16 мая 2011

Дождь не помешал велопробегу в Астрахани

Массовый велопробег стал главным событием состоявшейся 14 мая  в Астрахани акции «Я живу». Она посвящена 66-летию Победы в Великой Отечественной войне. В числе полутора тысяч велосипедистов, стартовавших от улицы Боевой, был и губернатор Александр Жилкин.
Так как подобный велопробег проводился впервые, его предваряла большая агитационная кампания. К участию приглашались все желающие – от мала до велика. Организаторы - управление по физической культуре и спорту администрации города Астрахани и министерство спорта и туризма Астраханской области рассылали письма на предприятия и в учебные заведения. В результате на старт вышло немало команд, одетых в единую форму. От перекрестка улиц Боевой и Богдана Хмельницкого их провожали многочисленные болельщики, укрывавшиеся под зонтами от дождя, а также духовой оркестр.
Непогода не испортила спортивного настроя, хотя и скорректировала маршрут гонки. Колонна велосипедистов доехала до стелы у аэропорта и повернула к центру города, финишировав на площади Ленина. По условиям пробега победители не определялись, ведь участники были самого разного возраста и использовали они велосипеды самого разного класса, но желающих получить первые аплодисменты горожан, собравшихся на площади Ленина, оказалось немало. К тому времени дождь закончился и завершившие пробел гонщики не хотели расходиться, общались, фотографировались, наслаждались атмосферой праздника.
Через час последние преодолевшие тринадцатикилометровый путь принимали поздравления. Акция продолжилась минутой молчания в память павших в Великой Отечественной. Затем состоялись награждение победителей фотоконкурса на спортивную тематику и концерт. Целью акции было привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, нравственно-патриотическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни среди молодого поколения.
Источник здесь

Цветочный дождь. Ливень просто!

Глициния
«Глициния» на Яндекс.Фотках
И вновь цветением глициний
Пронизан свет небесно-синий,
И снова Жизнь,
И снова Май........
Источник здесь

Семиотика и лингвистика

Программа спецкурса «Семиотика и лингвистика» предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся, углубленную подготовку школьников в сфере лингвистики, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин.
Цель курса: ввести школьников в мир знаков, показать, что язык – самый совершенный и универсальный знак в истории человечества.
Читать дальше

Письмо по памяти на уроках русского языка

Письмо по памяти – воспроизведение выученного текста небольшого объема – достаточно новый вид работы, практикуемый далеко не всеми учителями-словесниками.
В выученных и записанных в тетради строках необходимо правильно расставить все знаки препинания и не сделать орфографических ошибок.
Как эффективный вид комплексной работы с текстом письмо по памяти способствует развитию речи и зрительной памяти учеников. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.
Подготовка к нему займет не много времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.
Предлагаем 9 текстов для проведения письма по памяти, объединенных темой «Времена года». Это отрывки из стихотворений известных русских поэтов о зиме и весне. Работа ориентирована на учеников 6–8-х классов.
Далее тексты для записи по памяти.

Повторение в 6 классе

В дополнение к материалам урока.
На какие правила орфографии подобраны примеры? Используйте примеры в словосочетаниях.
Научно-фантастический, отчетно-перевыборный; бледно-зеленый, темно-карие, изжелта-красные, золотисто-желтый, серебристо-серый, длиннохвостый, светлоголовый, белобокий; древнерусский, железнодорожный.

Этимологическая страничка

Вы уже знаете что значит этимология. Существуют специальные этимологические словари, в которых подробно толкуются происхождение слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь и др. Фрагменты одного из них перед вами. Познакомьтесь с ними.
ЕДИНЫЙ. Заимств. из старославянского языка, где оно является местоименной формой общеславянского *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (ср. едва) и числительного inъ «один» (ср. иной). ЕДИНЫЙ буквально – «один-единственный».
ЗАБОР. Исконное. Производное от исчезнувшего «забороть» < *zaborti, суффиксального образования от borti > – «бороть». Ср.: забрало, бороться, брань. Исходное значение – «то, что защищает».
ЗАЛП. Заимствовано в начале XVIII в. из нем. яз., где Salve «залп» < лат. salve «здравствуй, будь здоров». См. салют.
САЛЮТ. Заимствовано в первой четверти XVIII в. из нем. яз., где Salut < латин. salus, salutis «здоровье». Ср.: будьте здоровы, за здравие, здравствуй.
ШКОЛА. Древнерусское, заимств. через польское посредство из лат. языка, в котором schola восходит к греческому schol–e «досуг, отдых». Развитие значения шло таким образом: «отдых, досуг» > «занятия в свободное от труда время» > «посещение бесед философов» > «учебное занятие, умственный труд» > «место, где занимаются учебой», т.е. «школа».
Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.
Школьный этимологический словарь русского языка.

