Задание 12
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, надо уметь отличать глагол от причастия, определять спряжение глагола, понимать, что такое действительные и страдательные причастия, а также определять их время. Кроме того, следует знать личные окончания глаголов и суффиксы причастий, правила их написания.
Ловушка
Главной ловушкой в этом задании являются глаголы с приставкой ВЫ-. Дело в том, что, видя глагол, ученики сразу хотят поставить его в инфинитив и определить спряжение. Но ведь этим правилом мы пользуемся только в случае, если окончание у глагола безударное. Если же гласная в окончании находится под ударением, надобности ставить в неопределенную форму нет. Например, в словах "спИт", "льЁт", "несЁт", "бежИт" гласная в личных окончаниях слышится отчетливо.
Но если от таких слов образуются новые глаголы с помощью приставки ВЫ-, то ударение с окончания переходит на приставку: "вЫспится", "вЫльет", "вЫпьем", "вЫбежит". Не зная об этой особенности, ребята по привычке ставят глагол в неопределенную форму, ошибочно определяют спряжение и пишут не ту гласную. Вот так: высп...тся - выспаться, на - ать, 1 спр., окончание -ет. Но это неверный подход!
Если в глаголе есть приставка ВЫ-, надо ее убрать и посмотреть, куда перейдет ударение. Если на окончание, то его и пишем. Если НЕ на окончание, тогда уже ставим в инфинитив и определяем спряжение.
Задание 13
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, знать и применять правила слитного и раздельного написания НЕ со словами.
Ловушка 1
Если перед прилагательным, наречием и существительным есть отрицательные слова (далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не и др.), то НЕ пишется раздельно. Если у причастия есть зависимое слово, то НЕ пишется раздельно. Эти правила знают все.
Но существует нюанс, о котором не стоит забывать. Наречия меры и степени (очень, чуть-чуть, чрезвычайно, почти, весьма, в высшей степени и др.) НЕ влияют на раздельность написания ни в случае с прилагательными, наречиями, существительными, ни в случае с причастиями. Например: далеко НЕ глупый, НО очень НЕглупый; еще НЕ вспаханное поле, НО почти НЕвспаханное поле).
Ловушка 2
Глаголы, которые начинаются на (НЕ)ДО тоже вызывают затруднения. Если НЕДО- имеет значение "недостаток, нехватка чего-то", то это приставка и она пишется с глаголом слитно. Если этого значения нет, а предполагается, что действие просто не выполнено (хотя могло бы быть выполнено), то НЕ – частица, а ДО- – приставка. В этом случае НЕ с глаголом пишется раздельно. Сравните: Ребенок не договаривает слова (то есть не выполняет действие, которое можно выполнить) — пишем НЕ раздельно; Сын многого недоговаривает родителям (то есть недостаток информации и доверия) — пишем приставку НЕДО- слитно.
Задание 14
Знания, умения, навыки
Чтобы выполнить это задание, нужно уметь определять части речи, отличать омонимичные слова, знать правила слитного, раздельного, дефисного написания наречий, предлогов, союзов, частиц и др.
В этом задании ловушки на каждом шагу. Это, на мой взгляд, самое сложное орфографическое задание, поэтому я скажу не о ловушках, а просто дам некоторые советы.
Советы. Не надо путать наречия с приставкой ПО- и суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -И и наречия с приставкой ПО-, оканчивающиеся на гласную У. Первые пишутся через дефис, вторые - слитно. Например: по-новому, по-зимнему, по-русски, НО понемногу, потихоньку, постольку.
Не надо путать наречия "за границу", "за границей" (они отвечают на вопросы где?, куда? и пишутся раздельно) с существительным "заграница" (отвечает на вопрос что? и пишется слитно). Например: уехал за границу, жил за границей, НО работал на заграницу, писал о загранице.
Надо запомнить правописание следующих слов: как будто, всё-таки, то есть, так как, так что, всё равно, как бы.
Следует помнить, что слова с ПОЛУ- всегда пишутся слитно (полупальто, полугодие). Наречия, начинающиеся на ВПОЛ-, пишутся слитно (вполглаза, вполоборота). Существительные с приставкой ПОЛ- пишутся слитно, если корень начинается с согласной (полдома, полгода), и через дефис, если корень начинается с Л (пол-литра), с гласной (пол-арбуза), с большой буквы (пол-Москвы). Исключение: поллитровка.
Задание 15
Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, знать и применять правила написания Н и НН в разных частях речи.
Ловушка 1
Очень часто ребята делают ошибки в словах "тканый", "старинный", "холстинный". Надо запомнить:
слово "тканый" образовано НЕ от существительного "ткань", а от глагола "ткать", следовательно, подчиняется правилу написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных (тканая рубаха, НО тканный золотом ковер);
прилагательное старинный образовано НЕ от слова "старый", а от слова "старина" (основа на Н + суффикс Н = НН);
прилагательное "холстинный" образовано НЕ от слова "холст", а от "холстина" (основа на Н + суффикс Н = НН).
Ловушка 2
Ошибки бывают связаны с неумением учеников различать омонимичные наречия, краткие прилагательные и краткие причастия. Например: поколение воспитаНо (краткое причастие) в духе национальных традиций – дитя послушно и воспитанно (краткое прилагательное) – мальчик вел себя воспитанно (наречие).
Различаем так:если слово отвечает на вопрос что сделан(а,о,ы)?, имеет прямое значение и его можно заменить глаголом, то это краткое причастие – пишем всегда одну букву Н (собрание организовано активом);
если слово отвечает на вопрос каков(а,о,ы)?, имеет переносное значение и его нельзя заменить глаголом, то это краткое прилагательное – пишем столько Н, сколько в полной форме — прилагательном или причастии (девочка очень организованна);
если слово отвечает на вопрос как?, то это наречие — пишем столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано — прилагательном или причастии (собрание прошло организованно).
Надо отметить, что в случае, если слово является кратким прилагательным или наречием, рассуждение удлиняется, так как надо будет применить правило для этих частей речи.
Ловушка 3
Часто, зная правила, ребята все же затрудняются в различении прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, потому что не могут верно определить слова, от которых они образованы. Вот несколько таких слов с исходными словами:смиренный от глагола смирить, отчаянный - от глагола отчаять(ся), откровенно (близко по смыслу к слову "открытый”) от глагола открыть, изысканный - от глагола изыскать, соленый - от глагола солить, золоченый - от глагола золотить, смышленый - от глагола смыслить, беленый - от глагола белить, студеный - от глагола студить;
наречие "истинно" образовано от прилагательного "истинный", а оно — от существительного "истина" (основа на Н + суффикс Н = НН), а вот наречие "поистине" сразу образовано от существительного "истина" при помощи приставки ПО- и суффикса -Е-, поэтому пишем с одной Н; слово "подлиННый" запоминаем.
Надо помнить, что прилагательные образованы от имен существительных, прилагательных, числительных, а причастие и отглагольные прилагательные — от глаголов. Эти части речи подчиняются разным правилам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий