27 июля 2024

Пролог и эпилог в литературе

 Источник

Пролог и эпилог (от греч. prologos - предисловие; epilogos - послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии - как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.



Вызревшие в древнегреческом искусстве пролог и эпилог - продукт разложения синкретизма и памяти о нем. "Песни лиро-эпического характера представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда", - отмечал А. Веселовский. Напротив, драматурги еще долго пользуются лирической и эпической поддержкой, понимая, впрочем, что это поддержка со стороны. Стремительное вращение драматической коллизии неизбежно вытесняло прямое
сообщение и отношение за границы фабульного действия. Так возникли пролог и эпилог.
Пролог и эпилог в драме
В античной драме пролог - это звучащая по преимуществу в исполнении хора историческая, бытовая или мифологическая предыстория будущих событии, а в эпилоге закрепляется финальная расстановка сил, подводится нравственно-философский итог произведения.
Постепенно происходило неуклонное сокращение пролога и эпилога, ослабление их роли. Если в большинстве трагедий Эсхила заключения и особенно вступления были развернутыми и многоступенчатыми, то уже древнеримские драматурги подчас обходились лишь непосредственным сценическим действием. Все чаще оно осознается как самодостаточное. Вроде бы у Шекспира эпилогов еще немало, и все же в их необходимости великий писатель явно сомневается. В дальнейшем в своей привычной статической форме эпилоги надолго исчезают из драматических сочинений, да и прологи в основном становятся внесценическими: «предисловиями», "предуведомлениями", «открытыми письмами», «разборами» пьесы Корнеля, Бомарше, Гюго снабжались уже при публикации.
Пролог и эпилог в эпосе
Иначе складывалась судьба пролога и эпилога в эпосе. В традиционных эпических жанрах

26 июля 2024

... общаться с ним было просто и удивительно легко

 

George Bernard Shaw, английское произношение: [ˌdʒɔːdʒ ˌbɜːnɑːrd ˈʃɔː]; 26 июля 1856, Дублин, Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии — 2 ноября 1950, Хартфордшир, Англия, Великобритания) — ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских  писателей.

В каком году Джордж Бернард Шоу был удостоен Нобелевской премии по литературе?
Светлый и чистый образ Жанны д'Арк – один из лучших женских образов в драматургии Шоу. За эту пьесу Бернард Шоу был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1925 г. Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.
Почему Бернард Шоу отказался от Нобелевской премии?
В 1925 году Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии.
Как называется первая пьеса Шоу которая принесла ему известность?
Дебютом 36-летнего драматурга стала пьеса «Дом вдовца». Первый настоящий успех принесла пьеса «Ученик дьявола» (1897). В 1913 «жемчужиной» драматургии стала пьеса «Пигмалион», имевшая ошеломляющий успех. В 1925 Шоу получил «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион».
"Мастер острого словца" о Бернарде Шоу ссылка

Чем знаменит "Чёрный квадрат" Казимира Малевича?

 Источник

Малевич К.С. Чёрный квадрат. Виртуальный Русский музей

Существует несколько трактовок, 
в чем заключается смысл картины 
и почему она стала феноменом.

«Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича стал первым беспредметным полотном в русской живописи. Исследователь авангардного искусства Андрей Сарабьянов назвал его «не только одной из самых знаменитых [картин] в ХХ веке, но и знаковым явлением в современном искусстве».

Идея нарисовать картину без сюжета, с изображением подчеркнуто простой геометрической фигуры возникла у Малевича в 1910-х годах. Исследователи считают, что оригинальную версию «Черного квадрата» он задумал как часть сценографического решения авангардной оперы «Победа над Солнцем», которую создавали Михаил Матюшин и Алексей Крученых.

Сам Казимир Малевич вспоминал, что «Черный квадрат» возник в 1913 году. Он писал, что эта работа должна была стать занавесом к спектаклю, что это «зародыш всех возможностей, [который] принимает при своем развитии страшную силу, он является родоначальником куба и шара». Однако исследователи не нашли подтверждений того, что «Квадрат» действительно был создан в 1913 году. Специалист по творчеству Малевича Александра Шатских указывала датой написания работы 8 июня 1915 года.

