30 мая 2025

Что такое «Парижский синдром?»

 Источник

Парижский синдром — это психическое расстройство, которое возникает у некоторых туристов, когда их ожидания от Парижа не совпадают с реальностью.
Парижский синдром — это острое чувство разочарования, которое может сопровождаться депрессией, тревогой, галлюцинациями, бредом, даже соматическими симптомами (головокружение, тахикардия, потливость)! Человек может испытать настоящую дезориентацию и потерять связь с реальностью.
Почему это происходит?
Это связано с культурным шоком. Париж часто идеализируют в кино, рекламе и книгах как город мечты: романтика, элегантность, вежливость. На деле же туристы сталкиваются с шумными улицами, грубым обслуживанием, карманниками и другими неприятными аспектами мегаполиса. Это разочарование может вызвать очень сильную психическую реакцию.
Кто в группе риска?
Парижский синдром чаще всего встречается у японских туристов. Предположительно, это связано с языковым барьером, культурными различиями и высоким уровнем идеализации Парижа в японской культуре.
Как с этим справляются?
В большинстве случаев достаточно сменить обстановку — покинуть Париж или отдохнуть, обратиться к врачу или психологу. Интересно, что японское посольство в Париже даже подготовлено к таким ситуациям — они помогают своим гражданам, столкнувшимся с этим синдромом.
Мне   удалось несколько лет назад побывать в Париже. Несомненно, это знаменитый город, центр мировой культуры. Лувр, Версаль, Собор Парижской Богоматери, Елисейские поля, Эйфелева башня -- всё это в мире на слуху и на виду. Да, я везде там была. Однако вот не осталось у меня такого уж сногсшибательного впечатления, и вспоминаются всё больше грязные улицы, много африканцев (тогда ещё не было наплыва эмигрантов в Европе, и в Париже в частности), ресторанчик с традиционной французской кухней -- лягушками, улитками и ещё с чем-то экзотическим -- я попробовала только улиток... клопы в гостинице. Было такое на самом деле. Сформировавшиеся на основе фильмов более презентабельные представления, к сожалению, не подтвердились в реальности. Париж в жизни больше похож, по моему мнению, на описания из знаменитых французских романов. Разочаровалась я в нём. Увидеть   Париж... и умирать совсем незачем.  Парижский синдром.
Вид на Париж с башни Монпарнас
Лувр. Парадный вход
Собор Парижской Богоматери (ещё не было пожара)
В Парижском подвальчике
Что-то мы  там ели экзотическое

29 мая 2025

Бог вина Бахус, Амур, грации, Венера-Киприда являются лирическими образами его стихов

Константин Николаевич Батюшков (1787–1855) — русский поэт, глава анакреотического направления в русской лирике.
stihi.rukostyor.ru

Некоторые факты из биографии:

  • Родился в Вологде в родовитой дворянской семье. С десяти лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.
  • В 1805 году дебютировал в печати сатирическими стихами «Послание к стихам моим».
  • В 1807 году записался в народное ополчение и принял участие в прусском походе против Наполеона. В битве под Гейльсбергом был тяжело ранен и отправился лечиться в Ригу.
  • В 1810–1812 годах активно сотрудничал в журнале «Драматический вестник», сблизился с Карамзиным, Жуковским, Вяземскими и другими литераторами.
  • Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе «все ужасы войны», что позже нашло своё отражение в «Послании к Дашкову» (1813).
  • В 1813–1814 годах участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн» и другие.
  • В 1817 году вышел сборник «Опыты в стихах и прозе», включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.
  • В 1819 году уехал в Италию по месту новой службы — был назначен чиновником при неополитанской миссии.
  • В 1821 году им овладела неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом — Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни.
  • Умер от тифа 7 июля (19 н.с.) 1855 года, похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

 Некоторые произведения Батюшкова: «Выздоровление», «Весёлый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии»
Пробуждение
Зефир последний свеял сон
С ресниц, окованных мечтами,
Но я — не к счастью пробуждён
Зефира тихими крылами.
Ни сладость розовых лучей
Предтечи утреннего Феба,
Ни кроткий блеск лазури неба,
Ни запах, веющий с полей,
Ни быстрый лёт коня ретива
По скату бархатных лугов,
И гончих лай, и звон рогов
Вокруг пустынного залива —
Ничто души не веселит,
Души, встревоженной мечтами,
И гордый ум не победит
Любви — холодными словами.
Анакреонтика — тематико-стилистическое направление в русской поэзии XVIII — начала XIX веков, объединяющее переводы произведений древнегреческого поэта Анакреонта и позднеантичных подражаний ему, а также имитацию и стилизацию античной анакреонтики.
В начале XIX века анакреонтические мотивы встречаются в поэзии А. С. Пушкина и поэтов так называемого пушкинского круга (К. И. Батюшков — главный представитель анакреонтического направления в русской лирике и другие).
Характерной особенностью анакреонтической лирики то, что бог вина Бахус, Амур, грации, Венера-Киприда являются её лирическими образами, а, в основном, к любви и вину сводится основной круг мотивов этой поэзии.

Возвращение на Родину

 29 мая в истории литературы:

  • 1937 — отъезд Александра Куприна на родину. В Париже на Северном вокзале перед тем, как сесть в московский поезд, писатель сказал: «Я готов пойти в Москву пешком…»

"Ловушки" ЕГЭ. Сочинение

Сочинение
Баллы за сочинение составляют почти половину всех баллов на ЕГЭ. К сочинению предъявляются определенные требования, которые важно соблюсти, чтобы получить максимальное количество баллов. Выпускникам нужно посмотреть и уяснить критерии оценивания: что именно оценивается? как оценивается? за что баллы начисляются и снимаются?
Например, в критериях оценивания ничего не сказано о том, что в сочинении обязательно должно быть вступление, что за него даются какие-нибудь баллы. Так что его можно и не писать. Можно начать сразу с формулировки проблемы и позиции автора.
Лишние абзацы баллов не добавят, но есть риск допустить в них орфографические, пунктуационные, речевые или грамматические ошибки, из-за которых можно потерять баллы.
Недостаточно просто привести примеры из текста, которые доказывают позицию автора. Эти примеры нужно еще и пояснить. Если выпускник не расскажет, как пример соотносится с позицией автора, зачем автор это написал, на какой вопрос он этим фрагментом текста хотел ответить, — такой пример просто не будет засчитан.
Кроме того, необходимо указать смысловую связь между примерами. Какая она? Причинно-следственная? Или, может быть, автор противопоставляет примеры? Или там уступительная связь? И нужно объяснить, почему она именно такая: причинно-следственная, а не противопоставление, например. В этом месте примерно 80% учеников допускают досадную ошибку. Они пишут про смысловую связь примерно следующее: «Эти примеры противопоставлены и помогают автору донести такую-то мысль, выразить свое отношение к такой-то проблеме». Но это не объяснение смысловой связи, а повтор позиции автора! Эта фраза никак не объясняет, почему ученик выделил между примерами именно причинно-следственную связь, а не какую-нибудь другую. Он потеряет балл, если так напишет.
Многие выпускники любят писать, что примеры дополняют друг друга. Но в методических материалах для проверяющих сочинения четко написано (и обведено в рамочку), что если ученик выделяет связь «дополнение», ее надо обязательно очень подробно и очень конкретно объяснить. К этой связи придираются больше всего, и нужно сто раз подумать перед тем, как написать «примеры дополняют друг друга».

"Ловушки" ЕГЭ. Задания 25 и 26

Источник
Задание 25. Фразеологизмы

Если в этом задании попросят найти фразеологизм в тексте, нужно быть очень внимательным, потому что не всякое выражение с переносным смыслом — фразеологизм. Оно должно быть устойчивым, то есть именно в таком виде часто употребляться в речи.  В ЕГЭ 2024 года был вопрос, на котором многие засы́пались. В тексте для анализа была фраза И я знаю, как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой… Многие выписали горят ладони как фразеологизм. 
Действительно яркое выражение, но все-таки нельзя сказать, что устойчивое. Такой ответ не засчитывали. Правильным ответом считался другой фразеологизм — хлеб насущный.
Чтобы понимать, какие именно выражения ФИПИ считает фразеологизмами, нужно зайти в Навигатор и в разделе «Лексика и фразеология» найти их список.
В нем есть такие фразеологизмы, которые мы уже не замечаем — настолько часто они использу
ются. Они больше похожи на обычные наречия или вводные слова: между тем, может быть (в значении вводного слова), до сих пор, как раз. С точки зрения составителей ЕГЭ, всё это фразеологизмы.

Часто непонятно, где проходят границы фразеологизма. В русском языке есть конструкция «сделать что-л. во имя чего-л.», но будет ошибкой, если выпускник выпишет ее целиком. Из этой фразы надо выписать в качестве фразеологизма только фрагмент во имя. Таких сложных случаев очень много. Скажем, если ученик выпишет в ответ бежал без оглядки, это будет ошибкой. Должно быть без оглядки, потому что можно не только бежать без оглядки, но и уйти, мчаться, действовать...
Задание 26. Средства связи между предложениями
Задание звучит так: среди предложений (допустим, с 10-го по 15-е) найдите такое или такие, которые связаны с предыдущим предложением при помощи сочинительного союза (или личного местоимения, или форм слова, или другим способом). Выпускнику предстоит проанализировать средства связи между предложениями в тексте.
Ответом никогда не будет первое предложение из заданного периода. Если были указаны предложения с 10-го по 15-е, десятое можно сразу исключить.
Важно различать формы слова, лексический повтор и однокоренные слова, видеть разницу между ними.Лексический повтор — повтор слова в том же самом падеже, в том же числе, точь-в-точь.
Формы слова — это случаи, когда одно слово встречается в разных формах, например в разных падежах и/или числах. Если в одном предложении стол, в другом стола, столу, столы, это формы слова. А если везде стол — это лексический повтор. Но бывают формы с подвохом. Во фразе стол стоит посреди комнаты слово стол использовано в именительном падеже. А во фразе я вижу большой стол — уже в винительном, хотя пишется так же. Значит, это формы слова, а не лексический повтор.
Однокоренные слова — разные слова с одним корнем. Например, стол и столешница.
Сложности могут быть с формами личных местоимений. Они очень сильно отличаются друг от друга: он, его, ему, о нем. В словах он и ему вообще ни одна буква не совпадает, хотя это формы одного и того же слова.

28 мая 2025

"Ловушки" ЕГЭ. Задания 20 и 22

 Источник

Задание 20. Пунктуация
Задание посвящено запутанным сложным предложениям; в нем могут встретиться, например, однородные придаточные.
Ученики привыкли ставить между простыми предложениями в составе сложного запятую. А вот между однородными придаточными этого делать не надо.
Например, Я знаю, что сегодня придет почтальон и что он принесет мне классную посылку. Я знаю — это главная часть, к ней относятся два придаточных. Я знаю, во-первых, что придет почтальон, и во-вторых, что он принесет мне классную посылку. Эти придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, присоединяются к одному и тому же главному одним и тем же союзом, мы считаем их однородными и запятую между ними не ставим. В них может быть пропущен второй из двух одинаковых союзов, и тогда обнаружить однородные придаточные бывает сложнее: Я знаю, что сегодня придет почтальон и он принесет мне классную посылку.
В задании 20 также часто встречается стык союзов, которому в школе уделяется мало времени. На запятую между союзами влияют слова то, но, так, стоящие после придаточной части, которая начинается со второго союза на стыке. Если слова то, но, так есть, то запятой на стыке союзов нет: Я уверен, что если хорошенько подготовлюсь, то смогу сдать ЕГЭ на высокий балл. Если этих слов нет, то запятая, наоборот, есть: Я уверен, что, если хорошенько подготовлюсь, смогу сдать ЕГЭ на высокий балл.
Задание 22. Средства выразительности
В этом году было обновлено задание, которое посвящено средствам выразительности, таким как метафора, антитеза, гипербола и другие. В школе о них чаще говорят на уроках литературы.
В Навигаторе в разделе, посвященном средствам выразительности, есть удобная табличка с названиями средств выразительности, которые могут встретиться в ЕГЭ, и примерами их использования. Скажем, мы привыкли, что сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, будто: ее глаза как звезды.
Но сравнение может быть выражено и по-другому. К примеру, с помощью существительного в творительном падеже: он упал камнем вниз.
В табличке из Навигатора есть также сведения, которые в школе, мне кажется, не упоминают, вроде признаков риторического восклицания. Как понять, что перед вами именно риторическое восклицание, а не просто восклицательное предложение? Надо проверить, есть ли его признаки. С точки зрения составителей ЕГЭ, нужно, чтобы в высказывании присутствовали определенные показатели, к примеру, междометия типа о и ах: О, какая прекрасная погода! Если они есть, то перед нами точно риторическое восклицание. В Навигаторе перечислены такие формальные критерии.

27 мая 2025

Писатель, поэт, сценарист, педагог, правозащитник

Андрей Георгиевич Битов (27 мая 1937, Ленинград — 3 декабря 2018, Москва) — русский советский писатель, поэт, сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*

                       Некоторые факты из биографии:

  • Писать начал в 1956 году.
  • В 1965 году был принят в Союз писателей СССР.
  • СССР роман был опубликован в журнале «Новый мир» в 1987 В 1971 году Битов закончил написание романа «Пушкинский дом», который смог опубликовать только в США в 1978 году (в году, книжное издание вышло в 1989 году).
  • Сочинения писателя переводились почти на все европейские языки.
  • Битов известен как автор сценариев к фильмам, в 1977 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда», был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец» (1966), фильмов «Караван» (1973), «Закрытие сезона» (1974), «Три дня и два года» (1981).
  • Писатель даже снялся в фильме Сергея Соловьёва «Чужая, белая и рябой» (1986) в роли пианиста, композитора Петра Старцева.
  • С 1986 года Андрей Битов стал выезжать за границу, выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов.
  • С 1988 года Андрей Битов участвовал в создании российского ПЕН-центра (филиала международной правозащитной писательской организации), а с 1991 года был его президентом.
  • В 1991 году он был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий).

 Андрей Битов удостоен нескольких десятков премий, среди которых две Государственные премии РФ (1992, 1997), премия Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), премия за лучшую иностранную книгу года (Франция, 1990), которой удостоился роман «Пушкинский дом», Пушкинская премия (ФРГ, 1990), «Премия Н.В. Гоголя в Италии» (2011), премии журналов «Иностранная литература», «Огонёк», «Новый мир», «Звезда» и другие. 

Битов Почётный доктор Ереванского государственного университета и почётный гражданин города Еревана (Армения). 

Андрей Битов скончался 3 декабря 2018 года в Бауманской больнице в Москве от сердечной недостаточности.

Андрей Битов:

«Только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви… На чужом языке, даже при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике и заказывать котлету».
«Невежество — это отнюдь не недостаточные знания, а недостаточное отношение к знанию».

«Мы живём в мире людей, родившихся один раз. Прошлому мы не свидетели, будущему — не участники». 

 «Поразительное бездушие порождает в человеке правота» 

"Ловушки" ЕГЭ. Как решить 16 задание в ЕГЭ 2025 по русскому языку

 Источник

Знаки препинания в ССП

🐚В большинстве случаев между двумя грамматическими основами в сложносочинённом предложении СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ.

🐚🐚🐚🐚🐚! Одна из частей СПП может быть односоставным предложением.

[Мне нездоровилось], и [я решил не идти на пробник по профильной математике].

🐚 Есть ряд случаев, когда между двумя грамматическими основами, соединенными сочинительной связью, ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ:

🐚 Если части ССП имеют общий второстепенный член / общий обособленный член / общее вводное слово / общую придаточную часть / общую частицу в побудительных предложениях.

🐚 Если части ССП представляют собой два назывных / два безличных / два неопределенно-личных / два вопросительных / два побудительных / два восклицательных предложения.

За окном гремел гром и дул сильный ветер. (Гром гремел за окном, ветер дул тоже за окном)

Ловушки 16 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку

🐚 В предложении может быть несколько союзов, поставленных на разном основании. Например, союз И может связывать разные ряды однородных членов предложения или один союз И связывает однородные члены, а другой – части ССП.

🐚 Не являются однородными членами, не разделяются запятой:два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю)
глаголы со значением движения, положения (сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись)
сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри)

🐚 Особое внимание следует уделить союзу ДА. Союз ДА может быть соединительным (тогда он синонимичен союзу И) или противительным (тогда он синонимичен союзу НО).

🐚 Если перед вами сложносочинённое предложение, не торопитесь ставить запятую перед союзом И. Разработки КИМ часто включают в тесты ССП, в которых перед союзом И запятая не ставится (обычно это ССП с общим второстепенным членом).

🐚 Если после одиночного определения следует распространённое определение (обычно выражено причастным оборотом), то между ними ставится запятая. Если сначала причастный оборот, а потом одиночное определение, то запятая не ставится

ПРОКАЧАТЬ 16 ЗАДАНИЕ НА КУРСЕ

Примеры 16 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку

Мама ничего не говорила о наших карманных деньгах,(1) и она, конечно, не станет требовать, (2) чтобы мы полностью отказались от всяких удовольствий.
Запятые разделяют части ССП(1) и СПП(2)

Ноги привычно крутили педали (1) и руки спокойно держали руль (2) и звонили в звонок зазевавшимся пешеходам (3) и глаза вовремя высматривали свободную от стёкол часть дороги.
⭐ Пояснение:
В этом предложении три грамматические основы: «ноги крутили», «руки держали и звонили», «глаза высматривали».
Держали и звонили — однородные, связанные одиночным союзом И, запятую не ставим.

26 мая 2025

Был изгнан из родного города и приговорён к смертной казни...

