Апелляция, аномалия, антагонизм, апартаменты,авантюра, адвокат, аплодисменты, бойкот, вакансия, ватрушка, ветеринар, горизонт, габариты, гарнизон, дезертир, дефицит, декларация, интеллигентный, иждивенец, коварный, меридиан, реабилитация, поролон, катастрофа, комбинезон, корифей, компоновать, каморка, карнавал, конфорка, линолеум, меценат, мотивировать, ностальгия, наваждение, примитивный, панорама, парадокс, привилегия, палисадник, предварительный, привередливый пессимист, реставрировать, сертификат, стипендия, эксперимент.
Драбкина С. В., Субботин Д. И. "Русский язык 2012"
Источник здесь
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
18 февраля 2012
17 февраля 2012
День спонтанного проявления доброты
В России этот праздник, такой прекрасный по своей сути, практически вообще неизвестен. Предполагается, что в это день людям следует стараться быть не просто добрыми, что само собой разумеется, а добрыми беспредельно и бескорыстно…
Немногие в наше неспокойное время способны на такой "подвиг" – в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы все чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснуться нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых "бескорыстная помощь", "милосердие" и "отзывчивость" не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием и профессией.
Из «Молитвы человека пожилого возраста»
Из
«Молитвы человека пожилого возраста»
Алексея Германа («Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать лет без войны», «Проверки на
дорогах», «Хрусталёв, машину!», «Трудно быть богом»): «Господи, ты знаешь лучше
меня, что я скоро состарюсь. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я
обязан по любому поводу что-то сказать.
…Спаси
меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что-то улучшить. Пусть я буду размышляющим, но не занудой.
Полезным, но не деспотом. Охрани меня от соблазна детально излагать бесконечные подробности. Дай мне крылья,
чтобы я в немощи достигал цели. Опечатай мои уста, если я хочу повести речь о болезнях. Их становится всё больше, а
удовольствие без конца рассказывать о них – всё слаще.
…Не
осмеливаюсь просить тебя улучшить мою память, но приумножь моё человеколюбие,
усмири мою самоуверенность, когда случится моей памятливости столкнуться с
памятью других.
…Об
одном прошу, Господи, не щади меня когда у тебя будет случай преподать мне
блистательный урок, доказав, что и я
могу ошибаться.
…Если
я умел бывать радушным, сбереги во мне эту способность. Право, я не собираюсь
превращаться в святого: иные из них невыносимы в близком общении. Однако и люди
кислого нрава -- вершинные творения
самого дьявола. Научи меня открывать хорошее там, где его не ждут, и распознать
неожиданные таланты в других людях. Аминь».
О символическом значении красного цвета
Символические значения красного цвета многообразны и порой противоречивы. Красное -- это радость, красота, любовь и полнота жизни, а с другой стороны -- вражда, месть, война. Имя Адам (человек) происходит от еврейского adaman -- красная земля.
Что подчеркнуто сравнением цвета реки и цвета крови, бьющей из груди Данко?
Благодаря подвигу Данко люди будут жить полнокровной, "горячей" жизнью, как будет жить и сама земля, "продолжая" своего героя.
Об именах Изергиль и Данко
Римляне говорили: "Nomo est omen" -- "имя есть предзнаменование".
Предполагают, что имя Изергиль составлено из аккерманского топонима -- Исерлия и имени героини легенды Мамина-Сибиряка, гордой и страстно любящей Кара-Нингиль.
Фонетически слово "Изергиль" близко к слову "игграззиль" ("иггдразиль"). Так в скандинавских мифах называется гигантский ясень - структурная основа мира, древо жизни. Этот ясень во многом аналогичен библейскому древу познания добра и зла. Три корня Игграззиль простирались в царство мертвых, к богам и людям.
Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». В легенде важнейшие слова гордого человека: "Что сделаю я для людей?!"
