Русский язык ссылкаРусский язык (итоговое собеседование) ссылка
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя

![]() |
| Идеальная картинка школы репетитора, которую рисуют родители. Фото pixabay.com |
Цитата. "Тотальный диктант тем самым способствует развенчанию двух распространенных мифов о русском языке – о том, что правописание не допускает вариантов, и о том, что пятерка на уроке русского языка в школе означает идеальную грамотность. И теперь посмотрим еще раз на число отличников. В диктанте уже принимают участие свыше 200 000 человек, и что говорят нам эти цифры – два процента пятерок (а четверок – намного больше)? Эти цифры свидетельствуют о том, что несколько тысяч человек написали неадаптированный текст, изобилующий пунктуационными трудностями, содержащий орфограммы и слова, которые не изучались в школе, без ошибок или с минимальным количеством ошибок. А ведь далеко не все участники диктанта – филологи, редакторы, корректоры. Так что результаты Тотального диктанта опровергают еще один миф – о тотальной безграмотности носителей русского языка."Литература никогда не имеет ни малейшего влияния на жизнь и те, кто думают, будто это влияние есть и возможно, жестоко ошибаются. «Ревизор» не действовал на взяточников, а статьи и воззвания Толстого о смертной казни не остановили ни одного убийства под видом казни, а у нас казнены уже миллионы, а палачи возведены в газетах в герои. Юбилей ГПУ — с музыкой и спектаклями, а те, кто видел наши застенки (я видел и кое-что знаю), только и могут, что сидеть по углам и быть незаметными. Литература сильна тем, что вызывает острое чувство счастья. И Гоголь велик не тем, что осмеивал Хлестакова и Чичикова, а тем, как он это делал, что мы до сих пор дышим счастьем, читая его. В этом все дело, не в том, что, а в том, как. А счастье облагораживает, и в этом значение литературы, которая делает нас счастливыми и тем подымает нас. Чем сильнее поучительность, тем слабее влияние литературы. Самые великие никогда не поучали (даже хотели этого), они были.
![]() |
| Картина Аркадия Пластова «Л. Н. Толстой с яснополянскими школьниками», 1959 год |

Что меня в нём поразило? Насыщенность огромным количеством фактов из истории поселения в тесной связи с историей нашей страны. Многое узнала о быте, устоях, нравах и прочем из жизни этого удивительно трудолюбивого и культурного народа и при том... абсолютно безграмотного и даже невежественного. Это, во-первых. А во-вторых, хочу сказать о языке и стиле романа. Как у наших классиков -- полный стиль, с ответами на весь комплекс вопросов: что где произошло с кем, каково это было, когда, зачем и почему и т.д.. Предложения выстроены, как по линеечке, не по-нашему, эсэмэсному.