22 декабря 2023

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Четвертое задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников правильно ставить ударение в различных словах. За правильное его выполнение можно получить один первичный балл; для этого нужно выбрать и выписать слово с неверно поставленным ударением. Постановка ударения нередко вызывает трудности даже у взрослых и образованных людей – орфоэпическая норма не всегда совпадает с привычным для нас вариантом произношения. Для того чтобы верно выполнить данное задание, необходимо приложить некоторые усилия при подготовке. Помогут в этом приведенные ниже правила.
(Задание номер 4, если выучить теорию , то не сложно сделать. Так написали в комментариях.)

В глаголах, которые кончаются на «-ить», ударение падает на окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):

  • включить – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
  • звонить – звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
  • облегчить – облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;
  • укрепить – укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;
  • одолжить – одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;
  • вручить – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;
  • приручить – приручИшь, приручИт, приручИм, приручИте, приручАт;
  • щемить – щемИт;
  • накрениться – накренИт.

Исключения, в которых ударение не падает на окончание: опОшлить, освЕдомиться.

В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание «а»:

  • бралА (бралАсь), убралА (убралАсь), понялА, сорвалА, обогналА, началА, навралА, ушлА

Исключения: глаголы прошедшего времени с приставкой «вы» — ударение в них переходит на приставку, а также следующие слова: клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.

В кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение также падает на окончание:

  • занятА, созданА, снятА, заселенА

21 декабря 2023

Какое «универсальное» слово понимают без перевода все люди на Земле?

Попробуйте предположить или узнайте, что думают об этом ученые?
Языки мира столь разнообразны, что сложно даже придумать, какое слово могло бы быть самым универсальным. Да, во многих языках созвучны слова "мама", слова приветствия и другие, однако это, как правило, языки одной или смежных групп. Тем не менее, ученые все-таки нашли «универсальное» слово, которое понимают без перевода все люди на Земле.
Исследования показывают, что в какой бы точке земного шара вы ни находились, и на каком языке бы ни говорили, есть одно слово, которое поймут все люди на Земле без перевода и дополнительных разъяснений. Это слово понятно даже тем, слеп и не способен оценить мимику произносящего.
Это слово «А?», которое может быть интерпретировано как универсальный вопросительный звук, понятный большинству людей, независимо от языковых и культурных различий. Лаконичность и емкость этого слова, представляющего собой, по сути, звук, а также его вопросительная интонация делают его абсолютно универсально понятным и детерминированным. Кроме того, во всех языках существуют специальные слова, предназначенные для быстрого пояснения, но все они так или иначе напоминают всё то же пресловутое «А?» Это отличный пример ломки языковых барьеров с помощью лингвистического феномена.

Трудности в ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. Стилистический анализ текста

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.Чтобы выполнить задание 3, необходимо 
 -- уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
-- анализировать структуру и языковые особенности текста;
-- опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
-- адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
-- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Теория и практика к заданию 3 по ссылке на Рустьюторсе.
Общая схема стилистического анализа текста:
  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
Функциональные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорная речь. (Подробная характеристика каждого стиля по ссылке выше).

Алгоритм выполнения задания

1. ВНИМАТЕЛЬНО читаем предложенный текст. Читать нужно не механически, а вдумчиво. Желательно останавливаться на каждом абзаце и анализировать то, о чём говорит автор.

2. ДО чтения вариантов ответов отвечаем на вопросы: какова тема текста и что хотел донести до нас автор, то есть какова проблема? Вопросы по содержанию обязательно встречаются в задании. Кроме того, это отличная тренировка для работы над №27, то есть над сочинением ЕГЭ.

3. ДО чтения вариантов ответов определяем, какой стиль речи перед нами. В книжные стили входят научный, официально-деловой, публицистический и литературно-художественный стили. Разговорный стиль стоит особняком и в тренировочных КИМах не встречается. Подробнее обо всех стилях и их особенностях см по ссылке в Тьюторсе.