 Данте Алигьери (1265-1321), флорентийский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка, автор знаменитой «Божественной Комедии», мыслитель, богослов, политический деятель,один из основоположников литературного итальянского языка.

Родился, по одной из версий, 21 мая 1265 года во Флоренции. Получил образование в рамках средневековых школьных программ, так как университета во Флоренции в это время ещё не было, основные знания ему пришлось получать самому. 

      Произведения поэта:

  • «Новая жизнь» (1292) — первая в западноевропейской литературе романизированная автобиография.
  • «Пир», «О народном красноречии», «Послания» — первые образцы философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта.
  • «Монархия» — трактат, в котором Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней.
  • «Божественная комедия» (1307–1321) — вершина творчества Данте, отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали.

Умер Данте Алигьери 14 сентября 1321 года от малярии.

Сюжет: главный герой поэмы "Божественная комедия" — сам Данте, который заблудился в тёмном лесу, символизирующем духовное заблуждение. Его путь к истине начинается с путешествия по Аду, где проводником становится древнеримский поэт Вергилий — символ разума и античного знания. 

Некоторые аспекты содержания:

  • «Ад» — самая знаменитая часть поэмы. Данте спускается через девять кругов ада, наблюдая ужасные кары для грешников. Каждый грех наказывается по принципу «закон справедливого воздаяния», то есть грешники страдают в соответствии с тем, как вели себя при жизни.
  • «Чистилище» — гора, на вершине которой души очищаются от грехов перед входом в Рай. Здесь Данте встречает души, раскаявшиеся перед смертью, и знакомится с концепцией постепенного духовного очищения. В отличие от Ада, где царит безысходность, Чистилище наполнено надеждой.
  • «Рай» — вознесение к высшему блаженству. В этой части Данте сопровождает Беатриче — женщина, которую он любил при жизни и которая теперь символизирует божественную любовь. Рай представлен как система сфер, где души обретают гармонию в зависимости от их добродетелей.

Каждый образ и персонаж в «Божественной комедии» имеет символическое значение. Вергилий — это разум, Беатриче — божественная благодать, тёмный лес — греховная жизнь. 

Основной конфликт поэмы — внутренний религиозно-философский, но автор осмысляет его как общечеловеческий. Душа человека затерялась во грехе и сама же противится своему спасению, которое заключается в движении к просветлению. 

Смысл произведения — указание людям пути к спасению души. Этот путь пролегает через удары судьбы, через осознание своих грехов и раскаяние. Сам Данте говорил: «Моя задача — вывести человека из состояния несчастья и привести его к состоянию счастья».

Какое слово вы увидели первым? Узнайте значение. Невероятно точный тест!

 Источник

Какое слово вы увидели первым? Это многое говорит о вас!
Представляем вам уникальный и простой тест личности. Все, что вам нужно-это взглянуть на казалось бы беспорядочное поле букв. Внимательно присмотритесь.Увидели какое-нибудь слово?
То слово или слова, которые вы увидели первым являются зашифрованным посланием от вашего подсознания.
Итак, начинаем! Внимательно смотрим…
Рассмотрели? Теперь читайте, что же все таки это значит.
Рок
Вы-человек, обладающий мощной интуицией, многих ошибок в своей жизни вы смогли бы избежать, если бы прислушались к внутреннему голосу. У вас потрясающая интуиция, слушайтесь ее!
Самыми важными качествами в других людях вы считаете доброту и верность. Вы сами невероятно добрый и преданный человек и ждете того же от других. Однако, «ездить» на себе не позволяете…И правильно делаете.
Двор
Вы очень уютный и мягкий человек, другие люди стремятся к общению с вами, а иногда и очень сильно завидуют. Не обращайте на завистников внимания-собаки лают, а караван идет.
Вы очень терпимо относитесь к другим людям, прощаете им многие слабости и недостатки, но чрезвычайно критичны к себе. Иногда вам стоит быть к себе помягче и более требовательным к другим.
Вода

"Ловушки" ЕГЭ. Задания 12 -- 15

Источник
Задание 12
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, надо уметь отличать глагол от причастия, определять спряжение глагола, понимать, что такое действительные и страдательные причастия, а также определять их время. Кроме того, следует знать личные окончания глаголов и суффиксы причастий, правила их написания.
Ловушка
Главной ловушкой в этом задании являются глаголы с приставкой ВЫ-. Дело в том, что, видя глагол, ученики сразу хотят поставить его в инфинитив и определить спряжение. Но ведь этим правилом мы пользуемся только в случае, если окончание у глагола безударное. Если же гласная в окончании находится под ударением, надобности ставить в неопределенную форму нет. Например, в словах "спИт", "льЁт", "несЁт", "бежИт" гласная в личных окончаниях слышится отчетливо.
Но если от таких слов образуются новые глаголы с помощью приставки ВЫ-, то ударение с окончания переходит на приставку: "вЫспится", "вЫльет", "вЫпьем", "вЫбежит". Не зная об этой особенности, ребята по привычке ставят глагол в неопределенную форму, ошибочно определяют спряжение и пишут не ту гласную. Вот так: высп...тся - выспаться, на - ать, 1 спр., окончание -ет. Но это неверный подход!
Если в глаголе есть приставка ВЫ-, надо ее убрать и посмотреть, куда перейдет ударение. Если на окончание, то его и пишем. Если НЕ на окончание, тогда уже ставим в инфинитив и определяем спряжение.
Задание 13
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, знать и применять правила слитного и раздельного написания НЕ со словами.
Ловушка 1
Если перед прилагательным, наречием и существительным есть отрицательные слова (далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не и др.), то НЕ пишется раздельно. Если у причастия есть зависимое слово, то НЕ пишется раздельно. Эти правила знают все.
Но существует нюанс, о котором не стоит забывать. Наречия меры и степени (очень, чуть-чуть, чрезвычайно, почти, весьма, в высшей степени и др.) НЕ влияют на раздельность написания ни в случае с прилагательными, наречиями, существительными, ни в случае с причастиями. Например: далеко НЕ глупый, НО очень НЕглупый; еще НЕ вспаханное поле, НО почти НЕвспаханное поле).
Ловушка 2
Глаголы, которые начинаются на (НЕ)ДО тоже вызывают затруднения. Если НЕДО- имеет значение "недостаток, нехватка чего-то", то это приставка и она пишется с глаголом слитно. Если этого значения нет, а предполагается, что действие просто не выполнено (хотя могло бы быть выполнено), то НЕ – частица, а ДО- – приставка. В этом случае НЕ с глаголом пишется раздельно. Сравните: Ребенок не договаривает слова (то есть не выполняет действие, которое можно выполнить) — пишем НЕ раздельно; Сын многого недоговаривает родителям (то есть недостаток информации и доверия) — пишем приставку НЕДО- слитно.
Задание 14
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, нужно уметь определять части речи, отличать омонимичные слова, знать правила слитного, раздельного, дефисного написания наречий, предлогов, союзов, частиц и др.
В этом задании ловушки на каждом шагу. Это, на мой взгляд, самое сложное орфографическое задание, поэтому я скажу не о ловушках, а просто дам некоторые советы.
Советы. Не надо путать наречия с приставкой ПО- и суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -И и наречия с приставкой ПО-, оканчивающиеся на гласную У. Первые пишутся через дефис, вторые - слитно. Например: по-новому, по-зимнему, по-русски, НО понемногу, потихоньку, постольку.
Не надо путать наречия "за границу", "за границей" (они отвечают на вопросы где?, куда? и пишутся раздельно) с существительным "заграница" (отвечает на вопрос что? и пишется слитно). Например: уехал за границу, жил за границей, НО работал на заграницу, писал о загранице.
Надо запомнить правописание следующих слов: как будто, всё-таки, то есть, так как, так что, всё равно, как бы.
Следует помнить, что слова с ПОЛУ- всегда пишутся слитно (полупальто, полугодие). Наречия, начинающиеся на ВПОЛ-, пишутся слитно (вполглаза, вполоборота). Существительные с приставкой ПОЛ- пишутся слитно, если корень начинается с согласной (полдома, полгода), и через дефис, если корень начинается с Л (пол-литра), с гласной (пол-арбуза), с большой буквы (пол-Москвы). Исключение: поллитровка.
Задание 15
Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, знать и применять правила написания Н и НН в разных частях речи.
Ловушка 1
Очень часто ребята делают ошибки в словах "тканый", "старинный", "холстинный". Надо запомнить:
слово "тканый" образовано НЕ от существительного "ткань", а от глагола "ткать", следовательно, подчиняется правилу написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных (тканая рубаха, НО тканный золотом ковер);
прилагательное старинный образовано НЕ от слова "старый", а от слова "старина" (основа на Н + суффикс Н = НН);
прилагательное "холстинный" образовано НЕ от слова "холст", а от "холстина" (основа на Н + суффикс Н = НН).
Ловушка 2
Ошибки бывают связаны с неумением учеников различать омонимичные наречия, краткие прилагательные и краткие причастия. Например: поколение воспитаНо (краткое причастие) в духе национальных традиций – дитя послушно и воспитанно (краткое прилагательное) – мальчик вел себя воспитанно (наречие).
Различаем так:если слово отвечает на вопрос что сделан(а,о,ы)?, имеет прямое значение и его можно заменить глаголом, то это краткое причастие – пишем всегда одну букву Н (собрание организовано активом);
если слово отвечает на вопрос каков(а,о,ы)?, имеет переносное значение и его нельзя заменить глаголом, то это краткое прилагательное – пишем столько Н, сколько в полной форме — прилагательном или причастии (девочка очень организованна);
если слово отвечает на вопрос как?, то это наречие — пишем столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано — прилагательном или причастии (собрание прошло организованно).
Надо отметить, что в случае, если слово является кратким прилагательным или наречием, рассуждение удлиняется, так как надо будет применить правило для этих частей речи.
Ловушка 3
Часто, зная правила, ребята все же затрудняются в различении прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, потому что не могут верно определить слова, от которых они образованы. Вот несколько таких слов с исходными словами:смиренный от глагола смирить, отчаянный - от глагола отчаять(ся), откровенно (близко по смыслу к слову "открытый”) от глагола открыть, изысканный - от глагола изыскать, соленый - от глагола солить, золоченый - от глагола золотить, смышленый - от глагола смыслить, беленый - от глагола белить, студеный - от глагола студить;
наречие "истинно" образовано от прилагательного "истинный", а оно — от существительного "истина" (основа на Н + суффикс Н = НН), а вот наречие "поистине" сразу образовано от существительного "истина" при помощи приставки ПО- и суффикса -Е-, поэтому пишем с одной Н; слово "подлиННый" запоминаем.
Надо помнить, что прилагательные образованы от имен существительных, прилагательных, числительных, а причастие и отглагольные прилагательные — от глаголов. Эти части речи подчиняются разным правилам.

25 мая 2025

В каком месяце женщина родилась — такая она и Королева

 Источник

Каждая женщина-королева и достойна всего того, о чем она мечтает! Предлагаю Вам поднять себе настроение и узнать-какая же вы королева по месяцу своего рождения.
Ну что ж, начнем!

Оглавление
Январь

Вы Королева Терпения и Выдержки

Такие Королевы привыкли встречать превратности судьбы с высоко поднятой головой, обычно они не только никому не жалуются, но еще и часто слушают чужие жалобы и дают другим дельные советы. Такая Королева может терпеть очень долго, но если уж ее терпение лопнуло-
берегитесь, она способна на все. Измен не прощает
Смотрите дальше

"Ловушки ЕГЭ". Задания 9 -- 11

 Источник

Данная статья посвящена не подробному разбору экзаменационных заданий, а тем мелочам, которые на первый взгляд кажутся неважными, но могут привести к ошибкам в решении заданий по орфографии на ЕГЭ.
Задание 9. Правописание корней
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, нужно уметь различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корнях, узнавать корни с чередованием и отличать их от омонимичных корней.
Ловушка
Ловушкой для одиннадцатиклассников являются слова с чередованием -ИМ-, -ИН- // -А-, -Я-. Например: заниматься, понимание, снимать, начинать и т.д. Зачастую ученики забывают о таких чередованиях и не отмечают эти слова.
И если слова с -ИМ-, -ИН- еще так или иначе "опознаются", то вот их "пары" (типа нанял, начал, помянуть и т.д.) в большинстве случаев вообще никак не ассоциируются с чередованием в корне. Поэтому при подготовке к заданию 9 надо особое внимание уделить этим корням.
Задание 10. Правописание приставок
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, надо знать и применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок на З, С и ПРЕ-, ПРИ-.
Ловушка 1
Наиболее частыми ловушками для ребят являются слова типа "несгораемый", "несговорчивый", “несдобровать”, "пересдать" и др. Ученики ошибочно применяют правило про приставки, оканчивающиеся на З, С. Однако надо помнить о том, что приставок нес- и перес- не бывает. В подобных словах по две приставки: НЕ- и С-, ПЕРЕ- и С-. А приставка С-, как известно, неизменяемая.
Ловушка 2
Также трудности вызывают иноязычные слова типа "адъютант", "конъюнктура", "конъюнктивит", "панъевропейский", так как АД-, КОН-, ПАН- не воспринимаются в них как приставки. На это следует обратить внимание при подготовке. Так же, как и на слово "подьячий", в котором пишется Ь, так как находится он в корне.
Ловушка 3
Как известно, после двух-, трех-, четырех- пишется разделительный твердый знак. Но не надо забывать о том, что это правило работает только перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Такие слова, как "трёхэтажный", "четырехосный" и др., пишутся без Ъ, так как корень начинается с других гласных.
Задание 11
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, а также знать и применять правила правописания суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, деепричастий.
Ловушка 1
Суффиксы прилагательных -ЕВ- / -ИВ- и -ЧИВ-, -ЛИВ- на первый взгляд кажутся легкими. Суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- неизменяемые, всегда пишутся с И. А суффиксы -ЕВ- / -ИВ- зависят от ударения. Но здесь есть тонкости, о которых следует помнить.
Если в предложенном слове перед пропущенной в суффиксе гласной стоят буквы Ч или Л, обязательно надо проверить, в какую морфему они входят. Если они принадлежат к суффиксу, то это неизменяемые -ЧИВ-, -ЛИВ- (например, разговорЧИВый, неприхотЛИВый). Если же они относятся к корню, то здесь работает другое правило: под ударением пишется И, без ударения - Е (например, тюлЕВый, лучЕВой).
И особенное внимание следует уделить слову "гуттаперчЕвый". В нем суффикс -ЕВ-, а не -ЧИВ-!
Ловушка 2
Очень распространенная ошибка - это неправильное написание прилагательных восьмЕричный, десятЕричный. Надо запомнить, что в них пишется буква Е.