Впервые работу Малевич показал публике в 1915 году в петроградском Художественном бюро Надежды Добычиной, на «Последней футуристической выставке «0,10». Ее так назвали потому, что живописцы-участники экспериментировали с беспредметностью, которую называли нулем. Теоретик искусства Иван Клюн объяснял это так: «…перед нами встала во всем своем величии грандиозная задача создания формы из ничего».

Более 150 картин знакомили посетителей бюро с беспредметным искусством.

25 июля 2024

Владимир Одоевский. "4338 год. Петербургские письма". Взгляд на будущее России из 1835 года

 Одоевский Владимир Фёдорович не оставляет меня. Моему вниманию теперь представился его фантастический роман "4338 год. Петербургские письма".

На inet-kniga по ссылке дано вот такое описание этого произведения:

-- Научно-технический роман-утопия "4338-й год: Петербургские письма" написан в 1835-1839 гг. одним из самых высокообразованных людей XIX века, камергером, гофмейстером и тайным советником, князем Владимиром Фёдоровичем Одоевским (1804-1869), последним (62-м) представителем княжеского рода Одоевских – одной из старших ветвей Рюриковичей. Это одно из наиболее значимых фантастических произведений первой половины XIX века. По мнению писателя, в будущем человечество сможет полностью овладеть силами природы благодаря технике и рациональному познанию. 
В романе затрагиваются и социальные темы. Интересно описание городов, которое будто сошло с современных иллюстраций на тему мегаполисов будущего. Детально описаны удивительные музыкальные инструменты, которые человечество ещё не изобрело, но в которых частично можно узнать технологию поющих фонтанов. 
Все фантазии Одоевского, раскрытые в романе, поразительно точно описывают множество технических явлений современного мира. Например, метро, фотоаппараты, телефоны, космические путешествия, ксерокс и т. д. 
В упрощённом виде писатель обозначил возможности Интернета. Предсказаны личные микроблоги, которые стали повсеместными только в последние несколько лет. Описаны и технологии управления климатом.
Текст "Писем" романа пронизан восхищением русской культурой и техническими достижениями. Рассказчик говорит не об абстрактном будущем всего мира, а именно о "русском полушарии", описывая его как "центр всемирного просвещения". Значительное число прогнозов «Писем» уже сбылось.
Убедитесь сами, прослушав аудиокнигу "4338 год. Петербургские письма".
Конечно, читателя, несильно увлечённого чтением, роман может и не увлечь. Действия нет -- одни  описания. Но они интересны тем, что Одоевскому удалось предсказать то, что в будущем уже наступило. То, чем мы уже пользуемся. Цитата: "Настанет время, когда книги будут писаться слогом телеграфических депешей... переписка заменится электрическим разговором; проживут ещё романы, и то не долго -- их заменит театр, учебные книги  заменятся публичными лекциями". Одоевский, по сути, предсказал подкасты, Твиттер и социальные сети, электронные книги, мессенджеры.
Про разные технические, научные достижения я и писать не буду. Всё почти как теперь.
А описания туалетов дам -- просто кладезь для идей современных модельеров!
Луна у Одоевского необитаема, но служит  источником снабжения для Земли, своеобразный подвал, где хранятся  консервы на зиму, для удовлетворения потребностей огромного народонаселения. Во времена Одоевского  на планете было чуть больше миллиарда, в настоящее время -- уже восемь миллиардов. Действительно, огромное число, требующее огромных ресурсов. Поэтому слова про Луну могут оказаться не такой уж и фантастикой... Впрочем, пересказ сего произведения о нашем времени, написанном в 1835-1839 годах, -- дело пустое. Почитайте / послушайте сами.
Российский драматург, сценарист и писатель Валерий Печейкин назвал  князя Владимира Фёдоровича Одоевского "первым русским футуристом".
Я слушала, слушала аудиокнигу -- и крамольная мысль мысль невольно закралась в мою голову: не новодел ли это, замаскированный под опус писателя из 19 века...

24 июля 2024

Доктор Пуф, или Кулинарные изыски князя Одоевского

 Источник

Все мы читали сказку Владимира Одоевского "Городок в табакерке" про мальчика Мишу, который  спустился в отцовскую табакерку и на её примере узнал, как устроено государство, мир и вселенная. Есть у Одоевского ещё один, не менее знаменитый текст.

В середине 1840-х гг. на сцене русской журналистики появляется и вскоре приобретает известность любопытный персонаж — профессор Пуф, «доктор энциклопедии и прочих наук». На протяжении 1844–1845 гг. из номера в номер «Записок для хозяев» (приложение к «Литературной газете») на последней полосе публикуются его лекции о «кухонном искусстве». «Кто не знает доктора Пуфа? Кто не имеет ко мне доверенности? Кто не читал моих сочинений? Какое невежество! Кто раскаивался, прочитав мои бессмертные творенья? У кого блюдо не удалось по моим рецептам?» — приговаривает сей ученый муж, с первой же лекции беззастенчиво рекламируя самого себя. Впрочем, именно так и должен был поступать почтенный профессор, ведь он «пуф». Модное в 1830-1840-х гг. словечко происходит от английского глагола to puff — раздувать, рекламировать — и даже надувать. «В нашем просвещенном XIX веке утверждать, что Пуф не существует, есть явная нелепость, опровергаемая ежедневными опытами», — иронично замечает сам «доктор энциклопедии» — вернее, даже не он, а его создатель.

Для читателей не было секретом, что под выразительным псевдонимом скрывался известный литератор первой половины XIX в. князь Владимир Федорович Одоевский (1804–1869). Современники вспоминали, что он «под именем доктора Пуфа сочиняет непостижимые уму блюда и невероятные соусы…» [1].
Пуф и Одоевский — не одно и то же. Пуф, этот надуватель и рекламист, но, впрочем, великий кулинар, не упускает случая похвалить и труды князя Одоевского, «почтенного и всеми уважаемого сочинителя». Читать полностью о профессоре Пуфе здесь
Книга «Лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук о кухонном искусстве» по этой ссылке
Вот вы, к примеру, знаете, когда получается питательный, полезный, вкусный бульон, в какую воду надо класть мясо? Цитирую источник: 
Обыкновенно повара, чтобы скорее отделаться, нальют в кастрюлю с мясом воды, даже иногда не холодной, а кипятка, поставят на сильный огонь, и ну кипятить. Бульон разом готов; только та беда, что он никуда не годится; а причина простая: белковина вместо того, чтоб подняться, затвердеет на самом мясе, прежде нежели вода проникнет в мясо и прежде нежели вымоет из мяса его душистый и питательный сок. Мяса много, а бульон – вода, да и мясо как дерево… Так вот вам правило, при сохранении которого у вас не только будет хороший суп, но и говядина из него будет пренежная, преблаговоспитанная:
1) Наливать на сырое мясо в кастрюле воду самую холодную. (Пропорция: на фунт мяса – полторы бутылки воды.)
2) Поставить кастрюлю на самый слабый огонь часов на пять; между тем говядину в кастрюле немного пожимать ложкою; если вода слишком горяча, подливать холодной и снимать пену; лишь после пяти часов тихой варки можно дать бульону прокипеть.
3) Для вкуса хорошо прибавлять в бульон на 4 фунта говядины фунт телятины с костью, остаток вчерашнего жареного, две моркови, одну репу, четыре картофеля, одну сельдерею и, если кто любит, одну луковку, в которую очень прилично втыкать одну гвоздичку (никак не более); от гвоздики запах лука ослабевает, а от лука запах гвоздики, – и суп выигрывает.

 И таких рецептов/лекций по кухонному искусству в книге множество. Подумаете, что автор образовательного блога понемногу "сдвинулся" не в ту сторону. Написала я об этой книге, во-первых, потому, что, узнав недавно о её существовании и пролистав, нашла в ней полезные подсказки в обыденном деле, каким является приготовление пищи; во-вторых, удивилась  широте интересов знаменитого русского писателя. Сегодня про князя сказали бы, что он -- "фуди", то есть человек, для которого еда нечто большее, чем калории. Диапазон -- от литературы до кулинарии -- делает Одоевского одним из самых интересных и масштабных людей своего поколения.

Ещё немного интересного . Еда для бедных или деликатес дворян? Международный день супа отмечается 5 апреля. Можно найти по ссылке Это о супе.
Чего только не отыщешь в необозримом пространстве Интернета! А начинала пост с занимательной детской сказки "Городок в табакерке" известного русского писателя В.Ф. Одоевского...
Аппетитная еда

"У меня такой образ мыслей..."

