06 сентября 2012

Н и НН в суффиксах: интерактивный тест

По этой ссылке  интерактивный тест "Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Рекомендую  ученикам 8 б класса для тренировки при повторения орфографии.

05 сентября 2012

Где найти книгу "Радуга для друга"?

По этой ссылке  можно читать онлайн или скачать бесплатно книгу М. Самарского "Радуга для друга", которую я рекомендовала  своим пятиклассникам  прочитать  в течение  ближайшей недели. 
Даю ссылку для того, чтобы облегчить поиски книги. Сегодня мне позвонила мама Ангелины и с огорчением  объявила, что ни в одной библиотеке в нашем микрорайоне  повесть не обнаружилась.

Объявление для родителей 5 а класса

Уважаемые мамы и папы моих пятиклассников!
В субботу, 8 сентября, состоится  классное родительское собрание. Начало собрания в 14 часов. Очень жду встречи с вами со всеми!

Озеро Клумбочка

14. Озеро Клумбочка.
«14. Озеро Клумбочка.» на Яндекс.Фотках
Озеро Клумбочка где-то на Кубани с девясилом на переднем плане. Красиво! Глаз радуется.

04 сентября 2012

Какое окончание в слове СТАТЕЙ?

Здесь содержится ответ-подсказка для  8-классников на вопрос в названии этого сообщения, а также  справочный материал об окончании слова, грамматических значениях окончаний, словах с нулевым окончанием (как слово статей) и словах без окончаний.
А может ли быть окончание  не в конце слова? Может быть. Вот справка из  статьи по указанной ссылке.

Грамматическое значение слова. В помощь 8-классникам

Этот материал  публикую для того, чтобы помочь восьмиклассникам, которые занимаются по учебнику  под редакцией М.В. Панова.
Грамматическое значение – это (формальное) значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к липу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида.

03 сентября 2012

УМК под ред. В.Я. Коровиной: рабочая программа по литературе для 7 класса

По этой ссылке размещена рабочая программа по литературе для 7 класса по учебно-методическому комплекту под редакцией В. Я.  Коровиной (68 часов в год). 

Совет 1-й родителям пятиклассников

Я приветствую вас, уважаемые родители моего пятого класса! И с ними всех тех, кому мой совет окажется полезным.
Итак, ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ДОМА ЧИТАЮТ  ТЕКСТЫ ПАРАГРАФОВ И УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНИКАХ ВСЛУХ.
Следите,

  • во-первых, за правильностью произношения слов детьми, 
  • во-вторых, за интонацией, особенно конца предложения, 
  • в-третьих, за выразительностью чтения (выделением ключевых слов -- логическим ударением, громкостью, чёткостью артикуляции звуков).

Помогайте детям  разобраться в значении незнакомых или малознакомых слов. Спрашивайте, понимают ли они, что означает то или иное слово.

А28: смысловая и композиционная целостность текста

                                                                    Для справок
Некоторая теория, посвящённая тексту, уже приводилась в разделе «Для справок» к заданиям типа А7.
Как мы можем увидеть из примеров заданий типа А28, для их выполнения необходимо хорошее владение языком и внимательность, которые невозможно расписать в теории: практика, практика и практика – единственное, что поможет справиться с подобными заданиями.

02 сентября 2012

К урокам русского языка: основные виды лингвистического анализа

По этой ссылке  вы найдёте   порядок проведения всех видов грамматического разбора: синтаксического, морфологического, морфемного, словообразовательного, фонетического и стилистического. А также образец выполнения  задания по лингвистическому анализу. На уроках русского языка каждый должен научиться делать грамматический разбор. 

А27: информационная обработка письменных текстов разных стилей и жанров

A27
Прочитайте текст.
 Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

01 сентября 2012

Чтобы хорошо учиться, нужно...

1. Всегда и вовремя выполнять домашнее задание
2. Вести аккуратно записи в дневнике.
3. Уметь грамотно пользоваться дополнительной литературой.
4. Внимательно и активно слушать учителя на уроке, задавать вопросы.
5. Не пропускать уроки.
6. На уроке отвечать громко и чётко.
Продолжите,пожалуйста...
7. Евгений Бикмаев: -- Хорошо продумывать устный ответ в голове перед его оглашением.
8. Предпочитать устную форму ответа письменной (когда есть выбор).Про дневник не могу согласиться: по крайней мере в старших классах нагрузка такая, что легче по-быстрому записать ДЗ в тетрадь или куда-угодно или сфотографировать. 

Поздравляю всех с Днём знаний!

