09 марта 2011

Из копилки ученических ошибок. А ты знаешь, как правильно?

Нет чулканов, чуликов, чулкав, чулоков (вместо чулок).
Нет валенков, стрижов, матрешков, ботинков, носоков (правильно валенок, стрижей, матрёшек, ботинок, носков).
Гвоздика, посадка (чего?) гвоздиков.
Особое место занимают ошибки в словарных словах. Иногда сложившийся неправильный образ слова довольно трудно скорректировать:
иженер, иженерное дело, индженер, самолётыстроение, привогзательная площадь, за шиворонт, мурской (пиджак).

Премии библиотекарям

Библиотекари Кировской области к своему профессиональному празднику получат премии по 10 тысяч рублей. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, заявил глава региона Никита Белых на совещании, посвященном вопросам развития сферы культуры.
Он отметил: "У нашего региона нет запасов природных ресурсов, нефти, газа, золота, на эксплуатации которых мы могли бы построить свое благополучие. Нашим конкурентным преимуществом может и должно стать наше общество, общество образованных, инициативных, ответственных людей. И в формировании такого общества невозможно переоценить роль региональной культуры. Именно поэтому мы на системном уровне занимаемся реализацией культурной политики в Кировской области".
Читать полностью здесь

О литературе и как её преподавать в школе

«Разгружая» программу, можем ли мы лишить детей возможности более глубокого знакомства с литературой? Нет. Вспомним стихотворение Альфреда де Мюссе «Учение» (свободный перевод):
Всё, что я хотел бы дать тебе,
Подобно яблоне, шумящей зелёной листвой.
Всё, что я знаю при этом –
Всего лишь ветка на этой яблоне.
Всё, что я успел тебе сказать –
Всего лишь яблоко.
А то, что ты сумел услышать –
Всего лишь зёрнышко от этого яблока.
Но из этого зёрнышка может вырасти
Яблоня, шумящая зелёной листвой.

Заронить зёрнышко интереса куда важнее (и сложнее), чем «задавить» ребёнка грудами текстов и информации. Толстой ставил своей целью не что иное, как учить «полюблять» литературу, т. е. пробуждать любовь, показывать россыпи неисчерпаемых богатств языка и литературы русской. И если мы сможем это совершить, то наши ученики пойдут дальше нас…
Т.В. Алексеева,
методист Научно-методического центра
Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
Заслуженный учитель РФ
Читать полностью здесь

Разносклоняемые существительные

Здесь в форме  мозаики из слов (сервис http://www.imagechef.com/) размещены
разносклоняемые существительные. Возможно, вам, ребята, так их легче будет запомнить.

Религия -- значит, "совестливость"

Религия -- это совокупность представлений, основанных на вере в высшие силы и существа (богов, духов), которые являются предметами поклонения. Кроме широко распространённых в нашей стране православного христианства и ислама, в мире  известны католическое христианство, иудаизм (религия евреев), индуизм (религия, распространёная главным образом в Индии), буддизм (религия, основателем которой считается Будда).
Но если мы обратимся к истокам самого слова религия, то обнаружим, что в латинском языке, из которого это слово через посредство польского пришло в русский язык, оно означает "совестливость".  Наверное, это качество -- главное, что объединяет все религии мира. Если совесть человека спокойна, если он живёт, сохраняя душу чистой, то можно надеяться, что бог, к которому человек обращает свои мысли, услышит его молитвы.

08 марта 2011

КАК СБЕРЕЧЬ РОДНУЮ РЕЧЬ?

Как сберечь родную речь?
Прежде чем мы окончательно разучимся точно формулировать свои мысли, слушать и понимать собеседника  
18 декабря "Известия" опубликовали письмо доктора филологических наук, заведующего кафедрой сопоставительного изучения языков МГУ Игоря Милославского, посвященное вопросам преподавания русского языка в наших школах. Оно вызвало массу откликов. Проблемы, поднятые в письме, настолько злободневны и касаются буквально каждого, что мы решили продолжить разговор на эту тему на страницах нашей газеты. С профессором Игорем Милославским беседует  обозреватель зазеты Андрей Чернаков.

