02 марта 2024

Пушкин тоже любил кошек!

Вчера отмечали Всемирный день кошек. Каких только дней/праздников не бывает!

История не сохранила для нас имена и «портреты» реальных котов поэта. В письмах Пушкина упоминаются два кота, но оба они являются литературными персонажами. В конце февраля 1825 года поэт пишет брату Льву:Начало Кота Измайлова очень мило. <…>
…Вы любите кота?
Любите: он ведь сирота…

Но в творчестве поэта – и в поэзии, и в прозе , и в его выразительных карандашных набросках или рисунках пером – мы встретим множество «кошачьих» эскизов, сценок с присутствием кошек. Пушкин явно получал огромное удовольствие, наблюдая за представителями усатого и хвостатого кошачьего племени. Он обладал удивительным даром понимать котов. В творчестве Пушкина встречаются и реальные коты, и мистические, и кошачьи метафоры.

Конечно, самый известный и любимый нами с раннего детства – это кот учёный из Пролога к поэме «Руслан и Людмила». Этот лукоморский зверь талантлив, мудр и образован.

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

Явился этот кот из народных преданий о сказочном коте Баюне, который сказками побеждал, сказками усыплял… «Руслан и Людмила» – сказка-поэма, услышанная однажды Александром Пушкиным у зелёного дуба за кружкой мёда-пива от кота учёного, ходившего по золотой цепи. А на самом деле она была рассказана поэту его любимой няней Ариной Родионовной. Здесь чётко прослеживается связь пушкинской поэмы с русским фольклором.

Любимая лирическая героиня поэта Татьяна Ларина, конечно, не могла обойтись без пушистого друга, тем более что жила она в деревне. Кошка – грациозное, пластичное, теплое существо, создающее в доме покой и уют. С ним можно поговорить, можно приласкать. Кот Лариных предпочитал общество тихой, задумчивой Татьяны, а не весёлой, шумной Ольги. Глядя на своего любимца, Татьяна отмечала народные приметы.

Жеманный кот, на печке сидя, 

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости…Часто пушкинские коты имеют свой ярко выраженный кошачий характер, свою индивидуальность. Вместе с Пушкиным мы наблюдаем и за жизнью русского общества, и за кошачьими повадками, например, высокомерием старого кота из «Послания к Галичу» 1817 года:

Уж тёмна ночь объемлет
Брега спокойных вод;
Мурлыча, в келье дремлет
Спесивый старый кот…

или игривостью весёлого котёнка из баллады Адама Мицкевича «Будрыс и его сыновья» в переводе Александра Пушкина:

Нет на свете царицы
Краше польской девицы:
Весела, что котёнок у печки…

Вспомним целую пространную кошачью зарисовку, своеобразную поэтическую метафору из поэмы «Граф Нулин» – образ всеми нами узнаваемого домашнего любимца, его повадки:

Так иногда лукавый кот,
Жеманный баловень служанки
За мышью крадется с лежанки:
Украдкой, медленно идёт,
Полузажмурясь, подступает,

Свернётся в ком, хвостом играет,
Разинет когти хитрых лап
И вдруг бедняжку цап-царап.

мелькнула кошка и в стихотворении «Тень Фон-Визина». Поэт Державин по-домашнему сидит с кошкой на лавочке, в это время перед ним появляется умерший литератор Фон-Визин:


Так ты здесь в виде привиденья?.. –
Сказал Державин, – очень рад;
Прими мои благословенья…
Брысь, кошка!.. сядь, усопший брат;
Какая тихая погода!..


В юношеской поэма Пушкина «Монах» тоже встречаем кота, который составляет значительную часть собственности бедного отшельника. Кот этот вполне земной:

Наш труженик не слишком был богат,
За пышность он не мог попасться в ад.
Имел кота, имел псалтирь и чётки,
Клобук, стихарь да штоф зеленой водки.

Бес искушает старого монаха, появившись ночью в келье в виде девицы, которая при свете дня исчезает:

А наш монах, увы, лишен покоя.
Уж он не спит, не гладит он кота…

В прозаических произведениях Пушкина «Капитанская дочка», «История Пугачева», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» также встречаются кошки, подчас не имея индивидуальности, а просто дополняя картину народного быта.

Нельзя не вспомнить «кошачьи» рисунки поэта в альбомах и на страницах черновиков. Иногда эти наброски иллюстрируют пушкинских героев – котов и кошек, иногда поэт просто изображал животных, явившихся вдруг перед его мысленным взором. Один рисунок долго сопровождает Пушкина по жизни, впервые появившись в рукописи поэмы «Руслан и Людмила» 1818 года. Но это не кот учёный, а другой, выполненный как бы единым росчерком пера. Он сидит к нам спиной. Такого же кота видим сидящим на окне кишиневской квартиры – карикатура 1821 года на бывшего офицера французской службы Дегильи. Подобный рисунок находим в черновике «Евгения Онегина». Несколько схожих котов изображены в альбоме Елизаветы Ушаковой. Найдём мы этого кота и в болдинских рукописях, созданных осенью 1830-го, позже, в 1833 году, – на черновике письма поэта к супруге Наталье Гончаровой.

В комментарии к полному собранию сочинений Пушкина приведена следующая версия: «Видимо, в своё время поэту дался этот шутливый образ, выполненный достаточно лаконичными средствами, буквально без отрыва пера от бумаги. Очень похоже, что у этого графического пушкинского образа существовала своя семантика».

Рисунки на черновиках поэта являются загадочной частью пушкинского наследия. Это некий графический знак какого-то внутреннего состояния поэта. Рисунки в альбоме Елизаветы Ушаковой порой возникали как продолжение разговора гостя и хозяйки, а иногда являлись отражением семейных происшествий, известных небольшому кругу людей. Случалось, чтобы подразнить Елизавету Ушакову намёком на её жениха ( это был друг Александра Пушкина Сергей Киселёв), Пушкин неожиданно принимался мяукать или будто звать кошку – «кис-кис-кис». Саму Елизавету Ушакову Пушкин иногда называл «кисонькой». На одном листе её альбома поэт нарисовал кота с профилем его обладательницы, у ног которого лежат две мёртвые крысы. По утверждению Л.Н.Майкова, в семье Киселёвых сохранилось предание о том, что более всего Пушкин любил изображать кошек. Он рисовал их всегда и везде.
(Из статьи Галины Рудь «Пушкинские мурлыки» в журнале «ДРУГ для любителей кошек».)

Комментариев нет:

Отправить комментарий