4. В соответствии с тем, каков стиль текста, разбираемся, могут ли в нём употребляться те или иные тропы и приёмы, есть ли в тексте термины, канцеляризмы, специальная лексика, определённые синтаксические конструкции, на какую аудиторию текст рассчитан. Утверждения, данные в ответах, и содержат информацию об этом.

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Лексический анализ слова

 Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.

Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными. Слова могут быть однозначными и многозначными.
Во втором задании нет никакой статистики о трудностях, потому что это новое задание в 2023 году. Раньше надо было найти только один правильный  ответ, сейчас от двух до четырёх ответов.  Угадать правильный ответ не получится. Поэтому нужно уметь анализировать значение каждого слова.
Алгоритм выполнения задания
1.Внимательно прочитаем задание.
2.Анализируем контекст, в котором представлено слово.
3. Анализируем каждое лексическое значение слова + стиль.
4.Сравниваем слово в задании с вариантами ответа.
5. Подставляем в предложение главное слово или словосочетание из словарной статьи, смысл не должен измениться.
6. Выписываем номер подходящего слова в ответ.
В принципе подготовиться  к этому заданию невозможно. Чтобы его выполнить и получить законный 1 балл за него, нужно готовиться всю жизнь: читать книги, чаще заглядывать в словари. Наконец, есть каналы в сетях. Например, в Телеграм есть канал "Словарный запас". Правда, в нём слова всё больше заумные, незнакомые, однако развитию. кругозора этот канал очень помогает. Слова в тестах ЕГЭ обычные, которые встречаются  в нашей речи постоянно. К 18 годам нужно постараться овладеть достаточным словарным запасом и понимать, что означает то или иное слово.

20 декабря 2023

Откуда пошло выражение «опростоволоситься»?

Выражение «опростоволоситься» означает совершить ошибку, какой-то досадный промах, попасть впросак, оказаться в нелепой или смешной ситуации. Но почему этот фразеологизм связан с волосами, да ещё и "простыми"?
Оказывается, своим происхождением это выражение обязано древнему обычаю, когда на Руси женщине нельзя было показываться на людях без головного убора, с непокрытой хотя бы платком головой. Именно непокрытые волосы в стародавние времена и назывались "простыми", а предстать перед кем-то без головного убора, с "простыми волосами" считалось неприличным, постыдным и даже позорным.
Выставлять косу напоказ или ходить с непокрытой головой можно было лишь незамужним девушкам, а замужней женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором. Потеря головного убора в те времена была сравнима с утратой женской чести.

Подтверждение этому мы находим во многих произведениях, например в поэме Лермонтова «Песнь про купца Калашникова». Жена купца, красавица Алёна предстала перед ним «бледная, простоволосая», потому что злодей Киребеевич не только обнимал-целовал чужую жену, но ещё и сорвал с неё головной убор. Такое ужасное оскорбление можно было смыть только кровью.
Но в чем кроется причина такого отношения к женским волосам? Она лежит еще глубже, в древнейших, языческих представлениях о магической силе женских волос.
К примеру, воины, отправляясь в поход, брали с собой локоны любимых женщин как оберег, даже вплетали их в тетиву своих луков. В повседневной жизни волосы часто использовали для магических обрядов, с их помощью делали привороты и наводили порчу. Ну и наконец, волосы всегда были и есть атрибутом женской красоты. Инициация перехода из девичества в замужество также была связана с тем, что на голову женщине надевали повойник, а сверху – кику и платок. Лишить женщину этих атрибутов, то есть, «опростоволосить», значило оскорбить её.
Поэтому в старые времена выражение «опростоволоситься» имело одно значение, прямой смысл которого - остаться с непокрытой головой, что тогда считалось позорным и постыдным. Но с течением времени оно утратило прямой смысл, оставив нам лишь "позорные" последствия.

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Логико-смысловые отношениям между предложениями

 Всю теорию и практику к заданию № 1 можно найти по ссылке на РУСТЬЮТОРС.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.

