29 июля 2023

Как составить эффективный промт -- запрос для нейросети

 Источник

    Нейросеть совсем как человек — чем больше информации она получит, тем лучше будет работать.
    Промт — это запрос для нейросети, от английского «prompt». Некоторые общаются с ней настолько виртуозно, что почти сразу получают релевантный результат. Причем работодатели уже оценили столь ценный навык — появилась профессия промт-инженера, человека, который правильно разговаривает с искусственным интеллектом.

1. Используйте контекст
Когда есть контекст, лучше работают и люди, и нейросети. Например, есть разница между: «Напиши поэму о зиме» и «Напиши поэму о холодной и мрачной зиме в стиле Эдгара Аллана По». Или между: «Напиши письмо о том, как воспитывать щенка» и «Напиши готовое письмо от лица кинолога в дружелюбно-неформальном тоне о том, как воспитывать трехмесячного щенка овчарки».
Какой контекст имеется в виду:тон письма — например, формальный, профессиональный, дружелюбный;
тип текста — статья в блог, описание к видео или электронное письмо;
роль пишущего — специалист, клиент, заказчик.
Чем больше контекста, тем точнее будет результат. И переспрашивать не придется, а это сильно экономит время.
2. Предлагайте примеры
Особенность современных нейросетей заключается в том, что они обучаются. Поэтому для того, чтобы машина «подхватила» и развила идею, ей можно просто предложить готовый пример!
Такой подход отлично работает, когда нужно писать скрипты, ответы на вопросы, описания к фотографиям и короткие посты в определенном стиле. Еще он работает не только с написанием текстов, но и, например, с программированием. И другими вещами, с которыми машина точно справится быстрее человека.

На Восточном готовят к запуску «Луну-25»

 Источник

Считаю, что и такую информацию нужно размещать в образовательном блоге. Во всяком случае я не могла избежать соблазна и выбрала это сообщение из рассылки "Subscribe.Ru", которая мне приходит уже несколько лет.

27 июля 2023

"Человек с большим и сильным сердцем": 170 лет со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко

 Источник

Фото

27 июля 2023 года исполняется 170 лет со дня рождения русского писателя и правозащитника Владимира Короленко. Этот писатель вошел в историю как автор многочисленных повестей, рассказов, очерков, а также как критик и публицист, журналист и общественный деятель. Его произведения отличает стремление к защите обездоленных, высокий гуманизм, воспевание душевной стойкости, упорства и мужества.

С детства Владимир Галактионович был окружён семьёй, где основой воспитания были взаимопонимание, уважение и безупречная честность.
На формирование личности писателя оказал серьёзное влияние его отец, человек строгий, неподкупный и принципиальный. Владимир Короленко унаследовал эти черты его характера в полной мере.
Короленко писал в основном для взрослых, но в его творчестве есть книги для детей и юношества. Институт воспитания в честь юбилея автора собрал подборку произведений, которые отлично подойдут для детей старше 12 лет. А также эксперты составили список вопросов для обсуждения после прочтения.
Повесть «Дети подземелья», 12+
Вопросы для обсуждения:
Почему Вася так сблизился с новыми друзьями?
В чем главное различие семьёй Валька и Васи?
Почему отец Васи изменил своё мнение о сыне?
В чем состоит главная мысль произведения?

Сложный тест по запятым: проверяем их по книге «Маугли»

 Источник

    Может быть, жителям джунглей и не нужны правила русского языка, но нам с вами без них трудновато. Предлагаем пройти тест, в котором нужно правильно расставить запятые в цитатах из книги «Маугли». Выберите порядок цифр, который будет соответствовать порядку запятых. Начинаем!

Пройти тест

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/5290784-slozhny-test-po-zapyatym-proveryayem-ikh-po-knige-maugli

26 июля 2023

Астраханские годы Николая Чернышевского

 Источник


Астрахань 1880-х годов

Фото по ссылке

Читать полностью

Николай Чернышевский: что делать в педагогике?

Как воспитать нового человека
Разумный эгоизм
Принципы нового образования
Все начинается с учителя


Педагогическое наследие Чернышевского по своей остроте, свежести мысли, научной глубине – бесценный вклад в золотой фонд передовой русской и мировой педагогики.
В целом отметим новаторство концепции Николая Гавриловича Чернышевского о путях преобразования общества средствами образования, а также оригинальность его трактовки воспитания человека нового времени, подчеркивание им важнейшей роли учителя как наставника нового человека, обоснование авторской системы воспитания и развития личности.
Его общественно-педагогическое наследие в настоящее время, как никогда, отвечает на вызовы времени в плане воспитания у молодого поколения преемственности традиций гражданственности и патриотизма, а также стремления быть полезными Отчизне, активными, целеустремленными, реализовавшимися личностями, молодыми родителями и семьянинами.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской

195 лет со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского

 24 июля исполнилось 195 лет великому  мыслителю,  писателю, просветителю Николаю Гавриловичу Чернышевскому.

"Историческое значение каждого русского человека измеряется – его заслугами Родине, человеческое достоинство – силой патриотизма", - говорил Чернышевский.

К юбилею писателя в "Учительской газете", №27 от 4 июля 2023 года вышла статья Михаила Викторовича Богуславского "Николай Чернышевский. Что делать в педагогике".

Читайте материал по ссылке

Поэма -- что это такое в литературоведении?

Поэма (от гр. poieo - делаю, творю) - лироэпический жанр с развернутым сюжетом, как правило, в стихотворной форме. Мысли и чувства сочинителя в поэме выражаются лирическим героем или в авторских лирических отступлениях.
История этого жанра началась еще в античные времена. Первыми образцами поэмы стали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. На протяжении многих веков содержание поэм было героико-историческим или мифологическим, поэтому эпическое начало в них преобладало, как, например, в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Но уже к началу XIX в. с развитием романтизма в поэтическом повествовании на первый план выдвинулся лирический мотив. Например, в поэмах Дж. Байрона «Паломничество Чайлд Гарольда» и «Шильонский узник», пушкинских «Цыганах» и «Бахчисарайском фонтане» и проч. В русской реалистической литературе появились поэмы социально-политического содержания, эпическое полотно которых воспроизводило картины общественной значимости. К таковым можно отнести поэму-эпопею Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

25 июля 2023

Что изменится в школе с сентября: инициативы, которые одобрили в Госдуме

 Источник

Принятое нововведение подразумевает внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании» и имеет уточнение, что речь идет о «части трудового воспитания обучающихся».
«Учителя и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы», — заявил ранее Вячеслав Володин, которого цитирует РБК.
Закон вступит в силу после того, как будет официально опубликован. Вот что он предусматривает.
1. Обязанность школьников трудиться с учетом возрастных особенностей
Например: убирать класс, помогать в библиотеке, сажать деревья и цветы на территории образовательных учреждений, шить театральные костюмы.
При этом из действующего закона «Об образовании» пропадает норма о запрете привлечения обучающихся без их согласия или без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.
«Уже в школе формировать чувство личной причастности к делу и ответственности за его результат: сегодня в виде простых бытовых навыков — таких как умение навести порядок, чистоту в классе, в школе», — заявила Ольга Казакова, председатель думского комитета по просвещению, один из авторов закона. Её слова цитирует телеграм-канал «Большая перемена».
2. Возвращение серебряных медалей
«Думаю, и для родителей, и для школьников будет приятная новость: мы со следующего учебного года вернем серебряные медали», — обещал министр просвещения Сергей Кравцов еще в конце мая.
С 2023/2024 учебного года серебряные медали будут выдаваться «За особые успехи в учении» II степени по окончанию школы при наличии итоговых оценок успеваемости «отлично» и не более двух итоговых оценок успеваемости «хорошо» по всем учебным предметам.

