31 мая 2025

Им восхищались Иван Бунин и Марлен Дитрих

Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892, Москва — 14 июля 1968, Москва) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчикru.wikipedia.org*

Некоторые факты из биографии:
  • Участвовал в Первой мировой войне в составе военно-санитарного поезда.
  • Во время Гражданской войны был призван в Красную армию, где проходил службу в караульном полку.
  • С 1923 года жил в Москве, где работал редактором в РОСТА.
  • В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли», а в 1929 году был напечатан роман «Блистающие облака».
  • В 1930-е годы создал разнообразные по тематике повести: «Колхида», «Чёрное море», «Северная повесть», историко-биографические «Исаак Левитан», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко».
  • Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом на Южном фронте, служил в аппарате ТАСС, а затем был направлен в Барнаул для работы в театре Таирова, где впервые была поставлена его пьеса «Пока не остановится сердце», посвящённая борьбе с фашизмом.
  • С середины 1950-х годов стал писателем с мировым именем, признание таланта которого вышло за границы России.
  • Последние годы жизни писатель посвятил работе над автобиографическим произведением «Повесть о жизни». dzen.ru litres.ru
Некоторые произведения Паустовского:
  • «Кара-Бугаз» (1932);
  • рассказы и повести о природе средней полосы России;
  • очерки о других странах;
  • литературные портреты художников, писателей разных эпох и стран;
  • сказки: «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша». litres.ru
Паустовский четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965, 1966, 1967, 1968). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1962), Ленина (1967), медалями «За оборону Одессы» (1995; посмертно), «За отвагу» (1997; посмертно) и другими. 
Среди детей популярны такие произведения Константина Паустовского, как:
  • Сказки: «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей», «Дремучий медведь», «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», «Заботливый цветок» и другие.
  • Рассказы: «Резиновая лодка», «Сивый мерин», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Подарок», «Сказочник», «Золотой линь» и другие.
  • Повести: «Кара-Бугаз», «Собрание чудес», «Колхида» и другие.
  • Мечта Дитрих
    Источник
    Мировое признание пришло к Паустовскому ещё в середине 1950-х годов, когда он получил возможность путешествовать по Европе. Русский писатель побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии, позже посетил Париж, Афины и другие заграничные города.

  • Марлен Дитрих на коленях перед Константином Паустовским.
    Марлен Дитрих на коленях перед Константином Паустовским. Фото: Кадр youtube.com

    Талант русского писателя в своё время оценила даже легендарная Марлен Дитрих, на которую «Телеграмма» Паустовского произвела такое впечатление, что «ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть». Приехав в 1964 году на гастроли в Москву, знаменитая актриса больше всего хотела встретиться со своим кумиром, и ей посчастливилось это сделать. Фотоснимки легендарной встречи, на которых секс-символ XX века стоит перед советским писателем на коленях и целует ему руки, стали сенсацией и быстро разлетелись по всему миру.

    Встрече с Паустовским в Центральном Доме Литераторов Дитрих посвятила в автобиографии целую главу. Она писала: «По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени<...> Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“. В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно».

    Их встреча состоялась незадолго до смерти писателя. К этому моменту он уже пережил несколько инфарктов и страдал от тяжелой астмы. На концерт Дитрих «доктор Пауст» отправился буквально из больницы в сопровождении домашнего врача.

"Ловушки"ОГЭ. Задание 2

 Источник


 Чтобы безошибочно определить  грамматическую основу предложения, необходимо задать  общий вопро: о чём или о ком говорится в предложении, затем конкретный вопрос: кто/что. Следующий общий вопрос: что говорится о подлежащем и уточняющие вопросы: что делает предмет; каков предмет; что это такое; кто это такой;  что делано/сделано.
⧫ Есть такие сказуемые: да и нет. Не забудьте частицу бы, если вам встретится сказуемое в форме условного наклонения.
⧫ Обращение грамматически не связано с членами  предложения, поэтому оно не может быть подлежашим

30 мая 2025

Был такой популярный русский поэт-романтик... и теперь его стихи в исполнении искусственного интеллекта

 Константин Михайлович Фофанов (1862–1911) — русский поэт-романтик, автор поэмы «Волки», «Весенней поэмы» и многочисленных стихотворений.

souzpisatel.ru
Родился 30 мая 1862 года в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Образование получил в дешёвых частных пансионах. Дебютировал в печати в 1881 году. 

Публиковал стихи в иллюстрированных еженедельниках и в газете А. С. Суворина «Новое время», отличался высокой плодовитостью. После успеха первого сборника «Стихотворения» (1887) А. С. Суворин издал второй сборник с таким же названием (1889). Затем вышли книги стихотворений «Тени и тайны» (1892), повесть в стихах «Барон Клакс» (1892), «Стихотворения» (в пяти частях, 1896). 
Поэзии Фофанова присуще противопоставление низкой действительности высоких идеалов, декларативность, живописная выразительность, языковые и стилистические небрежности и вольности, воспринимавшиеся как проявления искренности. 
Период с середины 1880-х до середины 1890-х в истории русской поэзии нередко называют «фофановским», поскольку поэзия Фофанова оказалась созвучна распространённым настроениям, нашла широкий отклик у читателей и вызвала подражания. 
О творчестве Фофанова одобрительно отзывались художник И. Е. Репин, поэты Я. П. Полонский и А. Н. Майков, писатели Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков. 
Константин Фофанов умер 30 мая (по новому стилю) 1911 года в возрасте 49 лет от воспаления лёгких и общей истощённости.
Константин Фофанов
Нарядили ёлку в праздничное платье
Нарядили ёлку в праздничное платье:
В пёстрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей…
Грезятся им ёлка в освещённом зале,
Хохот и рассказы радостных детей.

Май
Бледный вечер весны и задумчив и тих,
Зарумянен вечерней зарею,
Грустно в окна глядит; и слагается стих,
И теснится мечта за мечтою.

Что-то грустно душе, что-то сердцу больней,
Иль взгрустнулося мне о бывалом?
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Там, за душной чертою столичных громад,
На степях светозарной природы,
Звонко птицы поют, и плывет аромат,
И журчат сладкоструйные воды.

И дрожит под росою душистых полей
Бледный ландыш склоненным бокалом,
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Дорогая моя! Если б встретиться нам
В звучном празднике юного мая —
И сиренью дышать, и внимать соловьям,
Мир любви и страстей обнимая!

О, как счастлив бы стал я любовью твоей,
Сколько грез в моем сердце усталом
Этот май-баловник, этот май-чародей
Разбудил бы своим опахалом!..
1885 г.
Журавли
Свежело. Астры отцветали.
Сквозное золото аллей
Чуть трепетало. Я в печали
Следил за лётом журавлей.
Они пугливо отлетали
К теплу полуденных морей!
Их стая в небе потонула, —
Я проводил их недвижим.
Вдруг чем-то радостным пахнуло, -
Я счастлив счастьем стал чужим!
Моей душе отрадно было,
Что, бросив севера ночлег,
Они не встретят здесь уныло
Последний лист и первый снег.
И думал: так мечты поэта,
Звеня, стремятся от земли —
К любви, в лазурь тепла и света,
Как вы, седые журавли!..
Я покорена этими простыми, незатейливыми стихами. И звучными. Образными. Сосны в мантии морозной. Сквозное золото аллей. Седые журавли. Бледный ландыш склонённым бокалом. Май веет своим опахалом...
Почему ландыши как бы в бутылке? Потому, что картинки сгенерировал искусственный интеллект по цитатам из стихотворений Константина Фофанова (ландыш сравнивается с наклонённым бокалом -- сейчас в него польётся вино). Я, отправляя запрос, не мудрствовала лукаво: выбрала стиль фотореализм и дальше без особенностей. Меньше минуты -- и картинка готова. Называется ресурс Шедеврум. Про алмазный блеск бедновато. Впрочем, мне всё понравилось. И картинки, и сам процесс.

Что такое «Парижский синдром?»

 Источник

Парижский синдром — это психическое расстройство, которое возникает у некоторых туристов, когда их ожидания от Парижа не совпадают с реальностью.
Парижский синдром — это острое чувство разочарования, которое может сопровождаться депрессией, тревогой, галлюцинациями, бредом, даже соматическими симптомами (головокружение, тахикардия, потливость)! Человек может испытать настоящую дезориентацию и потерять связь с реальностью.
Почему это происходит?
Это связано с культурным шоком. Париж часто идеализируют в кино, рекламе и книгах как город мечты: романтика, элегантность, вежливость. На деле же туристы сталкиваются с шумными улицами, грубым обслуживанием, карманниками и другими неприятными аспектами мегаполиса. Это разочарование может вызвать очень сильную психическую реакцию.
Кто в группе риска?
Парижский синдром чаще всего встречается у японских туристов. Предположительно, это связано с языковым барьером, культурными различиями и высоким уровнем идеализации Парижа в японской культуре.
Как с этим справляются?
В большинстве случаев достаточно сменить обстановку — покинуть Париж или отдохнуть, обратиться к врачу или психологу. Интересно, что японское посольство в Париже даже подготовлено к таким ситуациям — они помогают своим гражданам, столкнувшимся с этим синдромом.
Мне   удалось несколько лет назад побывать в Париже. Несомненно, это знаменитый город, центр мировой культуры. Лувр, Версаль, Собор Парижской Богоматери, Елисейские поля, Эйфелева башня -- всё это в мире на слуху и на виду. Да, я везде там была. Однако вот не осталось у меня такого уж сногсшибательного впечатления, и вспоминаются всё больше грязные улицы, много африканцев (тогда ещё не было наплыва эмигрантов в Европе, и в Париже в частности), ресторанчик с традиционной французской кухней -- лягушками, улитками и ещё с чем-то экзотическим -- я попробовала только улиток... клопы в гостинице. Было такое на самом деле. Сформировавшиеся на основе фильмов более презентабельные представления, к сожалению, не подтвердились в реальности. Париж в жизни больше похож, по моему мнению, на описания из знаменитых французских романов. Разочаровалась я в нём. Увидеть   Париж... и умирать совсем незачем.  Парижский синдром.
Вид на Париж с башни Монпарнас
Лувр. Парадный вход
Собор Парижской Богоматери (ещё не было пожара)
В Парижском подвальчике
Что-то мы  там ели экзотическое

29 мая 2025

Бог вина Бахус, Амур, грации, Венера-Киприда являются лирическими образами его стихов

Константин Николаевич Батюшков (1787–1855) — русский поэт, глава анакреотического направления в русской лирике.
stihi.rukostyor.ru

Некоторые факты из биографии:

  • Родился в Вологде в родовитой дворянской семье. С десяти лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.
  • В 1805 году дебютировал в печати сатирическими стихами «Послание к стихам моим».
  • В 1807 году записался в народное ополчение и принял участие в прусском походе против Наполеона. В битве под Гейльсбергом был тяжело ранен и отправился лечиться в Ригу.
  • В 1810–1812 годах активно сотрудничал в журнале «Драматический вестник», сблизился с Карамзиным, Жуковским, Вяземскими и другими литераторами.
  • Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе «все ужасы войны», что позже нашло своё отражение в «Послании к Дашкову» (1813).
  • В 1813–1814 годах участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн» и другие.
  • В 1817 году вышел сборник «Опыты в стихах и прозе», включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.
  • В 1819 году уехал в Италию по месту новой службы — был назначен чиновником при неополитанской миссии.
  • В 1821 году им овладела неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом — Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни.
  • Умер от тифа 7 июля (19 н.с.) 1855 года, похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

 Некоторые произведения Батюшкова: «Выздоровление», «Весёлый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии»
Пробуждение
Зефир последний свеял сон
С ресниц, окованных мечтами,
Но я — не к счастью пробуждён
Зефира тихими крылами.
Ни сладость розовых лучей
Предтечи утреннего Феба,
Ни кроткий блеск лазури неба,
Ни запах, веющий с полей,
Ни быстрый лёт коня ретива
По скату бархатных лугов,
И гончих лай, и звон рогов
Вокруг пустынного залива —
Ничто души не веселит,
Души, встревоженной мечтами,
И гордый ум не победит
Любви — холодными словами.
Анакреонтика — тематико-стилистическое направление в русской поэзии XVIII — начала XIX веков, объединяющее переводы произведений древнегреческого поэта Анакреонта и позднеантичных подражаний ему, а также имитацию и стилизацию античной анакреонтики.
В начале XIX века анакреонтические мотивы встречаются в поэзии А. С. Пушкина и поэтов так называемого пушкинского круга (К. И. Батюшков — главный представитель анакреонтического направления в русской лирике и другие).
Характерной особенностью анакреонтической лирики то, что бог вина Бахус, Амур, грации, Венера-Киприда являются её лирическими образами, а, в основном, к любви и вину сводится основной круг мотивов этой поэзии.

Возвращение на Родину

 29 мая в истории литературы:

  • 1937 — отъезд Александра Куприна на родину. В Париже на Северном вокзале перед тем, как сесть в московский поезд, писатель сказал: «Я готов пойти в Москву пешком…»

"Ловушки" ЕГЭ. Сочинение

Сочинение
Баллы за сочинение составляют почти половину всех баллов на ЕГЭ. К сочинению предъявляются определенные требования, которые важно соблюсти, чтобы получить максимальное количество баллов. Выпускникам нужно посмотреть и уяснить критерии оценивания: что именно оценивается? как оценивается? за что баллы начисляются и снимаются?
Например, в критериях оценивания ничего не сказано о том, что в сочинении обязательно должно быть вступление, что за него даются какие-нибудь баллы. Так что его можно и не писать. Можно начать сразу с формулировки проблемы и позиции автора.
Лишние абзацы баллов не добавят, но есть риск допустить в них орфографические, пунктуационные, речевые или грамматические ошибки, из-за которых можно потерять баллы.
Недостаточно просто привести примеры из текста, которые доказывают позицию автора. Эти примеры нужно еще и пояснить. Если выпускник не расскажет, как пример соотносится с позицией автора, зачем автор это написал, на какой вопрос он этим фрагментом текста хотел ответить, — такой пример просто не будет засчитан.
Кроме того, необходимо указать смысловую связь между примерами. Какая она? Причинно-следственная? Или, может быть, автор противопоставляет примеры? Или там уступительная связь? И нужно объяснить, почему она именно такая: причинно-следственная, а не противопоставление, например. В этом месте примерно 80% учеников допускают досадную ошибку. Они пишут про смысловую связь примерно следующее: «Эти примеры противопоставлены и помогают автору донести такую-то мысль, выразить свое отношение к такой-то проблеме». Но это не объяснение смысловой связи, а повтор позиции автора! Эта фраза никак не объясняет, почему ученик выделил между примерами именно причинно-следственную связь, а не какую-нибудь другую. Он потеряет балл, если так напишет.
Многие выпускники любят писать, что примеры дополняют друг друга. Но в методических материалах для проверяющих сочинения четко написано (и обведено в рамочку), что если ученик выделяет связь «дополнение», ее надо обязательно очень подробно и очень конкретно объяснить. К этой связи придираются больше всего, и нужно сто раз подумать перед тем, как написать «примеры дополняют друг друга».

"Ловушки" ЕГЭ. Задания 25 и 26

Источник
Задание 25. Фразеологизмы

Если в этом задании попросят найти фразеологизм в тексте, нужно быть очень внимательным, потому что не всякое выражение с переносным смыслом — фразеологизм. Оно должно быть устойчивым, то есть именно в таком виде часто употребляться в речи.  В ЕГЭ 2024 года был вопрос, на котором многие засы́пались. В тексте для анализа была фраза И я знаю, как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой… Многие выписали горят ладони как фразеологизм. 
Действительно яркое выражение, но все-таки нельзя сказать, что устойчивое. Такой ответ не засчитывали. Правильным ответом считался другой фразеологизм — хлеб насущный.
Чтобы понимать, какие именно выражения ФИПИ считает фразеологизмами, нужно зайти в Навигатор и в разделе «Лексика и фразеология» найти их список.
В нем есть такие фразеологизмы, которые мы уже не замечаем — настолько часто они использу
ются. Они больше похожи на обычные наречия или вводные слова: между тем, может быть (в значении вводного слова), до сих пор, как раз. С точки зрения составителей ЕГЭ, всё это фразеологизмы.

Часто непонятно, где проходят границы фразеологизма. В русском языке есть конструкция «сделать что-л. во имя чего-л.», но будет ошибкой, если выпускник выпишет ее целиком. Из этой фразы надо выписать в качестве фразеологизма только фрагмент во имя. Таких сложных случаев очень много. Скажем, если ученик выпишет в ответ бежал без оглядки, это будет ошибкой. Должно быть без оглядки, потому что можно не только бежать без оглядки, но и уйти, мчаться, действовать...
Задание 26. Средства связи между предложениями
Задание звучит так: среди предложений (допустим, с 10-го по 15-е) найдите такое или такие, которые связаны с предыдущим предложением при помощи сочинительного союза (или личного местоимения, или форм слова, или другим способом). Выпускнику предстоит проанализировать средства связи между предложениями в тексте.
Ответом никогда не будет первое предложение из заданного периода. Если были указаны предложения с 10-го по 15-е, десятое можно сразу исключить.
Важно различать формы слова, лексический повтор и однокоренные слова, видеть разницу между ними.Лексический повтор — повтор слова в том же самом падеже, в том же числе, точь-в-точь.
Формы слова — это случаи, когда одно слово встречается в разных формах, например в разных падежах и/или числах. Если в одном предложении стол, в другом стола, столу, столы, это формы слова. А если везде стол — это лексический повтор. Но бывают формы с подвохом. Во фразе стол стоит посреди комнаты слово стол использовано в именительном падеже. А во фразе я вижу большой стол — уже в винительном, хотя пишется так же. Значит, это формы слова, а не лексический повтор.
Однокоренные слова — разные слова с одним корнем. Например, стол и столешница.
Сложности могут быть с формами личных местоимений. Они очень сильно отличаются друг от друга: он, его, ему, о нем. В словах он и ему вообще ни одна буква не совпадает, хотя это формы одного и того же слова.

28 мая 2025

"Ловушки" ЕГЭ. Задания 20 и 22

 Источник

Задание 20. Пунктуация
Задание посвящено запутанным сложным предложениям; в нем могут встретиться, например, однородные придаточные.
Ученики привыкли ставить между простыми предложениями в составе сложного запятую. А вот между однородными придаточными этого делать не надо.
Например, Я знаю, что сегодня придет почтальон и что он принесет мне классную посылку. Я знаю — это главная часть, к ней относятся два придаточных. Я знаю, во-первых, что придет почтальон, и во-вторых, что он принесет мне классную посылку. Эти придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, присоединяются к одному и тому же главному одним и тем же союзом, мы считаем их однородными и запятую между ними не ставим. В них может быть пропущен второй из двух одинаковых союзов, и тогда обнаружить однородные придаточные бывает сложнее: Я знаю, что сегодня придет почтальон и он принесет мне классную посылку.
В задании 20 также часто встречается стык союзов, которому в школе уделяется мало времени. На запятую между союзами влияют слова то, но, так, стоящие после придаточной части, которая начинается со второго союза на стыке. Если слова то, но, так есть, то запятой на стыке союзов нет: Я уверен, что если хорошенько подготовлюсь, то смогу сдать ЕГЭ на высокий балл. Если этих слов нет, то запятая, наоборот, есть: Я уверен, что, если хорошенько подготовлюсь, смогу сдать ЕГЭ на высокий балл.
Задание 22. Средства выразительности
В этом году было обновлено задание, которое посвящено средствам выразительности, таким как метафора, антитеза, гипербола и другие. В школе о них чаще говорят на уроках литературы.
В Навигаторе в разделе, посвященном средствам выразительности, есть удобная табличка с названиями средств выразительности, которые могут встретиться в ЕГЭ, и примерами их использования. Скажем, мы привыкли, что сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, будто: ее глаза как звезды.
Но сравнение может быть выражено и по-другому. К примеру, с помощью существительного в творительном падеже: он упал камнем вниз.
В табличке из Навигатора есть также сведения, которые в школе, мне кажется, не упоминают, вроде признаков риторического восклицания. Как понять, что перед вами именно риторическое восклицание, а не просто восклицательное предложение? Надо проверить, есть ли его признаки. С точки зрения составителей ЕГЭ, нужно, чтобы в высказывании присутствовали определенные показатели, к примеру, междометия типа о и ах: О, какая прекрасная погода! Если они есть, то перед нами точно риторическое восклицание. В Навигаторе перечислены такие формальные критерии.

