Девятиклассницы из нашей школы сегодня сдавали экзамен по мировой художественной культуре. На этот раз в форме рефератов с мультимедийными презентациями. Это был у всех первый опыт сдачи экзамена в таком, как теперь модно говорить, формате, и поэтому девушки волновались. Однако, справившись с волнением, они попытались донести до членов комиссии то, что узнали о Рафаэле Санти и его мадоннах, Альбрехте Дюрере и "Весне" Ботичелли, о загадочной улыбке Джоконды и о языческих верованиях древних славян, как эти верования отразились в быте и нравах наших предков. Я довольно часто публично сокрушаюсь об узости кругозора современных учеников. Так вот сегодня 9-классницы сумели опровергнуть мои суждения полнотой, ясностью своих ответов, пониманием того, о чём они говорили. Не все в одинаковой мере, но тем не менее...
Экзаменационный реферат -- достаточно непростая форма ответа при всей её кажущейся простоте -- материала в Интернете много. Требуется вдумчивая работа по его отбору, во-первых, во-вторых, необходимо этот материал "собрать вместе" и придать ему законченную и чёткую структуру, в-третьих, выигрышной может оказаться только такая работа, в которой присутствует "я" её автора -- нашего экзаменуемого.
Экзамены сданы -- можно идти в кино, можно отдыхать, читать, мечтать, начать подрабатывать и, наоборот, ничего не делать...