Также до сентября будет принято окончательное решение о дополнительных баллах к ЕГЭ, которые, скорее всего, будут начисляться медалистам.
3. Переименование «ОБЖ» в «Основы безопасности и защиты Родины»
С 1 сентября в школах появится предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Но это не новая дисциплина — так теперь будет называться привычный всем ОБЖ.
«У нас есть предмет, «Основы безопасности жизнедеятельности», … этот предмет включает в себя курс начальной военной подготовки, но он шире… Мы понимаем, что время сегодня, в том числе, нам говорит о том, что этот курс нужно развивать. И мы тоже обсудили и с педагогическим сообществом, и с учителями, и видим, что ребята, которые воевали в зоне специальной военной операции, они как никто другой могут прийти и рассказать правду. Вот такое сейчас решение тоже обсуждаем, чтобы назвать «Основы безопасности и защита Родины», — объяснял ранее Сергей Кравцов.
Авторство инициативы принадлежит группе депутатов и сенаторов во главе со спикером нижней палаты парламента Вячеславом Володиным.
Официальных заявлений о том, в каких классах школьники будут изучать этот предмет и будет ли он оцениваться, еще не было. Но ранее Сергей Кравцов говорил, что дисциплина будет вводиться поэтапно, без изменения нагрузки на учеников. Об этом писала Газета.ru.
4. Введение занятий по профориентации
«Авторы инициативы считают, что занятия по профориентации помогут школьникам выбрать профессию, например благодаря экскурсиям на предприятия. Ответственным за порядок реализации мероприятий по профориентационной деятельности в школьной программе становится Минпросвещения РФ», — сообщается на официальном сайте Госдумы.
5. А уроки труда будут?
Новый законопроект о привлечении школьников к общественному труду, по словам Ольги Казаковой, которую цитирует телеграм-канал «Большая перемена», создал хорошую почву для совершенствования школьной программы по труду.
По мнению председателя Госдумы, на «Уроке труда» дети могли бы приобретать «понятные, простые навыки, которые пригодятся в жизни, в быту, в семье, профессии». При этом Казакова подчеркнула, что возраст и особенности здоровья обязательно будут учитываться при составлении программы и выстраивании нагрузки.
Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин заявлял: «Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду. Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать. Ребенок будет расти другим. Гармония придет».
Действительно ли в школе появятся уроки труда, в каких классах они будут проходить и вытеснят ли привычную технологию — пока неизвестно.

Сайт «Рувики» — российский аналог «Википедии» — стал доступен для читателей в тестовом режиме

 Источник

Сайт «Рувики» — российский аналог «Википедии» — стал доступен для читателей в тестовом режиме. Сейчас в сервисе насчитывается около двух миллионов статей на русском языке, а вскоре станет доступно свободное редактирование. Кроме того, уже сейчас пользователи могут написать создателям о найденных ошибках.
До конца месяца портал планирует перейти с бета-версии на полноценный запуск. Но уже сейчас вы можете перейти по ссылке: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Заглавная_страница, чтобы ознакомиться со статьями, собранными на портале.
Создатели приглашают всех желающих присоединиться к команде авторов. «Любой может стать нашим автором, но лишь профессионалы являются гарантами качества материалов», — сказано на главной странице сайта.
А вы уже успели изучить новый сервис? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

24 июля 2023

Головоломки, которые можно использовать на уроках

 Источник

22 июля отмечался Международный день головоломки. Нам кажется, это отличный повод вспомнить о головоломках, которые можно использовать на уроках. Делимся подборкой постов по теме.

 Криптограммы. Зашифрованные сообщения, которые можно составить к любому занятию.

Ссылка: https://vk.com/wall-10474189_72354

 Готовые кроссворды по предметам школьной программы.

Ссылка: https://t.me/prosv_i/557

 Кроссенс. Визуальная загадка из девяти картинок.

