Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
03 марта 2012
"Три толстяка". По роману-сказке Юрия Олеши
Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2.1)
Всемирный день писателя
3 марта – Всемирный день писателя, учрежденный Международным ПЕН-клубом
Всемирный день писателя (полное название Всемирный день мира для писателя) — профессиональный праздник, празднуемый 3 марта, призывающий «четвёртую власть» выступать против негативных аспектов демократической печати, воздерживаться от лживых публикаций, преднамеренной фальсификации, умышленного искажения фактов или тенденциозно бесчестной их интерпретации ради политических, групповых и личных интересов.
В 1921 году был создан ПЕН-клуб, название которого происходит от аббревиатуры, образованной первыми буквами слов поэты (англ. poets), очеркисты (англ. essayists) и авторы новелл, романисты (англ. novelists). В совокупности эти три буквы создают слово ручка(англ. pen). В 1923 году в Лондоне состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба.
12—18 января 1986 года, во время работы 48-го по счёту международного конгресса ПЕН-клуба, его участники приняли решение заявить 3 марта как «Всемирный день мира для писателя». На тот момент ПЕН-центры уже имелись более чем в ста государствах мира.
В наши дни в ряде стран этот праздник расширил заявленный спектр. Сейчас он именуется просто «День писателя» и является поводом для воздаяния почестей наиболее отличившимся литературным деятелям. Источник здесь
Книга о волшебной стране кошек “Мяумуррия”
На вернисаже Антона Горцевича в Москве будет представлена книга о волшебной стране кошек “Мяумуррия”, в которой работы живописца объединились со сказками Нины Метлиной и стихами Вячеслава Метлина. Издание, заботливо переплетенное алой тесьмой, напоминает сундучок со сказками. В книге Нина Метлина рассказывает о двух непослушных котятах, сбежавших из дома и запутавшихся в невероятном клубке приключений. По словам писательницы, посоветовавшись с супругом, они решили пригласить проиллюстрировать эту историю именно Антона Горцевича, потому что “у него самые правильные коты из всех котов”. Художник дал согласие с одним условием – писать большие картины, а не маленькие иллюстрации – он не умеет рисовать маленькие рисунки и считает, что если уж писать, то масштабные полотна. В итоге эта “несостыковка” лишь придала изюминку книге, иллюстрации для которой оказались в десятки раз больше ее самой. Художник Антон Горцевич написал картины для сказки Нины Метлиной, а поэт Вячеслав Метлин сочинил забавные стихотворения для написанных ранее полотен, которые не вписывались в первоначальную концепцию книги. Таким образом, книга превратилась в настоящий арт-проект, тем более, что стихи написаны с оглядкой на взрослых, отчего “Мяумуррия” придется по душе не только детям, но и их родителям.
Источник здесь
Астрахань. Кофейная и кондитерская К. А. Шарлау
Двухэтажное сложное в плане здание, возведенное в конце XIX века по проекту архитектора К.К. Домонтовича, представляет интерес как образец богатого городского особняка, выполнявшего одновременно жилую и торговую функции. Первый этаж дома занимала известная в города кондитерская братьев Шарлау, наверху располагалась квартира хозяев заведения. С западной стороны к основному объему примыкают хозяйственные корпуса. Фасады оформлены в эклектичном стиле. Здание отличает использование многообразных лепных деталей. Фрагменты лепного декора сохранились как в интерьере бывшей кондитерской, так и в жилых помещениях. Выразительный архитектурный силуэт постройки дополняется угловой квадратной башней, завершенной четырехгранным куполом, несущим смотровую площадку. Активную роль в убранстве фасадов играет металлическая вязь: оформлена смотровая площадка, металлическое ограждение имеет крыша. Изначально над южным порталом существовал изящный балкон. Здание имеет и градостроительно е значение - закрепляет древнюю планировку городского центра, располагаясь на южной границе Белого города. В настоящее время используется по прямому назначению - здесь располагаются кондитерская и кофейня.
