Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
За верно выполненное двадцать шестое задание, считающееся одним из самых сложных и ошибкоопасных, можно получить четыре первичных балла, а это довольно много. Для этого нужно вставить термины из приведенного в задании списка в рецензию на текст. Давайте повторим основные языковые средства выразительности.
Теория к заданию №26 ЕГЭ по русскому языку
Речевые обороты и языковые средства выразительности мы привели ниже в таблице — давайте внимательно ознакомимся с ними!
Задание 25 продолжает серию заданий, связанных с приведенным текстом. За него также можно получить один первичный балл. Для этого нужно хорошо разбираться в средствах, придающих тексту смысловую и языковую целостность – союзах, синтаксических конструкциях, местоимениях всех разрядов, повторах морфологических форм. В задании требуется найти среди предложений такие, которые связаны определенным образом. Помочь в этом может приведенная ниже теория. Алгоритм выполнения задания №25 ЕГЭ:
Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста. Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Записываем правильный ответ.
Теория к заданию №25 ЕГЭ по русскому языку
В таблице приведены средства связи с пояснениями — изучаем!
24 задание ЕГЭ также связано с приведенным текстом. Выпускнику необходимо выписать (подобрать) из определенных предложений, указанных в условии, синоним (синонимическую пару), антоним (антонимическую пару), фразеологизм, просторечное/устаревшее слово, заимствованную лексему, слово в прямом/переносном значении и т.д. За это задание можно получить один первичный балл.
Алгоритм выполнения задания №24 ЕГЭ:
Внимательно читаем задание.
Анализируем указанные в задании предложения и ищем необходимую лексическую единицу.
В Астраханском кремле состоялась премьера концерта «Волшебный фонарь». Как сообщает министерство культуры Астраханской области, все средства от продажи билетов направят в фонд поддержки участников СВО.Проект «Русские оперы в Астраханском кремле. Зимняя сказка» вот уже в третий раз проводится на территории регионального исторического памятника. Он реализуется благодаря поддержке губернатора Астраханской области в рамках нацпроекта «Культура».
Со сцены лилась музыка из известных советских оперетт, детских фильмов, дуэты и арии из русских опер. Гостей мероприятия поразило и уникальное 3D-шоу: световые образы проецировались на фонарь, который является символом тепла и семьи. Выступили в «Волшебном фонаре» и астраханские фигуристки, акробаты и танцоры. Глава региона Игорь Бабушкин поблагодарил всех участников и гостей мероприятия, которые создали праздничную и семейную атмосферу в Астраханском кремле. Фото: министерство культуры Астраханской области
Всё это происходило на сцене и на катке. В кремле открылись два катка и горка. Астраханцы могут порадовать себя по-настоящему зимними забавами, хотя у нас нет ни грамма снега и идёт дождь.
Двадцать третье задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников различать три типа речи – описание, повествование и рассуждение. Это задание также связано с текстом; за его верное выполнение можно получить один первичный балл.
Теория к заданию №23 ЕГЭ по русскому языку
Повторим признаки типов речи:
Описание
В описании дается характеристика чего-либо – внешности и поведения человека, места, обстоятельства… В описании часто встречаются прилагательные и причастные обороты, эпитеты, сравнения, метафоры.
Повествование
В повествовании сообщается о ходе событий, перечисляются идущие по порядку действия. В повествовании часто встречаются глаголы, деепричастия, деепричастные обороты и наречия.
Рассуждение
В рассуждении автор приводит свою точку зрения на какую-либо проблему, размышляет о чем-то, объясняя и доказывая поставленные тезисы. В рассуждении часто встречаются вводные слова и риторические вопросы.
Алгоритм выполнения задания № 23 ЕГЭ:
Внимательно читаем каждый отрывок текста, предложенный в задании. Определяем тип речи каждого отрывка, определяем верность утверждений. Записываем правильный ответ.Обратите внимание на количество ответов: их может быть 2 или 3.
Двадцать второе задание открывает группу заданий, связанных с текстом. Оно достаточно простое: нужно внимательно прочесть текст и определить, какие высказывания из пяти приведенных соответствуют его содержанию. Однако нужно серьезно отнестись к этому заданию, чтобы не потерять один первичный балл по невнимательности.
Теория к заданию №22 ЕГЭ по русскому языку
Текст — речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.
Тема текста — то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль (идея) текста — то, что хотел сказать автор читателю.