И снова в позолоте тополя, 
А школа - как корабль у причала, 
Где ждут учеников учителя, 
Чтоб новой жизни положить начало. 

На свете нет богаче и щедрей, 
Чем эти люди, вечно молодые. 
Мы помним всех своих учителей, 
Хотя и сами уж почти седые. 

Они в судьбе у каждого из нас, 
По ней проходят словно красной нитью. 
Мы гордо произносим каждый раз 

Простых три слова: " Это мой учитель." 
Мы все в его надежнейших руках: 
Ученый, врач, политик и строитель... 
Живи всегда в своих учениках 
И счастлив будь, наш капитан - учитель!
Источник здесь

31 августа 2012

Я завтра спрошу...


1 сентября  называется Днём знаний. А остальные  две с половиной сотни учебных дней -- они что  не являются днями знаний? Ну, ладно, не буду вдаваться   в хитросплетения и тонкости словоупотребления, а напишу, о чём бы я хотела завтра спросить своих учеников.
Во-первых, познакомиться с новыми из них -- у меня целый пятый класс. И мне бы хотелось, чтобы  мальчики и девочки  попытались рассказать о себе  поживей, как мы с ними уговаривались, когда встречались  в мае и летом.
Во-вторых, очень-очень хочу услышать, а что они прочитали  в каникулы.
В-третьих, было бы здорово узнать, чего же они хотят от школы, от меня, других учителей.
И наконец. Всех своих новых и  "старых" учеников, их родителей и близких я поздравляю с началом учебного года. Желаю  всем быть здоровыми и крепкими, учиться с увлечением,  чтобы всегда рядом были друзья. Удачи!

УМК Г.С. Меркина: рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебно-методическому комплекту Г.С. Меркина здесь.  В ней содержится  стандартная пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (68 часов в год).

30 августа 2012

Встретимся первого сентября

Ещё один только денёчек -- и в школу. Моя знакомая первоклассница с восторгом рассказывала, как ей хочется в школу. Какие у неё огромные будут первого сентября банты и что там собрано в рюкзаке... 
По школе соскучились, думаю, многие, потому что  сегодня, и вчера, и позавчера в школе были старшеклассники и ребята помладше. Что-то докрашивали, убирали листву на дворе,  вешали шторы...
А я не дождусь встречи со своими учениками: и старыми, и особенно с новыми -- пятиклассниками.  С некоторыми удалось познакомиться  и поговорить, о других узнала из их личных дел... 
Сегодня  начала заполнять журнал класса. Готовлюсь к встрече. Жду вас, ребята и уважаемые мамы. папы, бабушки, дедушки, первого сентября к половине девятого утра на  торжественную линейку в честь открытия учебного года.
Ваша Валентина Васильевна.

29 августа 2012

УМК М.В. Панова: рабочая программа по русскому языку для 5 класса

По этой ссылке размещена рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК  М.В. Панова. Программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование уроков, концепцию уроков развития речи в 5 классе. В  календарно-тематическом планировании я указала ссылки на электронно-образовательные ресурсы (тренажёры, таблицы, тесты). Все ссылки активные.

А26: знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.
1) 1, 2, 3, 4                     2) 2, 3                           3) 2, 4                          4) 1, 3, 4 
Данный вариант является обобщением пунктуационных правил по всем типам сложных предложений, однако во всех представленных предложениях мы будем иметь дело с такими предложениями, в которых цифры, означающие возможную на их месте запятую, будут "обрамлять" союз 'и'. В большинстве случаев на всех позициях, кроме позиции после названного союза, необходимо поставить запятые. Как определить, когда после 'и' не следует ставить запятую?

28 августа 2012

Фонемный принцип русской орфографии -- и всё понятно!


У редкого учителя уроки правописания  вызывают восторг учеников. Ведь правила правописания -- это такая куча! Правописание безударных гласных,  непроизносимых согласных, окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений, правописание О и Е после шипящих, правописание падежных окончаний, согласных в конце слова, правописание Ь между согласными, правописание разделительных Ъ и Ь, правописание приставок… и еще, и еще, и еще… Куча! Все эти орфограммы разные и неинтересные. Тоска -- эта орфография. И вдруг фонология открывает, что в нашей орфографии есть единый принцип, и принцип мудрый… Да, у нее масса недостатков, и все-таки она хорошая! Она в основных своих правилах построена на фонемном принципе: обозначает фонемы и не обозначает их позиционных изменений. Возведение фонемы к сильной позиции -- вот общий принцип, пронизывающий всю нашу орфографию. Ребенку это знать важно.

