности?
К слову, читать  по-новому -- с монитора -- не совсем удобно: не приляжешь, не посмотришь в конец (всей книги-то не напечатали пока).  И тем не менее -- слава Интернету: он неизмеримо расширяет границы нашего кругозора и побуждает учиться читать быстро, схватывая суть на лету, присваивая главное и отметая ненужное тебе. Наверное, я "Предателя" (да простит меня автор) до конца не дочитаю. "Планета людей" куда привычнее, хотя и читана-перечитана.

"Парящий тигр" Кейта ДиКамилло

Новая книга Кейта ДиКамилло, выпущенная издательством Machaon, называется "Парящий тигр". Это правдивая и грустная история о том, как шестиклассник Роб Хортон однажды нашёл в лесу  тигра, которого безжалостный хозяин спрятал в лесу в железной клетке. Тайна стала самой большой тайной мальчика. И только одному человеку на свете он раскрыл её -- Сикстине -- новенькой однокласснице и товарищу по несчастью.
Эта история рассказывает о предательстве и любви, о храбрости и чести, о том, как важно быть добрым, порядочным и как больно терять тех, кого любишь. Книга обязательно покорит сердца юных читателей и заставит о многом задуматься.

В Астрахани побывал Кубок мира

В воскресенье Кубок мира был выставлен на Центральном стадионе в Астрахани для всеобщего обозрения и фотографирования с ним. Желающих запечатлеть себя с главным футбольным трофеем мира оказалось так много, что организаторы продлили время нахождения Кубка на стадионе до позднего вечера. Даже во время матча первенства ЛФЛ между молодежным составом "Волгаря-Газпрома" с ингушским ИнгГУ продолжалось фотографирование болельщиков с кубком, а перед стартовым свистком игры от подобного фото не удержалась и каждая из команд, сообщает onedivision.
Источник здесь

На Плитвицких озёрах

На Плитвицких озёрах...
«На Плитвицких озёрах...» на Яндекс.Фотках
Плитвицкие озёра -- это в Хорватии. Я там бывала и такое видала.

Уделы разных народов. Болгарская притча

Когда делил Господь участи людям, пришли к нему турки. По своей воле Господь дал им ГОСПОДСТВО ("агалък"). Прослышали болгары, что Господь одаряет народы. "Так чего же хотите в дар?" -- спросил их Господь. "Хотим господства", -- ответили болгары. "Господство я дал туркам, пожелайте что-нибудь другое!" -- сказал им Господь. "Ах, что же ты НАДЕЛАЛ, Господи?" ("Какова РАБОТА си направил?") "Благословение моё на вас, болгары, -- сказал Господь, -- я своих слов назад не беру. А как вам я и дам в дар РАБОТУ. Ступайте и будьте здоровы". Прослышали евреи: "Господства хотим".
Читать дальше

МОЕМУ БЛОГУ СЕГОДНЯ ОДИН ГОД

Блоггинг сегодня в моде. И я среди огромного количества себе подобных заболела этой болезнью. И (хвалю себя!) в отличие от очень многих не бросила это дело. Вхожу в число тех 5 процентов блогеров, которые ежедневно обновляют своё детище. Сегодня исполнился год моему блогу.
Почему я "не сошла с дистанции" на этом пути?
Во-первых, потому, что испытываю внутреннюю потребность вести блог. Зачем? Чтобы образовать своих учеников, дать им дополнительный материал к учебнику. Чтобы разообразить формы подачи знаний на уроке с помощью блога, например, через использование интерактивной таблицы или тренажёра. Чтобы мотивировать учащихся на выполнение творческих работ. Сочинения, рассказы, стихотворения ребят публикуются в блоге. Их могут прочитать все-все -- согласитесь, какой мощный стимул для маленьких авторов творить, выдумывать, пробовать!
Во-вторых, привычка писать в блог ежедневно способствует моему развитию: оттачивается слог, мысли обретают стройную форму, сообщения, опубликованные в течение дня, выстраиваются в определённую систему. Связанные одной темой, идеей или наоборот -- противопоставленные, оформленные иллюстрациями, -- это как маленькая страничка в газете или в журнале.
В-третьих, хотя и мало у моего блога зарегистрированных постоянных читателей, устные отзывы учеников-читателей, статистика просмотров, комментарии коллег побуждают меня не бросать начатое.
И так -- уже год. В блоге опубликовано более 1000 сообщений. Число просмотров доходит до 20 тысяч. Мне нравится вести мой блог.

20 июня 2011

О, великий и могучий...

Коллоквиум штормило.
Схватились дискутанты.
Один сказал:
-- Маркетинг!
Другой отрезал:
-- Брифинг!
А третий рявкнул:
-- Клиринг!
И горохнул кулаком.
Да в нашем регионе
Достигнут был консенсус
Посредством плюрализма,
Хотя и эксклюзивно,
Но что весьма престижно --
Без спонсоров притом!
(А. Пьянов, поэт-сатирик).

Праздник "Алые паруса" в Санкт-Петербурге

Праздник
«Праздник "Алые Паруса" в Санкт-Петербурге.» на Яндекс.Фотках

Основа повествования -- развитие действия

Повествование-расказ относится к той разновидности монологической речи, в которой повествуется о том или ином событии, эпизоде, факте жизни. Основой повествования-рассказа является развитие действия в определённой временной последовательности.
В предыстории к  рассказу можно дать историю события: кратко охарактеризовать время, место и основных героев повествования. Рассказ можно дополнить (там, где это необходимо) комментариями, пояснениями, оценками, сведениями в виде авторских отступлений. Обязательным элементом  вашего рассказа должно быть заключение.
Е.В. Любичева.