Алгоритм выполнения задания № 22 ЕГЭ:
Внимательно читаем текст. Анализируем каждое утверждение, устанавливаем его соответствие содержанию текста, его теме и основной мысли. Записываем правильный ответ.Обратите внимание на количество ответов: их может быть 2 или 3.
Задание № 21 ЕГЭ ориентировано на проверку умения выпускников выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. Предлагается найти предложения, в которых один из знаков препинания (запятая, тире, кавычки) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, двоеточие при прямой речи, тире при однородных членах предложения и обобщающем слове, запятая при уточнении и т.д. За правильное выполнение задания можно получить 1 балл.
Алгоритм выполнения задания №21 ЕГЭ:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выпишите номера предложений, в которых есть указанный в задании знак препинания.
3. Проанализируйте, с помощью какого правила можно объяснить постановку этого знака в предложениях.
4. Запишите в ответ номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.
Обратите внимание, что могут быть разные вариации ответов.
Верно выполненное задание №20 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с подчинительной и сочинительной связью. Предлагается проставить запятые в нужных местах. Во избежание ошибок необходимо повторить приведенную ниже теорию.
Алгоритм выполнения задания № 20 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задания.
Выделите грамматические основы. Установите границы предложений. Найдите главное и придаточное (-ые) предложения.. Расставьте запятые в соответствие с правилами. Запишите в ответ все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Задание ER2021RТеория к заданию №20 ЕГЭ по русскому языку Придаточная часть предложения начинается с союзов — она может находиться перед, после и внутри главной части.
Девятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку, направленное на проверку умения выпускников расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, может принести один первичный балл в случае его правильного выполнения. Давайте повторим теорию о пунктуации сложноподчиненного предложения.
Теория к заданию №19 ЕГЭ по русскому языку
Сложноподчиненное предложение делится на главную и придаточную части; последняя присоединяется при помощи союзов и союзных слов и может находиться перед, после и внутри первой.
В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова:
будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только, нежели, откуда, отчего, пока, поскольку, почему, словно, так как, так что, только что, точно, хотя, чей, чем, что, чтобы и др.
Сложноподчиненное предложение делится на главную и придаточную части; последняя присоединяется при помощи союзов и может находиться перед, после и внутри первой. Придаточная часть отделяется запятой в следующих случаях:
Восемнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку направлено на проверку умений выпускников ставить запятые при вводных словах (словосочетаниях) и обращениях, отличать вводные слова от омонимичных членов предложения. За него можно получить один первичный балл; подготовиться к этому заданию можно с помощью приведенной ниже теории.
Теория к заданию №18 ЕГЭ по русскому языку по ссылке
Запомнить слова, которые никогда не бывают вводными. (см по ссылке)
Семнадцатое задание ЕГЭ также проверяет знания выпускников в области пунктуации. За него можно получить один первичный балл. Для подготовки к данному заданию предлагаем ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным на этой странице.
Шестнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний правил пунктуации русского языка. Выпускникам необходимо расставить знаки препинания и выяснить, в каких предложениях следует поставить одну запятую. Для пунктуационного разбора даны пять предложений с пропущенными знаками препинания. За верное выполнение этого задания можно получить один балл. Чтобы хорошо подготовиться к заданию, изучите приведенный ниже теоретический материал.
Алгоритм выполнения задания №16 ЕГЭ:
1.Внимательно прочитайте задание. 2.Выделите грамматическую основу в каждом предложении. 3.Найдите простые и сложные предложения. 4.Если предложение простое, то обратите внимание на однородные члены. Вспомните правила, при которых ставится / не ставится запятая. Не забывайте о постановке запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами. 5.Если предложение сложное, примените правило постановки запятой в ССП. Проверьте наличие общего второстепенного члена (если он есть, между частями сложного предложения запятая перед И не ставится). 6.Запишите правильный ответ. Совет: лучше всего рисовать схему предложений на черновике, чтобы не запутаться в запятых.
Александр Беляев — прекрасный писатель, который известен своими фантастическими произведениями. Советские школьники, да и взрослые люди, зачитывались его книгами, поражаясь способности автора создавать удивительные сюжеты. Книги Беляева так нравились любителям фантастики, что многие режиссеры брались за экранизацию романов и повестей талантливого писателя.
Книга «Голова профессора Доуэля», появившаяся после 2х лет в гипсе и параличе
За пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку можно получить один первичный балл. В предложении, написанном в задании, в местах пропусков букв «н/нн» стоят цифры; в ответе требуется указать все цифры, на месте которых должно стоять либо «н», либо «нн». Выпускники довольно часто допускают здесь ошибки. Давайте повторим приведенную ниже теорию, чтобы на экзамене получить высший балл.
За правильное выполнение четырнадцатого задания ЕГЭ по русскому языку выпускники могут получить один первичный балл. Для этого нужно выписать из предложения два слова, которые пишутся слитно, раздельно или через дефис. Чтобы ответить верно, нужно знать правила написания союзов, частиц, предлогов, местоимений, сложных имён существительных и прилагательных, наречий и союзных сочетаний. Важно уметь различать значения омонимичных слов, в чем поможет приведенный ниже теоретический материал.
В задании под номером 13 ЕГЭ ученикам предлагается выбрать предложение, в котором слово с НЕ пишется определённым образом (слитно или раздельно). За правильное выполнение этого задания можно получить один первичный балл. Советуем ознакомиться с приведенной ниже теорией.
Алгоритм выполнения задания №13 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задание.
Определите часть речи выделенного слова и вспомните подходящее правило. Не забывайте об исключениях.
Раскройте скобки в соответствии с нормами правописания русского языка.
Двенадцатое задание ЕГЭ по русскому языку может принести один первичный балл в случае его правильного выполнения; для этого нужно верно вставить букву в окончание глагола или суффикс причастия и выписать его. Давайте рассмотрим теорию, полезную для подготовки к этому экзаменационному заданию.
Алгоритм выполнения задания № 12 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задание.
Найдите глаголы и определите их спряжение, поставив в неопределенную форму. Посмотрите, какая гласная пишется в личном окончании каждого глагола. Не забываем об исключениях!
Найдите причастия, определите их время и залог. Посмотрите, какая гласная пишется в суффиксе каждого причастия.
Запишите правильный ответ.k
Теория к заданию №12 ЕГЭ по русскому языку
Гласные в безударных окончаниях глаголов
В личных окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени в первом спряжении пишутся гласные «е, у (ю)», а во втором – «и, а(я)». Например: имеешь, смотрит.
В личных окончаниях глаголов первого и второго спряжения повелительного наклонения пишем букву И: крикни, крикните; вытри – вытрите; держи – держите.
Давайте вспомним, как определять спряжение глаголов:
В задании №11 ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагается указать ряд слов, на месте пропуска в которых пишется одна и та же буква. За верное выполнение этого задания можно получить один первичный балл. Давайте повторим теорию, чтобы быть уверенными в своих силах.
Алгоритм выполнения задания № 11 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задание. Определите часть речи. Вставьте пропущенные буквы во все предложенные слова в соответствии с правилами. Не забывайте об исключениях. Запишите правильный ответ.
Десятое задание в ЕГЭ по русскому нацелено на проверку знаний выпускников в области правописания приставок. Из пяти приведенных вариантов – сочетаний трёх слов с пропущенной буквой – нужно выбрать не менее двух, в которых все слова соответствуют указанному в задании условию – то есть в которых пропущена одинаковая буква. За это можно получить один первичный балл. Давайте повторим теорию, связанную с правописанием приставок в русском языке.
Алгоритм выполнения задания
Наша задача – найти ряды, где во всех трёх словах пишется одна и та же буква. Соответственно, достаточно двух разных букв в словах одного ряда, чтобы отказаться от этого варианта и перейти к следующему. Вставляем все пропущенные буквы в предложенных словах в соответствии с правилами правописания приставок и смотрим, где во всех трёх словах одна и та же буква. Записываем ответ. Помним, что должно быть не менее двух правильных рядов.
Девятое задание ЕГЭ по русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти ряды слов, в которых пропущенная гласная соответствует одному и тому же правилу. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах девятого задания ЕГЭ. Это задание намного легче, чем кажется, если при выполнении пользоваться методом исключения.
Алгоритм выполнения задания №9 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задание.
Поставьте ударение в каждом слове.
Выделите корни в каждом слове. Это обязательное условие. От того, сделаете ли вы это и насколько правильно, будет зависеть результат.
Определите, какая гласная содержится в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся.
В зависимости от того, что необходимо обнаружить, исключите те варианты, где даже одно слово не подходит для нашего правила. Помните, что можно столкнуться с омонимичными корнями, которые относятся к разным правилам (м…ровой — проверяется словом «мир», это безударная проверяемая гласная, а слово ум…рать имеет чередующийся корень, и написание гласной в корне зависит от суффикса А).
Запишите ответ. Не забывайте, что верных ответов должно быть как минимум два.
Важно! В корне слова может быть несколько безударных гласных, если хотя бы одна подходит данным в задании критериям, это слово включаем в вариант ответа.
Теория к заданию №9 ЕГЭ по русскому языку
безударная чередующаяся гласная
Это один из лёгких вариантов, ведь корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Наша задача не столько запомнить правила употребления, сколько сами чередующиеся корни. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.
Кажется, не так давно о тайном романе актрисы Юлии Пересильд и режиссера Алексея Учителя судачила вся Россия, и вот уже подросшие дочери звездной пары начали покорять кино Олимп, демонстрируя свой талант, унаследованный от родителей. И хотя родители по мере возможности стараются уберечь девочек от публичности, их имена уже хорошо известны в светской тусовке.
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» — неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» — правильно.
Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» — в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
Чтобы находить ошибки такого типа и избегать их при самостоятельном построении речи, необходимо запомнить, с какими падежными формами употребляются предлоги:
Взамен кого? чего? – р.п.
Вследствие чего? – р.п.
Благодаря кому? чему? – д.п.
Вопреки чему? – д.п.
Вслед кому? чему? – д.п.
Навстречу кому? чему? – д.п. Не путать с предложно-падежной формой существительного с предлогом: на встречу (с кем? с чем?). Кстати, падеж подсказывает нам в первую очередь, слитно или раздельно это нужно писать.
Наперекор кому? чему? – д.п.
Наперерез кому? чему? – д.п.
Согласно чему? – д.п.
По (в значении «после») чём? – п.п. Запомните: по прибытии, по приезде, по завершении, по возвращении, по прилете, по истечении и т.п.
Встречаются также «проблемные» словосочетания, содержащие предлог. В случае сомнений их следует проверять по специальным словарям, отражающим нормы управления:
Наше определение приложения: это разновидность определения, поясняющая, кем именно или чем именно является предмет.
Когда приложение выражено именем собственным, заключенным в кавычки, и зависит от слова – родового понятия, оно должно быть несогласованным, то есть поставленным в форму именительного падежа. Помните, что приложение обязательно должно к чему-то «прикладываться»: например, название «Война и мир» «прикладывается» к слову роман. Если в предложении нет слова роман, то не нужно и делать «Войну и мир» приложением, это будет какой-то другой член предложения.
Ошибка в задании ЕГЭ № 8, связанная с несогласованным приложением, только одного типа. Приложение пытаются упорно согласовать с главным словом:
В повести А.С. Пушкина «Дубровском» (правильно: «Дубровский») изображены картины крепостного прошлого России.
Ошибки, касающиеся как главных, так и второстепенных членов предложения
– общее дополнение к сказуемым, от которых нельзя задать один и тот же вопрос;
– неправильное употребление двойного союза:
· неправильный выбор месторасположения части двойного союза Двойной союз – это такой союз, части которого находятся в разных позициях в предложении. Когда мы соединяем таким союзом однородные члены, необходимо следить за тем, чтобы каждая из частей двойного союза находилась непосредственно перед одним из однородных членов предложения. Ошибка данного типа связана с непониманием этого требования, или с небрежностью, или со спешкой. Как правило, неправильно выбрано место для первой части союза: ее употребляют слишком рано, «не дождавшись» нужного слова, либо, наоборот, слишком поздно.
Ошибки, касающиеся только второстепенных членов предложения
– попытка использовать общий предлог, подходящий не ко всем однородным членам;
– употребление логически несовместимых понятий в ряду однородных членов;
– несочетаемость одного из двух однородных подлежащих со сказуемым;
– объединение в одном ряду видовых и родовых понятий вместо употребления обобщающего слова;
– попытка сделать однородными членами разные элементы:
– употребление деепричастия в таком предложении, в котором это невозможно
Деепричастие всегда должно быть «обратимым» – его мы можем переделать обратно в глагол, от которого оно образовалось. Если в каком-то предложении это сделать не получается или если получается ошибка по содержанию – т.е. написано оказывается не то, что имел в виду автор, то деепричастие в этом предложении употреблено неправильно.
В односоставном предложении без подлежащего в большинстве случаев деепричастие употреблять нельзя, потому что деепричастие обозначает дополнительное активное действие в дополнению к основному, названному глаголом. Но есть исключения, при которых деепричастие в односоставном предложении допустимо: это предложения, в которых говорится о возможности / необходимости что-то сделать или употреблен инфинитив в составе сказуемого (безличные), или определенно-личные с глаголом-сказуемым в повелительном наклонении.