Источник здесь
Славится наш край долгожителями
В этом году сразу 47 наших земляков отметят свой 100- летний юбилей. Первыми астраханку Марию Миронову поздравляли родные и близкие. Вся большая семья Мироновых собралась за праздничным столом. Родилась Мария Миронова на берегах Волги, близ Икрянинского райцентра и была самой обаятельной и привлекательной среди своих подруг. Старинная фотография сохранила память молодых лет. Обаяние это не поблекло с годами и осталось на всю жизнь, говорят самые близкие. Всю жизнь она посвятила своей семье. Вырастила пятерых детей, сегодня у нее шесть внуков и 8 правнуков. Говорят, семья крепка добротой и согласием и это на самом деле так, считают самые близкие юбиляра.
- Анатолий Миронов сын юбиляра: "А еще семья держится на любви и заботе к своим родителям, дружбой между собой ,но все мы всегда помним и заботимся о своей маме". - Валентина Романова дочь юбиляра: "Характер у нее очень добрый и отзывчивый , в нас она вложила всю душу , наверное поэтому вся наша семья осталась такой большой и благополучной".
Мария Миронова не только вырастила своих детей, но и дала им всем достойное образование. Все старшие - выпускники ныне известных и престижных университетов и Вузов Астрахани. Достойный пример и для самых младших большой и дружной астраханской семьи Мироновых.
- Надежда Довгилова и Полина Дубовская правнучки юбиляра: "Счастья и здоровья нашей бабушке , желаем чтоб всегда рядом с ней были самые близкие ей люди".
По традиции, со столетием юбиляра поздравили социальные службы администрации астраханской области .От имени губернатора ей вручили ценные подарки. От депутатского корпуса семью поздравил депутат Государственной Думы России Леонид Огуль.
Источник здесь
- Анатолий Миронов сын юбиляра: "А еще семья держится на любви и заботе к своим родителям, дружбой между собой ,но все мы всегда помним и заботимся о своей маме". - Валентина Романова дочь юбиляра: "Характер у нее очень добрый и отзывчивый , в нас она вложила всю душу , наверное поэтому вся наша семья осталась такой большой и благополучной".
Мария Миронова не только вырастила своих детей, но и дала им всем достойное образование. Все старшие - выпускники ныне известных и престижных университетов и Вузов Астрахани. Достойный пример и для самых младших большой и дружной астраханской семьи Мироновых.
- Надежда Довгилова и Полина Дубовская правнучки юбиляра: "Счастья и здоровья нашей бабушке , желаем чтоб всегда рядом с ней были самые близкие ей люди".
По традиции, со столетием юбиляра поздравили социальные службы администрации астраханской области .От имени губернатора ей вручили ценные подарки. От депутатского корпуса семью поздравил депутат Государственной Думы России Леонид Огуль.
Источник здесь
Астраханские арбузы претендуют на столичную площадку
Источник здесь
02 марта 2012
А это наши астраханские герои!
Сегодня за проявленное мужество и героизм наградил медалью ордена за заслуги перед Астраханской областью троих ребят и одну девушку, которые, рискуя жизнью, в первые же секунды реально спасли из-под завалов людей. Без их мгновенной реакции и помощи люди однозначно бы погибли, ибо в следующую минуту подъезд рухнул.
Вот их имена:Бондаренко Кирилл Николаевич
Горбачева Наталья Анатольевна
Еременков Игорь Георгиевич
Поздняков Олег Геннадьевич.
Возможно, не всех определили, кто непосредственно спасал в этот момент, - буду благодарен за информацию. Надо всех отметить. Это и есть настоящие герои! Сейчас формируем список всех активных людей (и волонтеров, и блогеров, да и просто добровольцев), кто помогал в эти дни вместе с властью пострадавшим. 6 – 7 марта приглашу всех. Сбор информации за Базылевым и Камальдиновым.
