Чтобы закрыть тему о Степане Разине, здесь о его пребывании в Астрахани.
Биографическая справка о Степане Разине и народных песнях о нём.
Разирн Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.
Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.
Бунчук — конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.
Есаул гребенский — помощник атамана.
Что во славном городе во Черкасске.Черкасск — центр Донского казачьего войска.
Песни о Степане Разине были сложены разинцами, то есть его войском, состоявшим из «голутвенных» казаков и крестьянской бедноты. Тематика разинских песен делала их гораздо более близкими к песням о «добрых молодцах», «разбойничках», «атамановых работничках», о тех беглых «гулящих людях», которые, как и разинцы, находились в постоянной вражде с правительством.
Письменная литература почти не отозвалась на вспышку крестьянско-казацкой войны 1669—1671 годов. Казнь атамана и его церковное проклятие пресекли возможность печатного распространения всяких рассказов, не разделявших официальную точку зрения на Разина, как на «вора-изменника». В итоге сохранились лишь бесцветные, в старой летописной менере составленные сказания о взятии войсками Разина Астрахани, о нападении разинцев на монастырь Макария Желтоводского. Бытовая и правительственная цензура и в народных откликах на восстание сгладила «яркие черты социального пафоса, пережитых некогда и закрепленных в поэтическом слове повстанческих настроений».
В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений — в более или менее откровенных нападках на царских воевод.
Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружье, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углем или мелом лодку, которая переносит его на Волгу, и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана, не исказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же неустрашимым, наделенным огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам — воеводам, боярам, каким изображают его и песни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий