24 февраля 2025

Выразитель дум интеллигенции

 Константин Александрович Федин — советский писатель, общественный деятель, первый секретарь Союза писателей СССР (1959 – 1971 и 1971 – 1977). Академик АН СССР (1958), Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1949).

С детства был увлечён писательством. В 1911 году поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института.

В 1923 году вышла первая книга Федина — сборник «Пустырь». В 1922–1924 годах написал роман «Города и годы» — один из первых советских романов о путях интеллигенции в революции и гражданской войне.


Вот некоторые произведения Константина Федина:
романы: «Города и годы», «Братья», «Похищение Европы», «Санаторий „Арктур“», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр»;
сборники рассказов и повестей: «Пустырь», «Трансвааль», «Абхазские рассказы», «Мальчики», «Свидание с Ленинградом»;
повести: «Старик», «Когда я был актёром»;
пьесы: «Бакунин в Дрездене», «Испытание чувств»;
мемуары и критика: «Горький среди нас», «Писатель. Искусство. Время».

Вот несколько цитат Константина Федина:

  1. ⧫ «По-разному можно жить. Но редко отыщется человек, который на вопрос совести — как он живет? — ответил бы, что живет вполне правильно».

  2. ⧫ «Точность и ясность языка являются задачею всей жизни писателя, но точность искусства не одинакова с точностью грамматики. Крик иволги похож на бульканье льющейся из бутылки воды. Водяной голос — это неточность. Но на таких неточностях стоит искусство».

  3. ⧫ «Когда пройдет ваша молодость, когда вы убедитесь, что уже всё достигнуто в вашей неповторимой жизни, вы будете искать друга. И знаете, его будет не легко найти. Человек, доживающий свои дни, часто обременителен и всегда скучен. Даже если ему оказывают почет, то это почет его прошлому. Лишь вы сами будете любить себя до конца своих дней. И лишь один вечный друг останется к вам неизменен: это — книга».

23 февраля 2025

Отыщи всему начало, и ты поймёшь многое!

 Алексей Михайлович Жемчужников — русский поэт, драматург, эссеист и литературный критик.

В юности Алексей Жемчужников некоторое время учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии. После окончания училища правоведения в 1841 году служил в Сенате. В 1847 году перешёл на службу в министерство юстиции, а в 1849 году — в Государственную канцелярию, был помощником статс-секретаря Государственного совета.

Литературный дебют Алексея Михайловича состоялся в 1850 году в журнале «Современник» с комедией «Странная ночь». Жемчужников также печатался в журналах «Отечественные записки», «Искра» и др..

В 1850–1860 годах Жемчужников вместе с братьями Владимиром и Александром и двоюродным братом Алексеем Толстым участвует в создании сатирических стихов и легендарного образа Козьмы Пруткова — придуманного ими сочинителя, от имени которого они писали свои совместные сатирические произведения.

В 1892 году выходит сборник «Стихотворения», имевший шумный успех. В 1900 году он публикует сборник «Песни старости». В этот год ему было присвоено звание почётного академика Петербургской Академии наук.

Козьма Прутков и братья Жемчужниковы с Алексеем Толстым

Широкую известность поэту принесли сатирические произведения – эпиграммы, басни, афоризмы, публиковавшиеся под коллективным псевдонимом «Козьма Прутков». Это имя вошло в литературу благодаря его создателям – родным братьям Алексею, Владимиру, Александру Жемчужниковым и их двоюродному брату Алексею Константиновичу Толстому.

В примечаниях к сочинениям Козьмы Пруткова, напечатанных во втором томе «Русской поэзии XIX века» (М., 1974), говорится: «В начале 50-х годов два молодых талантливых литератора – Алексей Толстой и Алексей Жемчужников – весело шутили над штампами современной им романтической поэзии. Собрав эти стихотворные шутки, они решили их издать под именем, которое носил служивший им камердинер…

В 1854 году Козьма Прутков впервые появился в некрасовском “Современнике”. Постепенно стала вырисовываться фигура вымышленного автора. Он обрёл, как это подобает живому лицу, собственную биографию и индивидуальный облик… Тупой, самодовольный и ограниченный чиновник – живое воплощение бюрократической машины монархии – обладал исключительными претензиями на гениальность, на недоступную ему высоту духа, на романтические страсти. Вместе с тем он проповедовал казённую мораль, был благонамеренным. Вот эта-то чиновничья поэзия беспощадно высмеивалась в образе Козьмы Пруткова и его сочинениях…»


Творчество Козьмы Пруткова – это не «добродушное чудачество», как называли его отдельные критики; каждое сочинение было направлено против определённого лица или какой-то жизненной ситуации: «Юнкер Шмидт» - пародия на русских подражателей Гейне; «Желание быть испанцем» - на увлечение некоторых поэтов экзотикой дальних стран. Наибольшей популярностью пользовались афоризмы Козьмы Пруткова: «Смотри в корень!», «Никто не обнимет необъятного», «Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?», «Вытапливай воск, но сохраняй мёд», «Принимаясь за дело, соберись с духом», «Единожды солгавши, кто тебе поверит?» и т. д.

Редкий человек ни разу не употребил в своей речи афоризмы Козьмы Пруткова, зная или не зная их автора, – настолько они вошли в обиход и стали популярными, как пословицы и поговорки: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем», «Если хочешь быть счастливым, будь им».

В сатирических произведениях А. М. Жемчужников высмеивал бюрократов, лжепатриотов, обличал тупых и самодовольных чиновников. Связь с Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным способствовала обострению гражданской позиции Жемчужникова, для которого тяжёлая жизнь народа была не проходящей болью. Источник

С Днём защитника Отечества!


https://www.yandex.ru/video/preview/11062677741959263159 Военный хор исполняет песню "Сигма бой" на новый лад. С Днём защитника Отечества!

22 февраля 2025

Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его...

Анна Керн (в девичестве Полторацкая), русская дворянка (1800-1879), известна как муза Пушкина, воплощение «гения чистой красоты» в его стихах.
Анна Керн вдохновила Александра Пушкина на создание нескольких замечательных стихотворений. Наиболее известные из них:
1. **"К Анне Керн"** - это стихотворение написано в 1825 году и считается одним из самых выразительных обращений Пушкина к своей muse.
2. **"Я вас любил"** - хотя это стихотворение не посвящено напрямую Анне Керн, считается, что оно отражает чувства Пушкина к ней.
3. **"На холмах Грузии лежит ночная мгла"** - в этом стихотворении также можно увидеть отголоски его чувств к Керн.
Эти произведения подчеркивают тонкость и глубину его чувств, а Анна Керн остаётся неотъемлемой частью пушкинского романтизма.
Анна Керн занимает важное место в истории русской поэзии, прежде всего благодаря своему влиянию на творчество Александра Пушкина. Её роль можно охарактеризовать несколькими ключевыми аспектами:

1. **Муза Пушкина**: Анна Керн стала источником вдохновения для многих его стихотворений. Она олицетворяет идеал женской красоты и нежности, что сыграло значительную роль в формировании его романтической лирики.
2. **Исследование тем любви**: Пушкину удалось через образы Керн исследовать сложные и многослойные темы любви, страсти и тоски. Это сделало его поэзию ещё более эмоционально насыщенной и глубокой.
3. **Социальный контекст**: Как представительница русского дворянства, Керн символизировала светскую жизнь того времени и была частью культурного круга, который оказывал влияние на литературу и искусство. Её отношения с Пушкиным также отражают исторический и культурный контекст России XIX века.
4. **Влияние на последующих поэтов**: Образ Анны Керн стал не только частью пушкинской мифологии, но и оказал влияние на творчество других поэтов, которые черпали вдохновение из её жизни и образа.
Таким образом, Анна Керн не только вдохновила великого поэта, но и оставила свой след в русской литературе, олицетворяя многие идеалы и темы, которые остаются актуальными для поэзии до сих пор.
Какие другие известные личности того времени были знакомы Анне Керн?
Анна Керн, как представительница русского дворянства и светской жизни начала XIX века, была знакома с рядом известных личностей своего времени. Вот некоторые из них: 
1. **Александр Пушкин** - её самое известное знакомство, которое оказало огромное влияние на русскую поэзию. 
2. **Михаил Лермонтов** - также писал о ней, в его творчестве заметно влияние пушкинской романтики.
3. **Василий Жуковский** - поэт и общественный деятель, который был частью литературного круга, к которому принадлежала и Анна Керн. 
4. **Константин Батюшков** - ещё один поэт, который мог быть знаком с Керн и её окружением. 5. **Николай Гоголь** - хотя их встреча не была задокументирована, Гоголь находился в одном культурном контексте, и их пути могли пересекаться. 
Эти личности были частью культурной и литературной жизни России того времени, и знакомства с ними усиливали давление социального круга, в котором находилась Анна Керн.
Воспоминания можно почитать здесь
Анна Петровна Керн о Пушкине:
Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось во время пребывания моего в доме тетки моей, в Тригорском, в 1825 г.18 в июне месяце. Вот как это было. Мы сидели за обедом и смеялись над привычкою одного г-на Рокотова19, повторяющего беспрестанно: «Pardonnez ma franchise» и «Je tiens beaucoup а votre opinion»20. Как вдруг вошел Пушкин с большой, толстой палкой в руках. Он после часто к нам являлся во время обеда, но не садился за стол; он обедал у себя, гораздо раньше, и ел очень мало. Приходил он всегда с большими дворовыми собаками, chien-loop21. Тетушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Раз он был так нелюбезен, что сам в этом сознался сестре, говоря: «Ai-je йtй assez vulgaire aujoud’hui!»22 Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его… Так, один раз мы восхищались его тихою радостью, когда он получил от какого-то помещика при любезном письме охотничий рог на бронзовой цепочке, который ему нравился. Читая это письмо и любуясь рогом, он сиял удовольствием и повторял: «Charmant! Charmant!»23 Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи. 

21 февраля 2025

21 февраля -- Международный день родного языка

 21 февраля мы отмечаем Международный день родного языка! Дата для Дня была выбрана в знак памяти о  событиях, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка. Этот праздник отмечается с 2000 года.

Вы никогда не задавались вопросом, почему люди из разных стран говорят на разных языках и не понимают друг друга?

ЛЕГЕНДА О ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ

На этот счет существует своя легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица истины, кто знает…

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке. И задумали они построить город, а в нём высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизиться к самому Господу! Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чём говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чём говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, заставив для этого покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли.

А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям. 

 Привет – самое популярное слово в каждой стране. Да и самое простое, поэтому будет совсем не лишним знать, как сказать привет на разных языках мира. Интересно отметить, что не всегда приветствие с другого языка дословно переводится на русский как «привет», часто оно будет означать «добрый день» или «здравствуйте», а порой и вовсе – «мир вам». Послушайте, как звучит приветствие на разных языках:

· Азербайджанский Салам алейкум

· Английский Hello, Hi

· Белорусский Прывитанне

· Болгарский Здравейте

· Гавайский Aloha

· Грузинский Гамарджоба

· Испанский Buenas dias

· Немецкий Guten Tag

· Турецкий Merhaba

· Украинский Привіт

· Французский Bonjour

· Чешский Dobry de 

"Дыр бул щыл"

 Алексей Елисеевич Кручёных  русский поэт, художник и теоретик, один из самых радикальных поэтов русского футуризма.

С намерением стать художником поступил в Одесское художественное училище и Московское училище живописи, ваяния и архитектуры. В Москве стал сотрудничать как художник в юмористическом журнале «Будильник» и других изданиях, прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и учёных под названием «Вся Москва в карикатурах».

В 1909 году, приехав на год в Херсон, Кручёных дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик.

С 1912 года началось его творческое сотрудничество с В. Хлебниковым, они совместно написали и издали поэму «Игра в аду» (1912).

В 1913 году Кручёных принял участие в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», изданном группой «Гилея». Совместно с В. Маяковским написал манифест футуристов с центральным тезисом: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

Работа в сфере алогичной поэзии в 1913 году привела Кручёных к разработке принципов заумной поэзии («зауми») — то есть поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Классическим примером «зауми» стало стихотворение Кручёных «Дыр бул щыл».

Одновременно Кручёных — архивариус и библиофил, значительную часть жизни тщательно и с любовью собиравший разнообразные материалы по истории русского авангарда.

"Дыр бул щыл" - почему это стихотворение так знаменито?

Серебряный век умел чудить по максимуму. За очень короткие сроки русская поэзия пробежала расстояние от полнейшей классики до запредельного авангарда, на который и сейчас-то поэты редко отваживаются.
Брюсов бросил всем вызов своим знаменитым одностишием "О закрой свои бледные ноги". Северянин заворожил всех словоизобретательными "поэзами". Маяковский вырвался из рамок силлабо-тоники и ввел акцентный стих.
Апогеем авангарда стала "заумь". Три русских футуриста Алексей Крученых, Велимир Хлебников и Василиск Гнедов решили, что смысл слов вообще не важен. Мысль, говорили они, не успевает за звуками, поэтому звуки куда ценнее. Они напрямую выражают все, что хотел сказать автор.
Вот как сформулировал эту максиму в своей "Декларации заумного языка" Алексей Крученых:
"Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным".
Заумь - так был назван новый язык поэзии. Вернее, не новый, а самый старый из существующих, поскольку "заумники" настаивали, что именно заумь была языком первобытной поэзии.
Слово у героев нашего Серебряного века с делом обычно не расходилось, поэтому Крученых и его товарищи тут же принялись творить заумные стихи.
Самое известное стихотворение, написанное "заумью", это, конечно, "Дыр бул щыл". Вам наверняка встречались эти три слога. Их обычно произносят, когда хотят сказать, что какой-то текст не имеет смысла - сплошной - "дыр бул щыл".
"Дыр бул щыл" стал самым известным произведением Алексея Крученых. С годами имя автора практически забылось и сегодня известно лишь тем, кто серьезно увлекается поэзией Серебряного века. А вот эти три загадочных слова до сих пор помнят.

19 февраля 2025

Мороз рисует только на стекле

Страшнее нету одиночества...

Как справляться с провокациями: когда ученики проверяют вас на прочность

Источник


 Почему они это делают?

Провокации — это не просто «плохое поведение». Это способ:

  • Проверить границы. «А что будет, если я сделаю вот так?»

  • Привлечь внимание. Даже негативное внимание лучше, чем никакого.

  • Самоутвердиться. Особенно если ученик чувствует себя неуверенно.

Ваша задача — не поддаться на провокацию, а показать, что вы — взрослый, который управляет ситуацией.

Техника 1: Не кормите тролля

Провокатор ждет вашей реакции. Чем ярче вы реагируете, тем больше он «разогревается».

Что делать:Игнорируйте мелкие выпады. Например, если ученик ехидно комментирует ваши слова, просто продолжайте урок, как будто ничего не произошло.

  • Используйте паузу. Посмотрите на провокатора, но не говорите ничего. Иногда молчание — лучший ответ.

Пример:
Ученик: «А почему мы вообще это учим? Это никому не нужно!»
Вы: ... (пауза, спокойный взгляд) ... «Давай обсудим это после урока, а сейчас продолжим».


Техника 2: Переведите фокус

Провокации часто направлены на то, чтобы вывести вас из равновесия. Переключите внимание на что-то другое.

Что делать:

  • Задайте вопрос классу. Например: «Кто может объяснить, почему это важно?»

  • Используйте юмор. Шутка может разрядить обстановку. Например: «Вася, я вижу, ты сегодня в ударе. Может, потом выступишь с монологом?»

Важно: Юмор должен быть добрым, а не саркастичным. Иначе вы рискуете усилить конфликт.
Техника 3: Дайте выбор, но не ультиматум

Провокации часто связаны с борьбой за власть. Дайте ученику почувствовать, что он контролирует ситуацию, но в рамках ваших правил.

Что делать:

  • Предложите выбор. Например: «Ты можешь продолжить вести себя так и пойти к директору, или сесть и присоединиться к уроку. Решай».

  • Соблюдайте границы. Если ученик выбирает «плохой» вариант, выполните обещанное.

Пример:
Ученик: «Я не буду это делать!»
Вы: «Хорошо, ты можешь не делать это сейчас, но тогда придется остаться после уроков. Выбирай».
Техника 4: Сохраняйте спокойствие (даже если внутри все кипит)

Ваше спокойствие — это ваш главный козырь. Оно показывает, что вы контролируете ситуацию.

Что делать:

  • Дышите. Глубокий вдох, выдох — и еще раз.

  • Считайте до 10. Это даст вам время остыть и подумать.

  • Помните: провокация — это не про вас, а про ученика.

Мнение психолога:
«Когда учитель сохраняет спокойствие, он лишает провокатора “топлива”. Без эмоциональной реакции провокация теряет смысл», — говорит Анна Смирнова, школьный психолог.


Техника 5: Разберитесь с ситуацией после урока

Иногда лучший способ справиться с провокацией — отложить разговор.

Что делать:

  • Скажите: «Давай обсудим это после урока».

  • Во время разговора наедине выясните, что стоит за поведением ученика. Возможно, ему нужна помощь, а не наказание.

Пример:
После урока выяснилось, что ученик, который постоянно перебивал, просто хотел привлечь 
внимание, потому что чувствовал себя одиноким.
Вы — не жертва, вы — лидер
Провокации — это не конец света, а возможность показать, что вы — профессионал, который умеет управлять ситуацией.

  • Не принимайте на свой счет. Это не про вас, а про ученика.

  • Сохраняйте спокойствие. Ваше спокойствие — ваш главный козырь.

  • Действуйте, а не реагируйте. Покажите, что вы контролируете ситуацию.

И помните: даже самые сложные ученики — это не враги, а дети, которые ищут свои границы и свое место в мире. Ваша задача — помочь им найти их, не потеряв себя.

18 февраля 2025

Лев Толстой. "Война и мир". Подробный иллюстрированный путеводитель

Ещё одну интересную книгу прикупила на Валдберизе -- Лев Толстой. "Война и мир". Подробный иллюстрированный путеводитель.
Любопытное сравнение приводит автор в аннотации к книге.
"Чтение романа "Война и мир" сравнимо с путешествием по реке Волге от истока до устья, -- пишет он.-- Путешественник плывёт по великой реке, чувствует её мощь и силу и осматривает берега. Но если по ходу плавания передавать созерцающему аэрофотоснимки и видео с борта сопровождающего самолёта, то он получит более полную картину. Его представление о реке станет объёмнее, многограннее". Именно такое многогранное представление о романе Л.Н. Толстого и даёт данный путеводитель.
В книге нет литературоведческого и искусствоведческого анализа произведения. Только этапы жизни героев и живопись, дающая возможность увидеть людей и исторические события глазами художников того времени.
Рассмотрите картинки из книги -- и сами убедитесь в этом. Путеводитель предназначен прежде всего для старшеклассников, но, несомненно, будет интересен и тем,  кто  иногда возвращается к роману и перечитывает, случается, его.
Бутромеев В.П., составление, 2924. ООО "Проспект", 2024

Проблематика романа "Война и мир" от искусственного интеллекта. Сочинение не ЕГЭ


17 февраля 2025

Разговоры о важном. Что значит служить Отечеству?

Сегодня на"Разговорах о важном" животрепещущая тема -- что значит служить Отечеству? И этому замечательный пример жизнь Фёдора Фёдоровича Ушакова -- русского флотоводца, адмирала, который не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного русского корабля за свою службу на флоте. Он был отцом родным каждому матросу и офицеру.
Но служить Отечеству -- это не только военная служба. Это и  честно трудиться на своём рабочем месте, и родить и воспитывать детей, и учиться хорошо. Одним словом, везде и всегда честно исполнять свой долг.
Об этом сегодня с ребятами мы говорим, вспоминая адмирала Ф.Ф. Ушакова и Святителя Патриарха Московского и всея Руси Тихона. В апреле этого года ему исполняется 120 лет со дня рождения.
Также с экрана к ребятам обращается Евгений Евгеньевич Поддубный, военный корреспондент, Герой России. О том, как важно людям получать достоверную информацию, об опасности службы военного корреспондента, о том, что значит защищать Родину, по мнению Евгения Евгеньевича, идёт речь в интервью с ним.
Знать и задумываться над всем этим необходимо. Историческая память о героях вдохновляет на уважение традиций, формирует национальную гордость и чувство патриотизма.

16 февраля 2025

Непрозёванный гений. Николай Семёнович Лесков

Николай Семёнович Лесков — русский писатель, публицист, литературный критик. Долгое время публиковался под псевдонимом М. Стебницкий.

