25 декабря 2010

Как передать оценочно-смысловые оттенки слов?

Даны три слова: проходчик, прохожий, проходимец. Только иностранец, плохо знающий русский язык, может не почувствовать их смыслового и оценочного различий и назвать прохожего проходимцем, что сразу же вызовет не предусмотренное говорящим комическое впечатление.
Присоединение просторечного суффикса к книжному слову и, наоборот, книжного суффикса к разговорному, как всякое несоответствие, также создает комический эффект. Например, дамье (от дама) по аналогии с бабье или наплевизм (от просторечного наплевать) с книжным суффиксом -изм.
Оценочный характер вновь образующегося слова во многом зависит также и от значения самой основы. Ср.: каменщик, настройщик и халтурщик, алиментщик.
Особое место среди суффиксов русского языка занимают группы уменьшительно-ласкательных, уничижительных, увеличительных, позволяющие дать представление как о размере предмета, так и о его оценке. Домик, домок, домина, домище – дома разных размеров, а домишко не просто маленький дом, но и плохонький, жалкий на вид.
Таким образом, целям передачи тонких оценочно-смысловых оттенков служат не только слова, но и значимые их части, как мы показали это на примерах некоторых суффиксов.
                                                                                                          (В.Николаева).

23 декабря 2010

Объявлен конкурс "Книгуру"

 11 ноября 2010 года, в 11 часов утра, одновременно в Москве и Санкт-Петербурге  был объявлен всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и подростков. Название конкурса – «Книгуру» - было придумано детьми.
На конкурс могут быть выдвинуты художественные и научно-популярные прозаические произведения. Объем выдвигаемого произведения или сборника работ - от 4 до 10 печатных листов (один печатный лист равен 40 тысячам печатных знаков). Произведения принимаются только в электронном виде по адресу kniguru@bigbook.ru до 31 января 2011 года.
"Длинный» и «Короткий» списки сформирует Совет экспертов, куда вошли известные специалисты по детской литературе: прозаик и драматург Ксения Драгунская, писатель Валерий Воскобойников, литературный критик Ксения Молдавская, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки им. А.Гайдара Татьяна Рудишина, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Степанова, обозреватель «Детского радио» и газеты «Известия» Наталья Кочеткова, старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина.
Произведения «Короткого списка» будут опубликованы на сайте конкурса и переданы в жюри.
Членом жюри «Книгуру» может быть только школьник 10-16 лет, зарегистрировавшийся на сайте. Именно дети и подростки определят лучшие произведения из числа выдвинутых на Конкурс.
Подробно здесь.  Спешите стать членами жюри, ребята!

Каким котом ты будешь в год Кота?

Ты - сфинкс, Валентина!

Ты пришелец с другой планеты, живешь в мире фантазий и сказок. Тобой восхищаются и даже немножко завидуют. Иногда тебе не хватает «земли под ногами», но надо работать над собой, и тогда армия твоих поклонников станет просто огромной.
Здесь можно пройти тест "Каким котом ты будешь в новом, 2011 году". Любопытно!

Почему экономика и экология начинаются одинаково?

Почему два таких разных по значению слова, как экономика и экология, начинаются одинаково? Правильно, происхождение у них общее.
Oikos по-гречески -- "дом". Экология -- это наука о нашем общем доме -- Земле. Первое, изначальное значение слова экономика -- искусство управления домом, домашним хрзяйством. С ним  связаны устаревшие сейчас значения существительного эконом -- "бережливый, хозяйственный человек, "заведующий хозяйством".
Попав из греческого в немецкий и другие европейские языки, слово получило новые значения. Теперь экономика -- это совокупность производственных отношений, организация хозяйственной жизни какой-либо отрасли или предприятия и даже научная дисциплина, изучающая хозяйственную деятельность.

Где тут разборка, а где -- разбирательство?

Задача из "Русского медвежонка"
Как правильно?
(А) разбор завалов, разбирательство задачи, судебная разборка;
(Б) разборка завалов, разбирательство задачи,  судебный разбор;
(В) разбирательство завалов, разбор задачи,  судебная разборка;
(Г)  разбор завалов, разборка задачи, судебное разбирательство;
(Д) разборка завалов, разбор задачи, судебное разбирательство.

21 декабря 2010

Что такое прикладная лингвистика

Вопрос: 1. Чем занимаются прикладные лингвисты? Какие реальные задачи перед ними ставятся?
2. Какие направления существуют в прикладной лингвистике?
Соня Левченко, 9 класс, Москва
Отвечает кандидат филологических наук, заведующий лабораторией компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации Российской академии наук Леонид Лейбович Иомдин.

Дорогая Соня!
Короткий ответ на ваш вопрос звучит так.
Прикладная лингвистика — это область деятельности, в которой наука лингвистика используется в прикладных, т.е. практических, целях. Эти цели могут быть самыми разными: автоматический перевод текстов с одного языка на другой, информационный поиск (например, поисковые системы в интернете), автоматическое извлечение информации разного рода из текстов, автоматическая обработка текстов (например, автоматическое построение краткого содержания текста или создание списка ключевых слов), создание компьютерных вариантов словарей, как одноязычных (например, толковых или орфографических), так и двуязычных или переводных, автоматический анализ (распознавание) устной речи и синтез речи по тексту (чтение текста компьютером). Во многих зарубежных странах (в частности, в США, Канаде, Великобритании), прикладная лингвистика (applied linguistics) понимается как обучение иностранному или родному языку.
О направлениях собственно прикладной лингвистики говорить не очень корректно, скорее можно говорить о конкретных задачах, которые она решает и которые перечислены выше. Разумнее говорить о направлениях компьютерной лингвистики, методы которой используются при решении прикладных задач. Среди них стоит выделять такие направления, как создание действующих компьютерных моделей языка, разработка формальных лингвистических теорий (в первую очередь формальных грамматик), разработка статистических методов обработки текста.
Источник здесь

20 декабря 2010

Полезный сайт "Лингвистика для школьников"

Здесь  ссылка на очень полезный сайт для вас, ребята. Называется он "Лингвистика для школьников".

Лестниц-а или лес-т-ниц-а?

Как разобрать слово лестница по составу: лестниц-а или лес-т-ниц-а? Производное это слово или непроизводное? Шестиклассники, вспомните  тему  "Производные и непроизводные слова" и критерий Винокура. За правильный  ответ -- отметка "5" (но только первым двум ученикам, ответившим быстрее всех).

Правильно употребляй предлоги!

В четырёх из пяти  приведённых ниже прмеров представлены типичные ошибки в употреблении предлогов. Найдите тот единственный, где ошибки нет.
(А) восстановить на прежнем месте работы;
(Б) ехать с Германии;
(В) согласно нового законодательства;
(Г) нарекания к работе продавца;
(Д) по соседству от колледжа.

Снова задачка из "Русского медвежонка"

Попыхивая ц...гаркой, ц...ган ц..дил пойло в ц....нковое корыто. "Ц...ц, куриц....н сын! -- ц...кнул он на подбежавшего ц...плёнка, -- ещё получишь порц...ю."
Сколько  в этом тексте стёрто букв ы?
(А) ни одной; (Б) четыре; (В) пять; (Г) шесть; (Д) восемь

Кто такие эфаналитики?

Прогноз - это не просто предсказание, не результат гадания на кофейной гуще. Умение прогнозировать события опирается на систематический анализ необходимых данных, на учёт ресурсов и резервов, на сопоставление задач с возможностями и потребностями общества.
Писатели-фантасты считают, что в будущем обществе колоссальную роль при планировании каких-либо событий или изменений станут играть эфаналитики -- люди, занимающиеся футур-прогнозом.

19 декабря 2010

Google изучил эволюцию языка за двести лет

Ученые приспособили поисковый сервис Google для проведения масштабных лингвистических исследований. С его помощью специалисты, используя 5 миллионов отсканированных книг, смогли проследить эволюцию языка в последние 200 лет.
Ученые приспособили поисковый сервис Google для проведения масштабных лингвистических исследований. С его помощью специалисты, используя 5 миллионов отсканированных книг, смогли проследить эволюцию языка в последние 200 лет. Статья специалистов опубликована в журнале Science, а коротко о работе пишет New Scientist.
До сих пор у лингвистов не было инструмента, при помощи которого можно было бы проанализировать значительное количество текстов. Авторы нового исследования работали с книгами, которые были переведены в цифровой формат к настоящему моменту — всего их насчитывается около 15 миллионов. Ученые выбрали из них треть текстов (5,2 миллиона книг, написанных на английском, французском, испанском, немецком, китайском и русском языках) и составили базу всех использованных в них слов — их получилось около 500 миллиардов. Базу слов Ngrams можно найти здесь — поиск по словам осуществляется на базе алгоритмов Google.
Источник здесь

18 декабря 2010

Что происходит в имени прилагательном

В последние годы, в связи с развитием промышленной и бытовой сферы, с появлением новых предметов, стали появляться и новые названия, в образовании которых активно участвуют имена прилагательные, например: теплый пол, мягкая мебель, мобильный телефон, материнский капитал и т.п. Совершенно очевидно, что в подобных названиях прилагательные ведут себя иначе, чем в сочетании с привычными для русского языка существительными (теплый костюм, мягкий хлеб, мобильный отряд, материнская ласка…): они приобретают новые значения.
Прежде чем обратиться к современным языковым процессам, происходящим в имени прилагательном, стоит вспомнить классическое описание этой части речи в русской грамматике.
Имя прилагательное как часть речи можно выделить на основании функции называния. Это такие словоформы, которые обозначают непроцессуальные признаки и свойства предметов. Указание на непроцессуальность признака или свойства позволяет отграничить прилагательные от разного рода глагольных образований, например, хорошая погода – меняющаяся погода или погода меняется. Кроме того, прилагательные можно выделить и на основе грамматической общности, исходя из наличия у него таких морфологических категорий, как род, число, падеж, краткость/полнота (у качественных). Но прежде всего имя прилагательное имеет лексико-грамматические разряды со своими отдельными свойствами. Лексико-грамматический означает «характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, составляющий те и другие свойства»1.
В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую. Вообще переходные процессы – это древняя морфологическая особенность русских частей речи. Так, например, современные прилагательные с суффиксами -ач, -яч, -уч, -юч (сидячий, стоячий, текучий, живучий), восходят к древнерусским причастиям; современный глагол прошедшего времени с характерным суффиксом -л- (у которого есть род, но нет лица) восходит к древнейшему «элевому» причастию; современный инфинитив восходит к существительному (ср. печь пироги и электрическая печь) и т.д.
Если слово, принадлежащее к определенной части речи, утрачивает свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, оно приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции. Но это глобальные изменения, которые влекут за собой смену такого грамматического класса как сама часть речи.
Нас же интересует процесс переходности в рамках одной части речи, а именно в прилагательном.  Читать дальше                                              Ольга Соловьёва.

По пустыне -- к пирамидам

На днях 6-классники сочиняли  экзотический рассказ -- тематическая подборка слов была такая. В предыдущем сообщении Роман Н. рассказал о своей мечте побывать в экзотических странах. Здесь описание путешествия Леры Б.
У россиян пользуется спросом отдых в Египте. Тёплое море и пирамиды привлекают туристов. Мне особенно запомнилась экспедиция к пирамидам.
Путь долгий. Сначала добирались на автобусе по горным дорогам. На крутых поворотах часто случаются аварии. Очень опасно! Дальше ехали на верблюдах по пустыне. Навьюченные животные важно вышагивали по маршруту. Казалось, что полуденный зной совсем  не действует на них. А нам хотелось спрятаться под тент. На привале из концентратов приготовили кашу и чай. После отдыха продолжили путь. Скоро перед нами  возникла необыкновенная панорама: на горизонте появились пирамиды. Они становились всё больше и больше по мере нашего приближения к ним. И вот иы внизу маленькие-маленькие, а пирамиды огромные. Было  ощущение, что мы попали в какой-то другой мир. Такое путешествие надолго останется в памяти.

Вот такая моя мечта

Недавно я решил, что, когда вырасту, обязательно буду участвовать  в авантюрных приключениях и побываю в экзотических странах.
Мне очень хотелось бы  посетить Египет, полюбоваться пирамидами, в музеях увидеть останки фараонов, посмотреть на сокровища, древние папирусы и панораму Древнего Египта..
Я хотел бы посетить Индию, познакомиться с её культурой, увидеть плантацию чая и как его собирают, вдохнуть запах настоящего чайного листа. А ещё увидеть  прекрасных огромных слонов, в полуденный зной посидеть под тентом у океана, искупаться в нём.
И после прекрасного приключения, накупив сувениров, упаковав всё в саквояж, вернуться домой, в Россию. Вот такая моя мечта.
                                                                                   Роман Н.

17 декабря 2010

Копилка ученических ошибок

Жили-были снежинки. Они были нарядные, ихние платьица были как сестры похожи на звездочки с шестьми солнечными лучами, на цветочек с шестью лепестками, а другая на изумруд шестигранный.

Лучи солнца падают на снежные сугробы и искрятся на них.

У зайчика уши на вострёме.

Миша слепил из снега собачку. Он попросил у Алёны ветку и сделал собачке нос и усики. Потом он распушил хвостик.

Лучи солнца блестят на снегу.

Условные языки крестьян-отходников и современная жаргонизированная речь

  В конце XIX – нач. XX в. в «Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук» (ИОРЯС) публиковалось немало статей и других материалов о народной речи, в том числе об условных (тайных) языках. С тех пор прошло более века, однако эти публикации не только не устарели, но становятся всё более интересными и ценными в научном отношении. Уже в XIX в. исследователей интересовали причины существования данных форм русской речи, источники их пополнения и т.д. По мере сбора, опубликования и сопоставления лексики из разных социальных вариантов языка, приходило понимание того, что раньше в России существовал единый условный язык бродячего люда («офенский язык»), варьирующийся в профессиональном, социальном и территориальном отношениях. «Начало его неизвестно; родина – Алексинская волость Ковровского уезда Владимирской губернии, откуда уже в 1700 г. по всей России расходились коробейники, называя сами себя масыками» [22:202]. Владимирские мелочные торговцы вразноску – это и были «старинные, коренные офени, своим промыслом занимающиеся издавна» [18:483].
Сейчас считается доказанным, что именно «офенский язык» лежит в основе всех других языков ремесленников-отходников (шерстобитов, шорников, портных и т.д.), а также и воровского языка XIX в. – «вымышленного, условного языка, на котором изъяснялись между собою лица, занимающиеся воровством, мошенничеством, нищенством и т.п.» [22:201]. Базовая лексика условных языков оказалась настолько живучей, что многие слова до сих пор используются в современных жаргонах и уголовном арго. М.А.Грачев называет следующие из наиболее ранних арготизмов, уже давно вошедших в литературный русский язык, – ватага «шайка», калика «нищий», мошенник «вор кошельков», поход «отправление на кражу» [5].
Говорят, «из песни слова не выкинешь», так и из языка ничего нельзя выбросить. Можно, конечно, стараться не замечать существования некоторых пластов русской лексики либо пренебрегать ими. Однако язык – живой организм, и то, что существует на его периферии, так или иначе связано со всем массивом языка. Рассмотрим материал, отраженный в публикациях ИОРЯС, с современной точки зрения: какие слова из языка старинных «ходебщиков» и сейчас понятны большинству говорящих на русском языке?
Читать дальше

Электронные книги назвали "могильщиками культуры"

Группа творческих деятелей обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с открытым письмом. Деятели культуры выступают против оцифрованных книг.
Читать дальше

15 декабря 2010

Электронный словарь «Что такое»

Электронный словарь представляет информацию о наиболее актуальных темах российского интернета.
Толковый словарь русского современного сетевого языка, или может быть словарь иностранных слов с определением от разных людей. Хотели узнать что же такое лизинг, или что такое кунилингус, вы можете узнать это в электронном словаре «Что такое…?»
Российский интернет пестрит разными фразами, которые непонятно откуда взялись и непонятно что обозначают.
Здесь вы можете найти их расшифровку. Или может, вы часто встречаетесь со сложными техническими и технологическими терминами и не можете понять, что они обозначают. Наш электронный словарь поможет вам владеть этими терминами, так же как и разговорным языком. Впредь услышав ругательства о том, что «кармическая ситуация сублимировала имманентность момента, в результате помпезной харизматичности индивида...» у Вас уже не будет круглых глаз, и вы найдетесь, что ответить.
Проект «Что такое» по сути своей является толковым словарем русского народного языка, языка,  на котором говорят разные слои населения нынешнего общества. Этот толковый словарь поможет Вам полноценно функционировать в этом обществе.
Источник здесь

"Учим" китайский!