Спасибо Вам всем! Я горжусь астраханцами!Источник Блог губернатора Астраханской области
20 ошибок в диктанте -- норма?!
Недавно в Google Plus'е одним моим знакомым была оставлена замечательная ссылка наинтерактивный диктант по русскому языку (кстати, весьма рекомендую всем пройти). Мои результаты оказались скромнее, чем у вышеупомянутого товарища (1 орфографическая ошибка, 2 пунктуационных).
Данный диктант проводился в нескольких российских городах. Согласно результатам, примерно половина респондентов получила оценку "2" (см. диаграмму ниже).
Оценки проходивших "Тотальный диктант" в 2004-2011 годах (по материалам официального сайта)
При этом меня заинтересовало следующее: а сколько ошибок сделает среднестатистический учащийся 11-го класса в подобной работе? Сказано — сделано. Всего в тестировании приняло участие 22 человека. На тест отводилось неограниченное время, Гуглом и соседями пользоваться, разумеется, было запрещено.
Результаты, в целом, меня не удивили. Самый лучший результат — 1 орфографическая и 7 пунктуационных ошибок. Только два (включая лучший) человека получили оценку выше "2".
Среднее количество ошибокОрфографических: 6,9
Пунктуационных: 13
Всего: 20.
Максимальное количество ошибок
Орфографических: 15 Пунктуационных: 21 Всего: 35
Для наглядности я построил гистограмму распределения общего числа ошибок. Как мы видим, середина распределения стремится к 20-ти ошибкам. Кстати, двоек по русскому языку нет :) Да и школа, в общем-то, достаточно хорошая, как и рассматриваемый класс.
Выводы можно делать разные, а можно вообще их не делать. Но единственное, что я могу сказать наверняка, так это кому надо сказать за сей результат спасибо — тов. Фурсенко.
Источник: Блог Астрономия, образование, программирование
|
Учимся правильно говорить
Азбучная истина. Подойдя к очереди в кассу или ко врачу в поликлинике, грамотно спросить у людей: кто последний? Предлагая гостю принять сидячее положение, вежливо сказать: садитесь, пожалуйста. А «кто крайний?» и «присаживайтесь» – это неправильно.
День кошек в России
Фелинология (от латинск. felinus — кошка и греческ. logos — наука) — наука о кошках, подчеркнула, что кошки — это умные животные, и если, в отличие от собак, они не приносят брошенную хозяином палку, то лишь потому, что «кошка не считает себя обязанной выполнять глупые приказы человека». У многих народов даже существует поверье, что кошки проживают несколько жизней.
Читать дальше
01 марта 2012
Блок-схема алгоритма применения правила
Текстовая формулировка правила для 5-го класса.
Сложными называются прилагательные, содержащие несколько корней. Существует три случая, когда между корнями сложного прилагательного требуется поставить дефис:
1. если прилагательное обозначает оттенки цветов (например, ярко-красный, сине-зеленый);
2. если прилагательное обозначает стороны света (северо-западный, юго-восточный);
3. если в словосочетании, от которого образовалось слово, был союз и или его туда можно легко подставить (например, физико-математический).В остальных случаях сложные прилагательные пишутся слитно.
Блок-схема, составленная по этому правилу:
Подобные схемы ученики успешно составляют практически для любого правила. Если правило состоит из множества пунктов и содержит слова-исключения, то алгоритмы получаются достаточно сложными. Если в классе оказываются ученики, интересующиеся программированием, то работа, начатая на уроке русского языка, может быть продолжена на уроке информатики или дома: алгоритм можно превратить в действующую компьютерную программу. На уроке, посвященном составлению блок-схемы, может быть не сделано ни одного упражнения, исписано совсем немного бумаги, но правило оказывается прочно закрепленным в памяти и применяется без ошибок, о чем свидетельствуют оценки за контрольные работы, проведенные как на следующем уроке, так и через полгода.
Источник здесь
Объявление о занятиях в МБОУ "СОШ № 49"
Завтра, 2 марта, учатся ученики 9-11 классов нашей школы. Со вторника, 6 марта, будут заниматься все учащиеся. Переселившихся в новые дома ребят будет перевозить выделенный для школы автобус. О времени его отправления в школу будет сообщено дополнительно. Назначена ответственная за организацию доставки учащихся в школу и из школы. Это Валентина Петровна Шулгитарова.
В 9 а классе пятым уроком будет химия вместо урока искусства.
29 февраля 2012
Умная школа: "Кандидаты в президенты провалили экзамен"
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов раскритиковал проводящуюся в стране реформу образования. По его словам, образование обязано быть «бесплатным, общедоступным и фундаментальным», а попытка изменить хотя бы одну составляющую обернется катастрофой. Главной угрозой образованию кандидат в президенты назвал ЕГЭ. «Из-за него уходит фундаментальность образования, когда детей учили думать и учиться,— заявил господин Миронов.— А в честной сдаче ЕГЭ никто не заинтересован: руководители регионов требуют, чтобы дети их области или республики не выглядели хуже других». Лидер справороссов пообещал, что в случае избрания его президентом сделает ЕГЭ добровольным для учащихся. «В каждом городе формируются независимые учительские комиссии — и они принимают экзамены у тех, кто не хочет сдавать ЕГЭ,— предложил Сергей Миронов.— Эти результаты отправляются в вуз, причем учителя не знают, куда собирается поступать ребенок». В конце своего выступления господин Миронов заявил, что сделает министром образования депутата от КПРФ Олега Смолина, известного своей критикой Минобрнауки. При этом лидер коммунистов Геннадий Зюганов дебаты вовсе проигнорировал.
Уроки русского: от упражнений к интерактивным диктантам
Чем объяснить низкий уровень практической грамотности выпускников средней школы? Если пытаться найти конструктивный ответ на этот вопрос, а не прятаться за общие формулы («они мало читают»), не рассуждать о «врожденной грамотности», не ругать министерство («опять количество часов сократили»), то придется обращаться к изучению психологических закономерностей понимания и запоминания.
Вот один из важнейших для педагогики выводов, который был сделан в результате многолетних исследований известным психологом Петром Ивановичем Зинченко еще в 60-е годы прошлого века: «Материал, составляющий непосредственную цель действия, запоминается конкретно, точно, более эффективно и прочно; тот же материал, относящийся к способам осуществления действия (операциям), запоминается обобщенно, схематично, менее эффективно и менее прочно»1.
Вот один из важнейших для педагогики выводов, который был сделан в результате многолетних исследований известным психологом Петром Ивановичем Зинченко еще в 60-е годы прошлого века: «Материал, составляющий непосредственную цель действия, запоминается конкретно, точно, более эффективно и прочно; тот же материал, относящийся к способам осуществления действия (операциям), запоминается обобщенно, схематично, менее эффективно и менее прочно»1.
В большинстве учебных пособий главы, посвященные орфографическим и пунктуационным правилам, строятся по одной и той же простой схеме. Сначала ученику предлагается правило, сформулированное в виде трех-четырех предложений по формуле «если…, то..., например, … ….», а ниже помещаются несколько упражнений, состоящих из примеров с пропущенными буквами и знаками препинания. Выполнение таких упражнений и составляет основную деятельность учеников при традиционном преподавании русского языка. Давайте проанализируем, что «конкретно, точно, более эффективно и прочно» запоминает ребенок при выполнении упражнений из учебников по русскому языку. В большинстве случаев, увидев слово с пропущенной буквой, обычный школьник обращается к правилу, которое напечатано в книжке перед упражнением, выбирает нужную букву и грамотно записывает слово. Правило в такой деятельности является средством достижения цели, а целью, соответственно, оказывается вставленная буква. Согласно описанной выше психологической закономерности получается, что традиционные упражнения эффективны лишь для того, чтобы запоминать, как пишутся конкретные слова, но не для того, чтобы качественно и долговременно закреплять в памяти правила. Очевидно, что выучить, как пишутся тысячи слов языка во всех грамматических формах, невозможно, гораздо рациональнее запомнить ограниченное количество общих закономерностей, по которым эти слова пишутся. Дальше
День траура
Разбор завалов в целом завершен. Погибло 10 человек. Сегодня в Астраханской области объявлен траур. Следствие в ближайшее время определит и причины, и виновных в случившейся трагедии.
Хочу поблагодарить всех, кто принял активное участие в оказании помощи пострадавшим, особенно отмечу молодежь, волонтеров и блогеров.Спасибо вам всем!
Очень много было звонков, обращений от граждан со всей России с желанием помочь. Спасибо за высокую гражданскую позицию!
И особо хочу поблагодарить нашего Председателя Правительства В.В.Путина за мгновенную реакцию, человечность и оказанную помощь в этой страшной беде. Принято решение – в течение 10 дней переселить всех жильцов дома в новостройки. Сам дом будет разобран.Мною принято решение – на этом месте вместе с прилегающей территорией ничего не строить, а весной разбить общегородской парк.
Каждой семье, потерявшей все имущество в обвалившихся квартирах, областной бюджет выделяет компенсацию.
Источник Блог губернатора Астраханской области
Хочу поблагодарить всех, кто принял активное участие в оказании помощи пострадавшим, особенно отмечу молодежь, волонтеров и блогеров.Спасибо вам всем!
Очень много было звонков, обращений от граждан со всей России с желанием помочь. Спасибо за высокую гражданскую позицию!
И особо хочу поблагодарить нашего Председателя Правительства В.В.Путина за мгновенную реакцию, человечность и оказанную помощь в этой страшной беде. Принято решение – в течение 10 дней переселить всех жильцов дома в новостройки. Сам дом будет разобран.Мною принято решение – на этом месте вместе с прилегающей территорией ничего не строить, а весной разбить общегородской парк.
Каждой семье, потерявшей все имущество в обвалившихся квартирах, областной бюджет выделяет компенсацию.
Источник Блог губернатора Астраханской области
Всем народом против беды
Штаб эвакопункта развернут в спортзале школы № 49. За последние два дня его посетили несколько тысяч жителей области, желающих помочь пострадавшим. Своих представителей в штаб эвакопункта направили различные ведомства и организации, способные помочь в скорейшем восстановлении документов, получении финансовой, медицинской, психологической помощи, страховки. Также в помещении штаба проводится вся процедура оформления документов и выдачи ордеров на переселение потерявших жилье в новые квартиры.
Источник здесь
Приведена цитата из статьи РИА Новости. А вот что я наблюдала вчера и сегодня в нашей школе. Именно в 49-й астраханской школе я и работаю.
Удивительно быстрое развертывание деятельности жизненно необходимых в условиях трагедии служб. Уже через 1,5 - 2 часа после взрыва в школе работали жилищная комиссия, разумеется, медики, группа по обустройству места для ночлега и пребывания пострадавших (все они или, по крайней мере, большинство ночевали в школе), а также прибывших ближе к ночи спасателей из Москвы, Волгограда, Ставрополя, Калмыкии.
Сегодня у нас было всё так, как описано в статье, как сообщают СМИ. Не стану повторяться. Меня взволновало до глубины души то, что в школу шли и шли люди, подъезжали автомобили. Они несли, везли всё: от буханок свежего хлеба и булочек до коробок с окорочками, многокилограммовых (я такие ни разу не видела) пакетов с макаронами. Половина спортзала заполнена одеждой, средствами гигиены, всем, что необходимо людям, оказавшимся в подобной ситуации. Вещи тут же предлагались пострадавшим, но мне казалось, что количество вещей не уменьшалось, потому что люди несли новые. Поистине всенародное желание помочь людям, попавшим в беду.
После обеда до вечера дежурила в столовой. Мы кормили пострадавших, спасателей, милиционеров -- всех, кто приходил в столовую. Бригады поваров менялись посменно. Наши школьные, из других школ. Рядом на раздаче была с Леной из первой школы. --Вас сюда послали? -- спросила не подумавши. Леночка ответила: -- Почему -- сама пришла, надо помочь. Потом она по телефону давала указания сыну, чтобы утром отвел дочку в школу, а после занятий она уж сама ее заберёт.
Волонтёры -- студенты вузов (наши выпускники и не только), курсанты речного училища, наши тепершние ученики -- мыли полы, на кухне чистили картошку, мыли посуду, разносили еду. Сейчас ночь, но девчата там, на посту.
Учителя дежурят в школе, сменяя друг друга, директор и его заместители. Марина Алексеевна, Наталья Ивановна и Сергей Павлович уже вторую ночь. Утром ближе к десяти встретила папу своего ученика Анатолия Александровича, школьного системного администратора. -- Пойду, -- говорит, -- Валентина Васильевна, посплю, всю ночь глаз не сомкнул. Ему пришлось в готовности держать всю аппаратуру: министр МЧС проводил совещание, пресс-конференцию.
Утром С.К. Шойгу снова был в школе. Встречался с пострадавшими, со всеми, кто обеспечивает необходимую в сложившейся ситуации работу. У нас большая школа, коридоры длинные (целый квартал занимает здание). И пока министр шёл от спален пострадавших до компьютерного класса, где проводил совещание, его остановили несколько женщин. Он выслушал каждую...
Вот такой, может быть, сумбурный мой взгляд изнутри на то, что случилось, что происходило вокруг. Не поделиться этим с вами, дорогие мои читатели, я просто не смогла и вот уже за полночь заканчиваю свои заметки. Спокойной вам ночи! Да хранит всех нас Бог от всяких бед!
27 февраля 2012
Произошла трагедия
В 13:09 произошел взрыв, по предварительным данным, бытового газа в жилом доме по ул. Н. Островского 150 к.1.
В результате произошло обрушение второго подъезда.
В подъезде 17 квартир. Спасено 13 человек (6 доставлено в больницу).
На данный момент неизвестна судьба 11 человек.
Идет разбор завалов.
Люди из всего дома эвакуированы и размещены в ближайшей школе № 49.
Источник: Блог губернатора Астраханской области
Этот дом находится через дом и детский сад от нашего дома. Мы услышали очень сильный первый взрыв -- сильно ударило по окнам, а потом второй взрыв послабее. Сразу бросилась смотреть списки, кто из учеников моего 9-го живёт в этом доме. К счастью, в другом подъезде, но в квартиры никого пока не пускают. В школе уточняли списки учащихся. Как могли утешали нашего библиотекаря: ее квартира как раз находилась в обрушившемся подъезде. Страх!
В результате произошло обрушение второго подъезда.
В подъезде 17 квартир. Спасено 13 человек (6 доставлено в больницу).
На данный момент неизвестна судьба 11 человек.
Идет разбор завалов.
Люди из всего дома эвакуированы и размещены в ближайшей школе № 49.
Источник: Блог губернатора Астраханской области
Этот дом находится через дом и детский сад от нашего дома. Мы услышали очень сильный первый взрыв -- сильно ударило по окнам, а потом второй взрыв послабее. Сразу бросилась смотреть списки, кто из учеников моего 9-го живёт в этом доме. К счастью, в другом подъезде, но в квартиры никого пока не пускают. В школе уточняли списки учащихся. Как могли утешали нашего библиотекаря: ее квартира как раз находилась в обрушившемся подъезде. Страх!
Приложение как грамматическое явление в языке
Приложение - это выраженный существительным второстепенный член предложения, который дает определяемому предмету другое наименование. Приложение поясняет имя существительное.
Приложение - разновидность определения. Например: У самого моря был камень, как черное сердце... Камень-сердце сверху был черный... (М. Пришвин).
