На этой неделе в российских
школах впервые за пять лет писали выпускное сочинение. Учитель литературы Сергей Волков — о том, зачем вновь
понадобилось сочинение и оказались ли готовы к нему школьники.
Сергей Волков, учитель
литературы 57-й школы (Москва), главный редактор журнала «Литература», член
Общественной палаты РФ.
Зимнее итоговое сочинение
позади. Время оценивать сделанное и думать, куда плыть дальше. Потому что
сочинение — не разовая акция, не «провели-отчитались-забыли», сочинение надолго
и хотелось бы, чтобы всерьёз. Зачем оно вообще было нужно?
За долгие годы существования ЕГЭ по русскому языку учеников приучили
создавать текст определённого типа. В первом абзаце ставишь проблему («В
предложенном нам тексте ставится/поднимается/рассматривается проблема...
того-то и того-то», в зависимости от текста), во втором её комментируешь
(коротко пересказываешь текст), дальше говоришь: «Автор текста считает, что...
Я согласен с ним в этом» — и подтверждаешь позицию двумя аргументами. Сама эта
структура заложена в критерии проверки текста, потому что чем тексты
единообразнее, тем легче их проверить и соотнести по всей стране. ЕГЭ создал
мощный и единственный шаблон. Постепенно этот шаблон оккупировал головы учеников:
школьник брал ручку — и из-под неё автоматически выливался текст ЕГЭ. Даже на
олимпиаде по литературе, куда съезжались самые-самые литературно одарённые дети
страны, многие работы оказывались структурно и стилистически написаны в едином
егэшном ключе.
Но тексты на свете бывают не только такие. И надо обучать детей писать
по-разному, в разных жанрах, используя разные стили. Заново обучать, потому что
за несколько лет отсутствия сочинения в школе многие учителя свернули такую
работу, заменив её подготовкой к ЕГЭ. А детям вообще-то есть что сказать. О
себе. О том мире, в котором они живут. О том, что они поняли в жизни. И сделать
это они вполне могут каждый по-своему. Вот для того, чтобы дать им такую
возможность, и возвращено в школу сочинение. Оно явилось в новом обличье,
перестав быть сочинением по литературоведению («Катерина как луч света в тёмном
царстве») и превратившись в сочинение межпредметное, выходящее за рамки
собственно литературы, хотя на неё и опирающееся. Темы не предписывают ученику
конкретных литературных произведений — выбери их сам, будь свободен в этом
выборе, будь ответственным за этот выбор. Раскрой тему так, как считаешь
нужным.
«Что лучше: любить или быть
любимым?» У комиссии нет ответа на этот вопрос, на соответствие которому она
будет проверять сочинение. Ты можешь ответить на него так, этак и развотэтак.
Можешь говорить о себе — можешь о себе молчать. Можешь что хочешь — только
осмелься остаться собой на экзамене, скажи, что думаешь, и покажи, что ты читал
книжки, где вот эта проблема ставилась.
Сейчас интересно смотреть обсуждение прошедшего сочинения в соцсетях.
Есть, конечно, и стоны, и ругань. Но весьма умеренно. И они не так интересны.
Любопытнее такие вот замечания учителей: «Они сегодня отъели пятнадцать минут
от экономики, чтобы обсудить со мной „Что важнее — любить или быть любимым?“.
То есть это был даже не вчерашний 11-й, а 10-й класс. Все старшие классы это
обсуждают. Ради этих пятнадцати минут они по уговору работали остальные
двадцать пять, как стахановцы»; «Меня больше не работы выпускников порадовали,
а что теперь вся школа шуршит: старшие обсуждают любовь и войну, преподы
думают, как о любви вообще разговаривать надо. Пошли разговоры не о „куче
проверки“, а о „подвигах, чести и совести“. Мне хорошо»; «Если мне самой интересно
работать над подготовкой к экзамену/сочинению, то будет интересно и ученикам.
Если для меня это — тяжёлая повинность, представляю, каким грузом она ляжет на
детей. А один не очень читающий мальчик сказал так: „Я сегодня написал своё
лучшее сочинение“».
Всё это означает, что громада тронулась и рассекает волны. Куда она
поплывёт? Пока не известно. Работы ещё проверяются. Ещё неясно, сколько в
первую волну незачётов. Ещё только через несколько месяцев эти сочинения начнут
проверять вузы и давать за них баллы. Так что до окончания даже первого цикла
работ далеко. Но и сейчас ясно: сочинение разбудило многое в нынешней школе.
Оно показало возможность в эпоху ЕГЭ экзамена иного типа. Оно дало пищу для
разговоров о важном не только в среде учителей или между учениками и учителями,
но и между детьми и родителями — и об этом родители с некоторым удивлением тоже
пишут в соцсетях. Сочинение теперь как такой сигнальный маячок: читайте с
детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли. И чем
раньше начать это делать, тем меньшим стрессом окажется экзамен.
И ещё важное: нельзя, чтобы сочинение обызвествилось, само
соскользнуло в шаблон. А для этого есть все предпосылки. Уже к нынешнему
экзамену ушлыми издательствами были срочно сляпаны сборники сочинений на
продажу (хотя темы не были известны заранее — писали что угодно, лишь бы
продать). Подобной же продукцией пестрит и интернет. Уверен, что сейчас, по
темам этого года, будут написаны новые сборники, ещё толще прежних. И
составителям будущих тем нужно быть мобильными, современными, креативными.
Нужно придумать что-то такое, что на следующий год, у новых
одиннадцатиклассников вызовет желание писать, размышлять, доказывать. Это очень
непросто. Но и не невозможно. Источник: the-village.ru
Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/264-lyubov-v-shkolnyh-koridorah-uchitel-literatury-o-vozvraschenii-vypusknogo-sochineniya.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий