04 марта 2024

"Смерть поэта" - история одного стихотворения

Источник

4 марта (по другим данным 2 марта) 1837 года за стихотворение "Смерть поэта" был арестован и сослан на Кавказ Михаил Юрьевич Лермонтов.
Стихотворение было написано спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении Пушкина на дуэли.

Трагическая гибель великого поэта потрясла Лермонтова, который относился к Пушкину как к учителю и наставнику. Так в конце первой части стихотворения существует прямая аналогия между поэтом и Христом, принявшим мучительную смерть - «венец терновый… надели на него». К Дантесу же Лермонтов относится с презрением, пишет что он не представлял себе «на что он руку поднимал!…». Однако при этом считает его слепым орудием в руках истинных убийц. На них-то Лермонтов и направляет весь свой гнев.

Дуэль раскола общество на 2 лагеря - высшая аристократия во всем обвиняла Пушкина и оправдывала Дантеса, люди менее высокопоставленные восприняли гибель поэта как национальное бедствие. Доподлинно известно, что император с пренебрежением относились и к самому Александру Сергеевичу, и к его творчеству. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям.

Через некоторое время после похорон Пушкина стало очевидным, что высшее общество и государственные чиновники защищают Дантеса и клевещут на Пушкина, совершенно не принимая во внимание значение его таланта для России.

Разгневанный Лермонтов добавляет к стихотворению еще 16 строф ("А вы, надменные потомки..."), наполненных резкой критикой против осквернителей памяти Пушкина. Лермонтов переходит к прямому обращению к виновникам смерти поэта и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Перечисляются и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах. Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» поэта.

Всё это приводит к тому, что произведение получает резкий антиправительственный характер. Николай I получил его от анонима с надписью «Воззвание к революции». Заключительные строки были квалифицированы как «вольнодумство, более чем преступное». 4 марта 1837 года Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела о «непозволительных стихах» отправлен в ссылку на Кавказ.

Фёдор Тютчев: главные стихи с комментариями

 Источник

Поэтический язык Тютчева, законсервированный долгой жизнью в Европе, позволил перекинуть мостик между Золотым и Серебряным веками русской поэзии.
В июле 1822 года, восемнадцатилетний Федор Иванович покинул России и поступил на дипломатическую службу в Баварии. Следующие 22 года он был почти полностью оторван от русской культуры, но был дружен и тесно общался с видными представителями немецкого романтизма — Шеллингом, Гейне, глубоко увлекался развитием философской и научной мысли в Европе той эпохи.

Как писал его первый биограф — литератор и муж старшей дочери поэта Иван Аксаков — Федор Иванович не говорил на русском в обычной жизни, по его предположению, даже не думал на нем, а пользовался им исключительно для сочинения поэтических строчек. В доме Тютчевых говорили на французском или немецком языке.

По рассказам того же Аксакова, большая часть критиков не восприняла поэта радушно и в 1860-е годы, о которых принято говорить, что к поэту пришла литературная слава. Тютчева обвиняли в том, что язык его еще из допушкинской эпохи. Слишком много в нем было отвлеченных понятий, церковнославянской лексики, архаизмов, неровных стилистических фраз — искусство того времени было куда более стройным, реалистичным. Вследствие этого и темы, которые волновали Тютчева (жизнь и смерть, рок и судьба, отношения природы, Бога и человека), представлялись выходцами из конца XVIII-го века. Вопросы у современников вызывал и возраст новообъявившегося властителя муз. Тогда уже сложился стереотип, что поэзия — удел молодых, а Федору Ивановичу было за пятьдесят.

Несмотря на деятельное желание родных увековечить память поэта, Тютчев, вполне возможно, был бы забыт, не случись в России волны декадентства и символизма, а в ней мессии и идола символистской эпохи В. Соловьева, который в своей статье в журнале «Современник» в 1900-м г. определил лирическую поэзию Тютчева «самым главным кладом русской словесности». И внезапно то, что выглядело устаревшим в XIX-м веке, оказалось ультрамодным в XX-м. Цитатами из Тютчева пестрят статьи В. Иванова, В. Брюсова, А. Блока... Для них он становится не тем, кто опоздал, а тем, кто шагнул много дальше своей эпохи.

Комментируя десять хрестоматийных стихотворений поэта, я стремилась прежде всего раскрыть неоднозначность и диалектичность поэтики Тютчева, указать на несколько закрепившихся мистификаций, связанных с трактовкой как его личности, так и отдельных стихотворений. Не без иронии важно заметить, что на данный момент написано о поэте очень много, но большинство работ являются лишь размышлениями, а часто и фантазиями на тему.

В преддверии чтения хочу привести определение тютчевской поэзии, данное Ю. Лотманом, оно видится мне наиболее точным: «Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности».

1. «Весенняя гроза» — стихотворение не о русской природе

03 марта 2024

День рождения автора повести-сказки «Три толстяка»

Юрий Олеша создал свои первые стихотворения еще в школе. После он пробовал себя в разных амплуа: писал агитационные стихи, тексты для плакатов, фельетоны для газеты «Гудок», работал над сказкой о революции «Три толстяка» и романом «Зависть». В 1930-х годах вышла его пьеса о двойственности советской власти, и после этого произведения Олеши попали под негласный запрет.
Ю.К. Олеша — талантливый самобытный писатель. По словам В. Шкловского, его проза определяла ритм литературы 20-х годов. Творчество Олеши невелико по объему. В большей степени, чем цензурные препоны, виной тому чрезмерная строгость автора по отношению к себе. Многие произведения так и остались в замыслах или черновиках. Олеша часто говорил: «Мне совестно, что я неплодороден». Но в немногочисленных его произведениях создан своеобразный, прихотливый, удивительный и неповторимый мир. Большинству читателей знаком с детства как автор сказочного романа для детей «Три толстяка» (1924), написанного с большой выразительностью, необычностью слова, яркостью образов.
Юрий Олеша (1899-1960), русский советский писатель
О жизни и творчестве Юрия Олеши можно прочитать здесь

"Три толстяка". 1963 год

Случайная цитата о литературе

"Литература — это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями".
С.Г. ШАУМЯН

02 марта 2024

2 марта -- день рождения русского поэта Евгения Баратынского

«Поэзия таинственных скорбей» — так сам поэт в одном из итоговых своих стихотворений «На посев леса» обозначил дух своего творчества. Но ее пафос — в поиске новых путей лирики, в формировании языка поэзии мысли. И эту эстафету подхватит не только ближайший его современник и родственник Ф.И. Тютчев, но и всё направление русской философской поэзии XX в. — от А. Блока до И. Бродского.
Евгений Баратынский (1800-1844), русский поэт.

Пафос поэзии Баратынского

Поэт пушкинской эпохи, близко знакомый не только с Пушкиным, но и с поэтами его круга, нередко обращавшийся к темам, мотивам, образам их творчества как «формам времени», Евгений Абрамович Баратынский (нередко его фамилию пишут «Боратынский»; 1800—1844) внес в свою поэзию лермонтовские настроения, остро ощутив приближение эпохи общественных сумерек. Очарованию и иллюзиям эпохи гражданской экзальтации он противопоставил разочарование и безыдеальность эпохи безвременья.

В середине своего жизненного пути и почти у истоков творческого становления он пишет два стихотворения — «Муза» и «Мой дар убог и голос мой негромок...». Это не просто программные произведения или эстетические манифесты, а своеобразные автопамятники, попытка определить себя, свое место в истории и предугадать свою судьбу.

Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут...


И далее, на протяжении всего 12-стишия, почти в каждой строке толпятся отрицательные частицы «не» и «ни», трезво фиксируя то, чего нет у Музы поэта. Но в этой череде отрицаний незаметно возникает лик героини, то, чем «поражен бывает мельком свет», — «ее лица необщим выраженьем». И в этом определении заключен весь пафос стихотворения — установка на оригинальность, не бросающуюся в глаза, но глубинно скрытую в тайниках поэтической мысли.

Пафос своей поэзии Баратынский афористически выразил в стихотворении «Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!..». Уже первая строка девятистишия — два восклицания, выражающие устойчивость главного образа поэзии, почти ее мирообраза, связанного с приоритетом мыслительного начала и передающего состояние художника, ее «жреца». Сравнивая себя со скульптором, музыкантом, художником, со всеми творцами, тяготеющими к чувственным образам, к пластике форм, поэт-мыслитель боится, что не справится с воссозданием всего многообразия земной жизни:

Но пред тобой, как пред нагим мечом,
Мысль, острый луч! бледнеет жизнь земная.


Поиск языка поэзии мысли, философской лирики — так можно определить направление творческих экспериментов Баратынского. Наследуя традицию русского любомудрия, открытия Веневитинова и Вяземского в области метафизического языка поэзии, именно Баратынский сумел облечь мысль в плоть чувства и поэтического слова, сделать мысль переживанием.

Пушкин тоже любил кошек!

Вчера отмечали Всемирный день кошек. Каких только дней/праздников не бывает!

История не сохранила для нас имена и «портреты» реальных котов поэта. В письмах Пушкина упоминаются два кота, но оба они являются литературными персонажами. В конце февраля 1825 года поэт пишет брату Льву:Начало Кота Измайлова очень мило. <…>
…Вы любите кота?
Любите: он ведь сирота…

Но в творчестве поэта – и в поэзии, и в прозе , и в его выразительных карандашных набросках или рисунках пером – мы встретим множество «кошачьих» эскизов, сценок с присутствием кошек. Пушкин явно получал огромное удовольствие, наблюдая за представителями усатого и хвостатого кошачьего племени. Он обладал удивительным даром понимать котов. В творчестве Пушкина встречаются и реальные коты, и мистические, и кошачьи метафоры.

Конечно, самый известный и любимый нами с раннего детства – это кот учёный из Пролога к поэме «Руслан и Людмила». Этот лукоморский зверь талантлив, мудр и образован.

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

Явился этот кот из народных преданий о сказочном коте Баюне, который сказками побеждал, сказками усыплял… «Руслан и Людмила» – сказка-поэма, услышанная однажды Александром Пушкиным у зелёного дуба за кружкой мёда-пива от кота учёного, ходившего по золотой цепи. А на самом деле она была рассказана поэту его любимой няней Ариной Родионовной. Здесь чётко прослеживается связь пушкинской поэмы с русским фольклором.

Любимая лирическая героиня поэта Татьяна Ларина, конечно, не могла обойтись без пушистого друга, тем более что жила она в деревне. Кошка – грациозное, пластичное, теплое существо, создающее в доме покой и уют. С ним можно поговорить, можно приласкать. Кот Лариных предпочитал общество тихой, задумчивой Татьяны, а не весёлой, шумной Ольги. Глядя на своего любимца, Татьяна отмечала народные приметы.

Жеманный кот, на печке сидя, 

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости…

01 марта 2024

Эрмитаж -- художественный музей

Эрмитаж – художественный музей, расположенный в бывшей императорской резиденции Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Сегодня он является настоящей сокровищницей мирового искусства разных эпох и стран, по богатству и значимости своей коллекции стоящий в одном ряду с лучшими музеями мира. Сравниться с ним в этом плане могут разве что парижский Версаль и мадридский Прадо. Сегодня в музейный комплекс входит 6 зданий, соединенных внутренними переходами.

Основана экспозиция была во времена правления императрицы-просветительницы Екатерины Великой, в 1764 г. Началась коллекция с купленных ей полотен Рембрандта, Йордана и ряда других мастеров.

Первоначально её коллекция размещалась в небольшом дворцовом флигеле, именовавшемся Ermitage от французского «Уединение». Это название позднее перешло на весь музей.

После свержения самодержавия, в 1920 г. под музейную коллекцию был отдан весь колоссальный Зимний дворец бывших российских монархов.

Сегодня в Эрмитаже собраны тысячи экспонатов, представляющих культуру всех эпох и уголков мира. Здесь имеются артефакты каменного века, античные и средневековые произведения искусства, египетские саркофаги и мумии, рыцарские доспехи и оружие, коллекции драгоценностей. Но настоящей жемчужиной Эрмитажа всё же является поистине бесценное собрание живописных полотен европейских мастеров – Рафаэля, Рубенса, Тициана, Да Винчи, Рембрандта.

Этот самый значимый художественный музей России ежегодно посещает более 5 миллионов человек, прибывающих сюда со всех концов планеты.

29 февраля 2024

Течет ли вода под лежачий камень?

 

"Под лежачий камень вода не течёт!" - эта пословица всем нам известна с детства. Она говорит о том, что если ничего не предпринимать, ничего не делать, то дело не сдвинется с места, ничего не изменится и желаемая цель не будет достигнута. Но так ли это на самом деле? Действительно ли вода не течет под лежачий камень?
Эта пословица действительно имеет глубокий смысл, но как часто бывает в жизни, истинная мудрость может быть скрыта за поверхностным суждением. Вода может течь под лежачий камень в зависимости от нескольких факторов: таких, как форма и размеры камня, структура почвы или поверхности, на которой камень лежит, а также уклона местности.Если камень лежит на достаточно плотной и непроницаемой почве, то вода скорее всего не будет проходить под ним. Однако, если почва более проницаемая или если камень не плотно прилегает к земле, имея не идеально ровную поверхность, то вода может проникать под ним, особенно при наличии дождя, реки или другого водного потока.
Таким образом, ситуация может быть разной в зависимости от обстоятельств. Иногда вода течет под лежачий камень, а иногда нет. Этот пример иллюстрирует важное учение о необходимости активного действия для достижения цели. Иногда, чтобы добиться успеха, нужно предпринять шаги, даже если кажется, что преграды непреодолимы.
Но что же имели в виду древние? Скорее всего эта пословица, как и многие другие, имела некоторое продолжение, а к нам дошла лишь ее первая часть. Посмотрите на эту пословицу как на напоминание о важности наших действий, даже когда мы сталкиваемся с преградами или нам кажется, что ничего не происходит. Иногда вода все-таки может протечь под лежачим камнем, если мы найдем способы ее направления или преодоления препятствия на пути к нашей цели.

28 февраля 2024

Пушкин и Анна Керн

Александр Сергеевич Пушкин

Мне изюм
Нейдет на ум,
Цуккерброд
Не лезет в рот,
Пастила нехороша
Без тебя, моя душа.
АЛЬБОМНЫЕ СТИХИ А. П. КЕРН. Шуточные записи Пушкина.

В XIX веке словом «suikerbrood» называли в Голландии и Бельгии кондитерское изделие в виде хлеба из пшеничной муки, сахара и пряностей, по вкусу немного напоминающий современный пряник.
Источник: goog_846491687http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-608.htm
Рисунок Нади Рушевой. Анна Керн (1800 - 1879)

27 февраля 2024

«Культурный вопрос»: откуда берутся крылатые выражения

В русском языке множество устойчивых выражений — фразеологизмов
. Одни имеют исконно русское происхождение, другие заимствованы из иностранных языков. Крылатые фразы могут возникать из пословиц, песен или сказок, часто служат отсылкой к библейским сюжетам, традициям определенного региона или историческим событиям — даже таким, которые, в отличие от самих выражений, давно забылись. Иногда ученым-филологам трудно установить, откуда взялся фразеологизм, и существуют одновременно несколько разных версий.
Мы составили подборку материалов из рубрики «Культурный вопрос», посвященных истории крылатых выражений. Читайте, кого называют «бабой рязанской», кто такая «кузькина мать» и зачем ее п оказывают, а также почему об удачливых людях говорят, что они «родились в рубашке». Читать далее

26 февраля 2024

Читаем на бегу. Семь классических рассказов

 Источник

Эта подборка коротких рассказов для книголюбов и книгоманов, у которых мало свободного времени. В транспорте или в пробке, в обеденный перерыв или в пятиминутку, в очереди или в зале ожидания — читайте классику. Перед вами семь рассказов Антона Чехова, Александра Грина, Афанасия Фета, Всеволода Гаршина, Александра Куприна, Сергея Есенина и Николая Лескова. Каждое произведение невероятно интересно и не займет у вас много часов.

Рассказ «Беседа пьяного с трезвым чертом» Антона Чехова

— это миниатюра, описывающая встречу изрядно выпившего отставного коллежского секретаря Лахматова с явившимся к нему чертом. Непрошеный гость оказался существом словоохотливым, к тому же испытывающим те же ущемления и неудобства по службе, что и хозяин застолья.

Сюжетную основу миниатюры «Бродяга и начальник тюрьмы» Александра Грина

составляет случайная встреча начальника тюрьмы провинциального городка с арестантом-бродягой — неким «рваным субъектом», которого к начальнику Пинкертону доставили, чтобы вскопать клумбы. Рассказ написан и впервые опубликован в 1924 году в сборнике «Сердце пустыни».