Ловушка 3.
Эта ловушка связана с суффиксами -ОВА-/-ЕВА-, -ЫВА-/-ИВА-. Часто, работая с такими словами, ученики пропускают очень важный шаг. Чтобы определить гласную в суффиксе, они сразу ставят глагол в 1 лицо единственного числа. Но это правило применяется только в том случае, если ударение НЕ падает на гласную в слоге -ВА-. Если ударение падает на слог -ВА-, то алгоритм рассуждения удлиняется.
Итак, если ударение падает на -ВА-, то проверяем, исключение это или нет. Вот список слов-исключений: затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, застревать, встревать, растлевать, подразумевать, недоумевать, намереваться. В них всегда перед -ВА- пишется буква Е.
Если слово не исключение, надо изменить несовершенный вид глагола на совершенный (убрать из слова -ВА-), и тогда сомнительная гласная окажется под ударением. Её-то мы и пишем в исходном слове. Например: заж...вать - зажИть, пол...вать - полИть.
Обратите внимание на слово "запечатлЕвать". Парой совершенного вида для него будет глагол "запечатлЕть" (ни в коем случае не запечатлИть, как часто думают ученики).
Если же подобрать пару совершенного вида к глаголу не удалось, тогда применяем правило про 1 лицо единственного числа. Например, ноч...вать (нет глагола совершенного вида), значит "ночУЮ" — "ночЕВАть".

Продолжение следует

24 мая 2025

География Иосифа Бродского

 Источник

По ссылке Путеводитель по главным местам в жизни поэта — от Ленинграда до Венеции

Американский гражданин, русский поэт и еврей — так об Иосифе Бродском писал литературовед Шимон Маркиш. Первую половину жизни Бродский провел в СССР, вторую — за границей. Любимым его городом на всю жизнь остался родной Ленинград, но в США он нашел «дом — место, где тебе не задают лишних вопросов», а в Венецию несколько лет подряд приезжал на Рождество. Рассказываем о главных местах в жизни поэта: где он родился, где впервые выступил со своими стихотворениями и познакомился с Анной Ахматовой, где женился, читал лекции и получил Нобелевскую премию по литературе.
ЛЕНИНГРАД
Родным городом Иосифа Бродского был Ленинград. Здесь поэт родился 24 мая 1940 года прожил до 1972 года, когда покинул СССР. Бродский писал, что атмосфера Ленинграда повлияла на его эстетические взгляды, а изучение самого города дало больше, чем чтение книг.
Первым адресом Бродского был дом №16 по проспекту Газа (сейчас — Старо-Петергофской проспект16).
В мае 1972 года поэта вызвали в ленинградский Отдел виз и регистрации и предложили эмигрировать в Израиль, чтобы избежать нового ареста. Визу для Бродского оформили всего за 12 дней, хотя обычно такие документы готовили около полугода. Перед отъездом он написал письмо Леониду Брежневу: «Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь, поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. <…> Но скажу вам, что в любом случае, даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится».

4 июня 1972 года Иосиф Бродский вылетел с аэродрома «Шоссейная» (сейчас — аэропорт Пулково). Больше в СССР Иосиф Бродский не возвращался.