Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
16 марта 2012
Тезис к сочинению на лингвистическую тему (С2.1)
Автор -- академик Г.В. Степанов. Взято из Введения к Энциклопедическому словарю юного филолога (М., 1984). Отрывок начинается словами одного из героев романа Ф.И. Достоевского "Подросток".
"А, и ты иногда страдаешь что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и даётся лишь избранным, дурак всегда доволен всем, что сказал". Сказано сильно, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О том, что мысль крепко-накрепко связана. со словами, что выразить её в слове дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего выражения.
15 марта 2012
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и
обстоятельственные.
Источник здесь
Определительные наречия
характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество,
способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и
подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа
действия (как? каким
образом?): быстро, так,
вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия
называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на
следующие разряды:
— места (где?
куда? откуда?): справа,
там, наверху;
— времени (когда?
как долго?): вчера, тогда,
весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем?
для чего?): назло, зачем,
затем.Источник здесь
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные
и местоименные
Знаменательные наречия
называют признаки действий или других признаков, местоименные —
указывают на них, ср.: справа —
где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера —
тогда.
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются
не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы
в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда —
указательные, где, куда, зачем —
вопросительно-относительные, везде,
всюду — определительные и т. д.
Источник здесь
Источник здесь
14 марта 2012
Пишем сценарный план
Попробовали написать сценарный план для нескольких кадров новой серии об Электронике. У Ефима Г. из 7 б это получилось вот так.
Сцена 5. Дубль 1.
Электроник входит в класс.
Э.: -- Здравствуйте! Можно войти?
У.: -- Да, заходи, Серёжа.
Электроник садится за парту.
У.: -- открываем тетради, записываем число, классная работа. Серёжа Сыроежкин с домашним заданием к доске!
Электроник выходит к доске.
Э.: --А Вы не могли бы напомнить мне условие задачи?
У.: -- Задача 228.
Через считанные секунды Электроник решает задачу и записывает её на доске.
Учитель с большим удивлением:
-- Так быстро! Как ты сумел? Мы ведь ещё и тему такую не проходили, с помощью которой ты решил задачу.
Электроник неожиданно просит разрешить ему выйти из класса и быстро выходит в коридор.
Через несколько минут в дверях появляется настоящий Серёжа Сыроежкин.
У.: -- О-о-о, Серёжа! Так ты расскажещь нам, как ты решил задачу?
Серёжа: -- Что? Какую задачу? Я же только вошёл в класс.
(Все застывают в недоумении)
-- Сцена снята,-- объявляет режиссер.
Сцена 5. Дубль 1.
Электроник входит в класс.
Э.: -- Здравствуйте! Можно войти?
У.: -- Да, заходи, Серёжа.
Электроник садится за парту.
У.: -- открываем тетради, записываем число, классная работа. Серёжа Сыроежкин с домашним заданием к доске!
Электроник выходит к доске.
Э.: --А Вы не могли бы напомнить мне условие задачи?
У.: -- Задача 228.
Через считанные секунды Электроник решает задачу и записывает её на доске.
Учитель с большим удивлением:
-- Так быстро! Как ты сумел? Мы ведь ещё и тему такую не проходили, с помощью которой ты решил задачу.
Электроник неожиданно просит разрешить ему выйти из класса и быстро выходит в коридор.
Через несколько минут в дверях появляется настоящий Серёжа Сыроежкин.
У.: -- О-о-о, Серёжа! Так ты расскажещь нам, как ты решил задачу?
Серёжа: -- Что? Какую задачу? Я же только вошёл в класс.
(Все застывают в недоумении)
-- Сцена снята,-- объявляет режиссер.
13 марта 2012
Сегодня День рождения у Аллы
Этот букет из весенних цветов
я дарю моей родной сестрёнке.
С Днём рождения тебя, моя дорогая!
Как неразгаданная тайна,
Святая прелесть дышит в ней. Мы смотрим с добрым ожиданьем На тихий свет ее очей. Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа открылась ей признаньем,
И сердце рвется обожать...
|
12 марта 2012
Сочинение: тезис о единстве содержания и формы языка
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Читать дальше
Образец № 4 сочинения по заданию С2.1 интересен своей лаконичностью и легко запоминающимся тезисом, с которого начинается сочинение. Итак, смотрите страницу-вкладку "ГИА: образцы сочинений".
Читаем рассказ Куприна "Allez!"
Французское слово "аllez", ставшее лейтмотивом рассказа, было одним из распространённых в старой цирковой терминологии. Оно обычно произносилось перед осуществлением наиболее опасного и эффектного трюка.
Почему Нора первый раз в жизни сама себе приказала: "Allez!"?
Это слово героиня слышала много раз, всегда испытывая страх перед неизвестностью. Когда трюк заканчивался -- становилось нестрашно.
И теперь Нора должна была выполнить этот трюк, чтобы преодолеть страх и боль обиды и одиночества.
Холодное и колючее слово "аllez" вполне созвучно миру жестокости, подлости, равнодушия, в котором живёт беззащитная Нора. В рассказе вся горькая судьба героини и её смерть сопровождаются словом "аllez", и это придаёт удивительную цельность произведению. Оно как бы заключено в рамки этого слова, выполняющего, таким образом, важную композиционную функцию.
А.И. Куприн и цирк
"...Всех нас в ранней юности цирк восхищал, волновал и радовал. Кто из нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии? Кто из нас забыл этот яркий свет, этот приятный запах конюшни, духов, пудры и лайковых перчаток, этого шёлка и атласа блестящих цироковых костюмов, щёлканье бича, холёных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы артистов?..И возвращались мы из цирка домой широкими и упругими шагами, круто выпятив грудь, напрягая все мускулы. Лёгкие бывали у нас расширены от беззаботного, громкого, доброго хохота, и как ловко мы перепрыгивали через лужи!"
Так писал А.И. Куприн, с детства хорошо знавший и любивший цирк. Девятилетним мальчиком он познакомился с будущим знаменитым клоуном и дрессировщиком Анатолием Леонидовичем Дуровым (Дурову было тогда четырнадцать лет). Куприн был дружен и с его братом, также знаменитым дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Очень любил замечательного клоуна и акробата-прыгуна Джакомо Чирени (Жакомино), который стал другом семьи Куприных. Писатель посвятил ему рассказ "Мария Ивановна" Большим приятелем Куприна был клоун Танти Джеретти.
Обо всем этом он написал в своих рассказах, посвящённых цирку: "Лолли", "Allez!", В цирке", "Дочь великого Барнума", "Ольга Сур" и "Блондель" -- о знаменитом французском канатоходце и укротителе зверей. Куприн объяснял свою любовь к цирку тем, что там человек выявляет свои возможности, демонстрируя мужество , истинную ловкость и силу духа.
11 марта 2012
Сначала комментарий, потом примеры
Язык -- это сложная многоуровневая система, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный состав языка) отображает представления человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста...
Я продолжаю аккумулировать образцы сочинений на лингвистическую тему (С2.1) на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" . Здесь приведено начало сочинения (образец № 3). Читать дальше. Кстати, предлагаю вам, ребята, обратить внимание на комментарий высказывания Г. Степанова. Он весьма краток, но точен и вполне уместен в сочинении. Притом сначала дано объяснение тезиса известного лингвиста, а потом приведены соответствующие тезису примеры.
Я продолжаю аккумулировать образцы сочинений на лингвистическую тему (С2.1) на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" . Здесь приведено начало сочинения (образец № 3). Читать дальше. Кстати, предлагаю вам, ребята, обратить внимание на комментарий высказывания Г. Степанова. Он весьма краток, но точен и вполне уместен в сочинении. Притом сначала дано объяснение тезиса известного лингвиста, а потом приведены соответствующие тезису примеры.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)