20 января 2024

"Женщины Лазаря" Марины Степновой

 Кто такой Лазарь? Лазарь Линдт? Вопрос, который занимал меня, когда я в первый раз начала слушать роман Марины Степновой "Женщины Лазаря". Коль есть в произведении Курчатов, Королёв, Сахаров и другие. Коль рассказано об испытании первой атомной бомбы в Советском Союзе. Значит, у Линдта есть прототип  среди известнейших советских учёных-ядерщиков. Оказалось, что Лазарь Иосифович Линдт  -- вымышленный персонаж. И когда автору стало казаться, по её словам, что Линдт становится похожим на Ландау, она ввела в  сюжет реального Ландау, чтобы развести своего персонажа с возможным прототипом.

Роман Марины Степновой "Женщины Лазаря" -- повествование о нескольких поколениях людей, связанных не только родством,  образом главного героя Лазаря Линдта, но и  отношениями не семейными: Лазарь всю жизнь самозабвенно любит жену своего учителя и соратника Чалдонова Марусю. Маруся, Галина Петровна -- жена Лазаря, которая страшно ненавидит его, и Лидочка -- его внучка  - женщины героя. Роман состоит из трёх частей по именам героинь и охватывает по времени целый двадцатый век. Похоже на "Сагу о Форсайтах" Голсуорси. И перипетии произведения, несомненно, захватывают внимание читателя. Однако для меня не это оказалось впечатляющим.

Меня поразили язык и стиль романа. В одной из рецензий на роман написано, что "первое, что сразу сшибает с ног, когда начинаешь читать Степнову, – это яркий, образный, плотный язык с краткостью авторских характеристик и отсутствием каких-либо авторских оценок". В романе такие метафоры, что они заставляли меня остановить запись, чтобы попытаться переварить, осмыслить высказывание и удивляться с каждым новым тропом тому, что метафора обязательно с негативным оттенком, с подковыркой, чаще всего унижающая персонажа. Просто "месиво метафор". Кстати, много среди них телесных и таких, которые, кроме уничижительности, ничего в себе не несут и без них можно обойтись.  Такова особенность произведения, и вдумчивого читателя она тоже может привлечь, удивить, как удивила и заставила меня  по достоинству оценить мастерство писателя.

О проблематике романа надо писать отдельный пост. Если бы мои ученики прочитали  это произведение, то нашли бы много аргументов для экзаменационных сочинений.

Ещё об одном, однако, напишу. Мне показалось, что роман Марины Степновой в чём-то похож на "Защиту Лужина". В. Набокова. Пришлось прослушать и  этот роман и получить удовольствие от новой встречи с классическим шедевром.

Российский академический молодёжный театр. Спектакль "Женщины Лазаря". Премьера состоялась  16 февраля 2023 года

Вопросы ChatGPT о русской литературе и его ответы

 Источник

В последнее время можно встретить то панические, то восторженные оценки чат-бота ChatGPT: некоторые утверждают, что ответы искусственного интеллекта уже не отличить от человеческих и вскорости бот сможет писать сочинения и курсовые работы так, что преподаватели не распознают подлог. Мы решили проверить, насколько оправданны эти опасения, и задали ChatGPT несколько вопросов о русской литературной классике и современности. Для полноты опыта мы попросили проиллюстрировать ответы нейросеть Midjourney.

1

Напиши содержание «Войны и мира» в 200 знаках
«Война и мир» — роман Лева Толстого, основанный на реальных событиях и исторических личностях 1812 года. Рассказывает о жизни аристократической российской общественности, любви и войне.

2

Краткое содержание «Аватара», если бы его написал Эдуард Успенский?
«Аватар» — роман Эдуарда Успенского, рассказывающий о войне между людьми и инопланетными существами, их культурами и духовностью. Главный герой, офицер армии России, оказывается затянут в войну и вступает в контакт с аватарами, созданными инопланетными существами, чтобы спасти Землю и души людей.

3

Кто победил бы в дуэли Онегина с Печориным?
В романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина, Онегин и Печорин сражаются в дуэли, и Онегин побеждает Печорина. Тем не менее, дуэль не была окончательным решением их конфликта и не приводит к какой-либо драматической разрешению.

18 января 2024

С Крещенским сочельником!


 

19 января -- праздник Крещения Господня. Что можно и нельзя делать в этот день?

Каждый год 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне. В 2024 оно приходится на пятницу. Крещение ещё называют Богоявлением, потому что в этот день Христос показал, что Он и есть Пресвятая Троица.

Не принято 18 января день давать в долг, но нуждающимся важно помогать делами. В водоёмы в Крещенский сочельник ничего не бросают. А еще не собирают большие застолья, не подают мясные, молочные блюда, а также не пьют алкоголь. 19 января в Крещение не принято убираться дома, выносить мусор и выбрасывать еду.

Если вы решили окунуться, то делать это надо только в оборудованных и освященных купелях. Время, в которое церковь благословляет на купание, начинается в 20:00 18 января и заканчивается в 8:00 20 января. Чего делать не стоит: Исповедовать суеверие «На Крещение вся вода святая» и набирать себе запасы воды из-под крана.

Запреты в этот день имеют высокую значимость для верующих. Старайтесь соблюдать их, чтобы не навлечь беду: Нельзя делать любую сложную физическую работу: убираться, чистить снег, делать ремонт и так далее. Рекомендуется оставить заботы на другой день.

17 января 2024

"Обитель" Захара Прилепина: о муках, скотах и человеках, о любви

 Захар Прилепин – прозаик, публицист, музыкант – стал лауреатом Девятой Национальной литературной премии «Большая книга – 2014» со своим манифестом о силе человеческого духа «Обитель». Второе и третье место заняли Владимир Сорокин с романом-антиутопией «Теллурия» и Владимир Шаров с его историей в письмах «Возвращение в Египет». Книги-лауреаты Прилепина и Сорокина также доступны в аудиоформате!

Прочитала новую книгу (в 2014 году) Захара Прилепина "Обитель", номинированную на национальную премию "Большая книга" 2014 года. Очень она мне понравилась. Написана хорошо, по-литературному, просто классически! А главное -- об этом надо знать, помнить, к этому возвращаться, размышляя о человеческой природе. Где  пределы человеческих сил и возможностей? Как не превратиться в скотов? Что есть преданность и предательство? И каких же вершин может достичь любовь женщины!
Советую прочитать  это произведение.

Языковые ошибки в литературе

Ошибки бывают разные. Хорошо известно, что Лермонтову случалось наделять львицу гривой, Тургеневу — путать месяц с полной луной, а Фету — подснежник с ландышем. Но в этом списке мы не касаемся смысловых ошибок, а говорим только о грамматике. Причём не о намеренных грамматических ошибках — мало ли в литературе неграмотных героев! Когда Зощенко пишет «А через полчаса, когда этого самого председателя ложили на носилки…», он, разумеется, говорит от лица рассказчика, которому такая речь свойственна. Нет: здесь мы вспоминаем произведения, в которых русские писатели сами допускали языковые оплошности — или решали смириться с ними, потому что иначе никак.

1. Александр Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву
В главе «Спасская полесть» герой книги видит сон, в котором он — мудрый властитель, осыпающий свой народ благодеяниями и отправляющий свои войска на славные победы. Но странница-Истина открывает ему глаза, и он видит, что его приказы оборачиваются страшными злоупотреблениями. «Большая половина новых воинов умирали от небрежения начальников или ненужныя и безвременныя строгости», — пишет Радищев. «Большая половина» — распространённая речевая ошибка: на самом деле половины могут быть только одинаковыми. Ту же ошибку можно встретить у современников Радищева — Николая Новикова, Ивана Крылова, да и позже Осип Сенковский, описывая солнечное затмение, говорит, что «большая половина солнца была закрыта спутником земли».


2. Александр Пушкин. Евгений Онегин

Наверное, самая затасканная классическая цитата об ошибках — из «Евгения Онегина»:

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

Эта строфа «Онегина» — иронический пассаж по поводу образованных женщин, и грамматическая ошибка есть в нём самом:

Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в жёлтой шале
Иль с академиком в чепце!

Правильно, конечно, «в жёлтой шали», и современники Пушкина склоняют это слово именно так. Как писал лингвист Василий Чернышёв, в оригинале «Онегина» есть довольно много «грамматических вольностей» в окончаниях — судя по всему, для более чистой рифмы: «в бани», «по-латыне», «лицы». Часть из них исправляется в современных изданиях, но «жёлтая шаля» остаётся — и, кажется, неспроста. Возможно, Пушкин здесь ввернул ошибку нарочно.

16 января 2024

Александр Сергеевич Пушкин. Зима. Что делать нам в деревне?

 Масленица. 
Картина российского художника, нащего земляка Бориса Кустодиева, написанная им в 1916 году, пример ретроспективного бытового жанра.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко… Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет… Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

Про любовь и нежность в аду -- о романе "Зулейха открывает глаза"

 Это тоже старый пост/отзыв на прочитанную книгу из тех ста главных книг XXI века. Я тогда быстро прочла роман Гузель Яхиной. По-моему, это как-то было связано с Тотальным диктантом, на котором использовались тексты уже из другого её романа "Дети мои", который мне тоже понравился. "Зулейху" в то время я решила рекомендовать своим 11-классникам для использования аргументов из романа в итоговом сочинении.

За выходные прочитала роман Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". О нём так много написано, что не буду рисковать и что-то своё добавлять. Скажу лишь, что Гузель Яхина талантлива, она тонкий психолог и скрупулёзный наблюдатель. (Откуда она всё это, о чём написала, узнала?! Я хочу познакомиться с историей создания произведения).Узнала позже, что что-то подобное случилось с её бабушкой.

Как роман использовать в качестве аргумента в итоговом сочинении? По какому направлению? Он ведь про ад. "Про любовь и нежность в аду", -- как написала Людмила Улицкая.
Если по теме из направления "Гордость и смирение"? Зулейха была приучена своими родителями и в силу традиций к нижайшему смирению, такому, что забывала, не жалела себя. Например, живя в семье мужа, в отношениях с Упырихой -- своей свекровью. Знакомство с такими суровыми правилами, царящими в татарской семье, просто поражает. (Мы живём бок о бок с татарами и подумать никогда не могли бы, что так было у них раньше). Но при всём этом Зулейха остаётся натурой крепкой, гордой (вспомним, как она отказалась от предложения старосты, мерзавца Горелова стать стукачкой, не испугавшись его угроз). Она, беззаветно любя Игнатова, долгие годы смиряет в себе эту любовь.  Гордый человек в этом романе и комендант Игнатов, не прогибавшийся перед начальством и, как отец родной, думающий и заботящийся о вверенных ему переселенцах, "врагах народа".

15 января 2024

15 января -- день рождения Александра Грибоедова

 Дата не круглая -- 229 лет. Однако как не вспомнить замечательного дипломата, писателя, поэта. Именно в такой последовательности. Потому что Александр прежде всего стал известен как дипломат. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора. Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I​

. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Поставили на сцене и напечатали почти через 30 лет.  Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.
Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.
20 цитат из «Горя от ума», которые до сих пор актуальны ссылка

Туркманчайский договор (Туркманчайский трактат[1]) — мирный договор между Российской империей и Каджарским Ираном, завершивший Русско-персидскую войну (1826—1828). Подписан 10 февраля (22) 1828 года в деревне Туркманчай (близ Тебриза). Договор был очень выгодным для Российской империи.
Страшная история любви великого Грибоедова: прожили вместе всего 20 дней, его гибель скрывали от жены две недели

Повесть "Метель" Владимира Сорокина

Это старая рецензия (скорее, опыт рецензии, потому что написала о своих впечатлениях от прочитанного ученица 11 класса). Печатаю сегодня этот материал, потому что  меня попросила поделиться своими мыслями о тех из ста главных книг XXI века, которые я прочитала, Наталия Михайловна -- автор блога Дневник сельской учительницы
Так вот о "Метели" В. Сорокина моё мнение таково. Сюрреализм, языковая игра, всё перевёрнуто с ног на голову. Мрачно и тягостно. Но я почему-то читаю такое. И "Теллурию" его прочла, и ещё что-то совсем неприличное. Удивляюсь изворотливости ума автора что ли?
А в отзыве на "Полке" написано, что Владимир Сорокин -- прорицатель и указывает нам наше будущее. Цитирую: "Сорокин как бы говорит о сути России как таковой: прошлое это и есть будущее, всех ожидает одна метель"Не согласна и не принимаю.

Книга Владимира Сорокина оставляет целый спектр впечатлений после прочтения. В ней автор рассказывает небольшую странную историю, созвучную произведениям классиков русской литературы, главным героем которой становится доктор Гарин, отправившийся по долгу службы в снегопад в глухую деревню.
Главная мысль, которую Сорокин хотел донести до читателей, — нужно идти вперёд, несмотря ни на что, ни на какие преграды. Автор хочет убедить, что нужно гнуть свою линию до последнего, что идти по своей дороге до конца упрямо, преодолевая все трудности, — это и есть смысл нашей жизни. К этому автор приводит нас, демонстрируя тяжёлый путь доктора, который должен был занять всего полтора часа, но превратился в череду происшествий и задержек, мистических и мрачных.
Доктор желает всячески отсрочить доставку важной вакцины, которая должна спасти деревню от загадочной болезни, превращающей людей в зомби. Временами доктор, вместо того чтобы продолжать путь, поддаётся очередному искушению – останавливается в доме мельника, увлечённый любвеобильной мельничихой, медлит на очередном привале или пробует новые наркотики-галлюциногены.Помимо угрюмого доктора Платона Гарина, читатель знакомится и со славным водителем самоката Перхушей. Тот думает: «Дохтора — они тоже много страшного навидалися, много и чего умеют. Вон летось у конагона малой попал под косу, так в городе пришили ножку, и приросла, и бегает шибче прежнего...»
Читается все это легко, без усилия мысли, без необходимости разбираться в смысле того, что говорят персонажи или адаптироваться к сюжетной/эстетической новизне. Если же герои и углубляются в «философию», то она оказывается банальной: «Злых людей не бывает. Человек добр изначально, ибо создан по образу и подобию Божиему. Зло – ошибка человека».
Большинство сюрреалистичных эпизодов в «Метели» основаны на неправдоподобных искажениях размеров и масштаба. Самокат Перхуши запряжён полусотней маленьких лошадок, каждая из которых не больше куропатки и стрекочет подобно сверчку. Мельничиха – крупная и внушительная женщина, а её маленький муж ростом с самовар.

«Адоптировать» и ещё 8 слов, которые можно принять за ошибочные

 Источник

Некоторые слова не так часто встречаются в речи, но похожи на более популярные. Из-за этого их принимают за ошибки. Вот 9 любопытных примеров.
Глазурованный
Всем знакомы глазированные сырки. Однако есть и слово «глазурованный».
У слова глазурь два значения: 1 — «стекловидное покрытие на керамических изделиях, закреплённое обжигом»; 2 — «застывший сахарный сироп, слой густого сладкого сиропа (из сахара, шоколада и т. п.), в котором варят фрукты и которым украшают кондитерские изделия».
Всё дело в том, какой именно глазурью покрыт предмет: если во втором значении (его можно съесть), то «глазированный»; если в первом (на керамике) — «глазурованный».
Маркёр
Ма́ркер — это и фломастер, и буллит, и признак, и отметка. Но есть ещё и маркёр. У этого слова два значения: 1 — «лицо, прислуживающее при игре на бильярде и ведущее счёт очков (во время игры)»; 2 — «приспособление к посевному агрегату для проведения на земле посадочных или посевных бороздок».
Бро́ня
Мы знаем военную броню́ и бронь места в поезде, например. Однако «бро́ня» — это уже фактический устаревший вариант слова «бронь». Некоторые словари до сих пор рекомендуют использовать именно его: «бро́ня билетов», «бро́ня столика в ресторане». Делать это не обязательно, но пугаться такого варианта тоже не стоит.
Рефлектировать
От слова «рефлексия» можно образовать два варианта глагола — «рефлексировать» и «рефлектировать». Первый оказался более популярным, видимо, из-за того, что в «рефлексии» «с», а не «т». Однако «рефлектировать» — это тоже правильно. Также у этого слова есть и ещё одно значение — «отвечать рефлексом, реагировать на внешнее раздражение».
Дискуссировать
А здесь почему-то большую популярность получил вариант «дискутировать». Однако «дискуссировать» — это то же самое. Любопытно, что с двумя «с» у него больше общего с «дискуссией», чем у «дискутировать», но второе оказалось более распространённым.
Конъектура
Многие знают слово «конъюнктура». У него два значения: 1 — «сложившаяся в данный момент ситуация в какой-либо области общественной жизни»; 2 — «совокупность признаков, характеризующих состояние товарного хозяйства (движение цен, курс ценных бумаг, размеры выпуска продукции и т.п.)».
Но есть и похожее «конъектура». Этот специальный термин означает исправление или восстановление испорченного или не поддающегося прочтению текста на основании историко-лингвистических и палеографических данных.
Пассировать
Кулинары знают, что слегка обжаривать в небольшом количестве масла, жира — это пассерова́ть, через «е». Однако есть совсем не связанное с этим глаголом слово «пасси́ровать». Этот глагол используется в акробатике и имеет два значения: 1 — «поддерживать, предупреждать падение или другие несчастные случаи при исполнении акробатических упражнений»; 2 — «передавать что-то кому-то (например, обруч)».
Рожаницы
Женщина во время родов или только что родившая — это роже́ница. Но есть и рожани́цы (в единственном числе — рожани́ца). У древних славян-язычников так назывались женские божества, присутствующие при рождении младенцев, определяющие их судьбу при появлении на свет и покровительствующие роду, семье, домашнему очагу.
В этом слове также допустимо ударение на второй слог — «рожа́ницы».
Адоптировать
«Адаптировать» в значении «приспособить», конечно же, пишется через «а». Однако есть и глагол «адоптировать», который означает «усыновлять, удочерять» (от англ. to adopt) и используется как юридический термин.
Некоторые слова не так часто встречаются в речи, но похожи на более популярные. Из-за этого их принимают за ошибки. Вот 9 любопытных примеров. Глазурованный Всем знакомы глазированные сырки.

14 января 2024

Мороз и солнце, день чудесный!

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
С. Ю. Жуковский Зимний пейзаж
С. Ю. Жуковский. Иней
С. Ю. Жуковский. Зима

Станислав Жуковский — русский художник с польскими корнями. Он писал пейзажи с видами старинных дворянских усадеб и интерьеры помещичьих домов. А после революции 1917 года Жуковский вошел в комиссию по сохранению культуры и памятников. Он смог спасти многие произведения искусства от разрушения и отправить их в музеи.

13 января 2024

Ста́рый Но́вый год — Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю).

 Вот что об этом пишет Википедия

Новый год по старому стилю наступает в ночь с 31 декабря (13 января) на 1 января (14 января) до 2100 года, затем разница из-за неточности юлианского календаря составит уже 14 дней и будет смещаться ещё на один день каждые 128 лет. Словосочетание является примером оксюморона. Неофициальный праздник, традиционно отмечаемый в странах, церкви которых отмечают Рождество по юлианскому календарю 25 декабря (7 января). Соответственно, дата наступления «Старого Нового года» соответствует Новому году по юлианскому календарю. Возникновение праздника связано с тем, что Рождество, по календарной традиции, должно предшествовать Новому году, а также с тем, что в Православной церкви на григорианский Новый год приходится Рождественский пост, исключающий обильные застолья, употребление скоромной пищи и увеселения.
Так что будем праздновать старый Новый год, как сейчас, 14 января, аж до 2100 года!
Старый Новый год (2011). Русский трейлер
Старый Новый год пришел в нашу культуру вместе со старым стилем летоисчисления.
В 1918 году большевистское правительство решило поменять календарь. Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа — по григорианскому. Первый был создан в Римской империи и основывался на древнеегипетской астрономии. Григорианский календарь же был более точным, его создали в XVI веке с учетом новейших знаний об устройстве вселенной. Разница между двумя системами исчисления составляла 13 дней и создавала неудобства для ведения международных политических и экономических дел и приводила к забавным казусам в повседневной жизни. Например, по датам на почтовых штемпелях выходило, что телеграмму получили в Европе на несколько дней раньше, чем отправили в России. Источник

Святочные гадания: как девушки на Руси узнавали свое будущее

 Источник

Совсем скоро, 18 января, завершаются Святки — основной зимний праздник на Руси. О его традициях и, конечно, святочных гаданиях «Вечерке» рассказала историк Любовь Степанова.
Корни Святок лежат в глубокой древности: еще до принятия христианства святочный период славяне отмечали праздником народившегося солнца Коляды.
В те времена святочные обряды отличались проведением всевозможных магических обрядов, например, «на хороший урожай» и гаданий о будущем. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг которого плясала молодежь, разодетая в новые рубахи.
Символом обновления природы служило ряжение. По домам вечером и ночью ходили ряженые (колядующие), чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и пожелать достаток семье в будущем году.

12 января 2024

100 главных русских книг XXI века

С 2000 года прошло уже больше 20 лет — а это, между прочим, пятая часть столетия. Самое время подвести кое-какие итоги. «Полка» устроила самый масштабный опрос в своей истории, чтобы определить 100 главных русских книг XXI века: романы, повести, сборники рассказов, нон-фикшн. Более ста экспертов приняли участие в составлении списка: в него вошли знаменитые книги, получившие премии, и не самые известные тексты, оказавшиеся тем не менее важными для движения литературы. Перед вами 100 главных новых книг о прошлом, настоящем, будущем, красоте и неприглядности, жизни и смерти, языке и памяти — и о многом другом.


 Я прочитала/прослушала 20 из них.. Хочу  прочитать и другие. Интересно. Не обо всех из этих книг можно было узнать,  Поэтому в моём списке в основном заметные. "Обитель" З. Прилепина, "Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения" А. Зорина, "Ненастье" А. Иванова, "Господин Гексоген" А. Проханова, "Земля" М. Елизарова, "Перевод с подсточника" Е. Чижова, "Географ глобус пропил" А. Иванова, "Женщины Лазаря" М. Степновой и др.

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. План сочинения ЕГЭ по русскому языку

1 абзац
Формулировка проблемы данного текста. 1 балл

 * Текст известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста ) ФИО заставил меня задуматься над проблемой ( сочетание слова проблема с сущ. в Р.п.), например, над проблемой отцов и детей; над проблемой роли книги в жизни человека.) ИЛИ сформулировать вопрос по проблеме и записать в форме вопросительного предложения.

* Текст русского писателя, прозаика и драматурга А.П.Чехова заставил меня задуматься над какой? (сложной, важной, серьёзной, актуальной, злободневной, философской …) проблемой осознания цели своего труда.
Ради чего люди совершают свой ежедневный трудовой подвиг?
2 абзац
Комментарий к сформулированной проблеме данного текста+1-ый пример-иллюстрация с указанием и пояснением. 3 балла
* Раскрывая проблему, ФИО (автора текста) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который ( кратко пересказываем сюжет и подводим к примеру-иллюстрации).
* Автор (с грустью, с сожалением… другие чувства) пишет, что (приводим 1-ый пример-иллюстрацию ( можно цитату из текста или кратко пересказываем своими словами )… + пояснение
Пояснение к примерам (художественный текст)
* Автор знакомит читателя с героями текста…+ мини- вывод
* Автор не случайно обращает наше внимание на... + мини- вывод
* Поступок героя показывает, что…+ мини- вывод
* Слова ( мысли) героя позволяют увидеть…+ мини- вывод
* Эти события автор описывает, чтобы + мини- вывод
* Автор хочет сказать, что….+ мини- вывод.
В мини- выводе обязательно используем вводные слова ( по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Не забывайте обособлять вводные слова на письме!
Например, По моему мнению, донос на друга - это предательство.
Пояснение к примерам (публицистический текст)
*Писатель хочет сказать, что…
* Этот пример показывает, что…
* Смысл этого высказывания в том, что…
* Эти слова убедительно доказывают, что...
* Я думаю, этим примером автор хотел показать…
* Приведённые слова содержат глубокий смысл…
3 абзац
2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.
* Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что… + пояснение +мини-вывод
* В предложении № … писатель отмечает ( замечает и т.д.), что…+ пояснение +мини-вывод …Автор уверен, что…
4 абзац
Указать и проанализировать смысловую связь между примерами .
1. Объяснение
* Оба примера из текста объясняют важную мысль автора : (написать какую мысль…)
* Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
* С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)…
* Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
2. Противопоставление
* Автор противопоставляет данные примеры, чтобы показать…
* Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…
* С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
* Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.
* Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора: написать какую…
3. Сравнение
* Писатель сравнивает…+ какие качества героев выявляются в сравнении…
* Сравнивая этих героев, мы видим…
* Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
* Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
* Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…
4. Причина-следствие
* Почему - же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.
* Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя…
* Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…
* Таким образом , эти примеры позволяют понять, почему…
5. Определение понятия
* Автор определяет значение слова «…» (раскрыть содержание понятия «…»).
* Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»
* Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»
5 абзац
Отражение позиции автора ( рассказчика). 1 балл
В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо)
* Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…
В публицистическом тексте позиция автора выражена чётко и ясно
* Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что…
6 абзац
Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста.
1 балл (Ответ на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора)
* Я полностью согласен с автором и считаю, что…(обоснование).
(Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными фразами).
7 абзац
Заключение (достаточно одного предложения)
* Таким образом, можно сделать вывод, что…
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Максимальное количество баллов за всю письменную работу -- 21.

11 января 2024

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.


1-й абзац

Вступление + формулировка проблемы

Вопрос, над которым размышляет автор
+
→ Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …
→ Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
→ Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
→ В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
→ Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
→ Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
→ Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?)
→ Прочитанный мною текст писателя... (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
Что такое...? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему.... (какую?). Постараюсь прокомментировать её.
→ Обратимся к тексту писателя... (ФИО). В центре внимания автора - проблема... (какая?)
Рассуждая о... (о чём?), автор задается вопросом: .... (каким?).
→ Текст ... (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности - ... (какой?) Автор заставляет нас задуматься о .... (о чём? над какими вопросами?).
→ Что такое...? В чём заключается...? Почему......? Как .....? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ..... (ФИО), посвящая его проблеме... (какой?)
→ Что значит быть...(каким?)? Зачем... ? В чём...? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе
каждый человек. Проблема... (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя... (ФИО).

2-3 абзац
Комментарий

Два примера - иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания

Примеры – иллюстрации:

→ В качестве примера автор рассматривает…
→ Далее автор рассказывает, о том как
→ Проблема раскрывается автором на примере…
→ Автор обращает внимание читателя на …
→ Не случайно автор изображает (кого, что? ... )

пПервый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру

10 января 2024

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Проблема. Примеры формулировок проблем

 Источник

Проблему в сочинении ЕГЭ можно сформулировать двумя способами:

1) При помощи вопросительного предложения. (Как следует относиться к окружающим людям?)
2) В форме Р.п. (проблема отношения к окружающим).

Если по критерию К1 выпускник получает 0 баллов, то 0 баллов выставляется и по критериям К2-К4! Чтобы этого избежать, рекомендуем тщательно потренироваться на текстах разных типов (художественных и публицистических". Этот навык можно выработать, анализируя небольшие по объему тексты (например, в нашем пособии "Сочинение на 21").

Важно не только правильно определить проблему, но и сформулировать ее корректно, избегая речевых ошибок и неточностей, ведь от этого зависит логика вашего сочинения.