Корр.: -- А как вы оцениваете уровень речевой культуры современного российского общества? Умеет ли большинство из нас точно, грамотно и ярко излагать свои мысли?

Ответ: --: Если речь идет о грамотности как о формальной правильности тех или других высказываний, то в этом смысле мы находимся на достаточно хорошем уровне. Можно, конечно, приводить сколь угодно много каких-то ужасающих цитат из сочинений выпускников и абитуриентов и смеяться над ними, но в целом уровень формальной грамотности (я имею в виду орфографию, пунктуацию, соблюдение разнообразных орфоэпических норм) в нашей стране достаточно высокий. А вот умение точно понять сказанное и написанное, особенно выразить собственные мысли и чувства - это самый серьезный и больной вопрос. Мне представляется, что в этом отношении ситуация просто катастрофическая. Люди привыкли произносить слова, не понимая того, что за ними стоит.
Интервью полностью здесь

Проблемы с языком начинаются с того, что нас неправильно учат в школе родной речи (фото: PHOTOXPRESS)

Актёрская премия "Фигаро" имени Андрея Миронова

Имя Андрея Миронова носит Российская национальная актерская премия "Фигаро", которая впервые будет вручена во вторник, 8 марта, в день 70-летия со дня рождения выдающегося мастера театра и кино. Торжественная церемония пройдет вечером в театре "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.
Как  рассказал инициатор премии, народный артист России Рудольф Фурманов, церемония станет завершающим аккордом в праздновании дорогих для российской культуры театральных событий - 100-летия со дня рождения Марии Владимировны Мироновой и юбилейной дате со дня рождения ее сына. Этому событию предшествовали успешные гастроли "Русской антрепризы" в столице, в рамках которых было показано одиннадцать лучших спектаклей этого коллектива.
Облик самой премии напоминает об одной из блистательных ролей Андрея Александровича на сцене Театра сатиры - обаятельного, неудержимого и влюбленного Фигаро. Эту фигурку, выполненную скульптором Мариной Никольской, изготовили из бисквитного фарфора на Императорском фарфоровом заводе.
Читать  далее

С 8 МАРТА, ДЕВОЧКИ!

В классе девочки у нас -
Умницы, красавицы!
И признаться, нам, мальчишкам,
Это очень нравится!
 
Вы красивые всегда:
«Хвостики», косички.
Мы за них, бывает, дёрнем,
Только по привычке.
 
Как приходит переменка
Любим с вами поиграть:
Убегаем, что есть силы,
Чтоб могли нас догонять!

Вы танцуете, поете,
Книжки любите читать.
Не забудьте на уроках
Нам хоть что-то подсказать!

Источник здесь

С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ!

07 марта 2011

Ничего, ничего, ничего... Из записных книжек поэта

Есть на языке нашем оборот речи совершенно нигилистический, хотя находившийся в употреблении еще до изобретения нигилизма и употребляемый доныне вовсе не нигилистами. «Какова погода сегодня?» – Ничего. – «Как нравится вам эта книга?» – Ничего. – «Красива ли женщина, о которой вы говорите?» – Ничего. – «Довольны ли вы своим губернатором?» – Ничего. – И так далее. В этом обороте есть какая-то русская, лукавая сдержанность, боязнь проговориться, какое-то совершенно русское себе на уме.
П.А Вяземский,  князь,
русский поэт,
литературный критик.

Здесь в "Русском мемуарии" "Записные книжки" Петра Андреевича Вяземского. Весьма интересное и полезное чтение.

А воды уж весной шумят...

Природа пригласила имиджмейкером Весну.
Чтоб приукрасить землю, утомленную зимою.
Журчанием ручьев отмыть земную седину,
И серость обнаженности ветвей окутать
изумрудную мечтою…
Источник здесь

