29 октября 2010

"Русский язык: понимаю -- пишу -- проверяю"

Шестиклассникам, ради которых и был затеян этот блог, может быть, и рановато задумываться над заданиями ЕГЭ. Однако, я думаю, что вот эта  ссылка  здесь не помешает. Это курс  подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку, который ведёт Марина Владимировна  Карнаухова -- автор книги-репетитора "Русский язык: понимаю -- пишу -- проверяю"

28 октября 2010

Откуда пошло и что есть слово "блог"?

Слово блог заимствовано из английского языка, где, кстати, появилось тоже недавно. В 1997 году один из первых блогеров (тогда этого слова, конечно, ещё не существовало) по имени Джорн Барджер (Jorn Barger) придумал слово weblog, состоящее из двух корней: web – сеть и log – записывать, регистрировать информацию в вахтенном журнале. А дальше началась языковая игра. В 1999 году другой блогер, Питер Мерхолз (Peter Merholz), увидел в этом слове два других корня: не web+log, а we+blog (что-то вроде: мы записываем происходящее в Сети). Затем он решительно отбросил местоимение we (мы) и осталось только blog – сначала глагол, описывающий соответствующее действие, а затем и существительное, по смыслу – некий аналог вахтенного журнала в Сети.
Нельзя сказать, что мы не пытались это слово перевести. В русских текстах в качестве перевода мелькают слова журнал или дневник. Но самым нейтральным и самым употребительным оказалось именно заимствование. Тем более что вскоре русский язык одолжил у английского и название для автора блога – блогер, или блоггер (от английского blogger), а затем и сам создал прекрасное слово блогерша. К тому же коммуникативное пространство, в котором блогеры ведут свои блоги, называется блогосферой. Интересно, что появился и русский глагол со значением «вести блог» – бложить (с ударением на о), но воспринимается он как шутливый и игровой и, безусловно, находится вне литературной нормы. В любом случае, можно говорить о полноценном словообразовательном гнезде с этим корнем или о группе довольно употребительных однокоренных слов.                                       
                                                                             Максим Кронгауз.
Источник здесь Однако сначала я об этом прочитала в блоге "Учитель словесности" Светланы Георгиевны Ясинской. За эту и другую полезную информацию очень благодарна автору "Русской словесности".

26 октября 2010

Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле

Отцовским умом деткам жить, а не отцовскими деньгами.
Читаю сейчас о Пятой заповеди "Почитай отца своего и мать". Весьма актуально и написано замечательно.  В копилку мудрости можно положить почти всё.

Интернет ресурсы. Русский язык и культура речи

Русская фонетика  http://fonetica.philol.msu.ru/index1.htm -- мультимедийный учебник

Владимир ШАХИДЖАНЯН: Электронный курс "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО" http://1001.ru/books/speak/
Курс в форме серии упражнений. Автор электронного курса утверждает, что, выполнив все упражнения, вы станете говорить в два раза лучше, чем говорите сегодня.

•[http://slovari.gramota.ru/sl_tales.html?orfogr.htm]  ГРАМОТА.РУ
Словари русского языка: орфографический, толковый, синонимов. Словари онлайн: орфографический словарь, словарь синонимов, трудностей ударения и произношения, словарь имен собственных, толковый словарь. Лексикография. Словари русского языка, новые словари.

Искусство метафоры http://www.metaphor.narod.ru/content.htm
Подборка литературы о метафоре. Писали о метафоре во все времена много, но все как-то непрактично, смутно. Здесь сделана попытка внести ясность.

24 октября 2010

И ветер, и дождик...

Наступила осень. Мрачно стало на улицах и в переулках. Погода... то холодно, то жарко -- её не понять. Стало быстро темнеть вечерами,  не погуляешь на улице.
Тучи заволакивают весь город и сеют мелким холодным дождём. Деревья по утрам покрываются  слюдяным слоем инея. Зябко, ветрено, тоскливо.
Но если подумать: скоро придёт зима, а там Новый год. Мне нравится зимой.
Роман Н. (написано на уроке в субботу).

Золотая осень


Золотистый осенний ковёр под ногами у нас. Багристо-жёлтый, ярко-оранжевый наряд деревья надели. Солнце не такое, как летом. Но всё-таки оно изредка пробивается сквозь облака и  золотит дорожку. Красиво  осенью в парке. Радует глаз  яркое разноцветное убранство деревьев.
Раиль Т. (миниатюра, написанная на уроке в субботу).

22 октября 2010

Об истории знаков препинания от Аристофана и далее

Хочешь прочитать о двоточие, троеточии, удивительном знаке, молчанке, черте, чёрточке  и пр. -- загляни сюда Узнаешь много интересного из истории пунктуации.

21 октября 2010

"Созвездие Козлотура" и другие...

Мудрость - это ум, настоянный на совести.
                                              Фазиль Искандер.
Сегодня вышла в свет новая книга этого знаменитого  российского писателя.
Классик современной российской литературы Фазиль Искандер представил в Доме Книги на Новом Арбате в четверг сборник своих избранных произведений, в который вошли самые знаменитые рассказы и повести, созданные им в разное время.
В сборник "Фазиль Искандер. Избранные произведения", наряду с культовой повестью Искандера "Созвездие Козлотура", вошли рассказы "Дедушка", "Мальчик и война", "Хиромант", повесть "Софочка" и другие произведения.

Посмотрите в его глаза...

Одни вопросы

Что такое информационный голод? И можно ли его почувствовать сейчас, когда информационное половодье с краями заливает пространство Интернета? Да и книги никто не отменял. Их продолжают издавать. И полезные в том числе. И почему мы путешествуем по Сети? Что мы там выискиваем? Какая информация нужна современным детям? Может быть, уча тому, чему мы учим, мы только засоряем их мозги?! (Это уже проблема педагогическая).
К таким вопросам, которые пока не сумела облечь в размышления, я прихожу исподволь, но достаточно часто, " рыская" по знакомым и незнакомым  блогам,  лихорадочно открывая ссылку зв ссылкой. Что это -- информомания или как там ещё?
Другая сторона дела. Ежедневно бывает от 50 до 100 просмотров моей страницы. Кому-то она интересна? Или просто мимоходом заглянул человек? Блог-то не совсем как блог -- про новый учебник русского языка, про разные задачки для 5-6-классников, про ошибки и прочее, что далеко не всем интересно. Как-то я обмолвилась, рефлексируя по поводу, зачем мне нужен блог, о том, что мне он нужен прежде всего для того, чтобы собрать в одном месте свои наработки по определённой теме (работе по УМК М.В. Панова). Однако рамки, видимо, необходимо расширять,  озаботиться и тем, что интересно и ученику, и учителю, и родителю, и просто скучающему прохожему по Интернету? Хотя зачем?
Сожалею, очень сожалею о том, что коллеги, работающие по УМК, видно, не знают о моём блоге. Впрочем, по этому комплексу работает мало учителей.  Жаль!

20 октября 2010

Учись с помощью Интернета!

Чтобы не забыть и, когда потребуется, вернуться, здесь  статья канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО (г.Москва) Г.А Андрияновой "Виды учебной деятельности  школьников в дистанционном обучении". И ещё одна статья по теме -- "Модель образовательной деятельности в дистанционном эвристическом обучении"  А.В. Хуторского, докт. пед. наук, академика Международной педагогической академии, директора Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва\

19 октября 2010

Правила -- закон для каждого

Это сочинение на тему "Правила безопасности детей на дорогах". И не столько из-за каких-то особенностей формы или содержания я помещаю его в блог. Глеб П. написал о том, что должен знать каждый, о чём необходимо помнить постоянно. Прислушайтесь, пожалуйста, к его призыву и берегите себя.
Правила безопасности на дорогах должен соблюдать каждый. Дети часто не соблюдают их. Они не обращают внимания на дорожные знаки, сигналы светофора, зебру на  проезжей части. Я считаю, что каждый школьник должен знать правила дорожного движения. На дорогах происходит много аварий. В этом бывают выноваты не только водители, но и пешеходы.
Вот несколько правил дорожного движения.
Переходи дорогу только на зелёный свет и только по пешеходноиу переходу.
Не играй близко от дороги.
Прежде чем перейти дорогу, посмотри сначала налево, а потом направо. Если убедился, что нет машин, тогда иди.
Строго соблюдай правила дорожного движения.
А вот стихи на тему сочинения.
Дорога -- совсем
Безобидное слово.
Дороги нас в жизни к цели ведут.
Но сердце болит,
Разорваться готово,
Когда на дороге я вижу беду.
Загублена жизнь. А ведь это случайность.
Её мы могли без труда избежать.
Я голову снова склоняю печально
И чувства свои не могу передать.
Будьте внимательны на дорогах!

"Тр-тр", "лы сы" и аббревиатуры

Что же это мы всё о серьёзном да о серьёзном!  Перед вами фрагмент из жизни простоквашинских героев Э.Н. Успенского. Прочитайте и подумайте над заданиями  после текста.
Потом дядя Фёдор взял книжечку и стал читать: "Завод железнотракторных изделий. Тр-тр "Митя" продуктовый. 20 л.с."
Прочитал он и говорит:
-- Ничего не понятно. Что такое "тр-тр"? Что такое "лы сы"?
-- Что же тут непонятного, -- говорит кот. -- Просто всё, как арбуз. "Тр-тр" это сокращённо "трактор". А "Митя" значит "модель инженера Тяпкина". Который тебе письмо прислал.
-- А что значит 20 "лы сы"? -- спрашивает дядя Фёдор.
-- "Лы сы" -- это лошадиные силы. Значит, он перетянет двадцать лошадей, если они будут тянуть в одну сторону, а он в другую.
-- Так сколько же ему сена надо! -- ахнул Шарик.
-- А сена ему не нужно. Тут же написано: он работает на продуктах.
1. Какое из встретившихся в тексте сокращений является аббревиатурой? Почему?
2. Может быть, ваше имя тоже является "аббревиатурой"? Попробуйте назвать своим именем какой-либо аппарат или механизм. Как вы расшифруете это название?
Источник: "Сборник упражнений..." И.А. Громова.

18 октября 2010

"Большая книга-2010"

Здесь о финалистах национальной литературной премии "Большая книга-2010" Михаиле Гиголашвили и Евгении Клюеве, а также их суждения о значении премии для развития литературы.
 Большая книга» — национальная литературная премия. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (5,5 млн. руб.) после Нобелевской премии по литературе[1].
Лауреатами "Большой книги" в разные годы стали Людмила Улицкая, Дина Рубина, Владимир Маканин, Людмила Сараскина и другие. Специального приза "За честь и достоинство" были удостоены Александр Солженицын, Борис Васильев.

Будущий и следующий

А мы продолжаем публиковать подсказки по теме "Как научиться писать грамотно".
Школьники часто ошибаются в правописании слова будущий (будущее). Казалось бы, что в нём сложного? В букве у не ошибёшься, две е в конце слова запомнить не трудно.
Сложность же в том, что есть слово следующий (следующее). Заметили разницу? Да-да, путают именно суффиксы. Точнее, в слове будущее пишут дополнительную букву ю, как будто бы суффикс в нём -ющ-: "будующее"
Если же мы действительно запутались, как пишутся эти слова, то  можем легко проверить: будущий -- буду, следующий -- следую.

Интернет -- это будущее образования? Или нет?..

Здесь  статья "Образование 2,0 -- это будущее образования?" (Попытка теоретической рефлексии.Часть 1). Автор  Е.И. Горошко. В статье рассматривается роль технологий второго веба в образовательных процессах, протекающих в информационно-коммуникативном обществе. Описывается возникновение Образования 2.0 и его место в современной концепции образования в XXI веке. Подробно освещаются сильные и слабые стороны бразования 2.0 и их влияние на развитие всей образовательной парадигмы, складывающейся в условиях постсоветского пространства. Анализируется соотношение общественной модели информационно-коммуникативного общества и образовательной модели второго и в перспективе третьего веба, т.е. в условиях кардинальной смены концептуальной модели развития Глобальной паутины.
Короче говоря, здесь можно найти обоснование того, зачем мы нынче сидим в блогах и как эту и другие возможности сети эффективнее использовать в  учебном процессе. Спасибо коллегам-блогерам, что обратили наше внимание на данную публикацию.

