01 ноября 2010

О грамматических значениях слов и понимании

Вчера  в сообщении я привела  цитату А.М. Пешковского о словообразовательных значениях аффиксов, или, по терминологии автора, несинтаксических категориях. Сегодня речь пойдёт о грамматических значениях слова , или синтаксических категориях. Их роль так же велика, как и категорий несинтаксических. Вот что пишет об этом Александр Матвеевич Пешковский: "Формы, образующие синтаксические категории, не изменяют нисколько вещественного значения слова. При словах стола, столу, столом и т.д. мы все время представляеи себе  совершенно один и тот же предмет без всяких изменений. Задача этих форм  совершенно другая и ещё более важная: они выражают отношения между нашими словами-представлениями и тем создают связную речь-мысль. Без них  речь наша  рассыпалась бы на отдельные бессвязные слова, а языковая мысль на отдельные представления.Без форм словообразовательных категорий ещё можно было бы пользоваться языком, потому что он остался бы совершенно связным и правильным, только стал бы страшно беден словами и оттенками; без форм же синтасических категорий невозможно было бы никакое говорение и понимание".
Коротко говоря, лексика без грамматики и грамматика без лексики не дают полноценного  понятного, ясного  связного текста.

31 октября 2010

Напишем правильно. Для 6-классников и не только для них

В современном русском языке много  слов иноязычного происхождения. Некоторые мы слышим почти каждый день, с другими встречаемся довольно редко. Например, слова директор и секретарь у всех на слуху, многие сталкивались с комиссией, а вот резолюцию знает не каждый.
Резолюция -- это постановление, решение. Директор резолюцию накладывает, а собрание -- принимает.

Интервью с министром образования А.А. Фурсенко

Здесь интервью с министром образования РФ А.А. Фурсенко об итогах Года учителя.
Цитаты.
--  Год учителя - это возможность всем нам - обществу , власти, бизнесу - сосредоточиться на проблемах школьного образования, сформулировать, какие задачи стоят перед нашими педагогами и что мы сами ждем от них, предложить пути решения проблем. Мы как профильное ведомство выработали требования к аттестации учителей и согласовали их с профсоюзами. Обсудили подходы к переподготовке и повышению квалификации, определились, как должна быть организована работа учителя. То есть мы весь год плотно занимались тем, чтобы качество работы учителя выросло. Но есть еще одна принципиальная вещь. Ведь надо не только сформулировать технические требования и обеспечить преподавателей всем необходимым для работы. Надо понять, насколько изменилась их роль и в чем, собственно, состоит их миссия? Вопрос серьезный, поскольку школа сегодня уже не просто место, где дают информацию, как это было раньше. Информации вокруг полно - только успевай брать. И потому модель "учитель - передатчик информации" уже устарела. Теперь востребована другая: "наставник и методист", то есть человек, который должен научить ребенка правильно выстраивать свою траекторию развития.
Что же касается фразы о переизбытке 200 тысяч учителей, то она вырвана из ответа на вопрос, почему в сфере образования не самым эффективным образом расходуются деньги, где я приводил пример, по каким статистическим критериям происходит оценка. Последующая однобокая и недобросовестная трансляция привела к нервозности в профессиональной среде. Хотя в том же интервью были и более существенные предложения. Например, о необходимости создания новых рабочих мест в сфере образования.
--  И при классно-урочной системе можно иначе учить. Вопрос не в этом. Школа сегодня - это зачастую что-то среднее между камерой хранения, куда на день сдают ребенка, и конвейером. Мы же должны сделать шаг от массового производства к индивидуальному творчеству. При этом я хочу подчеркнуть, что учитель-наставник не будет заниматься с одним ребенком, он должен организовать работу в коллективе так, чтобы каждый школьник внутри коллектива чувствовал себя личностью. Социализация - то есть работа и жизнь в коллективе - в современном мире, может быть, играет куда большую роль, чем индивидуальное потребление знаний. Тут без учителя никак. Чтобы таких учителей становилось больше, общество и должно сформулировать социальный заказ и создать условия для его реализации. Именно поэтому мы так серьезно занимаемся созданием новых подходов к переподготовке. Не исключаю, что не все учителя смогут изменить свое отношение к детям и работе. Но тут уже каждый решает для с

О значении аффиксов

Между категориями синтаксическими и несинтаксическими (словообразовательными) есть и более тонкая, и притом более существенная, внутренняя разница. Формы, образующие словообразовательные категории, всегда вносят какой-либо н о в ы й   о т т е н о к  в  в е щ е с т в е н н о е  з н а ч е н и е     с л о в а.  В слове столы выражается не то же самое, что в слове стол, в слове столик представляемый предмет тоже изменяется (уменьшается) и т.д. При словах похаживает, постукивает нам представляется не точно такое же хождение и стучание, как при  словах ходит и стучит. Точно так же и он стучится не то же самое, что он стучит, потому что  стучаться можно только тогда, когда хочешь  обратить на себя внимание того, кто находится внутри, а "стучать" можно с разными целями и по разным предметам (стучусь в дверь, в окно, в квартиу, но стучу по столу, стучу по двери обозначало бы только самый процесс стучания без оттенка желания проникнуть внутрь, стучусь в стол  могло бы быть сказано только спиритом).
А. М. Пешковский "Русский синтаксис в научном освещении", 1956.

29 октября 2010

"Русский язык: понимаю -- пишу -- проверяю"

Шестиклассникам, ради которых и был затеян этот блог, может быть, и рановато задумываться над заданиями ЕГЭ. Однако, я думаю, что вот эта  ссылка  здесь не помешает. Это курс  подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку, который ведёт Марина Владимировна  Карнаухова -- автор книги-репетитора "Русский язык: понимаю -- пишу -- проверяю"

28 октября 2010

Откуда пошло и что есть слово "блог"?

Слово блог заимствовано из английского языка, где, кстати, появилось тоже недавно. В 1997 году один из первых блогеров (тогда этого слова, конечно, ещё не существовало) по имени Джорн Барджер (Jorn Barger) придумал слово weblog, состоящее из двух корней: web – сеть и log – записывать, регистрировать информацию в вахтенном журнале. А дальше началась языковая игра. В 1999 году другой блогер, Питер Мерхолз (Peter Merholz), увидел в этом слове два других корня: не web+log, а we+blog (что-то вроде: мы записываем происходящее в Сети). Затем он решительно отбросил местоимение we (мы) и осталось только blog – сначала глагол, описывающий соответствующее действие, а затем и существительное, по смыслу – некий аналог вахтенного журнала в Сети.
Нельзя сказать, что мы не пытались это слово перевести. В русских текстах в качестве перевода мелькают слова журнал или дневник. Но самым нейтральным и самым употребительным оказалось именно заимствование. Тем более что вскоре русский язык одолжил у английского и название для автора блога – блогер, или блоггер (от английского blogger), а затем и сам создал прекрасное слово блогерша. К тому же коммуникативное пространство, в котором блогеры ведут свои блоги, называется блогосферой. Интересно, что появился и русский глагол со значением «вести блог» – бложить (с ударением на о), но воспринимается он как шутливый и игровой и, безусловно, находится вне литературной нормы. В любом случае, можно говорить о полноценном словообразовательном гнезде с этим корнем или о группе довольно употребительных однокоренных слов.                                       
                                                                             Максим Кронгауз.
Источник здесь Однако сначала я об этом прочитала в блоге "Учитель словесности" Светланы Георгиевны Ясинской. За эту и другую полезную информацию очень благодарна автору "Русской словесности".

26 октября 2010

Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле

Отцовским умом деткам жить, а не отцовскими деньгами.
Читаю сейчас о Пятой заповеди "Почитай отца своего и мать". Весьма актуально и написано замечательно.  В копилку мудрости можно положить почти всё.