Ссылка: https://vk.com/wall-10474189_68909

 Подборка онлайн-сервисов для составления ребусов.

Ссылка: https://vk.com/wall-10474189_67795

 Квиз. Современный формат викторин. Онлайн-сервис для создания и проведения.

Ссылка: https://vk.com/wall-10474189_63823

https://vk.com/wall-10474189_80640

Роман как жанр литературы: определение, особенности, примеры

Роман (от фр. roman - произведение, написанное на языке романской группы) – большой эпический жанр, описывающий широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии.
🔍 смотри также:Русский роман 19 века: хронология, особенности и новаторство
Русский роман и повесть 19 века: общая характеристика

Сюжет романа, как правило, объединяет множество действующих лиц и значительно растянут во времени, в отличие от других эпических жанров, таких как повесть или рассказ. Эта повествовательная форма стремится запечатлеть различные стороны человеческой жизни, отсюда такое многообразие разновидностей романа: авантюрный, о воспитании, женский, исторический, криминальный, детективный, научно-фантастический, «карьеры», плутовской, приключенческий, семейно-бытовой, солдатский, антивоенный, антифашистский, антиколониалистский, рыцарский и проч. С точки зрения поэтических особенностей, выделяют роман социально-психологический, «потока сознания», «новый», мифологический, пародия, центростремительный, центробежный, полифонический и др. Существует также классификация романного жанра относительно того или иного направления в литературе: просветительский («Робинзон Крузо» Д. Дефо), сентименталистский («Бедная Лиза» Н. Карамзина), романтический («Отверженные» В. Гюго), реалистический («Обломов» И. Гончарова, «Война и мир» Л. Толстого), модернистский («Петербург» А. Белого), постмодернистский («Приглашение на казнь» В. Набокова) и др.

23 июля 2023

Литературные жанры в представлении нейросети

 Нейросети Kandinsky 2.2 было задано представить литературные жанры в образе людей. Вот что  выдал ИИ.

Сказка

Повесть

Роман

Стихотворение

Песня

Повесть как жанр литературы (кратко)

Повесть - средняя жанровая форма эпической литературы.
🔍 смотри также:Русский роман и повесть 19 века: общая характеристика
Жанр исторической повести в древнерусской литературе
Историческая повесть 17 века: характеристика, примеры
Сатирическая повесть 17 века: характеристика, примеры

В отличие от рассказа, где, как правило, изображается одно событие из жизни героя, повесть показывает ряд случаев, произошедших с одним или несколькими действующими лицами. Если сравнивать повесть с романом, то очевидно, что в ней меньше героев и сюжетных линий, и охватывает она более короткий промежуток времени. Например, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. Пушкина или цикл «Петербургские повести» Н. Гоголя.

В отечественном литературном наследии повесть появилась еще в древнерусский период, тогда этим понятием обозначали всякий рассказ об исторических событиях или фактах жизни частного лица. Например, «Повесть о взятии Царьграда» или «Повесть о Фроле Скобееве». В произведениях XIX в. этот жанр не имел четких формальных признаков. Так, в подзаголовке к «Медному всаднику» А. Пушкин указал, что это «Петербургская повесть», М. Лермонтов обозначил «Демона» как «Восточную повесть». Литература второй половины XIX и XX вв. разрабатывала жанр повести в социально-психологическом ракурсе. Примеры тому можно найти в творчестве Л. Толстого, А. Куприна, М. Горького, М. Булгакова, М. Шолохова, В. Быкова и др.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Учить ИИ разуму: как нейросети влияют на сферу образования

 ИСТОЧНИК

Больше трети студентов используют ChatGPT для написания работ

В некоторых странах введен официальный запрет на использование искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения школьников и студентов. Однако в Австралии подобный запрет может быть отменен уже в следующем году. Данная технология в настоящее время запрещена в большинстве государственных школ Австралии, но некоторые частные предприятия уже учат школьников правильно ее использовать. Опрос 1 тыс. студентов, проведенный сайтом Intelligent в апреле этого года, показал, что 30% использовали ChatGPT в письменных работах. Как развитие ИИ-технологий скажется на системе образования, какие сервисы помогают обучающимся и преподавателям и как с этим обстоят дела в России — разбирались «Известия».