Предложения с грамматической ошибкой: Отправляя довольно важную телеграмму, мне не хватило денег. Отказываясь от проведения эксперимента, ему было грустно.
В таких односоставных предложениях употребить деепричастие можно: Сдавая работу, следует её тщательно проверить. (безличное, в котором говорится о необходимости действия). Гуляя по осеннему лесу, приятно вдыхать дурманящий аромат опавшей листвы (просто безличное с инфинитивом в составе сказуемого). Переходя улицу, внимательно следите за движением транспорта (повелительное наклонение, определенно-личное односоставное предложение).
– употребление деепричастного оборота вместо причастного
Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.
Взяв – деепричастие, а должно быть причастие – перед Иваном Грозным (каким?) взявшим.
Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулём автомобиля.
Аналогичный случай: меняем деепричастие на причастие – водителя (какого?) находящегося.
– несовпадение действующих лиц
Давайте не будем забывать о том, что деепричастие (за редкими исключениями) обозначает активное действие того лица, которое названо в подлежащем. Если оно обозначает чье-то еще действие, то есть действие того, кто назван во второстепенных членах, или того, кто вообще не назван, – предложение составлено неверно, и деепричастная конструкция употреблена неверно. Исправить предложение можно следующими способами:
1) Заменить деепричастный оборот на придаточное предложение. В ряде случаев потребуется также добавление подлежащего в придаточное и/или перенос некоторых слов из главного в придаточное.
Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться – Когда мы занимаемся определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
Найдя чужую вещь, она немедленно возвращается её хозяину. – Если будет найдена чужая вещь, она будет немедленно возвращена её хозяину.
2) Определить главное лицо или главный предмет, действие которого обозначает деепричастие, и изменить предложение таким образом, чтобы действующее лицо (предмет) стало подлежащим, а не второстепенным членом. То, что было подлежащим, напротив, станет второстепенным членом. Таким образом, подлежащее и второстепенный член, называющий действующее лицо, меняются местами.
Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. – Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой статистический материал.
Изменив название пьесы, директором театра была подготовлена новая афиша. – Изменив название пьесы, директор театра подготовил новую афишу.
3) Можно также переделать деепричастный оборот не в придаточное, а в еще одно самостоятельное предложение:
Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций – Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, но никаких полезных рекомендаций не давалось.
· неправильное согласование формы причастия с формой главного слова
Причастие является в предложении согласованным определением. Это значит, что у него есть определяемое слово – то есть главное слово, вместе с которым оно составляет словосочетание со связью согласование. От определяемого слова нужно задать вопрос какой? в нужной форме числа, рода и падежа.
В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг – допустимые формы: прочитавший (прош.вр. сов.) или читающий (наст.вр. несов.). В этом предложении по содержанию подходит форма совершенного вида прочитавший.
– нарушение «непроницаемости» оборота: попадание внутрь определительного оборота лишних слов, которые к нему не относятся (в том числе главного слова)
Возможно, вы при подчеркивании членов предложения отделяли определительный (причастный) или иной оборот вертикальными чертами. Задумайтесь над тем, что они символизируют. Обособленный оборот – это «нарушитель», которого мы изолируем от остальных членов «общества», то есть предложения. И в эту «компанию» не должны попасть «невиновные» – слова, которые к обороту не относятся, не зависят от его главного слова. Даже если определительный оборот не обособляется. Зачастую внутрь оборота попадает слово, от которого он зависит. Давайте исправим эти грамматические ошибки в предложениях и постараемся сами их не допускать в речи.
Если ошибки не видно, помните, что нужно сделать? Разберите предложение полностью и в правильном порядке – от главных членов к второстепенным, от уже подчеркнутых к еще не подчеркнутым, можно также ставить стрелки от главных слов к зависимым и вычленять отдельные словосочетания.
| Направляемых студентов на практику | необходимо хорошо подготовить теоретически.
Два варианта исправления: Направляемых на практику студентов… / Студентов, направляемых на практику,…
– неудачный выбор места причастного оборота в предложении
Причастный оборот должен быть непосредственно до или после главного слова, в противном случае может возникнуть двусмысленность или недопонимание. Приемы проверки при такой разновидности ошибки аналогичны.
Рука гравёра с инструментом, как правило, двигается мало: лежащая на специальной подушке, перемещается пластина – перемещается пластина, лежащая на специальной подушке. По крайней мере, двусмысленности все равно не было.