МАКСИМ КРОНГАУЗ: КАК ИЗМЕНИТСЯ РУССКИЙ ЯЗЫК

За сто лет может исчезнуть язык. А может случиться и так, что за это время практически ничего не меняется. Так что же мы можем спрогнозировать?
Мы можем уловить некоторые тенденции, которые есть в языке, и показать в какую сторону они ведут, в будущее или прошлое. Появляется новое правило или исчезает.
Есть такие тенденции, которые, на мой взгляд, интересны всем и касаются всех. Сегодня появились новые коммуникативные сферы. Мы активно общаемся в Интернете. Еще не очень понятно, как это влияет на нас, но уже заметно, что с нами происходят какие-то серьезные изменения. И с нами, и с нашим языком. И вот здесь, как мне кажется, кроется, может быть, самая великая тенденция, которая сегодня зарождается и уже начинает нас толкать в определенном направлении.
Сейчас появляется новая форма, которая занимает промежуточное место между письменной и устной. Кажется, что это невозможно, – мы либо говорим, либо пишем.
Как происходит общение в Сети? Речь идет о таких речевых жанрах Интернета, которые всем хорошо известны, – это социальные сети, блоги, форумы, чаты, ну и прочие места, где люди просто разговаривают, но разговаривают письменно.
Происходит замечательное явление: письменная речь становится богаче устной речи. Самый простой пример – это появление смайликов. Что они означают? Они просто передают наше настроение. Таким образом, в письменную речь встраивается настроение, что раньше было невозможно.
И еще примеры визуальной речи: использование зачеркнутого текста. В данном случае мы видим, что зачеркнутая письменная речь обозначает тоже речь, но внутреннюю. «Вот я на самом деле говорю это, а пишу другое». И эти два текста взаимодействуют и обогащают речь, делают ее многомерной.
Письменная речь не просто догоняет устную по богатству средств выражения, она ее обгоняет. Мы видим, что все то, что раньше легко решалось с помощью устной речи, сегодня потихоньку сдвигается в речь письменную или в ту самую визуальную речь.
 К чему это приведет?
Совершенно понятно, что если доводить тенденцию, о которой я говорю, до конца, то мы придем к тому, что вот эта самая визуальная речь заменит нашу устную, и мы будем общаться с помощью коммуникаторов или компьютеров, и наша устная речь отомрет. Но на самом деле иногда ведь это происходит, когда коллеги, работая в одной комнате, предпочитают переписываться, а не разговаривать друг с другом. Студенты на лекциях предпочитают посылать друг другу sms, а не что-то шепнуть на ухо.
Но закончу я, наверное, оптимистично. Никогда человеческое общество не превратится в людей, бродящих с какими-то гаджетами и девайсами и нажимающих на кнопки, вместо того чтобы просто поговорить друг с другом. Но эта тенденция появилась, и я считаю, что очень важно ее зафиксировать.
Куда это нас приведет? Я надеюсь, что человечество настолько стабильная система, что в результате мы придем в какое-то равновесие.
Источник здесь

Тест по теме "Окончания существительных" для 6-классников

Выберите правильные ответы.
1. Окончания над рекой  -- на рекою являются:
а)  вариантами одной и той же формы;
б) разными окончаниями.
2. Безударные падежные окончания существительных проверяются:
а) ударными окончаниями того же падежа;
б) ударными окончаниями того же склонения;
в) ударными окончаниями того же склонения и падежа.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Окончание словоформы в тетрад_ можно проверить окончанием словоформы в земле.
б) Окончание словоформы в тетрадк_ можно проверить окончанием словоформы в земле.
4. Окончание -е пишется в словоформе:
а) в проруб...                  в) в деревн...
б) на лошад...                 г) на плоскост...
5. Окончание пишется во всех словоформах ряда:
а) на кител..., на пристан..., на роял,..., на территори...
б) в задумчивост..., в окончании..., в характеристик..., в раздумь...
в) по акаци..., по слабост..., по пенси..., по лини...
г) о чтени..., о самочувстви..., о сухове..., о традици...
6. Буква пишется на месте  пропуска в предложении:
а) На лили_ распустились бутоны.
б) В расписани_ уроков произошли изменения.
в) Не теряйся при опасност_.
г) На площадк_ было много детей.
7. Ь пишется в существительном:
а) разросшийся плющ(?)              в) пролил туш(?)
б) сыграли туш(?)                        г) услышала плач(?)
8. Буквы нет в окончаниях среди слов:
а) лиц_м, гараж_м, циркач_м, шалаш_м
б) рубеж_м, столиц_й, рощ_й, каш_й