Область применения

Постепенно ИИ предлагает новые возможности для обучения и развития учащихся. Заметной тенденцией в образовании стало адаптивное обучение. Системы, разработанные с использованием ИИ, способны анализировать данные о прогрессе учащихся, выявлять их слабые места и предлагать индивидуально подобранные материалы и поддержку. Об этом «Известиям» рассказал руководитель тренинг-центра IT-компании «Аурига» Денис Синицын.

— Таким образом, каждый студент получает образование, наиболее эффективное для его личных потребностей и способностей. Виртуальные помощники и тьюторы, работающие на базе ИИ, становятся ценными ресурсами для студентов. Они могут отвечать на вопросы, объяснять сложные концепции и помогать с выполнением заданий, — отметил Синицын.

Читать полностью 

22 июля 2023

22 июля -- Всемирный день мозга

 36 странностей и интересных фактов о мозге ссылка

22 июля -- Всемирный день мозга ссылка

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! Советую прочитать.

Как Маяковский придумывал новые слова

Источник
 Филологи и литературоведы называли Владимира Маяковского новатором языка. Среди поэтов Серебряного века он оказался одним из самых плодовитых создателей слов. В одной поэме Маяковский мог употребить более 100 авторских находок. Некоторые выражения остались лишь в стихах, часть прижилась в повседневной речи. Рассказываем, по каким схемам поэт придумывал новые слова.

21 июля 2023

Создать чат-бот или чат-бота — как писать правильно

 Источник

В нашей жизни появилось много новых помощников (в том числе и голосовых), о которых непонятно как рассуждать — как о живых сущностях или как о бездушных сервисах. Вот, например, «сделать чат-бот» или «сделать чат-бота»? Разбираемся вместе с Марией Чепиницкой, преподавателем и автором блога о русском языке в стихах и прозе.

Правильно: создать чат-бота

В русском языке есть такое понятие, как одушевлённость. При этом не всегда одушевлённые существительные являются «живыми». Например, слово «робот» — одушевлённое существительное (сравните: я вижу робота, кота, жука, но вижу стол, комод, компьютер).

Казалось бы, при чём тут робот, если речь идёт о боте. Но ведь «бот» — это сокращение от «робот». Значит, бот — тоже одушевлённое существительное, которое будет склоняться так же, как и слово «кот»:

вижу кота — вижу бота,

создал кота — создал бота.

И не имеет значения, наделяем ли мы мысленно бота человеческими качествами (предположим, общаясь с ним в чате поддержки банка) или нет.

По аналогии с «ботом» одушевлённым принято считать и сложное существительное «чат-бот», поскольку «бот» здесь главное, родовое понятие, а «чат» — видовое, второстепенное («чат-бот» — это бот, который функционирует в формате чата, то есть «бот для чата», а не наоборот).

«Чат-бот» в словари пока не попал — нормативного написания этого слова нет, однако портал «Грамота.ру» рекомендует поставить дефис: чат-бот.

У Геннадия забота:
Сотворил вчера чат-бота.
Раз явился он творцом,
Можно звать его отцом?

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/gramotny-otvet/6049173-sozdat-chat-bot-ili-chat-bota--kak-pisat-pravilno

Ее звали ELIZA. Первая программа ИИ чат-бота ChatGPT

 Источник

Сегодня многие удивляются способностям нейросетевого чат-бота ChatGPT. Он сдает за людей экзамены в вузах, помогает выполнять рабочие обязанности и даже притворяется живым человеком, если его об этом попросят. Первая такая программа появилась еще в 60-х годах прошлого века. Ее звали «Элиза» (ELIZA). Сейчас этот чат-бот вспоминают редко, но разработчики современных ИИ-систем относятся к нему с почтением и, по сути, считают его прародителем ChatGPT. «Газета.Ru» расспросила специалистов по развитию искусственного интеллекта о возможностях «Элизы» и ее влиянии на сегодняшние технологии. Свое мнение высказал и сам ChatGPT.

Кто такая Элиза?

«Элизу» (ELIZA) в 1966 году разработал профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум. Для него она была экспериментом – ученый хотел создать программу, которая прошла бы знаменитый тест Тьюринга. Принципы данного опыта были сформулированы математиком Аланом Тьюрингом в 50-х. Он направлен на определение способности машины демонстрировать интеллектуальное поведение. Тест Тьюринга считается пройденным, если машина заставила человека думать, что она разумна.

20 июля 2023

Ещё о Владимире Маяковском из уст его американской дочери

 П. ТОМПСОН (Патриция Томпсон -- дочь Владимира Маяковского Елена Владимировна Маяковская):

 – Я сказала на конференции, что Маяковский для меня как бы фантом, отец-фантом. Это более чем миф, это человек, которого надо снова изучать, для того чтобы понять всю его сложность. Он не настолько прост, как многие думают. Но единственное, что я могу сказать с уверенностью, это то, что мой отец, Владимир Владимирович Маяковский, любил Россию. Он надеялся, что у нее будет самое хорошее будущее. Мы можем иметь разные политические воззрения, но мы должны понять, что для Маяковского самое главное – это была Россия. Вопреки мнению многих людей, которые иногда задавали себе вопрос – что же именно любит Маяковский больше всего? Он, конечно, любил не скачки, хотя в Америке есть и лошадь, которую зовут Маяковский. Но я не собираюсь составлять лотерею и выяснять, кто выиграет в отношении того, что любил Маяковский. Единственное, что я знаю, это точно совершенно, что он любил меня, как отец может любить свою дочь. Источник

Маяковский любил Россию больше, чем всех женщин, которые встречались на его пути". Патриция Томпсон

Фото в открытом доступе.

Как создать интерактивный урок на сайте Coreapp.ai. Видеоинструкция

Как создать интерактивный урок на сайте Coreapp.ai. Видеоинструкция  ссылка

Библиотека образовательных материалов CORE

 Ссылка

Вы можете здесь найти уроки для преподавания, а также материалы (уроки и курсы) для повышения своей квалификации

19 июля 2023

Малоизвестные архивные фотографии возвращают живой образ поэта

 Источник

Портрет В.В. Маяковского. Казань. 1913 год

В.В. Маяковский на карточке Московского охранного отделения. 1907 год

Афиша фильма "Закованная фильмой"

В.В. Маяковский и Л.Ю. Брик в фильме "Закованная фильмой". 1918 год

Выставка в клубе Федерации писателей, посвящённая поэту. 1930 год

Группа писателеей и поэтов. В.В. Маяковский, С.М. Третьяков, В.Б. Шкловский, Б.Л. Пастернак, О.М. Брик, О.В. Третьякова, Л.Ю. Брик. Москва. 1925 год
К.М. Симонов, Л.Ю. Брик с супругом В.А. Катаняном (слева направо) на открытии выставки "20 лет  работы Маяковского". Москва. 1973 год
Открытие памятника поэту на площади его имени. Москва. 28 июля 1958 года

Замуж за Маяковского. Список тех, кто отказался

ИСТОЧНИК

Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда?»

…Держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду». Софья Шамардина«

     Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» — этот вопрос Владимир Маяковский задавал себе в жизни несколько раз. Его романы развивались стремительно, одни длились пару месяцев, другие — больше десяти лет, но ни один из них не привел к браку. Вспоминаем муз поэта. 

Читать полностью