Интернет ресурсы. Русский язык и культура речи

Русская фонетика  http://fonetica.philol.msu.ru/index1.htm -- мультимедийный учебник

Владимир ШАХИДЖАНЯН: Электронный курс "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО" http://1001.ru/books/speak/
Курс в форме серии упражнений. Автор электронного курса утверждает, что, выполнив все упражнения, вы станете говорить в два раза лучше, чем говорите сегодня.

•[http://slovari.gramota.ru/sl_tales.html?orfogr.htm]  ГРАМОТА.РУ
Словари русского языка: орфографический, толковый, синонимов. Словари онлайн: орфографический словарь, словарь синонимов, трудностей ударения и произношения, словарь имен собственных, толковый словарь. Лексикография. Словари русского языка, новые словари.

Искусство метафоры http://www.metaphor.narod.ru/content.htm
Подборка литературы о метафоре. Писали о метафоре во все времена много, но все как-то непрактично, смутно. Здесь сделана попытка внести ясность.

24 октября 2010

И ветер, и дождик...

Наступила осень. Мрачно стало на улицах и в переулках. Погода... то холодно, то жарко -- её не понять. Стало быстро темнеть вечерами,  не погуляешь на улице.
Тучи заволакивают весь город и сеют мелким холодным дождём. Деревья по утрам покрываются  слюдяным слоем инея. Зябко, ветрено, тоскливо.
Но если подумать: скоро придёт зима, а там Новый год. Мне нравится зимой.
Роман Н. (написано на уроке в субботу).

Золотая осень


Золотистый осенний ковёр под ногами у нас. Багристо-жёлтый, ярко-оранжевый наряд деревья надели. Солнце не такое, как летом. Но всё-таки оно изредка пробивается сквозь облака и  золотит дорожку. Красиво  осенью в парке. Радует глаз  яркое разноцветное убранство деревьев.
Раиль Т. (миниатюра, написанная на уроке в субботу).

22 октября 2010

Об истории знаков препинания от Аристофана и далее

Хочешь прочитать о двоточие, троеточии, удивительном знаке, молчанке, черте, чёрточке  и пр. -- загляни сюда Узнаешь много интересного из истории пунктуации.

21 октября 2010

"Созвездие Козлотура" и другие...

Мудрость - это ум, настоянный на совести.
                                              Фазиль Искандер.
Сегодня вышла в свет новая книга этого знаменитого  российского писателя.
Классик современной российской литературы Фазиль Искандер представил в Доме Книги на Новом Арбате в четверг сборник своих избранных произведений, в который вошли самые знаменитые рассказы и повести, созданные им в разное время.
В сборник "Фазиль Искандер. Избранные произведения", наряду с культовой повестью Искандера "Созвездие Козлотура", вошли рассказы "Дедушка", "Мальчик и война", "Хиромант", повесть "Софочка" и другие произведения.

Посмотрите в его глаза...

Одни вопросы

Что такое информационный голод? И можно ли его почувствовать сейчас, когда информационное половодье с краями заливает пространство Интернета? Да и книги никто не отменял. Их продолжают издавать. И полезные в том числе. И почему мы путешествуем по Сети? Что мы там выискиваем? Какая информация нужна современным детям? Может быть, уча тому, чему мы учим, мы только засоряем их мозги?! (Это уже проблема педагогическая).
К таким вопросам, которые пока не сумела облечь в размышления, я прихожу исподволь, но достаточно часто, " рыская" по знакомым и незнакомым  блогам,  лихорадочно открывая ссылку зв ссылкой. Что это -- информомания или как там ещё?
Другая сторона дела. Ежедневно бывает от 50 до 100 просмотров моей страницы. Кому-то она интересна? Или просто мимоходом заглянул человек? Блог-то не совсем как блог -- про новый учебник русского языка, про разные задачки для 5-6-классников, про ошибки и прочее, что далеко не всем интересно. Как-то я обмолвилась, рефлексируя по поводу, зачем мне нужен блог, о том, что мне он нужен прежде всего для того, чтобы собрать в одном месте свои наработки по определённой теме (работе по УМК М.В. Панова). Однако рамки, видимо, необходимо расширять,  озаботиться и тем, что интересно и ученику, и учителю, и родителю, и просто скучающему прохожему по Интернету? Хотя зачем?
Сожалею, очень сожалею о том, что коллеги, работающие по УМК, видно, не знают о моём блоге. Впрочем, по этому комплексу работает мало учителей.  Жаль!

20 октября 2010

Учись с помощью Интернета!

Чтобы не забыть и, когда потребуется, вернуться, здесь  статья канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО (г.Москва) Г.А Андрияновой "Виды учебной деятельности  школьников в дистанционном обучении". И ещё одна статья по теме -- "Модель образовательной деятельности в дистанционном эвристическом обучении"  А.В. Хуторского, докт. пед. наук, академика Международной педагогической академии, директора Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва\

19 октября 2010

Правила -- закон для каждого

Это сочинение на тему "Правила безопасности детей на дорогах". И не столько из-за каких-то особенностей формы или содержания я помещаю его в блог. Глеб П. написал о том, что должен знать каждый, о чём необходимо помнить постоянно. Прислушайтесь, пожалуйста, к его призыву и берегите себя.
Правила безопасности на дорогах должен соблюдать каждый. Дети часто не соблюдают их. Они не обращают внимания на дорожные знаки, сигналы светофора, зебру на  проезжей части. Я считаю, что каждый школьник должен знать правила дорожного движения. На дорогах происходит много аварий. В этом бывают выноваты не только водители, но и пешеходы.
Вот несколько правил дорожного движения.
Переходи дорогу только на зелёный свет и только по пешеходноиу переходу.
Не играй близко от дороги.
Прежде чем перейти дорогу, посмотри сначала налево, а потом направо. Если убедился, что нет машин, тогда иди.
Строго соблюдай правила дорожного движения.
А вот стихи на тему сочинения.
Дорога -- совсем
Безобидное слово.
Дороги нас в жизни к цели ведут.
Но сердце болит,
Разорваться готово,
Когда на дороге я вижу беду.
Загублена жизнь. А ведь это случайность.
Её мы могли без труда избежать.
Я голову снова склоняю печально
И чувства свои не могу передать.
Будьте внимательны на дорогах!

"Тр-тр", "лы сы" и аббревиатуры

Что же это мы всё о серьёзном да о серьёзном!  Перед вами фрагмент из жизни простоквашинских героев Э.Н. Успенского. Прочитайте и подумайте над заданиями  после текста.
Потом дядя Фёдор взял книжечку и стал читать: "Завод железнотракторных изделий. Тр-тр "Митя" продуктовый. 20 л.с."
Прочитал он и говорит:
-- Ничего не понятно. Что такое "тр-тр"? Что такое "лы сы"?
-- Что же тут непонятного, -- говорит кот. -- Просто всё, как арбуз. "Тр-тр" это сокращённо "трактор". А "Митя" значит "модель инженера Тяпкина". Который тебе письмо прислал.
-- А что значит 20 "лы сы"? -- спрашивает дядя Фёдор.
-- "Лы сы" -- это лошадиные силы. Значит, он перетянет двадцать лошадей, если они будут тянуть в одну сторону, а он в другую.
-- Так сколько же ему сена надо! -- ахнул Шарик.
-- А сена ему не нужно. Тут же написано: он работает на продуктах.
1. Какое из встретившихся в тексте сокращений является аббревиатурой? Почему?
2. Может быть, ваше имя тоже является "аббревиатурой"? Попробуйте назвать своим именем какой-либо аппарат или механизм. Как вы расшифруете это название?
Источник: "Сборник упражнений..." И.А. Громова.

18 октября 2010

"Большая книга-2010"

Здесь о финалистах национальной литературной премии "Большая книга-2010" Михаиле Гиголашвили и Евгении Клюеве, а также их суждения о значении премии для развития литературы.
 Большая книга» — национальная литературная премия. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (5,5 млн. руб.) после Нобелевской премии по литературе[1].
Лауреатами "Большой книги" в разные годы стали Людмила Улицкая, Дина Рубина, Владимир Маканин, Людмила Сараскина и другие. Специального приза "За честь и достоинство" были удостоены Александр Солженицын, Борис Васильев.

