05 мая 2012

Торжественно и грустно до боли

В нашей школе сегодня состоялась торжественная линейка, посвященная Празднику Победы. Было строго и торжественно и очень грустно. Звучали стихи и военные песни, слова благодарности ветеранам и людям, пережившим ту страшную войну. С каждым годом их всё меньше и меньше приходит  к нам на встречу. Нынче было лишь четверо: вдова участника Великой Отечественной и дети войны...
Наши гости. Чуть позже им преподнесёт цветы  каждый ученик школы.
Группа учащихся школы направляется к памятнику воинам-интернационалистам,
чтобы возложить венок и цветы.

"Они погибли слишком рано..."

"Они погибли слишком рано. Но не только эта трагическая судьба двадцатилетних поэтов волнует нас. Волнуют их стихи, даже тогда, когда мы осознаём их несовершенство", -- писал о поэтах военных лет Давид  Самойлов. Волнуют потому, что в них запечатлены характерные мысли и чувства целого поколения, запечатлены цельно и неповторимо. А мысли эти и чувства -- звено в закономерном развитии русской поэзии, тот мостик, который соединяет  довоенное поколение советской поэзии с послевоенным...
Когда сегодня на уроке семиклассники читали стихи поэтов-фронтовиков, они с горечью и удивлением замечали, а смотрите, как мало эти люди прожили на свете. И в стихах у них всё вроде бы обыденно, просто, но трогают эти строки почему-то... Дети ещё не умеют выразить свои чувства, но я вижу, вижу, как они пытаются понять поэтические строки и объяснить  необычность их воздействия на чувства и мысли свои, на свою душу. 
Влад Е., ученик 7 б класса, читал наизусть вот это стихотворение Бориса Богаткова. Прочитав, стал пересказывать "своими словами", обратив внимание на то, как парень (лирический герой) по-особому, с гордостью воспринимает то, что призван в армию.
ПОВЕСТКА
Все с утра идет чредой обычной.
Будничный, осенний день столичный –
Славный день упорного труда.
Шум троллейбусов, звонки трамваев,
Зов гудков доносится с окраин,
Торопливы толпы, как всегда.
Но сегодня и прохожим в лица,
И на здания родной столицы
С чувствами особыми гляжу,
А бойцов дарю улыбкой братской:
Я последний раз в одежде штатской
Под военным небом прохожу.
1941
О Борисе Богаткове можно узнать в материале по этой ссылке.

04 мая 2012

Поэты, не вернувшиеся с войны

Всеволод Николаевич Лобода (1915-1944) --
 поэт-фронтовик
Муса Джалиль. татарский советский поэт 15 февраля 1906 - 25 августа 1944. 
Борис Андреевич Богатков - поэт-фронтовик, 1922-1943гг.
Пал смертью храбрых.
Посмертно 
награждён орденом
Отечественной 
войны 1-й степени.


Майоров Николай Петрович(1919-1942) - поэтполитрук пулеметной роты

* * *
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
                       А. Твардовский

Правописание отрицательных местоимений. Запоминалка


В отрицательном местоимении
Знай: под удареньем НЕ,
А НИ – без ударения!
Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.  

А что там...

А что там...
«А что там...» на Яндекс.Фотках

Не кто иной, как -- никто иной, кроме

Конструкции не кто иной, как и не что иное, как, в которых кто и что могут стоять в косвенных падежах без предлогов и с предлогами (не кого иного, как; не чему иному, как; не у кого иного, как; не с чем иным, как и т. д.), следует отличать от конструкций, в которые входят местоимения никто и ничто (тоже в разных падежах без предлогов и с предлогами). Ср. попарно следующие примеры: 1) Это не кто иной, как его родной брат. — Никто иной, кроме его родного брата, не может этого знать. 2Это не что иное, как самый наглый обман. — Ничто иное его не интересует. 3) Он встретился не с кем иным, как с президентом страны. — Ни с кем иным, кроме президента, он не согласен встречаться. 4) Он согласился не на что иное, как на руководство всей работой. — Ни на что иное, кроме руководящей должности, он не согласится. В каждой паре первое предложение утвердительное, второе — отрицательное.
Источник здесь Правила русской орфографии и пунктуации.
  
В данном правиле следует обратить внимание на два момента. Во-первых, если есть союз как, то пишется не  и раздельно, и если есть предлог кроме, то ни и слитно. Во-вторых, предложение с не кто иной, как (не что иное, как) утвердительное, с никто иной, кроме (ничто иное, кроме) отрицательное.

«ГИА по русскому языку. 2012 год. Авторский вариант» №10 для 9 класса

По этой ссылке   http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia21.xml  тест онлайн по русскому языку в формате ГИА. Проверьте свои знания!
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании

Поколение -- колено -- коло- (круг)

В слове поколение мы выделяем корень колен- со значением "род, племя"; Например, в Библии упоминается колено Израилево. Сразу возникает вопрос: имеет ли этот корень что-нибудь общее с коленным суставом?
Для ответа нам надо понять, почему колено названо коленом. В нём слышится  очень распространённый древний корень коло-, такой же, как в словах колесо, кольцо, около, калач (первоначально колач). Основное значение этого корня -- "круг".
Какое отношение имеет колено человека к кругу? Коленный сустав действительно округлый, он даёт голени возможность вращаться.
Слово колено в значении "род, племя" будет коленному суставу двоюродным братом. Общий их предок -- коло- "круг". Человеческая жизнь, как и всё в мире, подчинена природным ритмам. Круг -- от рождения до смерти -- повторяется в жизни каждого человека. Мир цикличен, и одно поколение -- часть всеобщего кольца, удивительного круга жизни.

03 мая 2012

А вам слабо?

А вам слабо?
«А вам слабо?» на Яндекс.Фотках

Арттерапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции

Учеба должна быть для каждого ученика источником «радости, восторга, удивления». Новый метод арт терапии позволит вам на уроках литературы развить творческие способности учащихся, проанализировать произведения художественной литературы на основе собственных впечатлений и выразить их в форме рисунка, стихотворения, песни. Это не мешает анализу произведения, а лишь помогает создать общую картину. Именно этот метод позволит раскрепостить и "разговорить" даже самых молчаливых учеников, так как в этой работе каждый находит себе форму реализации своих возможностей.
Читать полностью здесь

Чередование в русском языке

Чередование в русском языке часто вызывает  трудности правописания. Вот одно из них, от которого значение корня не меняется. В данном случае чередование вкупе с ударением помогает в образовании вида глагола.
Выровнять (сов. вид) -- сделать ровным.
Выравнивать (несов. вид) -- делать ровным

Подготовка к ГИА. Обобщающая работа по орфографии

1. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) поучительный     2)общественный       3) предложение         4) чемпион 
2. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
1) различать     2) типичный    3) прислониться     4) сиреневый
3. Укажите слово с безударной чередующейся гласной в корне.
1) веселье  2) сравнение   3) затянуть    4) сезонный 
4. Укажите слово с безударной чередующейся гласной в корне, являющееся исключением из правила.
1) отраслевой   2) товарный  3) охранять    4) прикасаться
Дальше

Орфоэпические запоминайки

Данная презентация, содержащая более ста зарифмованных слов, поможет учителю в отработке акцентологических норм. Можно использовать в любом классе (выборочно), в том числе и при подготовке к ЕГЭ (задание А1).
Автор Беспалова Татьяна Васильевна.

Если не загружаются веб-страницы...

Вчера были проблемы с загрузкой веб-страниц, поэтому в блоге не появилось ни одного сообщения. В чём причина -- не разобралась. Загружалась только стартовая страница Яндекса и всё. Интернет-соединение было нормальным. Может быть, кто-то подскажет, от чего такое бывает и как  исправить ошибку.

01 мая 2012

Новости фантастики: "Новый Дозор"

  • Вышел в свет "Новый дозор" Сергея Лукьяненко. Электронная версия продается автором без посредников.  

В продаже книга появилась 27 апреля. Помимо этого, Сергей Лукьяненко решил провести эксперимент по продаже электронного варианта романа “Новый Дозор”. Еще в марте в своем блоге Сергей Лукьяненко сообщил, что права на издание “Нового Дозора” он передает в издательство не эксклюзивно, оставив за собой право на самостоятельную продажу электронных вариантов книги. Будет два варианта цены на электронный экземпляр – “обычная” – как во всех электронных магазинах  и “разумная”, как ее понимают многие в интернете. То есть небольшая.
Очень многие в интернете заявляют, что готовы платить за книги, но только если будут удобные им формы оплаты и деньги пойдут непосредственно автору, а не посредникам.
Данная акция проводится писателем в качестве эксперимента. О результатах его Сергей Лукьяненко обещал сообщить сразу после майских праздников. 
Продажи “Нового Дозора” без участия посредников проходят на серверах Плати.ру и Имхонет. Предусмотрены все возможные виды электронной оплаты. Авторская цена электронной версии “Нового Дозора” – 100 рублей.

Ландыши -- светлого мая привет

В блоге Аллы Васильевны Соколовой После уроков сегодня размещена интереснейшая и красивейшая подборка о ландышах. Оказывается, 1 мая -- праздник ландышей во Франции, а в Финлядндии этот цветок является государственным символом.

Первомайский праздник

Первома́й — другие названия: День трудаДень весныПраздник весны и труда (в РФ), День международной солидарности трудящихся — отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая.
Файл:RIAN archive 697507 May 1st demonstration in Moscow.jpg
Первомайская демонстрация в Москве, 1960
Файл:Anarchistsmayday2010moscow.JPG
Первомай 2010 года в Москве: демонстрация анархистов
В некоторых странах День труда отмечается в другое время — к ним относятся, например, СШАЯпонияАвстралия и Новая Зеландия.
Файл:F ww2 sov16.jpg
Велосипедные военные собаководы.Парад 1 мая 1938
Источник здесь