Это можно понимать так: "Что я дам людям?". Его образ перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие муки ради близких людей.. В славянской мифологии имя светоносного божества Даждьбога образовано сочетанием слов "дать" и "бог". Возникают также и ассоциации с образом Иисуса Христа, который тоже отдал себя людям, взял на себя грехи мира.
16 февраля 2012
Образование деепричастий: интерактивные схемы
По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fbf9bf0a-c318-407c-b18e-9a6c56a11f4b/%5BRUS7_144%5D_%5BIA_379%5D.swf интерактивная схема "Образовани е деепричастий несовершенного вида".
Эта ссылка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed2bbdfa-26e5-4f50-9bcf-500d9f34fb65/%5BRUS7_144%5D_%5BIA_380%5D.swf приведёт вас к интерактивной схеме "Образование деепричастий от глаголов совершенного вида".
Ресурсы наглядные, простые и понятные. Обращаю на них внимание прежде всего 7-классников, которые завтра будут "проходить" эту тему, а также 9-классников, которым полезно материал о деепричастиях повторить.
Эта ссылка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed2bbdfa-26e5-4f50-9bcf-500d9f34fb65/%5BRUS7_144%5D_%5BIA_380%5D.swf приведёт вас к интерактивной схеме "Образование деепричастий от глаголов совершенного вида".
Ресурсы наглядные, простые и понятные. Обращаю на них внимание прежде всего 7-классников, которые завтра будут "проходить" эту тему, а также 9-классников, которым полезно материал о деепричастиях повторить.
Стивен Келман “Пиджин инглиш”
Мертвый пацан был мне почти что другом, наполовину. Мы с ним редко пересекались, потому что он старше и из другой школы. Он умел кататься на велосипеде без рук, и я никогда не хотел, чтобы он грохнулся. Я помолился за него про себя. Просто сказал «прости». Это все, что я помню из молитвы. И еще я свирепо посмотрел на кровь, воображая, как под взглядом кровь снова превращается в пацана. Я хотел оживить его. Я знаю, это возможно, там, где я жил раньше, один вождь сумел оживить своего сына. Но давным-давно, я еще не родился. Чесслово, это чудо было. А чудо не всегда срабатывает.
По этой ссылке http://novostiliteratury.ru/excerpts/stiven-kelman-pidzhin-inglish-fantom-press-2012/ можно бесплатно прочитать фрагменты новой книги Стивена Келмана "Пиджин инглиш".
Как экранизировали "Гарри Поттера": интересные факты
А в 2010 году, после окончания съемок, Эмма Уотсон сделала себе короткую стрижку. По ее словам, кардинальная смена имиджа стала своеобразным символом ушедшего детства. Для съемок в серии фильмов о Гарри Поттере, урожденной блондинке Уотсон приходилось постоянно подкрашивать волосы в темный цвет.
Дэниел Рэдклифф обучался манерам волшебника у британского иллюзиониста Пола Кива, а во время подготовки к фильму «Гарри Поттер и Орден Феникса», Дэниелу приходилось посещать профессионального психотерапевта, с целью понять, что должен чувствовать человек, которому пришлось потерять своих близких.
В американском штате Флорида проживает человек по имени Гарри Поттер. После выхода на экраны известного фильма, тезке знаменитого волшебника приходится нелегко — ему постоянно звонят несознательные поклонники “поттерианы” и заходят в гости любопытные журналисты.
У Дэниела Рэдклиффа редкая врожденная болезнь — диспраксия, из-за которой человек не может совершать точные механические движения. Дэниелу достаточно сложно быстро и разборчиво писать. Кроме того, у Дэниела была низкая успеваемость в школе, однако именно неудачи в учебе подтолкнули мальчика начать карьеру актера.
Читать полностью
15 февраля 2012
Об употреблении деепричастий. Роберт Саути "Лодорский водопад"
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
• Что в этом стихотворении показалось необычным?