06 марта 2011

Из серии "Обучающие игры." СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Перед вами учебный текст. Внимание! Прочитаем его. (Гонг). Теперь, пожалуйста, сядьте в круг. Мы сейчас будем пересказывать текст кол­лективно. Слева направо, по порядку, вы будете говорить существитель­ное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, и далее добавляет свое. Таким образом, мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею. Еще раз внимательно про­читаем текст от начала и до конца. Пожалуйста (Гонг). Теперь начнем слева направо воспроизводить учебный текст существительными, повто­ряя по очереди все, сказанное перед нами и добавляя далее свое. Начали (Гонг). Итак, вот что у нас получилось. Что можно еще добавить? Веду­щий, определите, кто точнее и остроумнее подбирал нужное для текста слово (Гонг). Спасибо. Игра окончена (Гонг).
Из книги "Игры – обучение, тренинг, досуг". Под ред. В.В.Петрусинского). М. Новая школа, 1994.
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии  будем в возможном совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.
Ф.И. Достоевский

Сегодня в России - День Бабушек и Дедушек

Инициатором проведения Дня Бабушек и Дедушек в России стал Цветочный совет Голландии.
В нашей стране существует много праздников, которые россияне празднуют с удовольствием. В октябре к таким праздникам добавится еще один – День Бабушек и Дедушек.
Этот праздник поможет разным поколениям начать более внимательно и тепло относиться друг к другу и, будет способствовать установлению особенных, семейных традиций в каждом доме. В этот день внуки смогут поздравить своих бабушек и дедушек, подарив им букет цветов или просто открытку с теплыми словами. Хотя в России праздник будут отмечать впервые, День Бабушек и Дедушек широко празднуется во всем мире, несмотря на то, что он не имеет единой официальной даты.
Впервые этот семейный праздник начали отмечать канадцы, которые в сентябре поздравляли своих бабушек и дедушек с их праздником, дарили цветы и устраивали пикник или домашнее торжество. Вскоре праздник стал настолько популярен, что его начали отмечать в мировом масштабе.
Поляки, например, празднуют День Бабушек и Дедушек целых два дня подряд. По традиции в эти дни бабушки угощают своих внуков пирогами, а те в свою очередь дарят бабушкам и дедушкам подарки.
Во Франции этот день празднуют в первое воскресенье марта. В этот день в туристических агентствах организуются бесплатные поездки на автобусах для бабушек и внуков, а в магазинах открываются специальные секции, где только(!) бабушки могут купить товары со скидкой.
Итальянцы отмечают День Бабушек и Дедушек в октябре. Интересно то, что этот день по католическому календарю посвящен ангелам-хранителям, которыми в современных семьях часто являются как раз бабушки и дедушки.
Россияне отметят День Бабушек и Дедушек 28 октября – в последние теплые осенние дни, когда так хочется сохранить побольше тепла перед началом долгой зимы, собраться всей семьей и поговорить по душам.
Инициатором проведения праздника в России стал Цветочный совет Голландии. К инициативе присоединились российские флористы, предложившие особые цветочные композиции, оформленные в стилистике Дня Бабушек и Дедушек, а также представители шоу-бизнеса: «звездные» бабушки, дедушки и внуки, сообщает служба по работе со СМИ Fleishman-Hillard Vanguard.
Источник здесь

ОБ АНГЕЛАХ

Тихой ночью, когда фонари
Дарят тусклые взгляды прохожим,
Опустился мой Ангел с небес
И заметил шрамы на коже...
- Обожглась?
- Нет... Скорее ошпарилась...
Окатила, крутым кипятком,
Свое сердце, что глупо подставилось
Под сапог - мягкотелым щенком...
- Больно?
- Нет... Не придумали слова -
Описать эту страшную пытку,
Где оставили вены наголо
И безжалостно тянут... как нитку...
- Страшно?
- Нет... Разве можно бояться,
Когда дальше одна пустота...?
Виновато взглянул мой Ангел
В зарубцованные глаза:
- Как же я не сумел уберечь
Твои дни от терзанья такого?
Что ты хочешь - скажи! Не молчи!
- Повтори все, пожалуйста, снова...
Источник здесь

СЕГОДНЯ ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

05 марта 2011

Ссылки для отличников

О том, как троечнику можно стать отличником,  полностью здесь . А вот секрет № 7  выношу в свой блог отдельно. Любопытный это совет автора.
Секрет 7. Добейтесь, чтобы у вас списывали. Тогда придётся списывающим объяснять, как что получилось. Когда объясняешь, а тебя не понимают сразу – это очень хорошо, потому что тогда ищешь другой способ объяснить, и тогда происходит чудо: сам для себя открываешь обсуждаемый вопрос с неожиданной стороны.

Ссылки для отличников:
http://www.e-edu.ru/8.00/stat_10-11.htm – О клубе отличников «Парта» с контактами;
http://www.informika.ru/koi8/friends/raduga/uzr/organiz/organ16.html – Центр международных контактов ПАРТА.


Непросто понять друг друга. Но возможно!

За круглым столом.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Имена существительные одушевлённые служат названиями живых существ (людей, животных, птиц); отвечают на вопрос кто?
Имена существительные неодушевлённые служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира; отвечают на вопрос что?
Изначально в русском языке категория одушевлённости-неодушевлённости складывалась как семантическая (смысловая). Постепенно, с развитием языка эта категория стала грамматической, поэтому деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делени­ем всего существующего в природе на живое и неживое.
Показателем одушевлённости или неодушевлённости существительного является совпадение ряда грамматических форм. Одушевлённые и неодушевлённые существительные отличаются друг от друга формой винительного падежа множественного числа. У одушевлённых существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевлённых существительных — с формой именительного падежа, например: нет друзей — вижу дру­зей (но: нет столов — вижу столы), нет братьев — вижу братьев (но: нет огней — вижу огни), нет лошадей — ви­жу лошадей (но: нет теней — вижу тени), нет детей — вижу детей (но: нет морей — вижу моря).
У имён существительных мужского рода (кроме существительных на -а, -я) это различие сохраняется и в единственном числе, например: нет друга — вижу друга (но: нет дома — вижу дом).
Читать полностью здесь

Живое/неживое -- одушевлённое/неодушевлённое

Сегодня в 6 б классе изучали грамматические классы одушевлённых и неодушевлённых существительных. Каково же было удивление моих юных питомцев, когда они обнаружили, что слова народ, стадо, стая,  голова относятся к неодушевлённым существительным, а слово мертвец, или (игрушечный) конь, или кукла -- к одушевлённым.. Не все, конечно, сразу усвоили алгоритм определения  этого морфологического признака имени существительного, но проявленный интерес к материалу меня порадовал.

Переправа, переправа... Берег левый, берег правый...

Ссылка

Пушкинская премия -- учителям русского языка и литературы

В Таллине названы лауреаты Пушкинской премии. Вот уже 4-й год эта награда вручается самым талантливым и активным педагогам русского языка и литературы в Эстонии. Не обошлось и без сюрпризов - впервые премией были награждены учащиеся, отличившихся на творческих конкурсах и олимпиадах. Для молодых русистов организаторами была учреждена особая номинация - "Юный Пушкин". 
Максим Гусаров, корреспондент:
- Пушкинская премия в Эстонии - своеобразный "Оскар" для учителей русского языка в этой стране. Ежегодно после тщательного отбора со всей страны съезжаются номинанты на эту высокую награду. Церемония проходит в зимнем саду Национальной оперы, приз вручает Александр Пушкин.
Он не актер и не однофамилец - специально на торжественное мероприятие из Брюсселя в Таллин прилетел последний прямой потомок Александра Сергеевича по мужской линии: праправнук великого поэта, президент Союза русских дворян Бельгии Александр, правда, Александрович Пушкин.
Александр Пушкин, праправнук А.С. Пушкина:
- Носить имя Пушкина - это очень тяжело. Потому что все очень любят Александра Сергеевича, всегда хотят с нами побеседовать, хотят фотографироваться и даже потрогать - это очень смешно, но очень приятно тоже.
Эта премия уже 4-й год вручается Пушкинским институтом Эстонии, чтобы отметить непростой труд наиболее талантливых и активных педагогов русского языка и литературы в стране. Особенно почетной считается номинация "Учитель русского языка как иностранного". В этот раз ее удостоилась преподаватель средней школы из глубинки.
Читать полностью здесь