6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники

 ИСТОЧНИК

Подробный разбор одного из самых сложных русских романов в разговорах с учителями литературы.

Бедный студент кладет за пазуху топор, приходит в квартиру к неприятной старухе-процентщице и убивает ее. Оставшиеся четыреста страниц студент переживает произошедшее, видит странные сны, знакомится с проституткой, затем во всём сознается следователю и отправляется на каторгу. Роман с таким сюжетом школьники должны освоить в 10-м классе. Зачем он нужен в школьной программе? Кто такие «твари дрожащие», почему роман «полифонический» и как понимать таинственные символы в тексте? Учителя литературы отвечают на главные вопросы о романе Достоевского «Преступление и наказание».

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/4021397-6-voprosov-o-tom-kak-chitat-prestupleniye-i-nakazaniye-dostoyevskogo-chtoby-ego-ponyali-shkolniki

25 февраля 2024

Имена и фамилии в русском языке: правописание


Не существует никаких правил относительно имен собственных. Каждый волен назвать своего ребенка так, как ему угодно, не сообразуясь ни с традициями, ни с грамматикой. Если кто-то захочет наречь свою дочь Тотьяной или Барисом, воспрепятствовать этому в демократическом обществе практически невозможно, я не говорю уже о свежепридуманных именах, где простор для фантазии просто неограничен.

Случайная цитата о литературе

"Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела" 
                                                                                     Д. АДДИСОН
АДДИСОН ДЖОЗЕФ (Addison, Joseph) (1672–1719) -- английский писатель и государственный деятель,

Какое время правильнее: зимнее или летнее?

 Источник

А вы не задумывались о том, что первостепеннее и важнее: зимнее время или летнее?
Астрономически правильнее следовать естественному ходу времени, соответствующему положению Солнца на небесной сфере. Однако вопрос о том, какое из времен "правильнее", часто зависит от общественных и практических соображений, таких как энергосбережение, организация рабочего времени и прочее.
Поэтому зимнее и летнее время включают в себя ряд особенностей.
Зимнее время соответствует времени года, когда день короче ночи. Оно наступает в тот момент, когда Солнце достигает своего низшего положения на небесной сфере. Зимнее время считается более естественным с астрономической точки зрения, так как оно ближе к естественному ходу светового дня.
Летнее время введено с целью эффективного использования светового дня в период летних месяцев. При этом часы переводятся вперед, что позволяет людям больше времени проводить на свежем воздухе в период активности и раньше начинать день.
Неправильно говорить о "правильном времени", правильно - максимально использовать световой день. Добиться этого можно переводом стрелок на часах или приучением людей к более раннему началу своего дня.

"...змий зовёт к себе, к таинственному древу..."

О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:1
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;2
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай..
Роман в стихах
"Евгений Онегин"
Глава VIII
Строфа XXVII
Примечание:

1 Эва (Ева) - праматерь всех людей.
2 "К таинственному древу" - райское древо познания добра и зла
.
Репродукция картины художника Петра Кончаловского "А. С. Пушкин"





24 февраля 2024

Константин Фролов- Крымский. Не будите русского медведя

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея – крупнейшее в России собрание произведений искусства отечественных мастеров. Основан этот художественный музей в 1856 г. купцом Третьяковым, в честь которого и получил своё название. В 1892 г. он подарил своё уникальное собрание, состоявшее из почти 2 тысяч картин, рисунков и скульптур городу Москве. После революции 1917 г. Третьяковка национализирована и продолжила пополняться картинами, изъятыми из частного владения.

В годы Великой Отечественной войны галерея 17-ю железнодорожными эшелонами была эвакуирована в Новосибирск, и вернулась обратно в Москву только в 1945 г.

Экспозиция музея охватывает широчайший временной отрезок от XI в. до современности. Здесь выставлены образцы древнерусской иконописи, скульптуры и полотна выдающихся русских мастеров – Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Врубеля, Сурикова, Брюллова и многих других.

Отдельный зал Третьяковской галереи отведён под драгоценные украшения, созданные в XI-ХХ вв.

Каждый год музей посещают до 1,5 миллиона человек, желающих поближе ознакомиться с богатым художественным наследием русского народа.