Николай Лесков начинал карьеру как казённый служащий, а свои первые произведения — публицистические статьи для журналов — написал лишь в 28 лет. Он создавал повести и пьесы, романы и сказы — произведения в особом художественном стиле, основоположниками которого сегодня считаются Николай Лесков и Николай Гоголь.

Среди произведений, принёсших Н. С. Лескову литературную славу: рассказ «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), романы «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874), повести «Очарованный странник» (1873), «Запечатлённый ангел» (1873), «Левша» (1881) и другие. 

Вот несколько цитат Николая Лескова:
«Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто
 для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было».

«Да, но это им было сделано по великодушию, по состраданию, и притом с такой борьбой и с опасностью: он понимал, что, спасая жизнь другому человеку, он губит самого себя... Это высокое, святое чувство!»
«Неполная истина не есть ложь».
«Кто веры не имеет, с тем делать нечего».
«Гений лет не имеет — он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы».

Игорь ИЗБОРЦЕВ. РУССКОЕ ЧУДО. Николай Лесков как художник слова ссылка

Долгие годы в русской литературе он считался писателем «второго ряда», с чем и сам постепенно свыкся. Пока популярнейший журналист того времени Михаил Осипович Меньшиков в изданной биографии писателя не заявил, что история ещё поставит Лескова в один ряд с Достоевским и Салтыковым-Щедриным, а многие его произведения станут признанной классикой. Почти о том же много позже, в 1921 году, сказал и Томас Манн, отметив, что Лесков писал «чудеснейшим русским языком и провозвестил душу своего народа так, как это кроме него сделал только один – Достоевский».

Непрозеванный гений. О книге М.А. Кучерской «Лесков. Прозеванный гений» ссылка
Майя Кучерская – известная писательница, автор книг «Современный патерик: чтение для впавших в уныние», «Бог дождя», «Тетя Мотя», «Плач по уехавшей учительнице рисования», «Сглотнула рыба их», «Ты была совсем другой», «Константин Павлович» и др. Лауреат Бунинской премии (2006), Студенческого Букера (2007), победительница в читательском голосовании премии «Большая книга» (2013). Новое детище Майи Кучерской – книга «Лесков. Прозеванный гений» – вошло в шорт-лист премии «Большая книга». Рецензию на книгу читайте в статье.

В Астрахани почтили память воинов-интернационалистов

В Астрахани отметили День памяти воинов-интернационалистов, исполнявших служебный долг за пределами нашей страны
На аллее воинов-интернационалистов в микрорайоне Юго-Восток – 3 состоялся митинг, посвященный 34-й годовщине начала вывода советских войск из Республики Афганистан.
Отдать дань памяти нашим землякам у обелиска собрались руководители города и области, депутаты, ветераны труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, юнармейцы, представители общественных организаций, поисковики, студенты и школьники.
Память погибших участники митинга почтили минутой молчания. Завершилось мероприятие возложением венков и цветов к мемориалу.

15 февраля 2025

Был казнён на гильотине

 Муса Джалиль (полное имя — Муса Мустафович Залилов) — советский татарский поэт и журналист, военный корреспондент.

Как писатель Джалиль работал практически во всех литературных жанрах: писал песни, стихи, поэмы, пьесы, публицистику. Его стихи были переведены на множество языков мира.

В 1941 году Мусу Джалиля призвали в Красную Армию, где он в звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был военным корреспондентом. В июне 1942 года в ходе Любанской наступательной операции поэта тяжело ранили в грудь, и он попал в нацистский плен.

Позже немецкое командование сформировало добровольческий легион «Идель-Урал», куда вступит и Муса Джалиль. Под видом сотрудничества с нацистами, поэт организовал подпольное сообщество, устраивающее побеги военнопленных. В 1943 году легион «Идель-Урал» поднял восстание против нацистов, участвовал в нём и Муса Джалиль. Мятеж подавили, а поэта вместе с остальными зачинщиками бросили в берлинскую тюрьму Моабит.

25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнён на гильотине.

В 1956 году Мусе Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1957 году «Моабитская тетрадь» была отмечена Ленинской премией.


Фото из открытых источников.