Это старая рецензия (скорее, опыт рецензии, потому что написала о своих впечатлениях от прочитанного ученица 11 класса). Печатаю сегодня этот материал, потому что меня попросила поделиться своими мыслями о тех из ста главных книг XXI века, которые я прочитала, Наталия Михайловна -- автор блога Дневник сельской учительницы
Так вот о "Метели" В. Сорокина моё мнение таково. Сюрреализм, языковая игра, всё перевёрнуто с ног на голову. Мрачно и тягостно. Но я почему-то читаю такое. И "Теллурию" его прочла, и ещё что-то совсем неприличное. Удивляюсь изворотливости ума автора что ли?
А в отзыве на "Полке" написано, что Владимир Сорокин -- прорицатель и указывает нам наше будущее. Цитирую: "Сорокин как бы говорит о сути России как таковой: прошлое это и есть будущее, всех ожидает одна метель". Не согласна и не принимаю.
Главная мысль, которую Сорокин хотел донести до читателей, — нужно идти вперёд, несмотря ни на что, ни на какие преграды. Автор хочет убедить, что нужно гнуть свою линию до последнего, что идти по своей дороге до конца упрямо, преодолевая все трудности, — это и есть смысл нашей жизни. К этому автор приводит нас, демонстрируя тяжёлый путь доктора, который должен был занять всего полтора часа, но превратился в череду происшествий и задержек, мистических и мрачных.
Доктор желает всячески отсрочить доставку важной вакцины, которая должна спасти деревню от загадочной болезни, превращающей людей в зомби. Временами доктор, вместо того чтобы продолжать путь, поддаётся очередному искушению – останавливается в доме мельника, увлечённый любвеобильной мельничихой, медлит на очередном привале или пробует новые наркотики-галлюциногены.Помимо угрюмого доктора Платона Гарина, читатель знакомится и со славным водителем самоката Перхушей. Тот думает: «Дохтора — они тоже много страшного навидалися, много и чего умеют. Вон летось у конагона малой попал под косу, так в городе пришили ножку, и приросла, и бегает шибче прежнего...»
Читается все это легко, без усилия мысли, без необходимости разбираться в смысле того, что говорят персонажи или адаптироваться к сюжетной/эстетической новизне. Если же герои и углубляются в «философию», то она оказывается банальной: «Злых людей не бывает. Человек добр изначально, ибо создан по образу и подобию Божиему. Зло – ошибка человека».
Большинство сюрреалистичных эпизодов в «Метели» основаны на неправдоподобных искажениях размеров и масштаба. Самокат Перхуши запряжён полусотней маленьких лошадок, каждая из которых не больше куропатки и стрекочет подобно сверчку. Мельничиха – крупная и внушительная женщина, а её маленький муж ростом с самовар. В ходе сюжета самокат Перхуши застревает в ноздре погибшего великана, занесённого снегом, а доктор натыкается на снеговика высотой в двухэтажный дом, и встреча эта приводит Гарина в ужас.
Основной отличительной чертой повести является блистательная стилизация, тонкая игра с мотивами и образами русской прозы от Пушкина до Бунина, Булгакова, Гоголя, Гомера, Кафки и Джонатана Свифта.
Особая манера подачи Сорокина демонстрирует читателю мастерство и знание своего дела, что, конечно, впечатляет, однако и смысл в повесть вложен не малый. Книга является по-настоящему гипнотической.
Комментариев нет:
Отправить комментарий