Примеры сформулированных проблем см здесь

Примеры формулировок в сочинениях (0 баллов). 0 баллов за понимание проблемы ставится, если «экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста» здесь

Пример сочинения по тексту В. Набокова. (0 баллов по критериям К1-К4) здесь

Пояснение экспертов:
Ни одна из обозначенных в Памятке эксперта проблем - проблема обывательства (кто такой обыватель?), проблема негативного влияния рекламы (чем вредна реклама?),проблема пошлости (почему пошлость безнравственна?) - не нашла отражения ни в одной из частей сочинения экзаменуемого. Более того, автор работы проявил полное непонимание сути исходного текста, поэтому «увел» свое рассуждение в совершенно иное русло, что противоречит принципу опоры на исходный текст. Все это позволяет эксперту выставить по критерию К1 заслуженные 0 баллов, а следовательно, автоматически выставить 0 баллов по критериям К2-К4.

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Проблемы текстов

1. Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек вырваться за рамки наследственности?)2.Наследственность определяет лишь задатки, склонность человека. Но только сам человек может развить то, что дано природой.

2. Проблема истинного литературного таланта.Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.

3. Проблема интеллигентности. (кого можно считать интеллигентным человеком?)
Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.

4. Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории. (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.

5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.

6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.

7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел лдей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.

8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу планете.

9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека. Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.

10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?) Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека. Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.

Тематический список проблем, встречающихся на экзамене. Источник 

09 января 2024

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Краткая характеристика трех частей сочинения

 Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

    Основная часть
Комментарий проблемы. 
Далее должен прозвучать второй критерий (К2) – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого ещё раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери словосочетание или предложение, несущее основную смысловую нагрузку, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающее проблему.

Авторская позиция. Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже третий критерий. 

Аргументация собственного мнения. Далее необходимо отработать четвёртый критерий – аргументация  собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй изложить собственное мнение. 
Постарайся подобрать ДВА аргумента – доказательства твоей правоты, опираясь на жизненный опыт и произведения художественной литературы. В качестве аргумента могут быть также приняты пословицы и поговорки, статьи в авторитетных газетах и журналах, примеры из жизни известных людей. Опора на литературные источники должна носить не декларативно-указательный характер (вроде поверхностного упоминания о том, что в известном произведении «тоже» поднимается данная проблема), так как простое упоминание проблемы в привязке к произведению не показывает знания текста и понимания писательской позиции.

     Заключение. Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Все части сочинения должны быть логически связаны друг с другом. Не допускайте орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Избегайте многократных повторений одной и той же мысли. Соблюдайте этичность в высказывании.

Источник: https://5-ege.ru/shablony-sochinenij-ege/

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Это вовсе не сочинение...

Основная часть экзамена по русскому языку – написание сочинения по приведенному тексту. Однако это сочинение не очень похоже на привычные нам письменные работы, где приветствуются красивые обороты и полет фантазии. Здесь нужно постараться написать такой текст, который будет максимально соответствовать критериям оценки, за которые и начисляют баллы. Название этого задания в КИМах -- "Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации". То есть это ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА. И выполнять её нужно в соответствии с критериями оценки, где нужно сформулировать проблему исходного текста, найти в тексте предложения для комментария проблемы, отразить авторскую и собственную позицию, приведя ДВА аргумента для доказательства своего мнения (ЛУЧШЕ из литературы) и в конце  подвести итог.

Следовательно, кладём перед собой КРИТЕРИИ оценки сочинения и пишем строго по этому плану.

Необходимо соблюсти смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, добиться выразительности и точности речи, не допустить орфографических, пунктуационных, грамматических и фактических ошибок.

Объём сочинения -- не менее 150 слов, лучше 200 -- 250. Общий балл за сочинение -- 21.

08 января 2024

Радуйся!

Это наши дети -- воспитанники воскресной школы. Есть один мой ученик Саша. От его мамы я и получила эту видео открытку.
О правилах колядования можно прочитать здесь

Буря надвигается

Ю. Клевер. Буря надвигается

Александр Пушкин
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
1825 г.