Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
21 марта 2012
42 варианта задания В1
О синонимах, стилистически нейтральных словах, а также 42 задания В1 КИМов ГИА 2012 года по этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/12/1_15.html#more
На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.
Предлагаю потренироваться в замене слова стилистически нейтральным синонимом, выполнив задания в формате ГИА-2012.
Если какое-то слово вызовет у вас затруднение, вы можете обратиться к СЛОВАРЮ РУССКИХ СИНОНИМОВ. Это отличный помощник для вас! Вдобавок он очень удобен в пользовании.
И ещё: читайте внимательно задание! Оно может быть сформулировано несколько иначе!
1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест. Дальше по указанной выше ссылке.
Ответы на задания здесь
20 марта 2012
Сочинение: примеры из одного предложения
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в первой части предложения 30 «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило ее до неузнаваемости», нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность.
Интересно предложение 30 и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт преображения собаки, то во втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (112 слов)
Автор Настя. Источник здесь
По мнению учителя Бенделевой Любови Михайловны (Тетеркиной), надо учить ребят искать пример для анализа по лексике и синтаксису в ОДНОМ предложении. Это позволит сделать сочинение четче и лаконичнее. Она приводит в пример работу своей ученицы Насти по тесту 23 Сборника тестов ФИПИ.
Так в первой части предложения 30 «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило ее до неузнаваемости», нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность.
Интересно предложение 30 и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт преображения собаки, то во втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (112 слов)
Автор Настя. Источник здесь
По мнению учителя Бенделевой Любови Михайловны (Тетеркиной), надо учить ребят искать пример для анализа по лексике и синтаксису в ОДНОМ предложении. Это позволит сделать сочинение четче и лаконичнее. Она приводит в пример работу своей ученицы Насти по тесту 23 Сборника тестов ФИПИ.
Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными
В русском
языке представлен еще один тип придаточных предложений, не нашедший отражения
ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их
особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов
предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что
является причиной их выделения в отдельную группу.
Средства связи придаточной части с главной в этом типе
придаточного — союзные
слова что (в форме любого падежа с предлогом или
без него), отчего, почему,
зачем, вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП
присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это:
И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) —
средство связи — союзное слово что,
являющееся подлежащим.
Я здоров, чего (= этого) и вам желаю — средство связи — союзное
слово чего, являющееся
дополнением.
Он опаздывал, отчего (= от
этого) мы не могли
начать представление вовремя — средство связи — союзное слово отчего, являющееся
обстоятельством.
Источник здесь
Я люблю свою работу
Я люблю свою работу,
Я приду сюда в субботу
И, конечно, в воскресенье.
Здесь я встречу день рожденья,
Новый год, 8 Марта,
Ночевать здесь буду завтра!
Если я не заболею,
Не сорвусь, не озверею,
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.
От работы дохнут кони,
Ну а я... бессмертный пони .
Автор Svetlana Prostova. Источник здесь
Я приду сюда в субботу
И, конечно, в воскресенье.
Здесь я встречу день рожденья,
Новый год, 8 Марта,
Ночевать здесь буду завтра!
Если я не заболею,
Не сорвусь, не озверею,
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.
От работы дохнут кони,
Ну а я... бессмертный пони .
Автор Svetlana Prostova. Источник здесь
Что такое школа?
Вопрос, обозначенный в заголовке, наверняка имеет много разных ответов. Очень часто эти ответы формулируются сложно, на "птичьем" педагогическом языке. А что если попробовать попроще?
Кандидат в президенты РФ, миллиардер Михаил Прохоров ответил на этот вопрос так: "Школа должна быть местом, где воспитывают гражданское общество. Школа не только должна быть местом, где учится ребенок, но это должно быть место, где внедряется наша культура. Должны развиваться библиотеки, спортивные залы, чтобы школа работала 24 часа, чтобы могли приходить родители с детьми и вместе заниматься в кружках, заниматься спортом".
Не сомневаюсь, что у большинства педагогов "кипит разум возмущенный" от мысли, что это предложение может воплотиться в жизнь. "Как так!? Давайте вообще всё переложим на школу, заставьте нас работать 24 часа, а сами развлекайтесь и отдыхайте - вот здорово". Несомненно, такую позицию можно понять, но, если попробовать отвлечься от идеи круглосуточной работы и посмотреть в суть, то...
19 марта 2012
Война в жизни моей семьи
Сочинение на городской конкурс
"В жизни всегда есть место подвигам"
Я не была участницей войны,
Но по рассказам бабушки и деда,
Хотя лишь мира, хлеба, тишины,
Сражаясь, наш народ ковал победу.
Юлия Агашкина
Война – это горе и слёзы. В каждую семью она принесла беду: матери лишились сыновей, жёны – мужей, дети – отцов. Война в памяти людей, её переживших, всплывает самым страшным воспоминанием. Мой прадедушка умер. О нём и о той войне я пишу по воспоминаниям бабушки.