Николай Чернышевский (1828-1889), русский писатель, литературный критик, философ, революционный демократ.
Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы.
Выходец из семьи саратовского священника, Чернышевский тем не менее был хорошо образован. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в духовную семинарию.
«По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования», — писал в своей статье советский литературовед Павел Лебедев-Полянский.
Не закончив семинарский курс, Чернышевский в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
Николай Гаврилович с интересом читал сочинения крупнейших философов, начиная с Аристотеля и Платона и кончая Фейербахом и Гегелем, экономистов и теоретиков искусства, а также труды естествоиспытателей. В университете Чернышевский познакомился с Михаилом Илларионовичем Михайловым. Именно он свел молодого студента с представителями кружка петрашевцев. Членом этого кружка Чернышевский не стал, однако нередко бывал на других собраниях — в обществе отца русского нигилизма Иринарха Введенского. После ареста петрашевцев Николай Чернышевский записал в своем дневнике, что посетители кружка Введенского «о возможности восстания, которое бы освободило их, и не думают».
Окончив университетский курс в 1850 году, молодой кандидат наук получил распределение в Саратовскую гимназию. Свою должность новый учитель использовал в том числе для пропаганды революционных идей, за что прослыл вольнодумцем и вольтерьянцем.
«У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость бог знает на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою, — я такие вещи говорю в классе».
Николай Чернышевский

Читать полностью 

Мелочный социализм Чернышевского Н. Г. (швейная коммуна и алюминиевые колонны). Критическая статья о романе писателя "Что делать?" на Дзене ссылка
Вспомнила о Чернышевском потому, что Николай Гаврилович родился 24 июля 1828 года. Сегодня у него день рождения. И с нашим городом он тоже был связан.
После двадцатилетней сибирской каторги и ссылки в октябре 1883 года «государственный преступник» Николай Чернышевский был доставлен в Астрахань под строжайшим надзором полиции. По решению Астраханского городского Совета народных депутатов в одном из домов, комнаты которого снимал писатель, был создан музей, первоначально носивший его имя, а ныне – музей культуры Астрахани. Музей был открыт 28 июля 1978 года в год 150-летия со дня рождения писателя, сохранял в своих стенах атмосферу девятнадцатого века, экспозиционная площадь его составляет 120 квадратных метров, состоял музей из пяти залов.

23 июля 2024

"Страна багровых туч" братьев Стругацких

Первое крупное произведение советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких было опубликовано 23 июля 1959 года. Это была приключенческая фантастическая повесть «Страна багровых туч». Книга рассказывает об экспедиции землян на планету Венера.
Что стоит почитать у Стругацких?
Топ книг братьев Стругацких
  • За миллиард лет до конца света. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
  • Пикник на обочине. Аркадий Стругацкий ...
  • Трудно быть богом. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ...
  • Улитка на склоне. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ...
  • Град обреченный. Отягощенные злом ...
  • Понедельник начинается в субботу

...Всё вы — матушка-Россия, Какова она ни есть!

Пётр Вяземский (1792-1878), русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, государственный деятель.

Что писал Вяземский?
Стихи Вяземский писал в разных жанрах — басни, дружеские послания, политические памфлеты. Но известным среди московских литераторов молодого поэта сделали эпиграммы.
Почему П. А. Вяземский называл себя природным русским поэтом?
И не случайно, что открытие это совершил поэт, которому принадлежит следующая самохарактеристика: «Я называю себя природным русским поэтом потому, что копаюсь все на своей земле. Более или менее ругаю, хвалю, описываю русское: русскую зиму, чухонский Петербург, петербургское рождество и пр. и пр….»
Кто называл Вяземского одним из своих главных учителей?
Так, один из самых известных российских поэтов ХХ века Иосиф Бродский именно Вяземского назвал в числе главных своих учителей.
Как Вяземский познакомился с Пушкиным?
Пушкин и Вяземский познакомились в 1816 году в Царском Селе, когда Пушкин был еще лицеистом и видел в Вяземском одного из своих учителей. Они оба были членами литературного общества «Арзамас», объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в литературе: В. А. Жуковского.
Пётр Вяземский
Степь
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.

Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.

С кровли аист долгоногой
Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит ее от бед.

Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.

Как разбитые палатки
На распутии племен —
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен.

Пусто всё, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.

Грустно! Но ты грусти этой
Не порочь и не злословь:
От нее в душе согретой
Свято теплится любовь.

Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы — матушка-Россия,
Какова она ни есть!
1849 г.
Пожалуй, у многих из нас на слуху строчки Петра  Вяземского:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
Или ещё: "И жить торопится, и чувствовать спешит". Эпиграф к роману "Евгений Онегин" взят из стихотворения П. Вяземского «Первый снег», указывает на одну из причин хандры Онегина - раннюю пресыщенность.
Однако князь Пётр Андреевич Вяземский прославился также своими эпиграммами и сатирическим стихами. Одно из таких стихотворений -- "Русский бог". Прочитайте, сами убедитесь ссылка
Пётр Вяземский родился 23 июля 1792 года.
Степь. Россия
В астраханских степях.
Картинки из Интернета.

22 июля 2024

Нет, не пора!

Каролина Павлова (1807-1893), русская поэтесса.
Не пора
Нет! в этой жизненной пустыне
Хоть пала духом я опять, -
Нет! не пора ещё и ныне
Притихнуть мыслью и молчать.
Ещё блестят передо мною
Светила правды и добра;
Ещё не стыну я душою;
Труда покинуть не пора.

Ещё во мне любви довольно,
Чтобы встречать земное зло,
Чтоб всё снести, что сердцу больно,
И всё забыть, что тяжело.
Пускай солжёт мне «завтра» снова,
Как лгало «нынче» и «вчера»:
Страдать и завтра я готова;
Жить бестревожно не пора.

Нет, не пора! Хоть тяжко бремя,
И степь глуха, и труден путь,
И хочется прилечь на время,
Угомониться и заснуть.
Нет! Как бы туча ни гремела,
Как ни томила бы жара,
Ещё есть долг, ещё есть дело -
Остановиться не пора.

Июнь 1858, Москва

Кароли́на Ка́рловна Па́влова (урождённая Яниш; 10 [22] июля 1807, Ярославль, Российская империя — 2 [14] декабря 1893, Дрезден, Германская империя) — русская поэтесса и переводчица, хозяйка одного из наиболее известных литературных салонов Москвы 1840-х годов, близкая к славянофилам.

21 июля 2024

"Старик и море". Фильм Александра Петрова

 

Даже если вы не читали Хэмингуэя...

Эрнест Хемингуэй (1899-1961), американский писатель, журналист,
лауреат Нобелевской премии (1954).

Чем знаменит Хэмингуэй?
Эрнест Хемингуэй — автор книг «Старик и море», «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол», которые давно стали классикой мировой литературы. Даже если вы не читали ни одной из них, найдутся по меньшей мере 7 причин, чтобы влюбиться в писателя и ближе познакомиться с его творчеством.
Что сделал Э Хемингуэй?
В 1941—1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и охотился на своём катере за немецкими подводными лодками в Карибском море. После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента.
В чем особенность Хемингуэя?
Как уже сказано ранее, что одной из главных тем в творчестве Хемингуэя является трагичность, существует также тесно связанная с косвенностью сообщений еще одна из самых важны черт его литературного стиля – это лаконичность авторской речи и точных копий персонажей.
Какой самый короткий рассказ написал Хемингуэй?
For sale: baby shoes, never worn
Как-то Эрнест Хемингуэй поспорил, что напишет самый короткий в мире и очень трогательный рассказ. Спор он выиграл, написав, «For sale: baby shoes, never worn», что на русский язык переводится как «Продаются детские ботиночки. Неношеные».
Что пил Хемингуэй на Кубе?
Вторая мировая война закончилась не только победой над фашизмом и восстановлением мира во всем мире, но и изобретением коктейля «Мохито» на Кубе. Впервые Эрнест Хемингуэй попробовал его в баре La Bodeguita del Medio.
Чему нас учит рассказ "Старик и море"?
Книга учит нас двигаться к своей цели и не останавливаться ни перед чем. Никогда не нужно сдаваться, а нужно уметь находить смысл даже в поражениях.
Хемингуэй за барной стойкой: один день вместе с великим творцом можно прочитать здесь
Из Интернета

