Некоторая
теория, посвящённая тексту, уже приводилась в разделе «Для справок» к заданиям
типа А7.
Как мы
можем увидеть из примеров заданий типа А28, для их выполнения необходимо
хорошее владение языком и внимательность, которые невозможно расписать в
теории: практика, практика и практика – единственное, что поможет справиться с
подобными заданиями.
Понятие о
тексте довольно широко и противоречиво в различных источниках, однако все
учёные, занимающиеся изучением текста, сходятся в том, что текст – это
высказывание на определённую тему, реализующее основную мысль говорящего,
являющееся относительно автономным (законченным) высказыванием, к которому
можно подобрать заголовок. Текст состоит из двух и более предложений, так как
его можно расчленить на несколько самостоятельных предложений (так что даже
самое большое и сложное предложение самостоятельно текстом назвать нельзя).
Одним из основных признаков текста является его связность, т.е. такая
последовательность в расстановке предложений, которая отражает логику развития
мысли.
В
контрольных измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания на
определение номера предложения, в котором о чём-либо говорится, либо с
предложениями на определение того, в каком из отражено или не отражено
содержание текста. С данным заданием, как правило, справляются все, кто
выполняет его без спешки.
Текст для выполнения заданий A28
|
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что
не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от
бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что
Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год
как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.
(4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не
погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них
Катерина Ивановна).
(5)Настя присылала Катерине Ивановне
деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время
этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила
меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала
слабость.
(8)– Дорогой
мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с
меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.
(10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья
я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго.
(13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою
руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел.
(16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами,
на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около
обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20)Я крепко держал её, чтобы она не
упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22)– Не дай вам бог, родной
мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой
старости! (23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повёл её домой и подумал:
как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(По К.Г. Паустовскому)
|
А28-1. В каком предложении
говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?
1) 22
2) 2
3) 24
4)
4
А28-2. Какое высказывание отражает содержание текста?
1) Дети поддерживают своих старых
родителей материально и духовно.
2) Трудно быть одиноким в глубокой
старости.
3) Катерина Ивановна усыновила автора
текста.
4) Любование красота родной природы –
постоянное занятие героини.
А28-3. Какая мысль не нашла отражение в тексте?
1) Катерина Ивановна одна на белом
свете.
2) Старые люди не стесняются своих
слёз.
3) Автор текста с большим теплом
относится к Катерине Ивановне.
4) Дочь постоянно помогает своей
матери материально и духовно поддерживает её.
Источник здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий