13 августа 2021

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 5-9 классы

 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ссылка

ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного 4 общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература». 

Программа включает пояснительную записку, в которой даётся общая характеристика курса, раскрываются цели изучения родной русской литературы, определяется место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. 

08 августа 2021

"Благоволительницы" Джонатана Лителла

 «Благоволительницы» из названия романа — это богини мести Эринии из древнегреческой мифологии, другое имя которых — Эвмениды — означает «Милостивые».

ссылка Википедия подробно о романе "Благоволительницы".

Разбор книги "Благоволительницы" здесь

Я сначала прослушала (прочесть бумажную книгу в 840 страниц, думаю, мне не под силу) исторический роман Джонатана Литтелла о похождениях вымышленного оберштурмбаннфюрера СС Максимилиана Ауэ, а потом прочитала о книге в Интернете. Ссылки на некоторые материалы привожу вверху. Именно в такой последовательности надо знакомиться с этим произведением, чтобы убедиться в том, что это шедевр. Когда слушаешь (и, наверное, когда читаешь), то возникает ощущение, будто читаешь классику ("Войну и мир" или "Горячий снег"), потом вдруг бах! -- мерзости и пакости по Сорокину и психоанализ по Прусту. Вот такое сочетание, как мне показалось, манер и стилей в "Благоволительницах".

Роман мне понравился фактологической насыщенностью. Все критики определяют его как исторический роман. И не только о Второй мировой войне, но и о культуре античной, об искусстве, прежде всего музыки. Джонатан Литтелл -- образованнейший человек и честный писатель.

И напоследок, роман этот не лёгкое чтение для развлечения, но прочитать его я бы посоветовала тем, кто любит художественные произведения, основанные на исторических событиях и честно, в соответствии с вечными ценностями представленными автором.

06 августа 2021

Министру образования и науки 29 лет

 Сообщение обычно  начинают словами: у меня две новости -- хорошая и плохая. Мои новости я не могу так чётко разделить. Первая: у нас страшная жара -- 42 в тени. Я чуть в обморок не упала позавчера, когда шла на маршрутку. Вторая новость "пожарче" первой: 4 августа губернатор назначил нового министра образования и науки (у нас министерства в области). Им оказался Егор Угаров, которому всего 29 лет, по образованию он кораблестроитель, окончил технический университет в 2014 году. В образовании, разумеется, не работал. Занимался делами молодёжи и ещё чем-то. Однако участвовал в конкурсе "Лидеры России" и входит в ТОП-40 этих лидеров в Южном федеральном округе. 

Общественность (не только учителя) изумлена, теряется в догадках, пытаясь понять, что послужило основанием для такого назначения, жалеет этого молодого красивого, я  бы даже сказала, импозантного человека, как он осмелился занять такой ответственный и провальный пост. Некоторые  делают предположения: ждите, новый предмет "кораблестроение" в школах введут. Другие: что ж, поживём увидим. Молодым надо давать дорогу.  Мне же просто жалко Егора. Тяжёлую ношу взвалил он себе на плечи.

https://www.instagram.com/p/CSLqEvkNU7h/?utm_medium=share_sheet фото нового министра из Инстаграма

05 августа 2021

Как легко составить рабочую программу по предмету для учителя

 Источник

Сегодня расскажу, как составить рабочую программу по своему предмету и затратить на это мероприятие не больше получаса.

Всем нам известно, в начале этого года Госдума и министерство образования утвердили список отчетов и бумаг, которые обязан делать учитель-предметник.

Вот он, кто запамятовал (Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г. NN СК-578/08, 01-350/13-01 "О снижении документационной нагрузки учителей"):

·         рабочая программа;

·         программа работы с отстающими детьми;

·         рабочая программа курсов внеурочной деятельности;

·         план работы с детьми, стоящими на внутришкольном учете;

·         календарный план воспитательной работы;

·         программа коррекционной работы;

·         журнал учета успеваемости;

·         материалы личного дела обучающегося.

PS: конечно, если вы только не классный руководитель. В таком случае ваша отчетность увеличивается в разы.

Но вернемся к первому пункту нашего списка:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

НА КАЖДЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

Здесь все просто:

1.     вбиваете в поисковике слова "фгосреестр примерная программа";

2. в первой строке находите необходимый нам документ, а именно примерную основную образовательную программу нужного вам уровня (НОО, ООО, СОО);

3.       скачиваете в формате DOC;

4.  открываете документ и удаляете все, кроме трех необходимых нам частей (цели и задачи, планируемые результаты освоения программы и содержание предмета);

5.      Всё готово! Остался только титульный лист, его вы возьмёте у завуча по УВР и КТП.