Тест: угадайте оперу по цитате из арии

Литературная составляющая опер часто остается в тени. Зрители запоминают музыку, исполнителей, яркие детали декораций и костюмов, а либретто — и сюжет, и тексты — порой остается без внимания. Поэтому предлагаем вам проверить себя: попытайтесь угадать знаменитые оперы только по отрывкам из арий.
  1. Скоро, скоро, месяц ясный,
    твой потухнет чистый свет.
    Скоро полночь — час ужасный!
    • Точно «Пиковая дама» — там все происходило ночью
    • Это из оперы «Аскольдова могила», Неизвестный ждет Всеслава

23 февраля 2024

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 5 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 5 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска: Победители: Евгений Водолазкин «Чагин», Юрий Буйда «Дар речи», Алексей Сальников «Оккульттрегер» Напомню, что совсем недавно, в декабре прошлого года были объявлены победители премии «Большая книга» 2023 года. Их выбирали из короткого списка авторов, прошедших в финал, после напряженной рабо...

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 4 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 4 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска: Захар Прилепин «Шолохов. Незаконный», Михаил Турбин «Выше ноги от земли», Александра Шалашова «Салюты на той стороне» Совсем недавно, в декабре прошлого года были объявлены победители премии «Большая книга» 2023 года. Но прежде, рассказать о победителях, напишу о тех, кто попал в короткий сп...

С Днём защитника Отечества!

22 февраля 2024

Владимир Маяковский. "Как делать стихи"

Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Статья была написана Маяковским в 1926 году. В ней он высказывает свой взгляд на искусство.
Для поэтической работы необходимо:
1. Наличие задачи в обществе (социальный заказ)
2. Целевая установка
3. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.
Маяковский приводит пример, как он пополняет новыми словами-образами свои хранилища. У поэта с собой записная книжка, в которую он записывает интересные слова. Об одном случае он вспоминает: «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы».

Еще одним важным моментом в процессе создания стихотворения Маяковский назвал навыки и приемы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. В статье поэт делится тем, как он работал со словом в процессе создания стихотворения «Сергей Есенин»:

«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:
1. наши дни к веселью мало оборудованы;
2. наши дни под радость мало оборудованы;
3. наши дни под счастье мало оборудованы;
4. наша жизнь к веселью мало оборудована;
5. наша жизнь под радость мало оборудована;
6. наша жизнь под счастье мало оборудована;
7. для веселий планета наша мало оборудована;
8. для веселостей планета наша мало оборудована;
9. не особенно планета наша для веселий оборудована;
10. не особенно планета наша для веселья оборудована;
11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;
и, наконец, последняя, 12-я —
12. для веселия планета наша мало оборудована.
Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».

Средства художественной выразительности и стилистические приемы в стихотворении "Необычайное приключение..."

 Метафора – один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.

Например:


1. Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
2. Раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.


Такие метафоры называются развернутыми. В отличие от простой метафоры, такая метафора заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Гипербола (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

Каламбур
(игра слов)

Например:
                                                                    без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!

(Заходить — прятаться, скрываться, падать в дыру;  зашло бы — приглашение в гости).

Стилистическая лексика

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:
- Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
— Поди, попробуй!
Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы.

Например:


«Пригорок Пушкино горбил» (горбил — производное от горбится).
«Погоди! послушай, златолобо» (златолобо образовано по аналогии с златоволосо).
«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь – т. е. свет, производное от ясный)
«Пойдем, поэт, взорим, вспоем» (производное от взирать, спеть)
«И хочет ночь прилечь, тупая сонница» (сонница – производное от бессонница).

Стихотворная форма

Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой. Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.

Сравните:

А завтра

снова

мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем

ужасно злить

меня

вот это

стало.

А завтра снова мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем ужасно злить

Меня вот это стало.


21 февраля 2024

"Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

Народный артист СССР Игорь Ильинский читает стихотворение Владимира Маяковского
"Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.

Название стихотворения

Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

Композиция стихотворения

Экспозиция. «Обыденная работа поэта»
Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"»
Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»
Развязка. «Поэтическое кредо поэта»

Тема, идея, проблематика стихотворения

Стихотворение, по словам известного актера Владимира Яхонтова, ошеломляет «дерзостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце — два друга. Одно — светит, другой — поет». Все оно просвечено радостной, задушевной улыбкой. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.