-- Да-да, здесь употреблено 52 деепричастия. И ещё, не правда ли, что стихотворение похоже на водопад?
14 февраля 2012
Что необходимо отразить в сочинении на лингвистическую тему?
Автор - Борисов Сергей Александрович (интернет-портал "ProШколу.ru")
Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".
Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".
Красным цветом выделены основные моменты, которые необходимо отразить в сочинении на лингвистическую тему. Разумеется, что писать в сочинении об этом не надо.
Морфологические признаки деепричастия
По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dfb8d62-a850-4363-8e38-e4ae77903138/index_listing.html три варианта интерактивных заданий по теме "Признаки глагола и наречия у деепричастия". Упражнение для 7-классников и не только для них. Полезно повторить морфологические признаки деепричастия и ученикам 9 класса.
13 февраля 2012
Образец сочинения на лингвистическую тему (С 2.1)
"Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика, как они думают," -- писал учёный Г. Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое узнать о человеке. Докажем это.
Лексика -- это словарный состав языка, который мы используем в своей речи. Слова отражают наши мысли. Так, в предложении 16 употреблено слово утешь в значении порадуй. Это характеризует мастера Григория Ивановича как человека талантливого, умеющего найти яркое, выразительное слово для передачи переживания от колоритной пляски бабушки.
В унисон словам мастера звучит обращение Акулины Ивановны к нему -- свет (предложение 17). В нём ощущается теплота, уважение к человеку. Так грамматика, в частности, использование этого и других обращений (Яков Васильич, Григорий Иваныч, Яша), показывает, как искусство играть на инструменте или плясать, будто "жизнь рассказывать", делает людей и отношения между ними благороднее.
Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют о том, о чём и как думают люди.
Завтра идём в школу
Немного поздновато делаю это объявление. И тем не менее. Завтра будем учиться. В школе тепло, светло, и учителя вас заждались. Честно-пречестно... Продолжительность уроков обещали сократить. Это из-за маленьких ребятишек.
Он любил розы... особенно красные
...а за поворотом будет мостик через неширокий, но шумный ручей. Дальше дорожка приведёт к чудному, увитому розами крыльцу. И домик со стрельчатыми, сверкающими на солнце окнами распахнёт стеклянные двери в его обитель... Сегодня исполнилось два года, как не стало нашего дорогого любимого племянника Васи. |
12 февраля 2012
В ЖАНРЕ ФЭНТЕЗИ
О чем эта книга? Ни много ни мало – о природе чуда, а также о
том, как принимать взрослые решения, будучи еще совсем не взрослым, о волшебной
силе здорового чувства юмора и о том, как успешно сдать сессию, если в
канцелярии врагов зреет коварный план…
Член
российского Союза писателей и кандидат филологических наук создал очередное
произведение, которое способно зажечь интерес детей и (благодаря тонкому юмору)
понравиться взрослым.
Напомним,
что для детей Емец пишет не только книги, но и создает музыкальные спектакли.
Источник здесь
О рефлексии, или Самокопании по-русски
Самокопание, недовольство собой и
другими // бередит и разрушает душу…// и тело тоже – голова заболела даже. //
Казалось, забыла это ощущение, чувство ли, состояние. // Нет, вернулось оно,
а может, никуда и не уходило. //
Из словаря синонимов:
ДУМА – мысль, размышление, раздумье, помысел;
медитация, рефлексия (книжн.); думушка (народно-поэт.); помышление
(устар.). Из Краткого словаря современных понятий и терминов: РЕФЛЕКСИЯ (с
ударением на 2-м слоге) – (от лат. reflexio – обращение
назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание; обращенность познания человека на самого
себя, во внутренний мир, психические качества и состояние; склонность к
самоанализу. У Ожегова: РЕФЛЕКСИЯ
(книжн.) – размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к
самоанализу. // прил. рефлексивный. Вот
такое тебе самокопание!
Подписаться на:
Сообщения (Atom)