В следующей статье напишу как составить КТП по предмету и не умереть от скуки.

Напомню, что программа составляется на уровень образования, т.е. для начальной школы, основной и средней - 4, 5 и 2 года соответственно. А вот КТП составляете только для тех классов, в которых вы ведете свой предмет.

30 июля 2021

Степан Разин в Астрахани

Чтобы закрыть тему о Степане Разине, здесь о его пребывании в Астрахани.

Биографическая справка о Степане Разине и народных песнях о нём.

Разирн Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.

29 июля 2021

Захар Прилепин о Степане Разине

 Почему в школе изучают исторические песни, сложенные  народом о Степане Разине?

Оказывается, что известно более двухсот записей песен о Степане Разине. Среди них две песни записаны в 1824 году А.С. Пушкиным и, как предполагают исследователи, от Арины Родионовны, а в 1826 году Пушкин написал три стихотворения "Песни о Степане Разине", в основе которых также народные исторические песни и сказания. По количеству уступает число песен и сказаний о Разине только народным творениям об Иване Грозном и Петре Первом. 

Кто же он -- Степан Разин? Бандит или потенциальный правитель?

Заинтересовалась я этим тоже после встречи в прошлую субботу с Захаром Прилепиным. Он рассказал, что пишет роман о Степане Разине, что открылись новые данные об этом незаурядном человеке и что появилась возможность дополнить замечательные произведения о нём А. Чаплыгина ("Разин Степан") и В.М. Шукшина ("Я пришёл дать вам волю"). Оказывается, Разин знал восемь языков и был хорошим дипломатом. Впрочем, читайте далее.

Источник

Захар Прилепин о Степане Разине, украинских атаманах и ошибке арабского ученого

28 июля 2021

На кладбищенскую тему

  Каких только книг на свете нет! Вот выудила роман "Земля" Михаила Елизарова. Кстати, услышала о нём всё на той же встрече с Захаром Прилепиным, который весьма положительно отозвался об этом писателе. Более того некоторые считают Михаила Елизарова чуть ли не "наше  всё". Я роман не дочитала. Не заинтересовала меня кладбищенская тема. К слову замечу, что ведь необязательно читать книги от корки до корки. Так не угонишься за потоком в геометрической прогрессии возрастающей информации. А учителю литературы нужно знать о разном в его профессиональной сфере -- художественной литературе.

Далее помещаю отзывы о романе "Земля". Некоторые мысли из них мне близки.

Я знаком с творчеством Елизарова, неоднозначный писатель... Сюжет крутится вокруг кладбищенской темы, темы смерти с конкретным налетом девяностых.

Полагаю, не только на мой взгляд. книга перегружена философскими размышлениями, подчас дилетантскими и совершенно неинтересными и такого шлака процентов тридцать. 

Достаточно много присутствует текста с идиоматическими выражениями, встречаются настолько сочные, что диву даешься великому и могучему!, поэтому книга не для тех, кто не переваривает мат. Да и откровенными сценами текст насыщен.

Неоднозначное отношение к книге... Вроде бы и шляпа какая то, но дослушал до конца... хотя считаю, что пара часов потрачена зря

Подробнее на Отзовик:

https://otzovik.com/review_11056802.html

Одолел достаточно объемный том очередного произведения М. Елизарова и делюсь своими впечатлениями от прочитанного. Достаточно амбициозно заявлено о том, что сие произведение является масштабным осмыслением «русского танатоса». Я с этим согласен лишь отчасти. В книге рассказывается история молодого человека буквально от его рождения, причем детские годы описаны достаточно скромно по объёму и являются скорее небольшим прологом, прелюдией, а далее охватывают период после его возвращения со службы в армии. Большая часть произведения составляют разборки в духе 90-х, а также небольшая часть и чуть-чуть о предназначении.

27 июля 2021

О привычке к чтению

 Впечатления от встречи с Захаром Прилепиным не оставляют меня. Сказывается недостаток материала для того, чтобы изложить его в блоге, так сказать  мало информационных поводов для этого. Однако обо всём на свете, о любом человеке, о Захаре тоже можно  узнать в Интернете. Да, конечно. Но это не  заменяет личного и коллективного общения, когда видишь, слушаешь собеседника воочию. Как он одет, говорит, жестикулирует, двигается, делает какие-то оговорки, употребляет характерные слова. Общение глаза в глаза не заменить процессом поиска в сети ("гуглением", "гугляжом" или как там ещё).