Описание: структурные части

При создании текста, ядром которого является описание природы, следует придерживаться следующих  структурно-композиционных частей: общее впечатление от увиденного, пережитого; собственно описание природы; обобщение.
При описании внешности героя используйте соответствующие тематически объединённые слова: внешний облик,  возраст, лицо, волосы, рост, телосложение, походка...; однородные члены предложения, требующие интонации перечисления (удивительные карие глаза, пушистые загнутые ресницы, крупный рот и ослепительно белые зубы);  составные именные сказуемые (Он был среднего роста... Его походка была небрежна и ленива. -- М.Ю. Лермонтов); оценочные слова (необычно внимательные, добрые глаза).
Если в портретном описании перечисляются внешние признаки человека, то в описании-характеристике называются черты характера, приводятся биографические данные, описываются наклонности, интересы человека: выделялся блестящими способностями, сосредоточенно слушал, всегда обдумывал свои поступки, увлекательно рассказывал...
Е.В. Любичева.
 Русский язык. Методические материалы
 для проведения уроков. 10-11 классы.
М., Эксмо, 2007.

19 июня 2011

Ад кромешный и тьма кромешная

Слово кромешный в наше время употребляется только со строго определёнными существительными. Ад кромешный означает невыносимую обстановку, кромешная тьма -- беспросветную темноту. Как же возникли эти значения?
В современном русском языке слово кроме -- это предлог, который употребляется с существительными в родительном падеже. Кроме бабушки в доме никого не оставалось. Кроме смородины в лесу было много других ягод: малины, черники, голубики.
В древнерусском языке кроме было наречием и имело значение "вне, снаружи". Вспомним историю: когда Иван Грозный разделил русскую землю на две части -- земщину и опричнину, то опричные (иные) земли он раздал во владение своим приближённым -- опричникам. Эти земли были как бы вне остальных земель, а опричники  были вне существующего закона. Они подчинялись только царю. В народе они получили название кромешников.
Кромешный -- это такой, который находится снаружи, вовне:  вне закона, вне обжитого, освещённого, согретого теплом пространства. Когда мы сейчас говорим о полной темноте, в которой нам мерещатся всякие страхи, мы называем её тьма кромешная.

Нынче с самолёта такого не увидишь...

Перечитываю "Планету людей" Антуана де Сент-Экзюпери. Из списка произведений для летнего чтения своим ученикам и  погружаюсь  в замечательный мир. Сколько доброго, вечного и, уверена, значимого для каждого могут дать такие книги. Вот, к примеру, отрывок.
Никогда не забуду мой первый ночной полёт над Аргентиной, ночь настала тёмная, лишь мерцали, точно звёзды, рассеянные по равнине редкие огоньки.
В этом море тьмы каждый огонёк возвещал о чуде человеческого духа. При свете вон той лампы кто-то читает, или погружён в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы Вселенной или бьётся над вычислениями, измеряя туманность Андромеды. А там любят. Разбросаны в полях одинокие огоньки, и каждому нужна пища. Даже самым скромным -- тем, что светят поэту, учителю, плотнику. Горят живые звёзды, а сколько ещё там закрытых окон, сколько погасших звёзд, сколько уснувших людей...
Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях, -- может быть, иные и отзовутся. (Перевод Норы Галь).

Блистательна, полувоздушна


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Её глаза -- как два тумана

ПОРТРЕТУ ЛОПУХИНОЙ
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали,
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
                 Я.Полонский

ПОРТРЕТ
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
                        Н.Заболоцкий

Глагол с редким суффиксом -вова-

Глагол чествовать связан с существительным честь в значении "почёт, уважение".
Чествовать -- значит оказывать уважение, почёт; устраивать празднество в честь какого-то выдающегося человека.
У этого глагола редкий суффикс -вова-. От глагола суффиксальным способом можно образовать существительное чествование.

Развлечения для всех

http://fun.ucoz.ru/  "Развлечения для всех" -- так называется сайт по  приведённой в начале сообщения ссылке. На нём можно найти подборку самых смешных анекдотов. Нет повторений! Афоризмы в коллекции разбиты на категории. Цитаты из различных источников, собранные в одном месте, тоже тут. А ещё "Тайна имени", "Крылатые выражения", "Кулинарные рецепты", "Обои для рабочего стола". Советую заглянуть.

18 июня 2011

Алфавит. Запоминалки

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

Рейтинг городов, доброжелательных к детям

По ссылке http://rian.ru/social_ratings/children/  можно найти результаты рейтинга  городов, доброжелательных к детям. На первом месте по индексам "Жизненная среда", "Возможности индивидуального развития", "Забота о здоровье" стоит город Петрозаводск, за ним следует Москва, Волгоград -- на пятом месте, Астрахань -- на седьмом. Районные центры нашей области расположились в таблице  таким образом: 12 место -- Ахтубинск, 13 -- Камызяк, 15 -- Харабали, 16 -- город Нариманов.
По мнению авторов исследования, город, доброжелательный к детям, это тот, в котором учитываются нужды и приоритеты детей; бюджет формируется в соответствии с их потребностями; дети и молодежь участвуют в разработке политики и принятии решений; все дети, независимо от состояния здоровья, возраста, национальности и социальной принадлежности, могут жить полноценной счастливой жизнью.
Источник здесь