29 декабря 2012

Односоставные предложения

Односоставные предложения часто встречаются в составе сложных предложений, поэтому их нужно научиться видеть, чтобы правильно расставлять знаки препинания.
В односоставных предложениях информационный и, соответственно, грамматический центр сосредоточен в одном главном члене. При этом смысл высказывания понятен вне зависимости от контекста (что в том числе отличает односоставные предложения от неполных). Часто в односоставных предложениях большую роль играют второстепенные члены, берущие на себя информационную нагрузку. Так, предложение Маше тоскливо без дополнения просто утратит смысл. Односоставные предложения могут иметь главным членом только сказуемое или только подлежащее. Предложения с главным членом сказуемым подразделяются на определённо-личные, обобщённо-личные, неопределённо-личные (здесь важно вспомнить изменение глаголов по лицам, то есть спряжение) и безличные. Предложения с главным членом подлежащим называются номинативными, или назывными.

28 декабря 2012

Словосочетания сложные и простые


Мы продолжаем вместе с вами готовиться к экзаменам по русскому языку. Предполагаем  сделать акценты на  темах, которые вызывают затруднения у выпускников. Вот, например, словосочетание. Казалось бы, чего проще. Однако  бывает порой непросто определить, является ли данное сочетание СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. Как решить эту задачу,  объясняется в данном материале. 
I. Чтобы разбирать словосочетания и устанавливать по ним второстепенные члены предложения, необходимо научиться выделять словосочетания в предложении. Рассмотрим предложение 
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.
Попытаемся на основании двух условий, обозначенных в определении словосочетания - смысловой сочетаемости и подчинительной связи между главным и зависимым компонентом, - выявить в этом предложении словосочетания.Итак, грамматическая основа данного предложения кот гонял.
Далее из соединённых подчинительной связью самостоятельных частей речи у нас получатся сочетания:
кот (какой?, с чем?) с хвостом;
с хвостом (каким?) пушистым;
кот (какой?) серый;

23 декабря 2012

Обособление выделительного оборота

Выделительный оборот обособляется благодаря своему оригинальному значению и форме. В нем названы предмет, признак и пр., на которые распространяется или, напротив, не распространяется содержание события, положения, обозначенного в предложении; например: Смеялись все, кроме Дуняшки (Ш.) — Дуняшка не смеялась. Выделительное значение выражается предлогами кроме, помимо, исключая, включая и др.

19 декабря 2012

Язык и высшие силы

Лексика, как известно, отражает жизнь народа. И грамматика тоже. Взгляните на сказуемое в безличном предложении в форме глагола в прошедшем времени, единственном числе, среднем роде. Оно ведь связано с сохранением в языке архаичных представлений, с отражением в нём наивного, донаучного мышления, согласно которому некие высшие силы активно вмешиваются в нашу жизнь. Всё небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло. И принесло его как на грех в такое время. От сердца отлегло. Снега навалило! Чтоб тебя приподняло да шлёпнуло!

18 декабря 2012

Конец света и календари


На английском языке, то, что русскими буквами именуется «концом света», называется End of Days. То есть «завершение дней». Каких дней? Да тех самых Семи Дней по Писанию, из которых шесть дней – это дни творения, а седьмой день – это день «мира сего», в котором мы и живем сейчас. Восьмой же день по Писанию – это «новое небо и новая земля» и ему уже «не будет конца».
Почему сейчас активно создается в обществе какая-то атмосфера ажиотажа, относительно 2012 года? Ответ: Это связано с календарями.
Полностью здесь

Список "змеиных" книг к новому году

Приближающийся 2013 год — год черной водяной змеи по восточному гороскопу. В связи с этим «Новости литературы» предлагают свой список «змеиных» книг.
См. здесь

Захар Прилепин: "Вышли мы все из народа"

В России 60 процентов населения (вдумайтесь!) живёт в деревнях, посёлках городского типа и моногородках. Там не читают книг, не особенно пользуются фейсбуком... И вообще, в тех местах какая-то иная форма жизни, нам не очень ведомая.
Так как я периодически и подолгу живу в деревне, я её наблюдаю со стороны: примерно так, как наблюдали в иные времена своих новых друзей белые люди в не очень белых странах.
60 процентов. Не считая ещё диких толп на окраинах Москвы, Питера, Нижнего и всех остальных миллионников.

Чёрная обезьяна и недоростки

Захар Прилепин - Черная обезьяна
Прочитала роман Захара Прилепина "Чёрная обезьяна". Удручающе   тяжёлый и правдивый, оттого и производит отталкивающее впечатление. Со страниц романа на тебя смотрят тысячи маленьких хитрых кровожадных глаз всех видов нелюбви и садизма – начиная от издевательства над животными, заканчивая семейным психотеррором. Адская смесь из нервов, крови, слез, соплей, спермы, выделений и прочего биоматериала. А ещё о недоростках, которые  забивают всех до одного жителей целого подъезда городского дома. Всё -- от лица зрелого мужчины, запутавшегося в семейных, бытовых. рабочих и моральных проблемах. Одним словом, о нашей жизни. Похоже на "Повелителя мух". Прочитать, наверное, стоит и прежде всего молодым.
Говорят, что Шнуров, прочтя этот роман, вышел во двор и сжег его. Где-то я музыканта понимаю.

17 декабря 2012

"Старт в науку"

На школьной научно-практической конференции "Старт в науку" мои ученики представили две работы. Это был проект "Из истории имён существительных нарицательных и собственных" (о переходе собственных существительных в нарицательные и наоборот), подготовленный пятиклассниками Артёмом А., Арманом Б., Ксенией Е., Кристиной Л. и Максимом Л., и  учебно-исследовательская работа "Причастие в английском  и русском языках" Ефима Г. из восьмого класса. Выступления получили высокую оценку жюри.

16 декабря 2012

Слова-вставки, или Приложения

Какой вариант предложения правильный: 
"в арабских странах покупки обычно совершаются не в одиночку, а группами, при этом мужчины имеют решающий голос при приобретении товаров длительного пользования (автомобилей, фотоаппаратов), а женщины – при приобретении товаров массового потребления (продуктов питания, одежды, предметов домашнего обихода)" 
или
"в арабских странах покупки обычно совершаются не в одиночку, а группами, при этом мужчины имеют решающий голос при приобретении товаров длительного пользования (автомобили, фотоаппараты), а женщины – при приобретении товаров массового потребления (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода)"? 

Надо ли согласовывать слова в скобках? Или они должны быть в именительном падеже? Почему?

13 декабря 2012

Читают ли Чехова в школе?

Сегодня получила комментарий на статью Татьяны Боровой о том, в какой форме лучше сдавать экзамен по литературе в школе. Письмо любопытное и, может  быть, кто-то захочет на него откликнуться...  

Я не учитель, но всю жизнь литература - мой любимый предмет. С удовольствием прочитала Вашу статью. Согласна во всём. Вспомнила свою учительницу по русской литературе, свои сочинения. У меня есть стишок, я его приведу, если не возражаете: Училась я будто неплохо, и книги иные "глотала", и в рамках учебной программы/по Чехову "пролетала". Казалось мне это скучным, и выбрав лишь "нужные строки"/сдавала свои сочиненья, за них получая пятёрки. Летели обычные годы, им счёт я тихонько теряла, и как-то в один скучный вечер/ я Чехова с полки достала. Слова его - омут глубокий! Забыв о делах своих всуе, теряясь в "ненужных" мне строках/той ночью я глаз не сомкнула. Измеряв всё мерой иною, пройдя чрез "Палату шестую", глотала я горькие слёзы - по жизни прошла я вслепую. В глубокие воды не лезла, трущобы свои разгребала...И вот - слишком поздно поняла: Я...Чехова - не читала! 
С уважением Татьяна.

11 декабря 2012

ЕГЭ на Яндексе

Тренировочный ЕГЭ по русскому языку на Яндексе по ссылке. Возможно, кто-то уже и решал эти задачи. Обращаем внимание остальных. Хорошая тренировка к экзамену.

10 декабря 2012

Составное глагольное сказуемое или определение?

Писали в классе диктант, и в грамматическом задании был синтаксический разбор предложения: "В бору была та особенная, дремучая тишина, полная холодной свежести тумана, когда ясно слышалось, как с длинных зелёных щетинок сосен капает роса".
Слова "особенная" и "дремучая" я подчеркнул как определения, мне исправили на сказуемые (составное-именное сказуемое (СИС)). Я не уверен, но мне кажется, что вполне возможно, что это всё-таки не СИС. "Особенная" и "дремучая", мне кажется, больше относятся к подлежащему, нежели к сказуемому. Если сказуемое - "быть", и есть определения к подлежащему, то это же не обязательно значит, что перед нами СИС, верно?

07 декабря 2012

Семинар по подготовке к ЕГЭ и ГИА

Материалы  семинара для учителей русского языка "ЕГЭ и ГИА по русскому языку 2013 года: рекомендации по подготовке выпускников к итоговой аттестации" можно скачать здесь. Семинар состоялся в  Омске. Провёл его кандидат филологических наук, преподаватель Таганрогского государственного университета  А.Г. Нарушевич, автор пособий по подготовке к экзаменам издательства "Легион".

02 декабря 2012

О современном крестьянине и молодом горожанине


Прочитала  роман Андрея Дмитриева "Крестьянин и тинейджер", который, как известно, вошёл в шорт-лист премии "Большая книга" 2012 года. Вот здесь две  противоположные рецензии на это произведение. 
Я согласна, как ни странно, с авторами обеих рецензий, и роман мне скорее понравился, чем не понравился. Да, в романе действительно очень реалистично описана "ужасть" житья-бытья современной деревни. Кстати, именно так  там  и живут: скучно, спиваясь опять-таки от скуки, от безделья, пребывая в  вечном рабстве и униженности. Скажите, что изменилось с тех пор, когда у колхозников даже паспортов не было и они никуда из  своей деревни  уехать не могли?