На встрече Захара спросили, как, на его взгляд, следует приобщать детей к чтению. Он рассказал о том, как это делается в его семье, в которой четверо детей "от одной жены" (значимое пояснение, согласитесь). В их доме везде книги: дети их видят сызмальства, в какую комнату бы ни вбежали, ни зашли, ни заползли. Именно с того времени, когда ребёнок ещё ползает, в этой семье ему начинают читать. Очень важен, по мнению писателя,  этот первый эмоциональный момент встречи дитяти с книжкой. Потом ребёнок постоянно видит папу и маму, других детей с книгой. Кстати, сам Евгений (Захар -- псевдоним) в детстве казался странным: мальчишки играли в разные пацанские игры, а он читал. И ещё один момент (!) У Прилепиных в доме нет телевизора, а айфоны дети получают ближе к подростковому возрасту. Жесть!. Но, наверное, это и правильно: дозированно, под контролем до детей доходит медиаинформация, которая далеко не всегда полезная, а скорее вредная, калечащая душу и извращающая ум. (По себе знаю: телевизор не смотрю неделями -- приходит ощущение гармонии внутри).

В общем-то, вещи банальные, скажете вы. И вы, и я считаем, что так надо прививать детям привычку к чтению. Но услышанное от авторитетного человека ещё более укрепляет нас в правильности таких действий. 

И ещё о важном: только родители, по словам Захара Прилепина, могут приобщить детей к  чтению. Ни школа, ни учителя без родителей этого не сделают.


Фото из открытых источников.

26 июля 2021

Родная (русская) литература. Учебные пособия

 Каталог учебной литературы

 и т.д.

Новая рабочая программа по родной (русской) литературе. 5 класс

В издательстве "Просвещение"  вышли учебные пособия по родной (русской) литературе для 5-9 классов. Местные книжные магазины заказали  их по минимуму, чтобы оценить спрос. Что же оказалось? Содержание пособий не совпадает с нашими программами, по которым мы работали в прошлом учебном году. Грядёт обновление рабочих программ и КТП в соответствии с содержанием учебных пособий. Картинки обложек, предложение книг, цены есть в Интернете. Новую рабочую программу нашла только для 5 класса.

К сожалению, забыла сохранить ссылку на источник. Но содержание пособия для 5  класса точно совпадает с этой программой.

Пояснительная записка

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса разработана на основе:

×            федерального государственного стандарта основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015 №1577);

×            требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

×            примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

×            «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

×            «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;

×            Примерной программы по учебному предмету «родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20));

×            «Родная русская литература. 5 класс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.

 В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.

О Захаре Прилепине. Мои впечатления

 Источник материалы о Захаре Прилепине.

Мои впечатления о нём. Захар показался мне простым человеком, который готов общаться с каждым, кто к нему обратится. Мне понравилась ("приколола") его смущённая естественная улыбка после  комплимента в его адрес, когда он расписывался в моей книжке.

Естественный, простой человек по моему определению, настоящий интеллигент, заметила моя приятельница Татьяна Валентиновна. Одет простецки: черная рубаха, светлые летние брюки, недорогие кеды-кроссовки. Образованнейший человек. С ясной личной позицией. Несомненно, патриот своей страны. Хотя это слово стало чуть ли не ругательным, но как бы мы ни относились к власти, к чиновникам, мы любим Россию, свою Родину. 

В Астрахани он оказался впервые по партийным делам. Дал пресс-конференцию, участвовал в открытии мемориальной доски в честь нашего земляка Владимира Меньшова, встретился с читателями в музее истории Астрахани. Обещал обязательно приехать ещё, потому что пишет роман о Степане Разине, пути которого не раз приводили того в Астрахань. Про шубу разинскую, в которой Степан ходил в июле в Астрахани, рассказал, про его первую встречу с местным губернатором Прозоровским, который пропустил казаков на Дон, так и не сумев разоружить их. Про вторую встречу мы знаем, когда воевода/губернатор был сброшен казаками со стен кремля.