Случайная цитата по литературе

 Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению 

Ф. БЭКОН

20 июля 2024

Восторг и страх в груди, пожар и лёд... Сонеты Франческо Петрарки

Франческо Петрарка (1304-1374), итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Ренессанса.
 Франче́ско Петра́рка (итал. Francesco Petrarca; 20 июля 1304, Ареццо, Флорентийская республика — 19 июля 1374, Аркуа-Петрарка, Венецианская республика) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.
В 1327 году Петрарка посетил мессу в Авиньоне и впервые увидел Лауру де Новес. Эта женщина станет единственной музой и вдохновителем Петрарки. Благодаря ей он создал свои сонеты. 
Лаура (от лат. laurus «лавр»; возможно, псевдоним), одна из версий полного имени — Лаура де Нов (фр. Laura de Noves; Laure de Noves) (1308—1348) — возлюбленная великого поэта Франческо Петрарки, которую он воспевал во множестве стихов, считающихся вершиной в развитии итальянского сонета.
Петрарка. Сонет № 104
Мне мира нет - и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лёд.
Заоблачный стремлю в мечтах полёт - 
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях - сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен куёт:
Ни узник я, ни вольный.Жду - убьёт;
Но медлит он - и вновь надежде внемлю.
Я зряч - без глаз; без языка - кричу.
Зову конец - и вновь молю:"Пощада!"
Кляну себя - и всё же дни влачу.
Мой плач - мой смех.Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих - хочу...
И вот за пыл сердечный мне награда!

Виртуальная экскурсия по острову Кижи

 Давайте совершим виртуальную экскурсию. В этот раз на остров Кижи в Карелии

 Кижский погост Ссылка

Согласитесь, построенные без гвоздей деревянные церкви впечатляют. Сколько удивительных умельцев на Руси!

Крестьянская усадьба ссылка
Крестьянская изба ссылка
Сарай ссылка
Экспозиция музея "Кижи" ссылка

Случайная цитата о литературе

Чем меньше книга, тем больше возможностей у читателя наполнить ее своими чувствами 
Р. БАХ

19 июля 2024

Летнее чтение не задалось

 Взяла в библиотеке две книги -- "Три женщины в городском пейзаже" Марии Метлицкой и "Оправдание Острова" Евгения Водолазкина. Чёткой задачи по выбору произведений не было. Остановилась на известном мне Водолазкине и "женском" романе. Ошиблась в выборе. "Остров" показался непонятным, заумным и совсем неинтересным. А "Три женщины" какой-то депресняк (и в жизни такого хватает с лихвой). Разочаровалась.

Поискала в  Интернете, что почитать из современной литературы. Русской преимущественно. Не смогла выбрать по названиям (в первую очередь) и авторам. Незнакомые всё чаще имена.

Поэтому читаю школьную программу... по учебнику литературы для 9 класса  под редакцией В.Я. Коровиной. Эта линейка учебников используется сейчас в нашей школе. И что же?

Занятное чтение, скажу вам. В учебнике есть тексты произведений (стихи, фрагменты прозы, самых известных произведений, конечно, в книге нет). По-настоящему меня заинтересовали статьи по программному материалу. В них раскрывается достаточно полно содержание произведений, приводятся их анализ, выдержки из критических статей известных авторов (кто сейчас прочитает полностью "Сочинения Александра Пушкина" В.Г. Белинского или критику Д.И. Писарева о "Евгении Онегине"?!). Вопросы и задания по каждому разделу есть "тонкие" и "толстые". Одни направлены на простое воспроизведение фактов, содержания произведений и статей в учебнике, другие должны заставить учеников "включить мозги", подумать, дать ответ в форме рассуждения. В учебнике есть ряд рубрик, задания которых способствуют развитию речи детей, их творческого воображения, читательского и вообще культурного кругозора.

Пишу не ради рекламы  последнего (2023 года) издания "Литературы" для 9 класса. Отличается эта учебная книга от предыдущих своим содержанием, ориентацией именно на учебную составляющую, а не на научные, порой  наукообразные, статьи (они правильные -- никто  не спорит -- но непонятные современному молодому читателю, скучные -- так что и учебник-то редко   кто открывал). Посмотрим, откроем ли  учебник (именно он так и значится в выходных данных -- не учебное пособие) в новом учебном году...