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Образцы контрольно-измерительных материалов  по русскому языку ГИА уже опубликованы. Их можно найти и в интернете. Данный материал можно использовать при подготовке к заданию С2. Цитаты сгруппированы по разделам лингвистики. И это поможет выпускникам верно построить свое рассуждение и подобрать подходящие примеры для его  доказательства. 
ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
...только в живой речи как человек сказал превращается в что че­ловек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...(М.Л.Андроников)

Что популярно в блоге?

Совсем забросила свой блог. Может быть, потому, что посетителей, как мне кажется, достаточно. В ноябре побиты все рекорды --  34 тысячи с лишним. 
Наиболее популярны образцы сочинений, материалы к ГИА и ЕГЭ,  интересные факты из жизни Гоголя, о бессуффиксальном способе словообразования, то есть блог приобрёл сугубо узкую направленность --  поддержка школьных экзаменов по русскому языку. И то хорошо, я полагаю.

28 ноября 2012

Гиперактивность ребёнка и консерванты


Красители и консерванты, используемые пищевой промышленностью, могут негативно влиять на настроение и поведение детей. К такому выводу пришли английские учёные из исследовательского центра по изучению астмы и аллергии Речь — о, так называемом, синдроме гиперактивности.
 Заболевание это своеобразное — видимых изменений мозга при нём нет. Но вот, его функционирование — нарушается весьма ощутимо.Дети с таким синдромом становятся просто неуправляемыми. Они, как будто, не слышат ни родителей, ни педагогов, ни сверстников.И, естественно, не реагируют на них, живя в бешеном и бестолковом ритме.Всё это сопровождается немотивированными приступами неадекватного поведения, которые часто сопровождаются агрессией.
Будучи очень моторными — неусидчивыми, подвижными, капризными — они изводят учителей и друзей. Все эти симптомы часто начинаются в раннем детстве. Но главные проблемы возникают, когда ребёнок идёт в школу.
Им труднее учиться, у них, обычно, жуткий почерк, неправильная речь. Они не могут сосредоточиться на учёбе.
К подростковому возрасту, гиперактивность нередко уходит, но неспособность к учению, обычно, сохраняется. У 15-20% эти симптомы остаются и во взрослой жизни. Психологи обнаруживают у них склонность к асоциальным действиям и другим расстройствам настроения.
По разным данным, гиперактивность встречается у 2-20% школьников.

27 ноября 2012

Даниил Гранин стал лауреатом национальной премии "Большая книга"

Даниил Гранин стал лауреатом Национальной литературной премии "Большая книга"
Даниил Гранин стал сегодня лауреатом Национальной литературной премии "Большая книга". Его роман "Мой лейтенант..." получил первую премию конкурса.
Второй премии были удостоены авторы романа "Аксенов" Александр Кабаков и Евгений Попов. Третья премия присуждена Марине Степновой за произведение "Женщины Лазаря".

Современные проблемы образования

В завершение, и только в завершение, можно кратко поговорить об основных проблемах, с которыми столкнулась существующая система образования. Для начала попробую их просто перечислить:
- низкое качество получаемых знаний;
- низкая эрудированность детей;
- потеря креативности, инциативности, способности к творчеству;
- десоциализация, атомизация;
- развитие дедовщины и насилия среди детей;
- повальное нарушение физического здоровья за время учебы;
- бесконтрольность детей, отсутствие средств влияния у учителей;
- проблемы с молодыми кадрами;
- проблемы с квалифицированным кадрами;
- потеря понимания между детьми и учителями;

25 ноября 2012

С Днём матери!

А мы вчера с мамами ходили в кино. Смотрели "Сумерки-2". 
Хороший фильм о семье, любви и преданности.

21 ноября 2012

Рисунки наших детей на сайте АБЛ

Я уже писала о том, что мы с учениками 5-7 классов в субботу участвовали в большом празднике баскетбола, который был приурочен к открытию чемпионатов Астраханской баскетбольной лиги и Ассоциации студенческого баскетбола нашего региона. 
Ребята к этому мероприятию приготовили  рисунки на тему "Баскетбол глазами детей". Эти замечательные работы представлены на официальном сайте АБЛ. Пройдитесь по ссылке и увидите. Скриншот, к сожалению,  получился не самый хороший.

17 ноября 2012

И спорт, и отдых, и любовь

Три  события, которые вызвали положительные эмоции, произошли за два последних дня. Сегодня со своим классом и ещё четырьмя классами нашей школы приняли активное участие в празднике, который проводила Астраханская баскетбольная лига. Отдыхали  именно активно: бегали, прыгали, водили мяч, болели за баскетболистов и радовались выступлениям команд уличной культуры.
Второе событие -- получила сертификат  ежегодного  образовательного конкурса  сайтов "Я учитель". 
И третье (я считаю, что это также важное событие) -- мне наконец-то попалась  книга, и я её прочитала,  с жизнеутверждающим финалом. Это роман Марины Степновой "Женщины Лазаря". Если получится, напишу отзыв. Роман вошёл в список финалистов  премии "Большой Букер" 2012 года.