17 октября 2010

Французы отмечают праздник чтения

Французы отмечают праздник чтения. Это совершенно уникальный праздник. Ни одна страна в мире не проводит настолько масштабно мероприятия, посвященные литературе и книге, как Франция.
Впервые праздник чтения проводился в 1989 году по инициативе Министерства культуры Франции и был встречен французской общественностью с большим энтузиазмом. По прошествии некоторого времени он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября.
3-дневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары. В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные материалы, им посвященные. В общем, вся страна живет 3 дня в году исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план.
Источник  здесь А прежде я узнала об этом из блога С. Г. Ясинской "Учитель словесности".  Спасибо  Вам, Светлана Георгиевна.

Чтобы писать без ошибок

Для учителя  русского языка ваши ошибки, ребята, как нож в сердце.  Понятен вам смысл этого фразеологизма?  Это выражение означает: причинять душевную боль, страдание. Вы, конечно, бываете недовольны, получив плохую отметку, и считаете, что нет ничего особенного в том, что допускаете  ошибки, когда пишете. Некоторые же могут прийти в отчаяние, обнаружив множество ошибок в своих тетрадях, и вообще перестают заниматься  языком. Хотя ничего  прямо-таки сложного в освоении русской грамматики и орфографии нет. Читайте дальше...
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что  сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы. 
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет  фразеологизм-антоним  приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.

16 октября 2010

"Гнездо слов" для журавля









Построй словообразовательное гнездо для  "журавля", используя слова из мозаики. Удачи!

Ответ В

Суффикс -л-(о) используется для образования от глагольных основ существительных среднего рода со значением "орудие действия". Существительные  пугало,  покрывало, светило, точило  именно так и образованы соответственно от глаголов пугать, покрывать. светить и точить. Немного другая история с существительным рубило. Оно существовало  в древнерусском языке и означало "каменное орудие миндалевидной формы", то есть являлось непроизводным. И в этом, вероятно. и заключается его особенность.

15 октября 2010

Что такое рубило?

С предыдущим заданием 6-классники справились с лёгкостью, дав  ответ Д: в каждом из приведённых слов есть приставка. А вот  ещё одно интересное задание.
Из пяти приведённых  отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В)  рубило;
(Г) светило; (Д) точило.

14 октября 2010

Задания игры "Русский медвежонок"

Задачи конкурса "Русский медвежонок" здесь Есть и ответы. Рекомендую своим ученикам и не только им пройтись по этой ссылке --  скоро конкурс,  поэтому познакомьтесь с заданиями, спросите у учителей, вместе попробуйте найти ответы на вопросы.   А пока одно из заданий  для 6-7 классов.
В каком из этих слов нет приставки?
(А) осмотр; (Б) недосмотр;
(В) медосмотр; (Г) пересмотр;
(Д) в каждом из этих слов есть приставка.

13 октября 2010

У нас -- третье место!

Стало известно, что наш с вами "Учебник нашего времени" (получилась тавтология, но никак без неё не обойтись) занял 3 место во втором  Всероссийском конкурсе "Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и  средств Интернет" в номинации "Блоги школьных учителей". Неплохо!

О словобразовательных гнёздах и словарях

От одного слова может быть образовано большое количество слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод -- 157, гнать -- 275, свет (лучистая энергия) -- 288, ходить -- 470, половина -- 587.
Все однокоренные слова вместе составляют одно г н е з д о, или "семью". В больших "семьях" бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного  производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словообразовательных словарях использованы с т р е л к и. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определённого терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.

11 октября 2010

О безопасности детей на дорогах и предметных олимпиадах

Столько всяких конкурсов и олимпиад!  В блоге "Учитель словесности" появились объявления о дистанционных олмпиадах, но они платные и связаны с регистрацией участников. Но всё равно надо вывесить в учительской  объявление о графике их проведения по всем предметам. У нас тоже -- городской конкурс сочинений "Безопасность детей на дорогах".