У редкого учителя уроки правописания вызывают восторг учеников. Ведь правила правописания -- это такая куча! Правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений, правописание О и Е после шипящих, правописание падежных окончаний, согласных в конце слова, правописание Ь между согласными, правописание разделительных Ъ и Ь, правописание приставок… и еще, и еще, и еще… Куча! Все эти орфограммы разные и неинтересные. Тоска -- эта орфография. И вдруг фонология открывает, что в нашей орфографии есть единый принцип, и принцип мудрый… Да, у нее масса недостатков, и все-таки она хорошая! Она в основных своих правилах построена на фонемном принципе: обозначает фонемы и не обозначает их позиционных изменений. Возведение фонемы к сильной позиции -- вот общий принцип, пронизывающий всю нашу орфографию. Ребенку это знать важно.
Вот рассказ очевидца. После
школы ученики едут в трамвае. Одна девочка говорит:
-- Почему же в
слове мама
последняя
фонема в слабой позиции? Слабая позиция та, где фонемы не различаются, поэтому
может быть ошибка. Но ведь мамо никто не напишет! Мальчик разъясняет: -- А все равно она укороченная
и не такая ясная!
Какие молодцы! Одна обратила внимание на сигнификативную функцию фонемы,
а другой -- на перцептивную. А. А. Реформатский, считавший необходимым
различать эти две функции, был бы рад. (М.В. Панов. Методика преподавания
русского языка. Усложнить, чтобы упростить).
Голубая мечта - преподавать это с пятого класса вместо всех правил!
ОтветитьУдалитьТогда в русском языке наберётся всего три-четыре закона, в которые вместятся все правила.
УдалитьДа, это и учат в десятом классе, только принцип называется, кажется морфологическим, а не фонемным(по учебнику Гольцовой).
УдалитьСуть одна.
Удалить