В китайском языке "бабочка", "слива" и "70" - омонимы.

Союз или частица?

Союзы следует отличать от омонимичных частиц. Функция союзов – соединять члены предложения и предложения, частиц – сообщать дополнительные смысловые значения словам и предложениям, служить для образования грамматических форм (частица бы (б) – для образования условного наклонения); да участвует в образовании повелительного наклонения глагола.
Например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева. (Ли – подчинительный союз, присоединяющий придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении. Особенностью данного союза является его место в предложении: не между простыми частями в СПП, а после первого слова в составе придаточной части).
Ср.: Не стыдно ли тебе так долго мучить меня? (Частица в простом предложении ничего не соединяет, с ее помощью выражается вопрос, допускается замена синонимом – частицей разве.)
Он имел сильные страсти и огненное воображение. (Союз и соединяет однородные члены.) Дома и стены помогают. (Частица и не соединяет члены предложения, это синоним усилительной частицы даже.)
Источние здесь

Союз или другая часть речи?

Узнать союзы, в том числе и производные, поможет прежде всего их грамматическое значение. Союз соединяет однородные члены, простые предложения в составе сложных: Едва вошел, все замолчали. Приют наш мал, зато спокоен. Мал, однако смел. Будем сражаться, пока не победим. Раз обещал, сдержи слово. Пришел, чтобы помочь.
Хороший прием распознания союза – заменить данный союз синонимом – другим союзом с тем же значением: однако, зато = но; раз = если; чтобы = для того чтобы; едва = как только и т.д.
Некоторые союзы произошли из сочетаний слов. Например, союз зато образовался из сочетания предлога за с местоимением то, чтобы (чтоб) – из местоимения что с частицей бы (б); союзы так как, так что образовались из сочетания местоименного наречия так с наречием как и местоимением что.
Производные союзы следует отличать от самостоятельных частей речи, от которых они образованы, анализируя функцию каждого слова, например: Он часто думает о том, что бы такое особенное сделать, чтобы стать героем.
Источник здесь

Оптимальный

Оптимальный -- "наилучший". Но не самый высокий, сильный или умный, а самый удобный, максимально вписывающийся в окружающую среду: "В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком тослт, но и не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж  и не так чтобы слишком молод.  Въезд его не произвёл в городе  совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным..." Павел Иванович Чичиков -- наглядный пример "золотой середины", оптимальной приспособленности к обществу, социального оптимума.
Нельзя говорить "очень" или "самый" оптимальный, потому что значение слова уже включает в себя это "самый".

13 декабря 2010

Пиратские корабли

Сочиняем авантюрный рассказ

Согласно очередному творческому заданию ученики 6 б класса должны были сочинить авантюрный рассказ из "морских" слов. Вот что получилось у Ефима Г.
Я, пират Джо, обошёл немало морей на своем быстроходном "Ариве".
Вот были раньше времена! Помню, как мы удирали от адмирала Нельсона. Всем погоням была погоня. Я на своей амфибии, сойдя с фарватера, стал лавировать между айсбергами. Адмирал не отставал. Чертяга!  Вдруг я увидел ледяную расщелину. Мы зашли туда, а Нельсон нас не заметил и прошёл мимо. Мой штурман, стоя у штурвала и глядя в бинокль, отмечал на лоции обратный путь. Началась качка. Палуба уходила из-под ног. Вдалеке виднелись крейсер и эсминец. Их тоже здорово качало.
После прихода в порт люди в скафандрах чинили наше судно, потому что его сильно потрепало в море.