27 мая 2025

Писатель, поэт, сценарист, педагог, правозащитник

Андрей Георгиевич Битов (27 мая 1937, Ленинград — 3 декабря 2018, Москва) — русский советский писатель, поэт, сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*

                       Некоторые факты из биографии:

  • Писать начал в 1956 году.
  • В 1965 году был принят в Союз писателей СССР.
  • СССР роман был опубликован в журнале «Новый мир» в 1987 В 1971 году Битов закончил написание романа «Пушкинский дом», который смог опубликовать только в США в 1978 году (в году, книжное издание вышло в 1989 году).
  • Сочинения писателя переводились почти на все европейские языки.
  • Битов известен как автор сценариев к фильмам, в 1977 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда», был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец» (1966), фильмов «Караван» (1973), «Закрытие сезона» (1974), «Три дня и два года» (1981).
  • Писатель даже снялся в фильме Сергея Соловьёва «Чужая, белая и рябой» (1986) в роли пианиста, композитора Петра Старцева.
  • С 1986 года Андрей Битов стал выезжать за границу, выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов.
  • С 1988 года Андрей Битов участвовал в создании российского ПЕН-центра (филиала международной правозащитной писательской организации), а с 1991 года был его президентом.
  • В 1991 году он был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий).

 Андрей Битов удостоен нескольких десятков премий, среди которых две Государственные премии РФ (1992, 1997), премия Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), премия за лучшую иностранную книгу года (Франция, 1990), которой удостоился роман «Пушкинский дом», Пушкинская премия (ФРГ, 1990), «Премия Н.В. Гоголя в Италии» (2011), премии журналов «Иностранная литература», «Огонёк», «Новый мир», «Звезда» и другие. 

Битов Почётный доктор Ереванского государственного университета и почётный гражданин города Еревана (Армения). 

Андрей Битов скончался 3 декабря 2018 года в Бауманской больнице в Москве от сердечной недостаточности.

Андрей Битов:

«Только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви… На чужом языке, даже при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике и заказывать котлету».
«Невежество — это отнюдь не недостаточные знания, а недостаточное отношение к знанию».

«Мы живём в мире людей, родившихся один раз. Прошлому мы не свидетели, будущему — не участники». 

 «Поразительное бездушие порождает в человеке правота» 

"Ловушки" ЕГЭ. Как решить 16 задание в ЕГЭ 2025 по русскому языку

 Источник

Знаки препинания в ССП

🐚В большинстве случаев между двумя грамматическими основами в сложносочинённом предложении СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ.

🐚🐚🐚🐚🐚! Одна из частей СПП может быть односоставным предложением.

[Мне нездоровилось], и [я решил не идти на пробник по профильной математике].

🐚 Есть ряд случаев, когда между двумя грамматическими основами, соединенными сочинительной связью, ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ:

🐚 Если части ССП имеют общий второстепенный член / общий обособленный член / общее вводное слово / общую придаточную часть / общую частицу в побудительных предложениях.

🐚 Если части ССП представляют собой два назывных / два безличных / два неопределенно-личных / два вопросительных / два побудительных / два восклицательных предложения.

За окном гремел гром и дул сильный ветер. (Гром гремел за окном, ветер дул тоже за окном)

Ловушки 16 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку

🐚 В предложении может быть несколько союзов, поставленных на разном основании. Например, союз И может связывать разные ряды однородных членов предложения или один союз И связывает однородные члены, а другой – части ССП.

🐚 Не являются однородными членами, не разделяются запятой:два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю)
глаголы со значением движения, положения (сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись)
сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри)

🐚 Особое внимание следует уделить союзу ДА. Союз ДА может быть соединительным (тогда он синонимичен союзу И) или противительным (тогда он синонимичен союзу НО).

🐚 Если перед вами сложносочинённое предложение, не торопитесь ставить запятую перед союзом И. Разработки КИМ часто включают в тесты ССП, в которых перед союзом И запятая не ставится (обычно это ССП с общим второстепенным членом).

🐚 Если после одиночного определения следует распространённое определение (обычно выражено причастным оборотом), то между ними ставится запятая. Если сначала причастный оборот, а потом одиночное определение, то запятая не ставится

ПРОКАЧАТЬ 16 ЗАДАНИЕ НА КУРСЕ

Примеры 16 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку

Мама ничего не говорила о наших карманных деньгах,(1) и она, конечно, не станет требовать, (2) чтобы мы полностью отказались от всяких удовольствий.
Запятые разделяют части ССП(1) и СПП(2)

Ноги привычно крутили педали (1) и руки спокойно держали руль (2) и звонили в звонок зазевавшимся пешеходам (3) и глаза вовремя высматривали свободную от стёкол часть дороги.
⭐ Пояснение:
В этом предложении три грамматические основы: «ноги крутили», «руки держали и звонили», «глаза высматривали».
Держали и звонили — однородные, связанные одиночным союзом И, запятую не ставим.

26 мая 2025

Был изгнан из родного города и приговорён к смертной казни...

 Данте Алигьери (1265-1321), флорентийский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка, автор знаменитой «Божественной Комедии», мыслитель, богослов, политический деятель,один из основоположников литературного итальянского языка.

Родился, по одной из версий, 21 мая 1265 года во Флоренции. Получил образование в рамках средневековых школьных программ, так как университета во Флоренции в это время ещё не было, основные знания ему пришлось получать самому. 

      Произведения поэта:

  • «Новая жизнь» (1292) — первая в западноевропейской литературе романизированная автобиография.
  • «Пир», «О народном красноречии», «Послания» — первые образцы философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта.
  • «Монархия» — трактат, в котором Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней.
  • «Божественная комедия» (1307–1321) — вершина творчества Данте, отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали.

Умер Данте Алигьери 14 сентября 1321 года от малярии.

Сюжет: главный герой поэмы "Божественная комедия" — сам Данте, который заблудился в тёмном лесу, символизирующем духовное заблуждение. Его путь к истине начинается с путешествия по Аду, где проводником становится древнеримский поэт Вергилий — символ разума и античного знания. 

Некоторые аспекты содержания:

  • «Ад» — самая знаменитая часть поэмы. Данте спускается через девять кругов ада, наблюдая ужасные кары для грешников. Каждый грех наказывается по принципу «закон справедливого воздаяния», то есть грешники страдают в соответствии с тем, как вели себя при жизни.
  • «Чистилище» — гора, на вершине которой души очищаются от грехов перед входом в Рай. Здесь Данте встречает души, раскаявшиеся перед смертью, и знакомится с концепцией постепенного духовного очищения. В отличие от Ада, где царит безысходность, Чистилище наполнено надеждой.
  • «Рай» — вознесение к высшему блаженству. В этой части Данте сопровождает Беатриче — женщина, которую он любил при жизни и которая теперь символизирует божественную любовь. Рай представлен как система сфер, где души обретают гармонию в зависимости от их добродетелей.

Каждый образ и персонаж в «Божественной комедии» имеет символическое значение. Вергилий — это разум, Беатриче — божественная благодать, тёмный лес — греховная жизнь. 

Основной конфликт поэмы — внутренний религиозно-философский, но автор осмысляет его как общечеловеческий. Душа человека затерялась во грехе и сама же противится своему спасению, которое заключается в движении к просветлению. 

Смысл произведения — указание людям пути к спасению души. Этот путь пролегает через удары судьбы, через осознание своих грехов и раскаяние. Сам Данте говорил: «Моя задача — вывести человека из состояния несчастья и привести его к состоянию счастья».