В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.
В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексическиесинтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

НУЖНО ЗНАТЬ

следующие части речи:  союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.

Презентация по теме по запросу в электронной почте.

19 декабря 2023

Откуда пошло выражение «деловая колбаса»? И совсем не про продукт

«Деловой колбасой» обычно с иронией называют человека, вечно занятого или очень важного. Каждому русскоговорящему человеку знаком смысл данного выражения, но иностранец уж точно его не поймет, да и не сможет высказать никаких ассоциаций. Давайте узнаем, почему именно колбаса, а не рыба, сыр или сосиска стала частью этого фразеологизма.
Точное время возникновения этой фразы неизвестно, но лингвисты выделяют несколько версий ее происхождения.
В силу одной из версий, «колбаса» во фразеологизме вовсе не связана с пищевым продуктом. Колбасой в конце XIX века называли особое приспособление, с помощью которого один трамвайный вагон цепляли к другому. Его цилиндрическая форма напоминала колбасу, поэтому так ее и называли. На такой колбасе обычно ездили безбилетники, а также те, кто очень спешил. Поэтому выражение "деловая колбаса" было к таким торопыжкам очень кстати.

Другая версия происхождения "деловой колбасы" связана с немцами. У каждой нации есть свой черный юмор, дразнилки и обидные прозвища. Оказывается, на протяжении многих лет «колбасой» дразнили богатых немецких купцов и торговцев, то есть деловых людей. Почему дразнили колбасой? А потому, что Германия как раз и славилась своими мясными и колбасными изделиями по всему миру.Некоторые исследователи языка придерживают еще одной версии, считая что смысл выражения и его историю необходимо искать в анализе самой формы колбасы. Именно цилиндрическая форма позволяет колбасе быстро и легко катиться по ровной поверхности. Якобы именно эти качества — умение быстро и легко двигаться вперед — приписывают активным и пробивным людям, которых именно так и называют «деловая колбаса». Конечно эта теория выглядит не очень правдоподобной и даже нелепой, но вполне забавной.
А какая из версий кажется вам наиболее реальной?

Ошибки в образовании форм деепричастий

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я:
брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

· Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:
будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

· Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в:

купить – купив, решить – решив.

· От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

· В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны.

· От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

· В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны.

Примеры с подробными правилами можно найти по ссылке

Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку).
Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце, очертя голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову) является ошибкой!
Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал).

Об употреблении деепричастий. Роберт Саути "Лодорский водопад"

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
Что в этом стихотворении показалось необычным?
-- Да-да, здесь употреблено 52 деепричастия. И ещё, не правда ли, что стихотворение похоже на водопад?

Как учителю работать на платформе Сферум?

Учитель может:присоединяться в Сферуме к учебному заведению и классам, в которых преподаёт; • создавать беседы класса и управлять ими; • приглашать учеников в классы; • размещать необходимые для учёбы материалы: документы, видео, статьи.
"Сферум : сценарии использования" ссылка на презентацию.
Ссылка на полную инструкцию по платформе Сферум для учителя и ученика.

18 декабря 2023

Что такое Сферум и для чего он нужен?

 «Сферум» - это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения России и Минцифры России в соответствии с постановлением Правительства РФ. Информационно-коммуникационная платформа призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким и технологичным.

«Сферум» — это информационно-коммуникационная образовательная платформа для учителей и учеников. Основная задача платформы — помощь в обучении. «Сферум» не заменяет традиционное образование в классе, а дополняет его и делает более эффективным.

По мнению ведомства, «Сферум» позволит объединить мессенджер, чаты и образовательную платформу, таким образом упростив жизнь учителю. В ведомстве отмечают, что с 1 января 2023 года при реализации основных общеобразовательных программ все школы должны использовать только государственные информационные системы.

Кому принадлежит Сферум?
Платформа «Сферум» была разработана компанией «Цифровое образование», которая является совместным предприятием VK и «Ростелекома» и была образована в 2019 г. Число пользователей «Сферума» превышает 7 млн человек. 20 февраля VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи. ру» за 8,7 млрд руб.

Платформа «Сферум» была разработана компанией «Цифровое образование», которая является совместным предприятием VK и «Ростелекома» и была образована в 2019 г. Число пользователей «Сферума» превышает 7 млн человек. 20 февраля VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи. ру» за 8,7 млрд руб

27 октября 2023

7 «сказочных» слов, в которых мы постоянно делаем ошибки

Источник

Не все современные родители читают детям русские народные сказки, но это вовсе не значит, что дети сказок не знают: в садах и школах про Иванушку-дурачка, Бабу-ягу и Змея Горыныча забывать не собираются. Мы тоже вспомним их добрым (и грамотным) словом.
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/gramotny-otvet/4096523-7-skazochnykh-slov-v-kotorykh-my-postoyanno-delayem-oshibki

26 октября 2023

10 культовых мультфильмов и фильмов с музыкой Геннадия Гладкова — в память о композиторе

Источник 

16 октября ушел из жизни композитор Геннадий Гладков — автор музыки к культовым мультфильмам и фильмам советской эпохи. В память о композиторе составили подборку самых известных картин, песни из которых не забываются даже спустя много лет.

1. «Бременские музыканты», 1969

Помните мотив песни «Ничего на свете лучше нету»? А выступление разбойников, про которых говорят, что они бяки-буки? Слова культовых песен из «Бременских музыкантов» написал Юрий Энтин, а вот музыку к ним, которую мы помним с самого детства, Геннадий Гладков. Он же был композитором в сиквелах «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские».
Читать полностью
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/zhizn/razvlecheniya/827513-10-kultovykh-multfilmov-i-filmov-s-muzykoy-gennadiya-gladkova--v-pamyat-o-velikom-kompozitore

25 октября 2023

Полный гайд по ЕГЭ-2024: изменения, минимальные баллы и советы, как готовиться уже сейчас

Источник

До ЕГЭ, внезапно, чуть больше полугода. Времени не так много, а еще и задания поменяли: как быть? Вместе с издательством «Экзамен» разбираемся в самых важных изменениях этого года и рассказываем, как начать подготовку уже сейчас — потом может быть слишком поздно.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/yege/5731298-polny-gayd-po-yege-2024-izmeneniya-minimalnyye-bally-i-sovety-kak-gotovitsya-uzhe-seychas

Гайд — это инструкция, руководство, которое помогает человеку разобраться в предмете. Обычно гайды посвящены профессиональным или техническим вопросам.

24 октября 2023

«Бременских музыкантов» придумал Андерсен? Тест: кто написал самые известные сказки

Сюжеты любимых сказок мы все знаем и помним с детства. И имена их авторов тоже: братья Гримм, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перро. Теперь главное — вспомнить, кто из них какую сказку написал. Попробуете?
Пройти тест

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/9618427-bremenskikh-muzykantov-pridumal-andersen-test-kto-napisal-samyye-izvestnyye-skazki

23 октября 2023

Учителя уходят из школ коллективами: почему такое случается и что можно сделать

 Источник

Зарплаты, бумажная волокита, а еще — разногласия с администрацией школы. Вот почему учителя часто предпочитают уволиться вместо того, чтобы продолжать работать в школе. «Мел» поговорил с педагогами и директорами обычных школ о том, как проблему можно было бы решить.
Конфликт с администрацией — причина для увольнения
В конце этого лета, накануне нового учебного года, громкая история случилась в Екатеринбурге: из МАОУ СОШ № 22 одновременно уволилось больше десятка учителей. Точные цифры назвать сложно: в разговоре с «Мелом» педагоги, ушедшие из учреждения, говорили о 12–17 учителях. При этом портал Екатеринбург.рф, ссылаясь на слова директора школы, приводит такие цифры: «За летний период из учебного процесса вышли 12 педагогов: один по уходу за ребенком, 5 по причине достижения пенсионного возраста, и 6 специалистов ушли по собственному желанию».
Читать полностью
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/zhizn/povestka/9205178-pochemu-uchitelya-ukhodyat-iz-shkol-kollektivami-v-etom-godu-v-takoye-sluchilos-srazu-v-neskolkikh-g

22 октября 2023

Почему не отступают ни на йоту? История происхождения выражения и его значение

 Источник

    Фраза "ни на йоту" используется для подчеркивания абсолютной точности, полноты или недопустимости каких-либо изменений. Давайте узнаем его историю и почему оно появилось в русском языке?
    Оказывается, выражение "ни на йоту" появилось в речи благодаря Священному Писанию, а точнее, словам Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. В своей проповеди он сказал: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не прейдет из закона, доколе всё не исполнится"
                    Однако, чтобы понять смысл этого выражения, важно разобраться в его историческом контексте. "Йота" - это древнегреческая буква, одна из самых маленьких в греческом алфавите. Изображалась она в виде крошечной черточки, и сплошь и рядом ленивые переписчики просто выкидывали ее из текста, так как и без йот всегда можно было понять, о чем идет речь. То есть в переносном смысле "йота" означает что-то крайне маленькое, мельчайшее.
    Таким образом, в контексте высказывания Иисуса, "ни на йоту" подчеркивает абсолютную неприкосновенность и недопустимость изменения даже самых мельчайших аспектов закона.
    С течением времени, "ни на йоту" стало неотъемлемой частью русской лексики. Оно применяется в различных контекстах, где требуется подчеркнуть неприкосновенность, недопустимость компромиссов или выражается абсолютная точность в деле.

21 октября 2023

Когда появились левый и правый ботинок?

 Источник

Взглянув на свою обувь, мы, вероятно, редко задумываемся о том, что ноги у нас асимметричны и каждая нога имеет свои особенности. Но когда же появилась идея создать обувь, подходящую исключительно для левой и правой ноги?
Вы удивитесь, но такую очевидно нормальную для нас вещь, как левый и правый ботинок, стали массово производить лишь с середины XIX века. До этого времени обе полупары преимущественно изготавливались по одному и тому же чертежу. До конца XVIII века все пары обуви были симметричными! То есть, ботинок можно было носить как на правой, так и на левой ноге.
Первыми разную обувь для правой и левой ноги пошили греки. Существует легенда, согласно которой такую обувь изготавливали для греческих куртизанок, чтобы каждая подошва оставляла свой след в надписи "Следуй за мной". Однако в производстве обуви это ещё не стало прорывом. До середины XIX века правую и левую туфлю так и делали по одному лекалу. Чтобы обувь стала более комфортной, её приходилось просто "разнашивать" на определенную ногу.
Однако с развитием промышленности и технологий, появились новые возможности в производстве обуви. В XIX веке произошла промышленная революция. Сначала изобрели швейную машинку, а затем стали шить на ней обувь - ведь это было гораздо удобнее! Затем разработали метод, благодаря которому производство обуви было поставлено на поток и за день можно было запросто изготавливать по нескольку сотен пар обуви.
В связи с этим, мастера начали экспериментировать с дизайном и формой обуви. Это привело к важному изменению - появлению левых и правых ботинок в массовом производстве. Именно тогда и стали делать левую и правую обувь по разным лекалам.
Создание асимметричных ботинок позволяло лучше учитывать анатомические особенности стопы. Теперь обувь могла точно повторять контуры ноги, обеспечивая комфорт и поддержку. Этот шаг несомненно стал революцией в индустрии обуви.
Таким образом, разделение на левый и правый ботинок стало общепринятым только в середине XIX века. С тех пор асимметричные ботинки, туфли и кроссовки стали неотъемлемой частью нашего повседневного гардероба.

20 октября 2023

План анализа эпизода художественного текста

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
· кто они?
· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
· автора;
· персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
· их отношение к событию;
· к вопросу (проблеме);
· друг к другу;
· кратко проанализировать речь участников диалога;
· сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.). Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

19 октября 2023

18 октября 2023

Шпаргалки. Чем они могут быть полезны?

За использование шпаргалок на ЕГЭ аннулируются результаты экзамена и назначаются денежные штрафы. Однако шпаргалки нельзя назвать абсолютным злом. В чём может быть их польза? Разбираемся вместе.

1. Учат конспектировать.
Суть шпаргалки заключается в том, чтобы на маленькой площади уместить много информации. Соответственно, чтобы сделать шпаргалку, надо не просто внимательно прочитать текст, но и выделить главное, записать всё в виде схем, условных обозначений и т.п.

2. Помогают запомнить материал.
В процессе изготовления шпаргалки работает не только визуальная, но и моторная память, а значит, информация лучше откладывается в голове.


3. Развивают креативность.
Шпаргалки — бесконечное поле для творчества: из чего сделать, где разместить, как незаметно использовать. Кстати, есть педагоги, которые готовы добавить балл к отметке, если учащийся сдаст оригинальную шпаргалку до того, как приступит к работе. Среди школьных учителей такое встречается реже, а среди преподавателей вузов — относительно распространённая практика, поскольку наличие шпаргалки говорит о том, что студент готовился.
4. Улучшают почерк, развивают терпение.
Шпаргалка должна быть максимально аккуратной, что хорошо влияет на почерк и общий подход к работе.

Неужели мы предлагаем активно пользоваться шпаргалками и обманывать педагогов? Нет. Мы предлагаем их лишь изготавливать, а затем оставлять дома, поскольку материал, который был перенесён на шпаргалку, и так прекрасно отложился в голове ученика.
Источник

17 октября 2023

Who’s Who, господин Обломов! …или Во всём виноват Захар… (Попытка современного взгляда на известного литературного героя)

 Источник

 
    Илья Ильич Обломов – литературный герой насколько исследованный, настолько, извините за вульгарность, затасканный, и настолько, на первый взгляд, совершенно понятный и абсолютно в своих мыслях и поступках предсказуемый, что, кажется, не оставляет никакого «маневра» литературным критикам. Но это на первый взгляд. Илья Ильич, тем не менее, совершенно и до сих пор НЕОПРЕДЕЛЁНЕН.     Неопределёнен особенно сейчас, когда мы живём уже в совершенно отличных от времени его появления на свет социально-общественных условиях. Когда, увы, такие понятия, как «честь», «достоинство», слово как гарантия исполнения, совершенно девальвировались. Поэтому уместно начать сегодняшний разговор с того, как сам Иван Александрович Гончаров относился к своему «Пигмалиону». Долго искать ответа на этот вопрос не приходится. Он прописан (и прописан детально) в самом начале первой главы романа:
«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

16 октября 2023

«Грамотный человек — не тот, кто пишет без ошибок». Интервью с филологом — о русском языке в школе и за ее пределами

 Источник

    Замечали, как люди в интернете ругаются из-за неверно написанных слов и кривых предложений? Мы поговорили с филологом, преподавателем вуза и автором канала «Русский для мозга» Анной Комышковой и разобрались, почему нас так беспокоит грамотность, что делать с чужими ошибками и как все это касается учителей.

«Грамотный — не тот, кто пишет без ошибок»

    — Давайте обсудим понятие «грамотность». Какого человека в нынешнем мире стоит считать грамотным?

    — Я много лет веду курс «Русский язык и культура речи», это обязательный университетский предмет. На нем мы обычно говорим, что грамотность — это соответствие норме русского литературного языка. Я думаю, что в современном мире грамотность не изменила своего первоначального значения.
Другое дело, что отношение к грамотности в обществе может отличаться в разные исторические периоды и в разных сферах. Сама норма и ее понятие тоже меняются. Норма исторична, норма социальна — она изменяется, и к этим изменениям люди относятся по-своему.

    Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/439781-uchitelya-rusisty-ne-imeyut-prava-na-oshibku-bolshoye-intervyu-s-filologom--o-gramotnosti-v-shkole-i