Трудности в выделении аффиксов. Повторение

Иногда трудно определить, какой суффикс участвовал в образовании слова – -ник или -ик. Например: лесник. Некоторые рассуждают так: лесник – это человек, который работает в лесу; значит, выделяем суффикс -ник. Но это будет не совсем верно: в лесу могут работать и тракторист, и врач, и учитель. (К примеру, если заготавливают дрова для отопления собственного жилья, – это ведь тоже работа!) Поэтому правильнее такое толкование: лесник – тот, кто служит в лесном хозяйстве. И тогда словообразовательным средством выступает суффикс -ик.
Проверьте: во всех ли словах словообразовательным аффиксом является суффикс -ник?

Школьник, ударник (= барабанщик), истопник, двойник, плотник (кажется, с этим словом мы уже встречались), конник, веник, подводник, чайник, воспитанник, шутник, пикник, сапожник, ремесленник, волшебник, полуночник, половник, подойник, отстойник, бумажник, безбожник, ветреник.

15 мая 2011

Хороший зонт. У нас снова дождь


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как запоминать словарные слова?

Учителя, работающие в классах коррекции, знают, с каким трудом запоминают «словарные» слова дети с ослабленной памятью или те, кто вообще не привык запоминать что-либо. Для решения данной проблемы учителю помогут приемы, развивающие познавательные способности и одновременно повышающие мотивацию школьников.
Предлагаем некоторые приемы, которые можно использовать на уроках в 8–9-х классах.

Изучению слов иностранного происхождения следует уделять особое внимание, так как мало читающие современные дети лишены возможности определить значение слова из контекста и часто недопонимают или просто не понимают значения многих слов.
Непишущие и нечитающие дети являются как бы иностранцами в своей языковой среде, пользуясь чрезвычайно ограниченным запасом слов. Задача учителя – расширять, пополнять этот запас и переводить его из пассивного словаря в активный.
Методическая разработка  здесь  Она полезна и для родителей, заинтересованных в повышении уровня грамотности своих детей.

Работы для "списывания"

Задание. В Интернете можно найти много сайтов, предлагающих готовые сочинения, рефераты и т.п. На одном из сайтов есть такое обращение:
Здесь (в Интернете) собрано более 6300 сочинений по литературе, написанных школьниками из разных уголков нашей страны. Собрание сочинений ALLSoch.ru является самым обновляемым и самым популярным в Рунете, уже несколько поколений школьников сделали свой вклад в наши архивы, просим и вас добавить свои работы в нашу коллекцию.
Девятиклассница Саша использовала сочинение частично. Она считает, что в этом нет ничего плохого, такое использование не может быть названо плагиатом или кражей, потому что авторы сами предлагают свои работы для «списывания». Права ли Саша?
Ответ: нет.
Источник здесь

Что такое парафраза?

Парафраза – пересказ своими словами чужих мыслей, идей или текста. Парафраза состоит в замене слов, фразеологических оборотов или предложений при использовании чужого текста, взятого из любого опубликованного источника. Любая парафраза чужого текста должна сопровождаться ссылкой на источник. Не допускается также составлять свой текст из нескольких парафраз из одного или из большего числа источников, соединяя их отдельными своими словами или даже предложениями или заменяя отдельные слова в оригинале. Использование парафраз свидетельствует о чрезмерной зависимости от чужих материалов и рассматривается как плагиат.
Источник здесь

Задача «Плагиат»

Сейчас в школе активно обсуждается проблема оценивания вообще и письменных творческих работ в частности. Одним из принципов оценивания является ясность критериев оценки для ученика. То есть предполагается специальная работа по выработке/обсуждению критериев вместе с учениками. Предлагаемая задача может быть включена в эту работу при обсуждении критерия «самостоятельность»: насколько работа должна и может быть самостоятельной, как использовать информацию из различных источников, как работать с чужим текстом.
Приведенный в задаче текст о плагиате может помочь в разработке школьного положения о творческих работах.
Задача "Плагиат" здесь  Интересно и для учителей, и для учеников.