Верхом на маме


Ссылка

29 апреля 2012

Тесты ГИА по русскому языку онлайн

Пояснения к демонстрационным вариантам контрольных измерительных материалов ГИА по русскому языку 2012 года
Эти онлайн-тесты помогут понять, как будут выглядеть реальные задания ГИА по русскому языку в 2012 году, но в точности таких же вопросов на настоящем экзамене вы не встретите. Кроме того, на экзамене заданий больше, а время ответа ограничивается.
Первая часть теста включает 7 заданий. К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный.
Вторая часть теста состоит из 9 заданий. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Если ответ на задание  — это слово из текста, нужно вводить его в той форме (падеж, род, число и т.п.), в которой оно стоит в тексте. Если в ответе требуется указать несколько слов либо цифр, вводите их через запятую.
При прохождении теста вы можете пропустить любое задание и перейти к следующему, нажав на кнопку «Следующий». Чтобы сразу перейти к ответам, нажмите на кнопку «Сдаюсь».
Удачи!
Тесты здесь

27 апреля 2012

Вид на Астраханский кремль

вид на Кремль
«вид на Кремль» на Яндекс.Фотках
В 1558 году в низовьях Волги, на высоком бугре, окруженном топями и болотами, военным инженером дьяком Разрядного приказа И.Г. Выродковым была заложена первая деревянная крепость, с мощными засыпными стенами, раскатами и башнями. Конфигурация Астраханского кремля была продиктована рельефом местности, в плане он получил форму прямоугольного треугольника, вытянутого верши­ной на юго-запад.
Деревянная крепость была перестроена на каменную в период правления Иоанна IV Грозно­го и Бориса Годунова – с 1582- 1589 гг.

Морфологический разбор наречия

Морфологический разбор наречия осуществляется по следующей схеме:
1. Наречие. Начальная форма.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные:
— знаменательное/местоименное;
— разряд по значению: определительное (образа действия, меры и степени) / обстоятельственное (места, времени, цели, причины),
— степень сравнения (для качественных на -о/-е, для которых этот признак является постоянным),
— неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения),
б) непостоянные:
— степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения).
3. Синтаксическая роль в предложении. 
При разборе качественных наречий на -о/-е, образованных от качественных прилагательных, надо обратить внимание на то, что признак степеней сравнения у некоторых из них может быть постоянным. Обычно эти наречия образованы от качественных прилагательных с постоянным признаком степеней сравнения. Так, например, наречие особо имеет постоянный признак положительной степени сравнения. При анализе наречий надо обратить внимание на то, что некоторые наречия, внешне похожие на форму сравнительной степени, таковой не являются, например: Ты больше не приходи или Ты лучше почитай книгу. В этих предложениях невозможна замена на *Ты много не приходи или *Ты хорошо почитай книгу без потери смысла. Начальной формой этих наречий будет больше и лучше.
Разбор слов категории состояния осуществляется по этой же схеме — либо с указанием на их предикативность в качестве разряда по значению, либо с указанием на категорию состояния как часть речи в начале разбора — в соответствии с принятым решением. 
Образец разбора наречия: 
Глянув на себя в зеркало, Николай Иванович отчаянно и дико завыл, но было уже поздно. Через несколько секунд он, оседланный, летел куда-то к черту из Москвы, рыдая от горя (М. А. Булгаков). 
отчаянно — наречие, начальная форма отчаянно;
пост. признаки: знаменательное, определительное, качественное;
непост. признаки: в положительной степени сравнения;
синт. роль: обстоятельство.

Шкала перевода баллов в отметки (ГИА-2012)

На сайте ФИПИ опубликованы рекомендации по переводу первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале в 2012 году.
Напоминаю, что максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы в 2012 году, – 42 балла.
Рассмотрим шкалу пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:
  • оценка «2»ставится, если набрано  0 – 17 баллов;
  • оценка «3»ставится, если набрано 18 – 27 баллов
  • оценка «4»ставится, если набрано 28 – 36 баллов, из них не менее баллов по критериям ГК1 - ГК4
  • оценка «5»ставится, если набрано 37 – 42 балла, из них не менее баллов по критериям ГК1 - ГК4
Рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней (полной) школы – 34 (не менее 80% от общей суммы первичных баллов).
Источник здесь

Сколько чуров в русском языке?

Сколько чуров в русском языке?
Один чур -- из выражений чур меня, чур чура -- "сгинь, убирайся". Так отгоняли в старину нечистую силу. Затем чур перешёл  в детские игры. "Чур не я вода!" -- кричит шустрый малец, а товарищи ехидно отвечают ему: "Кто чурачил, тот и начал!"
Другой чур встречается в северных говорах, например в Архангельской области, и обозначает каменистую отмель.
Третий чур хорошо спрятался. Так хорошо, что сейчас встречается только в слове чересчур. Его значение -- "граница, рубеж, межа, мера". Слово слилось с предлогом через, предлог превратился в приставку, и по правилу правописания приставок на з/с слово стало писаться так: чересчур.
Наречие чересчур употребляется в основном в разговорной речи. Мы можем сказать, что суп был чересчур солёным, то есть излишне солёным. Есть примета: кто чересчур много смеётся, тот чересчур много плачет. Когда мы чем-то возмущены, то говорим: "Ну, это уж чересчур!"