Будущий и следующий

А мы продолжаем публиковать подсказки по теме "Как научиться писать грамотно".
Школьники часто ошибаются в правописании слова будущий (будущее). Казалось бы, что в нём сложного? В букве у не ошибёшься, две е в конце слова запомнить не трудно.
Сложность же в том, что есть слово следующий (следующее). Заметили разницу? Да-да, путают именно суффиксы. Точнее, в слове будущее пишут дополнительную букву ю, как будто бы суффикс в нём -ющ-: "будующее"
Если же мы действительно запутались, как пишутся эти слова, то  можем легко проверить: будущий -- буду, следующий -- следую.

Интернет -- это будущее образования? Или нет?..

Здесь  статья "Образование 2,0 -- это будущее образования?" (Попытка теоретической рефлексии.Часть 1). Автор  Е.И. Горошко. В статье рассматривается роль технологий второго веба в образовательных процессах, протекающих в информационно-коммуникативном обществе. Описывается возникновение Образования 2.0 и его место в современной концепции образования в XXI веке. Подробно освещаются сильные и слабые стороны бразования 2.0 и их влияние на развитие всей образовательной парадигмы, складывающейся в условиях постсоветского пространства. Анализируется соотношение общественной модели информационно-коммуникативного общества и образовательной модели второго и в перспективе третьего веба, т.е. в условиях кардинальной смены концептуальной модели развития Глобальной паутины.
Короче говоря, здесь можно найти обоснование того, зачем мы нынче сидим в блогах и как эту и другие возможности сети эффективнее использовать в  учебном процессе. Спасибо коллегам-блогерам, что обратили наше внимание на данную публикацию.

17 октября 2010

Французы отмечают праздник чтения

Французы отмечают праздник чтения. Это совершенно уникальный праздник. Ни одна страна в мире не проводит настолько масштабно мероприятия, посвященные литературе и книге, как Франция.
Впервые праздник чтения проводился в 1989 году по инициативе Министерства культуры Франции и был встречен французской общественностью с большим энтузиазмом. По прошествии некоторого времени он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября.
3-дневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары. В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные материалы, им посвященные. В общем, вся страна живет 3 дня в году исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план.
Источник  здесь А прежде я узнала об этом из блога С. Г. Ясинской "Учитель словесности".  Спасибо  Вам, Светлана Георгиевна.

Чтобы писать без ошибок

Для учителя  русского языка ваши ошибки, ребята, как нож в сердце.  Понятен вам смысл этого фразеологизма?  Это выражение означает: причинять душевную боль, страдание. Вы, конечно, бываете недовольны, получив плохую отметку, и считаете, что нет ничего особенного в том, что допускаете  ошибки, когда пишете. Некоторые же могут прийти в отчаяние, обнаружив множество ошибок в своих тетрадях, и вообще перестают заниматься  языком. Хотя ничего  прямо-таки сложного в освоении русской грамматики и орфографии нет. Читайте дальше...
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что  сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы. 
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет  фразеологизм-антоним  приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.

16 октября 2010

"Гнездо слов" для журавля









Построй словообразовательное гнездо для  "журавля", используя слова из мозаики. Удачи!

Ответ В

Суффикс -л-(о) используется для образования от глагольных основ существительных среднего рода со значением "орудие действия". Существительные  пугало,  покрывало, светило, точило  именно так и образованы соответственно от глаголов пугать, покрывать. светить и точить. Немного другая история с существительным рубило. Оно существовало  в древнерусском языке и означало "каменное орудие миндалевидной формы", то есть являлось непроизводным. И в этом, вероятно. и заключается его особенность.

15 октября 2010

Что такое рубило?

С предыдущим заданием 6-классники справились с лёгкостью, дав  ответ Д: в каждом из приведённых слов есть приставка. А вот  ещё одно интересное задание.
Из пяти приведённых  отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В)  рубило;
(Г) светило; (Д) точило.