Диалог языков в процессе обучения русскому языку

Идея о необходимости единого подхода к изучению языковых дисциплин имеет давнюю историю и связана с именами таких больших ученых, как К.Д. Ушинский, Л.В. Щерба, Л.С. Выготский. О пользе сопоставления учащимися фактов из разных языков говорил еще И.А. Бодуэн де Куртенэ. Интересно, насколько близкими друг другу в этом отношении оказывались мнения психолога Л.С. Выготского и лингвиста Л.В. Щербы.
Полностью читать здесь

Влияние Интернета на культуру и образование подростков

Нас – 60 миллионов, значит, каждый день создаётся не менее 100 миллионов конспектов учебных занятий, а может и больше. И перед каждым педагогом стоит вопрос – с чем я выйду к учащимся завтра? И каждый отвечает на этот вопрос по-разному. У некоторых до сих пор старые, годами не обновлявшиеся, конспекты занятий, а, значит, некачественный продукт. А может воспользоваться идеями миллионов???
Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: « Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования». И с этим трудно поспорить. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста.
Интернет способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве.
Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание.
Читать дальше

ЦВЕТЁТ СИРЕНЬ

Ах, карнавал! Ах, карнавал!

В слове карнавал скрывается загадка.
В итальянском языке carne -- мясо,  vale -- прощай. Выходит, карнавал -- "Мясо, прощай!"? Что же это значит?
Перенесёмся в 13 век, в Италию, где добрые жители под руководством папы римского истово верили в Бога и очень любили веселиться. Как и русские, перед Великим постом итальянцы праздновали Масленицу, после которой на мясную пищу налагался запрет  -- на целых семь недель! В последний день  Масленицы жители пытались наедаться мясом почти на два месяца вперёд, гуляли по улицам, танцевали, пели озорные песни. Но в первый день Великого поста обращали свою душу к молитвам.
Вспоминая, как весело провели праздник, они называли эти дни карнавалом. Спустя семьсот лет уже почти никто не помнит, как возникло это слово, но все в мире любят яркие карнавальные шествия.

Слова -- ветер, а бранные слова -- сквозняк, который вреден.
У. Шекспир

У нас, в дельте Волги


Посмотреть на Яндекс.Фотках

ЛИРИЧЕСКОЕ

И снова  удар,
И снова осколки,
Горе, печаль, плач и тоска.
И снова удар,
И сердце разбито.
Прощай, моя милая!
Прощай навсегда!
Сергей С., ученик 8 класса

Велокросс. Наша школа в числе призёров!



Сегодня в городском велокроссе наша школа заняла 3 место. Получены соответствующие дипломы, грамоты и премия в размере 30 тысяч рублей. Героем дня стал ученик 9 а класса В. Котельников. Он финишировал третьим. Всего в кроссе участвовало около 2 тысяч человек.

14 мая 2011

Зачем ИКТ на уроках русского языка?

Использование новых информационных технологий, как показывает наш опыт, позволяет решать очень важные задачи. И среди первых следует назвать повышение интереса к русскому языку (в компьютерный класс не надо приглашать дважды). Разумеется, решается и главная задача – выработка устойчивых орфографических и пунктуационных навыков. Кроме того, расширяются рамки школьной программы по русскому языку, обогащаются лексикон учащихся, их кругозор. У ребят формируются навыки пользования мультимедийными предметными программами, уверенность в работе с ними, умение вести диалог с компьютером (иначе говоря, они смогут «разобраться» с интерфейсом любой учебной программы).
Источник здесь

Подробное или сжатое изложение: что легче?

Восьмиклассники писали подробное изложение (в соответствии с календарно-тематическим планом) художественного текста, в котором есть и диалог, и прямая речь (мысленный разговор героя), и немного описания внешности героя, и главное -- его размышления. Детям это показалось сначала очень трудным, но с заданием: подробно, с сохранением стиля и языковых особенностей пересказать текст -- они справились неплохо. Выполнение творческого задания  меня, однако, совсем не устроило. Большинство учеников не сумело  дать развёрнутый ответ на вопрос. Учить этому надо. Как, впрочем, и многому другому. В преддверии девятого класса это ощущается очень остро. 

13 мая 2011

Там, за горизонтом, там...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Blogger "тормозил" целый день

Так как я в блогосфере не так давно -- года ещё нет, с подобной ситуацией я столкнулась впервые. Сегодня  не было возможности войти в Панель управления и  разместить посты. Оказалось, что  на Блоггере велись технические работы, и там что-то пошло не так. В результате  в блогах пропали вчерашние сообщения, и некоторые блогеры  немножко попаниковали. Как быстро, однако, привыкаешь к  хорошему, удобствам  телекоммуникации, например, и совсем забываешь, что всякое может случиться... и  однажды мир может полететь вверх тормашками...
 Удачи всем! Возвращаемся на круги своя, то есть на страницы  блогов, и продолжаем там самовыражаться в меру своих сил. 

Принц кошачьего царства

принц кошачьего царства
«принц кошачьего царства» на Яндекс.Фотках