Великая Отечественная война не обошла мою семью стороной. Она началась 22 июня 1941 года, а уже 10 августа моего прадеда Горбунова Василия Михайловича призвали в армию. До войны он работал бухгалтером в «Рыбснабе». Было у него всё: уютная квартира, милая жена, прекрасные дети. Счастливая жизнь вмиг оборвалась в тот чёрный июньский день.
Моя прабабушка была медсестрой в медицинском пункте по обслуживанию и эвакуации раненых солдат. Дальше Автор Екатерина Ротанова, ученица 6 в класса МБОУ "СОШ № 49" города Астрахани.
ГИА: читайте и разбирайте тексты на уроках литературы
Экзамен по литературе выбирают немного выпускников 9-11 классов. И к сожалению, интерес к предмету в школе, точнее, внимания урокам литературе сейчас уделяется меньше, чем раньше, когда экзамен по литературе был обязательным и все писали сочинение. Однако знание литературы нынче проверяется на экзамене по русскому языку. В контрольно-измерительных материалах ГИА используются тексты, которые мы читаем на уроках литературы в 5-9 классах. Например, в демоверсии-2012 используется текст рассказа Б. Васильева "Экспонат №....", который " проходят" в 8 классе по учебнику Т. Курдюмовой. В тренировочных вариантах встретились тексты из "Детства" М. Горького, "Приключений Электроника" Е. Велтистова, "Чучела" В. Железникова, тексты из произведений А. Алексина, Ю. Бондарева и других авторов. Так что читайте и разбирайте тексты на уроках литературы. Это поможет вам, во-первых, выполнить задание А1 -- правильно понять основную мысль текста, во-вторых, найти примеры лексических и грамматических явлений для сочинения на лингвистическую тему (С2.1). И в-третьих, если вы выберите задание С2.2, то сможете аргументированно объяснить содержание фрагмента текста и получить высокий балл.
Требования к ГИА: видеоконсультация
По этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html#more видеоконсультация "Требования к ГИА. Инструкция по выполнению работы". Это первая консультация. Будет продолжение.
18 марта 2012
О связи содержания и формы: задание С2.1
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
К примеру, использование контекстуальных синонимов ("мужчина лет тридцати" и "приезжий" из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии. А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. Автор Бузина Е.В. Источник здесь
Светить -- значит нести людям добро
Поэзия для Маяковского -- солнце, освещающее путь человека во тьме, мощное оружие в руках поэта, открывающего людям путь к истине.
Солнцем русской поэзии был и остается А.С. Пушкин. Рядом с ним сияет солнце новой поэзии, не похожей во многом на прежнюю, но так же, как и во все времена, несущей людям свет. Достаточно сравнить строки:
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Стихов и света кутерьма -- сияй во что попало!
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Светить всегда, светить везде...
Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении "Необычайное приключение..." несут последние строки. Герой стихотворения восклицает: "А тут не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!" В финале стихотворения звучит фраза, которая объясняет необходимость таких усилий.
Светить -- значит нести людям добро и красоту, выполнять высокую миссию поэта.
О "лесенке" Маяковского и ещё кое о чём
Поэт писал с иронией: "А попробуй // в ямб // пойти и запихни // какое-нибудь слово, // например, млекопитающееся".
Преобразование ритмического рисунка ("лесенка") приводит к тому, что слова в потоке речи, во-первых, выделены в большей степени, чем в классике (за счёт пауз), и во-вторых, группируются по иному принципу.
Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, ещё более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение.
И ещё об одной особенности поэтики Владимира Маяковского.
И ещё об одной особенности поэтики Владимира Маяковского.
В сто соРок соЛнц закат пыЛаЛ, // в июЛь катиЛось Лето, // быЛа жаРа, // жаРа пЛыЛа -- // на даче быЛо это. // ПРигоРок Пушкина гоРбил АкуЛовой гоРою, // а низ гоРы -- // деРевней быЛ, // кРивиЛся кРыш коРою.
Слова, несущие основную смысловую нагрузку, акцентированы при помощи аллитераций. Таким образом создаётся особое звучание стихотворения -- торжественное, приподнятое.
17 марта 2012
Составное глагольное сказуемое: и лексика, и грамматика
Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
«Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (104 слова)
Автор Беспалова Т.В. Источник здесь. А также на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений".
Автор Беспалова Т.В. Источник здесь. А также на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений".
...Ты теперь всегда будешь делать домашние задания?
Ещё один сценарий фильма об Электронике.
Электроник входит в класс, осматривается и с восторгом говорит: "Какое необычное место! Какая уютная обстановка!" Одноклассники в недоумении оглядываются на него. Кто-то удивленно вопрошает: -- Ты что, Сыроежкин, с дубу рухнул? Можно подумать, что никогда в кабинете математики до сих пор не был.
-- Конечно же, был, -- догадываясь о своем промахе, оправдывается Электроник. -- Мне кажется, что здесь что-то изменилось.
-- Просто мы с девочками тут убрались, -- сообщает Верочка.
Звенит звонок. Все рассаживаются по своим местам, Электроник садится за третью парту первого ряда, достает учебник, тетрадь, дневник, кладёт на стол пенал. Сосед в недоумении: Сыроежкин ли это? У него отродясь на парте, кроме листка бумаги, ничего не было. Санёк, так зовут соседа по парте, успевает сообщить, что он вчера был с отцом на рыбалке и поймал огромадного сома. Электроник отвечает: -- А я маме с уборкой квартиры помог.
Мальчики получают замечание от учительницы Тамары Львовны, а Сыроежкина она к тому же вызывает к доске, чтобы он объяснил, что такое пропорция и привёл пример.
Электроник начинает:
-- Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует насколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и другие. В математической равенство двух отношений выражается формулой a : b = c : d, и каждый член её может быть определён через остальные три. (Учительница в восхищении, ребята недоуменно переглядываются между собой). Электроник продолжает: -- В гармонической пропорции три элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами. Например... Он бойко заполняет пространство доски примерами. Тамара Львовна на седьмом небе от счастья и ставит Сыроежкину пятерку в журнал.
Одноклассники живо обсуждают это уникальное событие.
-- Да ему просто повезло, -- заявляют одни.
-- Может, Серёжка за ум решил взяться, -- предполагают другие.
-- Серый, ты что теперь всегда домашние задания будешь делать? -- спрашивает Санёк.
-- Всегда. Я теперь другой! -- гордо отвечает Электроник-Сыроежкин.
Светлана Х. 7 класс
Как стать активным читателем блога?
Уважаемые гости
блога!
Я рада Вашему визиту!
Если Вам здесь понравилось, если Вас заинтересовали посты (сообщения) блога,
если Вы хотите предложить сотрудничество или что-то посоветовать для
совершенствования блога, Вы можете стать АКТИВНЫМ читателем блога!
Что для этого нужно?
Создать аккаунт, если его еще нет. Здесь - инструкция https://accounts.google.com/signup?hl=ru
После этого Вы сможете оставлять комментарии после поста, вызвавшего Ваш интерес. Нажмите на слово "коммент." внизу поста, откроется окно, там Вы увидите инструкцию. Можете добавить себя в список постоянных читателей блога, нажав на слово "Войти". Дальше - по появляющимся окнам.
Создать аккаунт, если его еще нет. Здесь - инструкция https://accounts.google.com/signup?hl=ru
После этого Вы сможете оставлять комментарии после поста, вызвавшего Ваш интерес. Нажмите на слово "коммент." внизу поста, откроется окно, там Вы увидите инструкцию. Можете добавить себя в список постоянных читателей блога, нажав на слово "Войти". Дальше - по появляющимся окнам.
Надеюсь обрести в Вашем лице новых друзей!
"Слово -- одежда всех мыслей и фактов"
Этими словами М. Горький указал на обязательную связь между формой и содержанием высказывания, словом и его значением. Такую "одежду" необходимо подбирать "по мерке" и "со вкусом".
В литературном языке за отдельными словами закрепляются вполне определенные значения. Говорить и писать точно — это значит сохранять те значения, которые в языке установились. Источник здесь
Тезис вполне уместно использовать в сочинении на экзамене.
16 марта 2012
Тезис к сочинению на лингвистическую тему (С2.1)
Автор -- академик Г.В. Степанов. Взято из Введения к Энциклопедическому словарю юного филолога (М., 1984). Отрывок начинается словами одного из героев романа Ф.И. Достоевского "Подросток".
"А, и ты иногда страдаешь что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и даётся лишь избранным, дурак всегда доволен всем, что сказал". Сказано сильно, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О том, что мысль крепко-накрепко связана. со словами, что выразить её в слове дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего выражения.
15 марта 2012
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и
обстоятельственные.
Источник здесь
Определительные наречия
характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество,
способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и
подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа
действия (как? каким
образом?): быстро, так,
вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия
называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на
следующие разряды:
— места (где?
куда? откуда?): справа,
там, наверху;
— времени (когда?
как долго?): вчера, тогда,
весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем?
для чего?): назло, зачем,
затем.Источник здесь
Классификация наречий по функции
По функции выделяют два разряда местоимений — знаменательные
и местоименные
Знаменательные наречия
называют признаки действий или других признаков, местоименные —
указывают на них, ср.: справа —
где, налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера —
тогда.
Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются
не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).
Местоименные наречия могут быть подразделены на классы
в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда —
указательные, где, куда, зачем —
вопросительно-относительные, везде,
всюду — определительные и т. д.
Источник здесь
Источник здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)