19 мая 2023

19 мая -- День пионерии

Лексический анализ. Задание 6 ОГЭ

 Лексический анализ. Задание 6 ОГЭ  по русскому языку ТЕОРИЯ ссылка

ПРАКТИКА к заданиям 6, 7, 8. Анализ текста ссылка

Пунктуационный анализ. Задание 3 ОГЭ

 Пунктуационный анализ -- задание 3 ОГЭ по русскому языку по ссылке . С ответами. Удобно для самопроверки. Рекомендую 9-классникам.

18 мая 2023

Грамматические ошибки. Задание 8 ЕГЭ

 Практика к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку "Грамматические ошибки" по ссылке   С ответами. Сразу себя можно проверить и понять, как правильно. На сайте РУСТЬЮТОРС , с которого я беру задания для подготовки к экзамену, вы найдёте все необходимые материалы по теории и практике к экзамену по русскому языку и к итоговому сочинению.

Анализ средств выразительности. Задание 7 ОГЭ

 Презентация "Анализ средств выразительности" (задание 7 ОГЭ по русскому языку) ссылка

17 мая 2023

Синтаксический анализ предложения. Задание 2 ОГЭ

 По ссылке предложения для синтаксического анализа (задание 2 ОГЭ по русскому языку) ссылка

Задания с ответами, так что сразу можно себя проверить и разобраться, как правильно ответить. Рекомендую 9-классникам для тренировки к экзамену.



16 мая 2023

Задание №5 ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ.

ИСТОЧНИК

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1.
1) ПРИМИТИВНЫЙ – в корне слова есть непроверяемые безударные гласные.
2) НЕ ВОЗРАЖАЯ – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
3) РАСКАЯВШИЙСЯ – выбор гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
4) ПРЕДЪЯВИТЬ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.
5) ПОДДЕРЖАТЬ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.

2.
1) СКАТИТЬСЯ – пишется приставка С-, потому что стоит перед буквой, обозначающей глухой согласный звук.
2) РАЗВИВАЮТСЯ – в неопределённой форме глагола буква Ь не пишется.
3) (говорил) ТЯГУЧЕ – в суффиксе наречия после шипящего под ударением пишется буква Е.
4) УДИВИТЕЛЬНЫЙ – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
5) КРЮЧОЧЕК – в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный звук в этом суффиксе выпадает


3.
1) ПРИСЛОНИТЬСЯ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.
2) НЕ НА КОГО (надеяться) – в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НЕ пишется раздельно.
3) ИЗОБРАЖЁННЫЙ – в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени после шипящих пишется буква Ё.
4) БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
5) СКОСИТЬ (траву) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

14 мая 2023

Андрей Вознесенский. "Васильки Шагала"

Андрей Вознесенский. Визуальная поэзия

 



ИСТОЧНИК

90 лет со дня рождения Андрея Вознесенского

 ИСТОЧНИК

    Поэт для "физиков" и "лириков", покоривший сердца сотен тысяч читателей в СССР и за рубежом, Андрей Вознесенский был звездой советской литературной сцены. Его слушали стадионы, а среди его знакомых и приятелей были мировые знаменитости XX века: Пабло Пикассо, Жаклин Кеннеди и многие другие. Неприятелей тоже было достаточно. О том, как Вознесенского читали и критиковали, о его творческом методе и движении от лирики к визуальному искусству — в нашем материале к 90-летию поэта и художника.

    Читать полностью

13 мая 2023

Для запоминания. Метод пиктограмм

 ИСТОЧНИК

Конспектировать и запоминать информацию можно разными способами. Один из них — метод пиктограмм. Он заключается в том, что ключевые мысли текста записываются в виде символов. Например, на картинке к этому посту мы зашифровали такое предложение: «Звёзды — это шарообразные светящиеся тела, состоящие из газа».

В чём плюсы такого метода?
1. С его помощью школьник глубоко прорабатывает материал: сначала выбирает из текста главное, затем ищет способы отобразить ключевые мысли в пиктограммах.
2. Информация легче запоминается. Нашему мозгу проще мыслить образами, чем словами. А если ученик сначала придумал образ, затем изобразил его, а потом перечитал готовый конспект, он хорошо усвоит и надолго запомнит материал.
3. На пиктограммы удобно ориентироваться во время пересказа текста.
4. Метод развивает абстрактное и ассоциативное мышление, воображение, творческие способности.

Как научиться записывать слова, предложения и целые тексты пиктограммами?
🔹 Использовать общепринятые символы (огонь — тепло, часы — время и т.п.). Если ничего не приходит в голову, можно обратиться к коллекциям иконок в интернете (например, на этом сайте: 
https://www.flaticon.com/ru/).
🔹 Использовать личные ассоциации. Совершенно не обязательно, чтобы символы в записи были понятны другим, главное, чтобы сам школьник понимал их смысл.
🔹 Придумать способ для обозначения частей речи. Как, например, отличить «зелень» от «зелёного» и от «зеленеет»? Самый простой вариант — дописывать окончания.
🔹 В сложных случаях делить слово на части и придумывать символы к ним.
🔹 Не ограничиваться линейным изложениям материала. Иногда удобнее записывать пиктограммы в таблицы, иногда — в виде древа с расходящимися ветвями и т.д.
н
А вы пробовали использовать метод пиктограмм сами или с учениками? Поделитесь опытом в комментариях.

10 мая 2023

Гиперактивный ребёнок в классе. Что делать?

 ИСТОЧНИК

Учителя не понаслышке знакомы с гиперактивными детьми. В современной школе такие ребята есть почти в каждом классе, и они требуют повышенного внимания со стороны педагога. Делимся рекомендациями, как работать с такими учениками. Будем рады, если вы дополните их в комментариях и поделитесь своим опытом.

1. Принять гиперактивного ребёнка как данность. Гиперактивность — это медицинский диагноз. Ребёнок ведёт себя так, потому что не может иначе, и задача взрослых — не «сломать» его, а помочь адаптироваться.

2. Ограничить отвлекающие факторы на уроке. Посадить за первую парту, попросить убрать со стола все лишние предметы.

3. Давать возможность двигаться в течение занятия: выйти к доске, раздать тетради и т.п.

4. Использовать в работе с ребёнком планы, алгоритмы, схемы с чётким порядком действий. Они помогут ребёнку последовательно выполнять задания и меньше отвлекаться.

5. Предлагать разные типы заданий, чтобы выполнение упражнений не становилось рутинным.

6. Разбивать объёмные задания на фрагменты. Этот совет, как и предыдущий, актуален для всех учеников, но для гиперактивных детей особенно.

7. Не снижать оценку за оформление работы. Гиперактивным ребятам тяжелее, чем остальным, соблюдать аккуратность. В их тетрадях обязательно будут исправления и помарки. Но если педагог каждый раз станет снижать оценку за оформление, а не за ошибки, это существенно снизит мотивацию школьника.

8. Не отказывать в просьбе ученика повторить задание, объяснить его по-другому.

9. Научить следить за временем. У гиперактивных учеников могут быть искажённые представления о времени. Поэтому при выполнении работ им пригодится таймер.

10. Помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Ребёнок с гиперактивностью будет более эмоциональным и импульсивным, чем его сверстники. Это может отпугивать других ребят. Поэтому полезно давать гиперактивному школьнику поручения, связанные с командной работой, причём на активных позициях. Это поможет ему найти своё место в коллективе.

08 мая 2023

Редкая версия песни "Катюша"

Песни войны и Победы: 35 стихотворений

   В блоге "Вокруг книг" (который я очень люблю и, случается, цитирую) было несколько подборок о символах Дня Победы: Минута молчанияВечный огоньОбелискиБессмертный полк... И непременной составляющей праздника являются песни о войне. О них  поэтическая подборка  здесь

    Песни Великой Отечественной войны — яркая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе. Песни, созданные в годы войны, навсегда останутся прекрасным звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма. В канун 25-летия Победы Г. К. Жуков на просьбу корреспондента назвать любимую песню ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусами многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Эх, дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни, потому что в них отразилась большая душа народа».

История моей семьи -- история моей Родины

Презентация моей ученицы Арины А. ссылка

Вечный огонь, журавли и голуби -- символы Мира и Победы


07 мая 2023

Подходы к анализу художественного текста. Часть 2

Презентация "Подходы к анализу художественного текста. Часть 2" ссылка

О семиотическом, имманентном, структурном, компаративном, интертекстуальном подходах к анализу художественного текста.

Подходы к анализу художественного текста. Часть 1

Презентация "Подходы к анализу художественного текста. Часть 1"  ссылка

Что такое герменевтический анализ произведения? Что является предметом художественной антропологии? Каковы современные научные подходы к анализу образа персонажа? Ответы на эти вопросы содержатся в данной презентации. Она  из программы курсов повышения квалификации "Школа современного учителя русского языка и литературы: достижения российской науки".

06 мая 2023

Формирование правильного понимания кибербезопасности и роли искусственного интеллекта в её обеспечении у старшеклассников

ИСТОЧНИК

    Есть такой блог "Алые паруса. Проект для одарённых детей". В нём публикуются очень интересные работы  -- проекты по самым разным областям знания, авторами которых являются ребята  от первого класса до одиннадцатого. Я читаю блог давно и вот обнаружила совершенно потрясающий проект по кибербезопасности, выполненный учеником 11 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к этой форме учебно-исследовательской работы, он информативен, полезен в повседневной жизни, квест, который описан в работе, можно повторить со своими учениками.

 Проект "Формирование правильного понимания кибербезопасности и роли искусственного интеллекта в её обеспечении у старшеклассников".