Не всегда получишь столько информации, общаясь, слушая человека, за час такой встречи. Захар ответил на вопросы. Задавали их в основном молодые люди. По пути замечу, какие умные, начитанные, хорошо говорящие у нас ребята! И экскурс своеобразный по творчеству Прилепина  получился для меня по этим вопросам/ответам. Я прочитала немногое из его произведений. Когда накануне и после встречи перелистывала "Обитель", то всё больше и больше убеждалась в том, что по манере, по стилю, авторскому отношению к изображаемым событиям, по многим другим признакам это классика и Захар Прилепин является продолжателем лучших традиций русской классической  литературы.


22 июля 2021

Конкурс эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

 Источник

ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийском конкурсе эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…»

1. Общие положения

Настоящее Положение о проведении Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (далее Положение) устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности организаторов и участников Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (далее Конкурс), сроки и этапы проведения Конкурса.

Конкурс проводится среди школьников, студентов, педагогов и работников школьных библиотек.

Учредителями Конкурса являются: литературный журнал «Отчий край» - структурное подразделение ГКУВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения» (Волгоград), и Общероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка (Москва).

2. Цели и задачи конкурса

Цель: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.

Задачи:

▪ способствовать развитию навыков творческого мышления и письменного изложения, заявленной в Положение темы - «Человек есть тайна. Её надо разгадать…» (на примере произведений Ф. М. Достоевского или фактов его биографии);

▪ популяризовать жанр эссе;

▪ стимулировать развитие читательской культуры участников и информационных компетенций.

3. Участники Конкурса

Для участия в Конкурсе приглашаются школьники, студенты, педагоги и работники школьных библиотек. Участие в Конкурсе может быть только индивидуальным. Количество участников Конкурса не ограничено. Принимая участие в Конкурсе, конкурсант подтверждает, что ознакомлен с Положением проведения Конкурса и выражает свое согласие на участие в нем и обработку персональных данных (см. Приложение 1) и публикацию материалов с сохранением авторства.

21 июля 2021

"Оправдание Острова" -- новый роман Е. Водолазкина

Прослушала очередной роман, номинированный на премию "Большая книга". Здесь идёт голосование. Кому как, а мне нравятся псевдоисторические романы. Таким является роман Евгения Водолазкина "Оправдание Острова". Это и притча, и утопия, и сказка, и похоже на фэнтези. Однако угадывается наша история и разбираются наши сегодняшние проблемы. В общем, роман увлекает. Помещаю рецензию Владимира Душина из "Лабиринта". 

Источник

Новый роман Евгения Водолазкина - это хроника выдуманного автором Острова, описывающая, казалось бы, совершенно понятную историю его существования и развития, но очень напоминающую российские исторические события реального измерения. И описание это настолько сказочно и саркастично, что степень накала этого комичного абсурда вызывает весь спектр эмоций - от смеха до искреннего недоумения. А это уже что-то совсем новое в творчестве автора. Структура романа выстроена в формате хроники летописцев разных времён с вкраплениями отрывков повествования от имени главных героев - княжеской четы и представителей двух династий, Парфения и Ксении. Было предсказано, что путём их объединения на Острове прекратятся междоусобные распри. Так и произошло на какое-то время. Однако, человек - существо сложное и, как бы хорошо ни жилось, ему всегда хочется чего-то нового. Это приводит к революциям, вооруженному захвату власти, переписыванию истории, к отказу от Бога и его замене на «веру в Светлое Будущее», к движению Острова к «Совершенной Гармонии», а точнее, к апокалипсису. Хроника постепенно перетекает в антиутопическое повествование, которое, однако, нельзя назвать стандартным. Оно фантастичное и смешное до нелепого. И, вроде, при чтении антиутопии, ты должен испытывать отрицательные эмоции, здесь - все наоборот. Ты обезоружен этой забавой.

16 июля 2021

Всероссийский конкурс эссе к 200-летию Н. А. Некрасова

   Источник        

           Положение о Всероссийском конкурсе эссе к 200-летию Н. А. Некрасова  «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…»

1. Общие положения

Настоящее Положение о проведении Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Н. А. Некрасова «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…» (далее Положение) устанавливает цели и задачи, определяет права и обязанности организаторов и участников Всероссийского конкурса эссе к 200-летию Н. А. Некрасова «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…» (далее Конкурс), сроки и этапы проведения Конкурса.

Конкурс проводится среди учащихся 9-11 классов, студентов, педагогов и библиотекарей.

Учредителями Конкурса являются: литературный журнал «Отчий край» - структурное подразделение ГКУВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения» (Волгоград), Общество русской словесности (Москва) и Общероссийская ассоциация учителей литературы и русского языка (Москва).

2. Цели и задачи конкурса

Цель: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.