Учусь в Международной школе "Успех в Internet PRO100". Есть простые задания, есть сложные. Напрягает то, что каждый день надо выполнить новое задание. Вот и приходится откладывать другие дела, не "отмечаться" ежедневно в блоге, к примеру. В Школе формируют компьютерную грамотность, знакомят с разными программами и сервисами. Учат тому, как завести почтовый ящик, создать собственный сайт, канал на YouTube. Дают профессиональные советы, как сделать презентацию, видеоролик... Разумеется, всё это создается каждым на практике и потом оценивается. Используется не просто дистанционное обучение. Ориентировано оно на практический конечный результат. Такой вот интерактивный деятельностный подход с учётом всех премудростей педагогики и психологии. Освоишь всё -- получишь сертификат. И в жизни эти знания могут пригодится. Вот ссылка, пройдя по которой можно узнать подробности
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
10 апреля 2012
08 апреля 2012
Вербное воскресение
И.С.Шмелев. "Лето Господне"
Грамматическая основа предложения (задание В3)
Блог как инструмент саморазвития учителя
По этой ссылке https://docs.google.com/presentation/d/1XmpVZ9VSGdniO_kx1vAEGzVqsuu_h-ARNZ6ua-xJ6bA/edit#slide=id.p5 презентация Людмилы Рождественской "Блог как инструмент саморазвития учителя". А действительно, зачем он нужен -- этот блог?
07 апреля 2012
Тренинг "Морфемный разбор"
По этой ссылке http://russkiy-na-5.ru/articles/219 интерактивное упражнение по разбору слова по составу. Только сразу не подглядывать в ответы! Сначала разберите слово, а потом себя проверьте. Желаю успеха!
Какие словари русского языка утверждены в Российской Федерации как официальные?
Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации:
1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 1288 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 794 с.
3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.— М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 943 с.
4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. — М. : «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 782 с.
Источник: (вступил в силу 1 сентября 2009 года)
Морфемно-орфографический словарь
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – один из самых востребованных словарей в школьной практике изучения русского языка. Слова в этом словаре разделены на значимые части – морфемы, то есть разобраны по составу. В сложных случаях преподаватели и школьники могут проверять по Словарю результаты проведенного ими самими морфемного анализа.
В Словаре впервые интерпретируется морфемное строение значительного массива русской лексики – около 95 тыс. слов. Словник Словаря построен на базе словника 29-го издания "Орфографического словаря русского языка" (М., 1991). Словарь рассчитан на учителей, учащихся, широкий круг читателей.
Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – один из самых востребованных словарей в школьной практике изучения русского языка. Слова в этом словаре разделены на значимые части – морфемы, то есть разобраны по составу. В сложных случаях преподаватели и школьники могут проверять по Словарю результаты проведенного ими самими морфемного анализа.
В Словаре впервые интерпретируется морфемное строение значительного массива русской лексики – около 95 тыс. слов. Словник Словаря построен на базе словника 29-го издания "Орфографического словаря русского языка" (М., 1991). Словарь рассчитан на учителей, учащихся, широкий круг читателей.
Ссылка , пройдя по которой, вы можете узнать морфемный состав любого слова. У словаря очень удобная навигация. Попробуйте!
Например, сегодня в 7 классе мы разбирали наречия мгновенно, неприязненно, бездейственно. Разумеется, используя критерий Винокура. С н и нн разобрались, а дальше... Как, к примеру, разобрать слово мгновенный? Согласно словарю, мгновен/н/ый (если имеющий отношение к мигу, то корень мг-) -- мгновен/н/о; без/дей/ств/енн/ый -- без/дей/ств/енн/о (без/дей/ств/и/е).
06 апреля 2012
Правописание наречий: интерактивное упражнение
По этой ссылке http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_118 правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Его полезно повторить. А самое главное здесь размещено интерактивное упражнение на эти правила. Нужно выбрать вариант правильного написания наречия, а потом можно проверить и прочитать комментарий к орфограмме.
С помощью каких суффиксов образуются наречия?
Суффикс -а, -о, -е образует наречия со значением оценки действия ( певуче, сильно, стремительно, снова, умоляюще, растроганно, смягчающе, взволнованно).
Суффикс -и образует наречия от основ прилагательных, имеющих суффикс -ск- ( дружески, логически, систематически).
Суффикс -и образует наречия от основ прилагательных, имеющих суффикс -ск- ( дружески, логически, систематически).
Суффикс -жды образует наречия от количественных числительных ( однажды, дважды).
Суффикс -учи (-ючи) образует наречия от основ глаголов (играючи, крадучись).
Постфиксы -то, -либо, -нибудь образуют наречия, в которых при самом обобщенном указании на место, время, образ действия они остаются неопредёленными( где-то, где-либо, куда-нибудь, когда-то, как-нибудь).
Источник здесь
Какие типичные ошибки допускают при выделении суффиксов?
- Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами -ений(влад-ени[й-э] ), -тий- (взя-ти[й-э]), -ий- (самолюб-и[й-э], арм-и[й-а]), -й- (счасть-[й-э], старь-[й-о]), -аций- (делег-аци[й-а]). Во всех этих случаях ий или й относятся к суффиксу, а не к окончанию.
- Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв). Ср.: юбоч-к-а (корень юбоч- — юбк-а и суффикс -к(а)) — пил-оч-к-а (корень пил- — пил-а и суффиксы -оч- и -к: а) -оч- (здесь есть беглая гласная и чередование к/ч) — пил-к-а, пил-ок; б) -к(а) — пил-оч-к-а, тёл-оч-к-а).
- Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов. Ср.: косн-ость (от косный, где косн- — корень),готов-ность (от готовый, где готов- — корень), грамот-н-ость (ср.: грамот-а → грамот-н-ый → грамот-н-ость).
- Выделение в качестве суффикса части корня или основы: любл-ю (корень любл- с чередованием б/бл); бесед-уй-те(в данном суффиксе наблюдается чередование -ова-/-уй-, причем обычно [й] не получает специального графического выражения (перед гласной буквой) — бесед-у[й-у] , а в повелительном наклонении (перед согласной буквой) такое графическое выражение есть — бесед-уй-те). Источник здесь
Вспомним критерий Винокура
В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово, и их лексическое значение.
Образец рассуждения:
Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк-: «Сашенька — уменьшительно-ласкательное к Саша».
В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -к-: «Вишенка — маленькая вишня».
В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина — единичная составляющая гороха»; суффикс -к-: «Горошинка — маленькая горошина».
Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный.
В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать — предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель — тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный — такой, как мечтатель; свойственный мечтателю».
В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный — такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Источник здесь
05 апреля 2012
Словарь-шпаргалка
Эта книга адресована учащимся, изучающим родной язык по любому из действующих учебников. Она соответствует программе средней школы и будет незаменимым помощником при выполнении домашних заданий и контрольных работ. Словник пособия (более 8500 слов) включает не только все слова из школьных учебников, предлагаемые в них для морфологического разбора, но и однокоренные к ним слова, и слова современного русского литературного языка, культура использования которых повышает уровень речевой и орфографической грамотности.
Что такое омонимы?
Омонимы (от греч. homos — одинаковый и onoma — имя) — слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению, например, «глава», «ключ», «коса», «крыло», «лук», «рукав» и др. Например, слово «ключ» может обозначать: ключ от замка, гаечный ключ, родник (ключевая вода), верхний камень, замыкающий сооружение (ключевой камень).
Омонимы бывают полные (совпадают как в произношении, так и в написании: «коса», «рукав») и неполные (совпадают лишь по произношению: «поколочу», «по калачу») — омофоны.
От омонимов отличают слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: «óрган — оргáн». Такие слова называют омографы.
Источник здесь
Правописание наречий, образованных от существительного с предлогами
Правописание наречий и наречных сочетаний,
возникших из сочетаний «предлог + существительное в определённом падеже», во
многом определяется традицией.
а) обычно пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе
именные формы, которые в современном русском языке не употребляются: вдоволь,
взаперти, спозаранку, впросак, наяву.
Вместе с тем слитное и раздельное
написание наречий и наречных сочетаний зависит:
1. От типа существительного, к
которому восходит наречие:
а) обычно пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе
именные формы, которые в современном русском языке не употребляются: вдоволь,
взаперти, спозаранку, впросак, наяву.
Исключения: во всеоружии, во
всеуслышание, без обиняков, до зарезу;
б) обычно пишутся слитно наречия, если между
предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может
быть без изменения смысла вставлено определение или если после предлога к
существительному не может быть поставлен падежный вопрос: бежать вприпрыжку,
отказаться наотрез, говорить наперебой. Исключения: сделано на совесть, под
стать кому-то;
в) обычно пишутся слитно наречия, образованные из
предложно-падежных форм, если в современном русском языке есть омонимичное
сочетание существительного с предлогом (в другом значении): надеть фуражку
набок (фуражка находится на голове, а не на боку!) — лошадь упала на бок. Исключения: на славу потрудиться (наречие) — на
славу не рассчитывай (существительное с предлогом); читать стихи на память
(наречие) — только на память не надейся (существительное с предлогом);
г) обычно пишутся слитно наречия, образованные от существительных
с пространственным и временным значениемверх, низ, перёд, зад, высь, глубь,
даль, ширь, век, начало и др.: поглядеть вверх, запомнить навек, оглянуться
назад, сначала подумать;
д) раздельно пишутся омонимичные формы
существительного с предлогом, существительное в этом случае употреблено в своём
прямом значении и имеет зависимое прилагательное или существительное: Сначала
подумай, потом отвечай (наречие) — С начала встречи прошло три часа
(существительное с предлогом); Он взглянул наверх (наречие) — Он поднялся на
верх лестницы (существительное с предлогом).
Примечание. Надо
запомнить раздельные написания: на века, на веку, от века
(т.е. издавна, с незапамятных времён), на веки вечные, на веки веков.
Надо запомнить слитные написания: сверху донизу, сверху вниз,
снизу вверх.
Источник здесь
04 апреля 2012
03 апреля 2012
ПАМЯТЬ
| Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский |
| Скульптура «Царь-рыба».Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осетра, рвущего сети — рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя — «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка, с которой можно любоваться на протекающий внизу Енисей. Источник здесь |
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
| Овсянка — родное село писателя (вдали, между автодорогой и рекой Енисей) |
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом. Читать дальше
02 апреля 2012
Демонстрационные версии
Обратите внимание, что структура всех вариантов экзаменационной работы ГИА по каждому общеобразовательному предмету едина, поэтому рекомендуем ознакомиться с размещенными на сайте ФИПИ документами, определяющими эту структуру, а также содержание КИМ
Информацию о содержании КИМ по предмету вы найдете в кодификаторах, спецификациях и демонстрационных вариантах экзаменационных заданий.
Имейте в виду, что варианты КИМ, которые вы получите на экзамене, разрабатываются в режиме строгой секретности и становятся публичными лишь в момент проведения экзамена.
Демонстрационные варианты КИМов по всем предметам здесь
Портал содержит информацию для выпускников, родителей, организаторов экзаменов
Сроки проведения и расписание ГИА 2012 года для выпускников 9 классов по этой ссылке http://gia.osoko.ru/ru/main/dates/
Сроки проведения и расписание ГИА 2012 года для выпускников 9 классов по этой ссылке http://gia.osoko.ru/ru/main/dates/
Самый распрерусский писатель
«Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, — отмечал в 1933 году А. И. Куприн. — Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирождённый москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа» [2].
Если отбросить несправедливое и обидное для богатой отечественной литературы обобщение — «единственный», — эта оценка окажется верной и в наши дни.
Если отбросить несправедливое и обидное для богатой отечественной литературы обобщение — «единственный», — эта оценка окажется верной и в наши дни.
Иван Сергеевич Шмелёв
Семья Шмелёвых была
благополучная, православная с патриархальным ладом. В дальнейшем у Ивана
Шмелева будет особая тяга к религии, что скажется на его философских взглядах и
творчестве.
Окружение маленького Ивана
Шмелева составляли мастеровые,
рабочие-строители, с которыми он близко общался. Поэтому "влияние
двора", где чувствовался мятежный дух и раздавались различные песни,
прибаутки, поговорки со своим разнообразно-богатым языком, не могло не
отразиться на его мироощущении и позднее в произведениях. Позднее Шмелев
напишет: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему...».
Изначально Шмелев получал
образование на дому, где в роли учителя выступала его мать, которая постепенно
вводила юного писателя в мир литературы (изучение Пушкина, Гоголя, Толстого и
др.) мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелев.
Во время революции Шмелёв уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Трагичной оказалось судьба Сергея - единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер царской армии был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорен к смерти. Это событие, а также пережитый его семьей страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, привели Шмелёва к тяжелой душевной депрессии. В январе 1923 года Шмелев окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет. Годы, проведенные в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью.
Источник здесь
01 апреля 2012
Новый образец сочинения
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов.
Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.
Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
Автор Кузнецова Наталья. Источник здесь
Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.
Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
Автор Кузнецова Наталья. Источник здесь
"Чу! Снег по лесу частому..."
Помните слова из новогодней песни про ёлочку: "Чу! Снег по лесу частому / Под полозом скрипит..."? Восклицание чу родственно словам чуять, чутьё и чувство.
Собака чует дичь, у неё превосходно развито чутьё, то есть обоняние, способность улавливать запахи.
У человека тоже может быть развито чутьё, но в другом значении. О человеке, который не знает правил, но пишет без ошибок, мы можем сказать, что у него развито языковое чутьё. Если политик легко ориентируется в международной обстановке, быстро принимает правильные решения, мы скажем, что у него политическое чутьё.
Способность ощущать и воспринимать внешние воздействия называется чувством.
Подписаться на:
Комментарии (Atom)


.jpg)
И улыбались люди где-то.
Вселял он в души доброту.
За это я его люблю.