26 августа 2012

Петергоф. Вид Нижнего парка

Вид Нижнего парка
«Вид Нижнего парка» на Яндекс.Фотках
В Петергофе каждый год в последний выходной лета проводятся праздник Самсона.
В день Св. Самсона родился и основатель Петербурга-Петергофа – Пётр I. 
Фонтан «Самсон», раздирающий пасть льва символизирует победу России над Швецией, 
т.к. в гербе Швеции – лев, а Пётр I родился в день этого святого.

25 августа 2012

Голубая бухта

Голубая бухта
«Голубая бухта» на Яндекс.Фотках
Название бухте дает цвет воды, которая издали кажется яркого сине-голубого цвета. 
Бухта находится в районе мыса Херсонес, недалеко от Казачьей бухты. (см. привязку к карте).
На глубине примерно 10 метров в районе Голубой бухты есть необычное подводное строение - «Грот-башня» в виде созданного силами природы помещения из двух комнат. 
Также в этом районе, начиная с глубины 18 метров, находится каменная гряда «Зловещие скалы». 
Вначале не такие уж большие валуны превращаются в достигающие 10 м скалы, обрывающиеся отвесно вниз до самого грунта. С увеличением глубины скалы принимают зловещие очертания и достигают 22 метров.
В районе Голубой бухты снималось немало фильмов, например, "Человек-амфибия", с его знаменитыми на тот момент (1961 год) подводными съёмками.

Елена Командышко: "В школу надо вернуть учебный курс по мировой культуре"

Идею "100 лучших фильмов" для школьников можно только приветствовать. Так же как и идею "100 книг для школьников". К этому я бы добавила такое же количество произведений музыкального искусства, изобразительного, театрального. Только зачем для этого вводить отдельный предмет? Не лучше ли вернуть учебный курс "Мировая художественная культура", позволяющий рассматривать все виды искусства?

24 августа 2012

Терри Пратчетт. "Джонни и бомба"



Эту книгу я рекомендовала для летнего чтения своим ученикам.  Теперь порекомендую и взрослым.  Увлекательная детская фантастика, думаю, заинтересует и родителей, и учителей. Потому что есть над чем поразмышлять,  когда прочитаешь "Джонни и бомбу".
Вот почему алгебре в школе учат, а вещам, без которых в жизни ну никак не обойтись, — нет? Ведь ни на одном уроке не услышишь: «Время — детям не игрушка! Поэтому, ребята, если увидите на улице машину (или, на худой конец, тележку) времени — тихонечко пройдите мимо. Иначе вас ждут Большие Неприятности. Например, можно нечаянно встретить собственного дедушку в коротких штанишках и он задразнит вас до слез. Или вас примут за шпиона и расстреляют. Или вы до конца жизни застрянете в Былых Временах, когда даже чипсов еще не придумали».

Самое трудное в ЕГЭ. Ошибки 2012 года

Итоги ЕГЭ-2012 подсчитаны, описаны и внесены в анналы истории Единого госэкзамена. Теперь все, кроме специалистов, о них забудут. А зря.
Тем, кому предстоит сдавать экзамены на будущий год, полезно выучить еще один урок кампании года нынешнего. Речь идет о вопросах, вызвавших наибольшие затруднения у экзаменуемых.
— В 2012 году экзамен сдавали около 830 тыс. человек, и его результаты в целом сопоставимы с результатами предыдущих лет, — рассказала «МК» глава предметной комиссии по русскому языку Ирина Цыбулько. — Так, минимальную границу не преодолели 3,7% выпускников (для сравнения: в 2010-м — 3,7%, 2011-м — 4,1%). Незначительно возросло количество экзаменуемых, набравших 100 баллов: в этом году их процент составил 0,23 (в 2011 — 0,19%).
Если же говорить о том, какие задания вызвали особые затруднения у сдающих экзамен, то следует в первую очередь отметить задания, проверяющие сформированность навыков аналитической работы со словом и текстом.

А25: знаки препинания в сложноподчинённом предложении

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
1) 1, 2                             2) 2                                 3) 3                                  4) 2, 4
Немного теории
Под сложноподчинёнными (далее – СПП) понимаются такие предложения, в которых одно (СПП с одним придаточным) или несколько (СПП с несколькими придаточными) предложений подчиняются другому(-гим) предложению (от всего предложения или от одного из его членов, в таком случае можно задать вопрос). Соединяются простые предложения в составе СПП с помощью подчинительных союзов или союзных слов, а подчинение обусловлено тем, что от главных предложений можно задать вопрос придаточным предложениям.