Приложения обозначают:
-- профессию лица, его звание, должность, социальное положение, род занятий, возраст, родственные отношения пол и т. п. (француз-учитель, писаитель-романист, отец-старик);
-- свойства или качества живых существ (соловей-певун, петух-драчун, чайки-рыболовы);
-- образную характеристику лиц и предметов (приложения-эпитеты) (утес-великан, судьба-злодейка, проказница-зима);
-- географические названия (река Дон, порт Таганрог, город Ижевск, пустыня Сахара);
-- названия растений, птиц, зверей и т. д. (дерево кипарис, заяц русак, цветок лилия);
-- условные названия предметов (магазин "Оптика", журнал "Наука и техника", фильм "Ночной дозор");
-- прозвища (Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное Сердце);
-- клички животных и людей (медведь Муха, собака Дружок, гражданин по прозванью Каланча). Источник здесь
В предыдущем сообщении я приводила пример парцелляции из текста по Е. Велтистову. В данном тексте есть также пример приложения: Да, да, такой он и есть, синхрофазатрон, -- круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. Распространённое приложение помогает читателям представить, что такое синхрофазотрон. Используемое грамматическое явление позволяет нам увидеть, как рассказчик, 12-летний мальчик, думает. Пример наглядно иллюстрирует связь лексики и грамматики и подтверждает верность высказывания лингвиста Г. Степанова (зад. С2.1).
-- профессию лица, его звание, должность, социальное положение, род занятий, возраст, родственные отношения пол и т. п. (француз-учитель, писаитель-романист, отец-старик);
-- свойства или качества живых существ (соловей-певун, петух-драчун, чайки-рыболовы);
-- образную характеристику лиц и предметов (приложения-эпитеты) (утес-великан, судьба-злодейка, проказница-зима);
-- географические названия (река Дон, порт Таганрог, город Ижевск, пустыня Сахара);
-- названия растений, птиц, зверей и т. д. (дерево кипарис, заяц русак, цветок лилия);
-- условные названия предметов (магазин "Оптика", журнал "Наука и техника", фильм "Ночной дозор");
-- прозвища (Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное Сердце);
-- клички животных и людей (медведь Муха, собака Дружок, гражданин по прозванью Каланча). Источник здесь
В предыдущем сообщении я приводила пример парцелляции из текста по Е. Велтистову. В данном тексте есть также пример приложения: Да, да, такой он и есть, синхрофазатрон, -- круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. Распространённое приложение помогает читателям представить, что такое синхрофазотрон. Используемое грамматическое явление позволяет нам увидеть, как рассказчик, 12-летний мальчик, думает. Пример наглядно иллюстрирует связь лексики и грамматики и подтверждает верность высказывания лингвиста Г. Степанова (зад. С2.1).
Что такое ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ?
-- Спасибо, -- сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (36)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный.(39)А жаль.
Предложения 35 - 39 из КИМов на ГИА -- пример такого грамматического явления, как парцелляция. Что же такое парцелляция и какова её роль в тексте?
Парцелляция (синтаксис) -- фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков («дислокация», в терминологии швейцарского лингвиста Шарля Балли), например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её … и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец). Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.
- Парцеллированные конструкции представляют собой расчленение предложения на интонационно обособленные отрезки
- С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл
- Интенсивное вхождение парцелляции в наш язык обогащает его экспрессивными конструкциями. Придаёт ему естественность и живость, динамичность и выразительность.
- Именно в синтаксисе в первую очередь реализуются основные принципы искусства 20 века, которые, по словам известного исследователя синтаксиса русского языка В. Якимовича, «…освоило парадоксальное искусство строить дом, в котором крыша – ураган, а пол – землетрясение. Иначе говоря, есть нечто общее между кубизмом Пикассо, расщеплением атомного ядра и парцелляцией предложения»
26 февраля 2012
Подписаться на:
Сообщения (Atom)