Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
По этой ссылке http://russkiy-na-5.ru/articles/219 интерактивное упражнение по разбору слова по составу. Только сразу не подглядывать в ответы! Сначала разберите слово, а потом себя проверьте. Желаю успеха!
Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации:
1.Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 1288 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 794 с.
3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.— М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 943 с.
4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. — М. : «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 782 с.
Тихонов А. Н.Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с. Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – один из самых востребованных словарей в школьной практике изучения русского языка. Слова в этом словаре разделены на значимые части – морфемы, то есть разобраны по составу. В сложных случаях преподаватели и школьники могут проверять по Словарю результаты проведенного ими самими морфемного анализа. В Словаре впервые интерпретируется морфемное строение значительного массива русской лексики – около 95 тыс. слов. Словник Словаря построен на базе словника 29-го издания "Орфографического словаря русского языка" (М., 1991). Словарь рассчитан на учителей, учащихся, широкий круг читателей.
Ссылка , пройдя по которой, вы можете узнать морфемный состав любого слова. У словаря очень удобная навигация. Попробуйте!
Например, сегодня в 7 классе мы разбирали наречия мгновенно, неприязненно, бездейственно. Разумеется, используя критерий Винокура. С н и нн разобрались, а дальше... Как, к примеру, разобрать слово мгновенный? Согласно словарю, мгновен/н/ый (если имеющий отношение к мигу, то корень мг-) -- мгновен/н/о; без/дей/ств/енн/ый -- без/дей/ств/енн/о (без/дей/ств/и/е).
По этой ссылке http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_118 правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Его полезно повторить. А самое главное здесь размещено интерактивное упражнение на эти правила. Нужно выбрать вариант правильного написания наречия, а потом можно проверить и прочитать комментарий к орфограмме.
Суффикс -а, -о, -е образует наречия со значением оценки действия ( певуче, сильно, стремительно, снова, умоляюще, растроганно, смягчающе, взволнованно).
Суффикс -и образует наречия от основ прилагательных, имеющих суффикс -ск- ( дружески, логически, систематически).
Суффикс -жды образует наречия от количественных числительных ( однажды, дважды).
Суффикс -учи (-ючи) образует наречия от основ глаголов (играючи, крадучись).
Постфиксы -то, -либо, -нибудь образуют наречия, в которых при самом обобщенном указании на место, время, образ действия они остаются неопредёленными( где-то, где-либо, куда-нибудь, когда-то, как-нибудь).
Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами -ений(влад-ени[й-э]), -тий- (взя-ти[й-э]), -ий- (самолюб-и[й-э], арм-и[й-а]), -й- (счасть-[й-э], старь-[й-о]), -аций- (делег-аци[й-а]). Во всех этих случаях ий или й относятся к суффиксу, а не к окончанию.
Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв). Ср.:юбоч-к-а(корень юбоч- — юбк-а и суффикс -к(а)) —пил-оч-к-а(корень пил- — пил-а и суффиксы-оч- и-к: а)-оч-(здесь есть беглая гласная и чередование к/ч) — пил-к-а, пил-ок; б) -к(а) — пил-оч-к-а, тёл-оч-к-а).
Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов. Ср.: косн-ость (от косный, где косн- — корень),готов-ность (от готовый, где готов- — корень), грамот-н-ость (ср.: грамот-а → грамот-н-ый → грамот-н-ость).
Выделение в качестве суффикса части корня или основы: любл-ю (корень любл- с чередованием б/бл); бесед-уй-те(в данном суффиксе наблюдается чередование -ова-/-уй-, причем обычно [й] не получает специального графического выражения (перед гласной буквой) — бесед-у[й-у], а в повелительном наклонении (перед согласной буквой) такое графическое выражение есть — бесед-уй-те). Источник здесь
В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово, и их лексическое значение.
Образец рассуждения:
Сравним морфемный состав имён существительных:Сашенька, вишенка, горошинка.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк-: «Сашенька — уменьшительно-ласкательное к Саша».
В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -к-: «Вишенка— маленькая вишня».
В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина — единичная составляющая гороха»; суффикс -к-: «Горошинка— маленькая горошина».
Сравним морфемный состав имён прилагательных:мечтательныйисознательный.
В слове мечтательный(мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать — предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель — тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный — такой, как мечтатель; свойственный мечтателю».
В слове сознательный(со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный — такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Эта книга адресована учащимся, изучающим родной язык по любому из действующих учебников. Она соответствует программе средней школы и будет незаменимым помощником при выполнении домашних заданий и контрольных работ. Словник пособия (более 8500 слов) включает не только все слова из школьных учебников, предлагаемые в них для морфологического разбора, но и однокоренные к ним слова, и слова современного русскоголитературного языка, культура использования которых повышает уровень речевой и орфографической грамотности.
Омонимы (от греч. homos — одинаковый и onoma — имя) — слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению, например, «глава», «ключ», «коса», «крыло», «лук», «рукав» и др. Например, слово «ключ» может обозначать: ключ от замка, гаечный ключ, родник (ключевая вода), верхний камень, замыкающий сооружение (ключевой камень).
Омонимы бывают полные (совпадают как в произношении, так и в написании: «коса», «рукав») и неполные (совпадают лишь по произношению: «поколочу», «по калачу») — омофоны.
От омонимов отличают слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: «óрган — оргáн». Такие слова называют омографы.
Правописание наречий и наречных сочетаний,
возникших из сочетаний «предлог + существительное в определённом падеже», во
многом определяется традицией.
Вместе с тем слитное и раздельное
написание наречий и наречных сочетаний зависит:
1. От типа существительного, к
которому восходит наречие:
а) обычно пишутсяслитнонаречия, имеющие в своём составе
именные формы, которые в современном русском языке не употребляются: вдоволь,
взаперти, спозаранку, впросак, наяву.
Исключения: во всеоружии, во
всеуслышание, без обиняков, до зарезу;
б) обычно пишутсяслитнонаречия, если между
предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может
быть без изменения смысла вставлено определение или если после предлога к
существительному не может быть поставлен падежный вопрос: бежать вприпрыжку,
отказаться наотрез, говорить наперебой. Исключения: сделано на совесть, под
стать кому-то;
в) обычно пишутсяслитнонаречия, образованные из
предложно-падежных форм, если в современном русском языке есть омонимичное
сочетание существительного с предлогом (в другом значении): надеть фуражку
набок (фуражка находится на голове, а не на боку!) — лошадь упала на бок.Исключения:на славу потрудиться (наречие) — на
славу не рассчитывай (существительное с предлогом); читать стихи на память
(наречие) — только на память не надейся (существительное с предлогом);
г) обычно пишутсяслитнонаречия, образованные от существительных
с пространственным и временным значениемверх, низ, перёд, зад, высь, глубь,
даль, ширь, век, начало и др.: поглядеть вверх, запомнить навек, оглянуться
назад, сначала подумать;
д)раздельнопишутся омонимичные формы
существительного с предлогом, существительное в этом случае употреблено в своём
прямом значении и имеет зависимое прилагательное или существительное: Сначала
подумай, потом отвечай (наречие) — С начала встречи прошло три часа
(существительное с предлогом); Он взглянул наверх (наречие) — Он поднялся на
верх лестницы (существительное с предлогом).
Примечание. Надо
запомнитьраздельныенаписания: на века, на веку, от века
(т.е. издавна, с незапамятных времён), на веки вечные, на веки веков.
Надо запомнитьслитныенаписания: сверху донизу, сверху вниз,
снизу вверх.
Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский
Скульптура «Царь-рыба».Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осетра, рвущего сети — рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя — «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка, с которой можно любоваться на протекающий внизу Енисей. Источник здесь
Виктор Астафьев родился 1 мая1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Овсянка — родное село писателя (вдали, между автодорогой и рекой Енисей)
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом. Читать дальше
Обратите внимание, что структура всех вариантов экзаменационной работы ГИА по каждому общеобразовательному предмету едина, поэтому рекомендуем ознакомиться с размещенными на сайте ФИПИ документами, определяющими эту структуру, а также содержание КИМ
Информацию о содержании КИМ по предмету вы найдете в кодификаторах, спецификациях и демонстрационных вариантах экзаменационных заданий.
Имейте в виду, что варианты КИМ, которые вы получите на экзамене, разрабатываются в режиме строгой секретности и становятся публичными лишь в момент проведения экзамена.
Демонстрационные варианты КИМов по всем предметам здесь
«Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, — отмечал в 1933 годуА. И. Куприн. — Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирождённый москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа» [2]. Если отбросить несправедливое и обидное для богатой отечественной литературы обобщение — «единственный», — эта оценка окажется верной и в наши дни.
Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября1873 года в Замоскворечье в
известной московской купеческой семье Шмелёвых. Дед Ивана
Сергеевича — государственный крестьянин из Гуслицкого края (Богородского уездаМосковской губернии) —
поселился в Москве после пожара 1812 г.Сергей Иванович Шмелев (1842—-1880) - отец
писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, он
являлся хозяином большой плотничьей артели, держал банные заведения и был подрядчиком. По характеру
Сергей Иванович представлял собой очень жизнелюбивого человека, что
положительно отразилось в воспитании будущего писателя.
Семья Шмелёвых была
благополучная, православная с патриархальным ладом. В дальнейшем у Ивана
Шмелева будет особая тяга к религии, что скажется на его философских взглядах и
творчестве.
Окружение маленького Ивана
Шмелева составляли мастеровые,
рабочие-строители, с которыми он близко общался. Поэтому "влияние
двора", где чувствовался мятежный дух и раздавались различные песни,
прибаутки, поговорки со своим разнообразно-богатым языком, не могло не
отразиться на его мироощущении и позднее в произведениях. Позднее Шмелев
напишет: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему...».
Изначально Шмелев получал
образование на дому, где в роли учителя выступала его мать, которая постепенно
вводила юного писателя в мир литературы (изучение Пушкина, Гоголя, Толстого и
др.) мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелев.
Во время революции Шмелёв уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920Крым был занят красными частями. Трагичной оказалось судьба Сергея - единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер царской армии был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорен к смерти. Это событие, а также пережитый его семьей страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, привели Шмелёва к тяжелой душевной депрессии. В январе 1923 года Шмелев окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет. Годы, проведенные в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью.
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов. Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека. Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова. Автор Кузнецова Наталья. Источник здесь
И улыбались люди где-то.
Вселял он в души доброту.
За это я его люблю.