03 апреля 2024

Международный день детской книги

 Вернёмся в день вчерашний. Об этом грех не сказать.

Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге.
В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая, что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.
Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России. Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А. Пушкин, С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские детские писатели и поэты — А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие.
В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в литературе. Каждый год одно из Национальных отделений IBBY получает почетное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника — Международного дня детской книги.
Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.
Также в День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам присуждается главная и самая престижная в данной литературной области награда — Международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почетный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира.

3 апреля -- День рождения мобильного телефона

 Подробности можно узнать здесь

В Париже было заключено соглашение об учреждении Кубка европейских чемпионов по футболу. 3 апреля 1973 года изобретатель Мартин Купер впервые в мире позвонил по мобильному телефону. Интересно, что он звонил конкуренту из другой фирмы. С той поры 3 апреля считается Днем рождения мобильного телефона.
Будь мобильным
7 лучших смартфонов 2023 года. Для разных задач и на любой бюджет
 Жми на ссылку

Выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» на ВДНХ

 Источник

До 20 апреля на ВДНХ проходит масштабная выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». Проект рассказывает о неразрывной связи между социальными, экономическими, технологическими переменами, которые переживала Европа в XIX веке, и модной индустрией той эпохи.

Читать полностью

02 апреля 2024

Федор Достоевский: каторжная бедность и рулетка

 Деньги для Федора Достоевского всегда много значили. В письмах брату Михаилу Достоевскому писатель отмечал, что ему часто приходилось идти на компромиссы, писать быстро, откладывать большие замыслы, чтобы заработать как можно скорее на других, более востребованных идеях. Достоевский также упоминал, что вынужден снимать жилье дешевле, чем хотелось бы. Брат нередко выручал писателя.

За деньги очень благодарю; слишком уж надобилось. Пишешь, что через неделю пришлешь еще столько же (т.е. 100). Сделай одолжение, пришли. Эти присланные сто рублей только на затычки пошли. Слишком, слишком надобно.
Из письма Михаилу Достоевскому, 1864 год
Я должен тебе 700 и теперь, без куска хлеба, у тебя же на время буду искать помощи, а ты сам стеснен. Из письма Михаилу Достоевскому, 1859 год
В 1849 году Федора Достоевского арестовали вместе с другими «вольнодумцами» — участниками встреч, которые проходили у общественного деятеля Михаила Петрашевского. После тюремного заключения писателя сослали в Сибирь на каторгу, а после — в ссылку в Семипалатинск. Достоевскому разрешили жить вне казармы, он снимал квартиру и остро нуждался в деньгах. В 1859 году он смог покинуть город и писал брату с просьбой о помощи:
Подымаюсь я отсюда, тяжко и с нуждою; выеду 31 июня (Достоевский ошибся в дате и имел в виду 30 июня. — Прим. ред.), денег у меня не хватает; расходы задавили меня. <…> И потому умоляю, друг и брат мой, спаси меня еще раз: тотчас же с получением этого письма, на другой же день, если можно… вышли мне рублей 200 в Казань. <…> Если же не вышлешь, представь, что я буду делать в Казани, совершенно без денег, проживаясь в долг в квартире со всем семейством?
После возвращения Достоевский вынужденно шел на компромиссы с издателями, соглашался на условия, которые часто считал неприемлемыми. Он полагал, что издатели занижают гонорары
за его произведения, так как после каторги он, по их мнению, готов работать за любые деньги. В одном из писем брату Достоевский так говорил о предложении публикации:

Но вот мое мнение: по крайней нужде моей согласиться бы можно. 1000 р. все же деньги, и для меня большие. Но с этим сопряжено сильное нравственное унижение. Положим, что и с унижением можно согласиться; наплевать на них! Но вред впоследствии. Я совершенно лишусь всякого литературного значения впоследствии.
1859 год
Когда к писателю пришел успех, у него появилась новая статья расходов: Достоевский стал азартным игроком. Больше 10 лет длилось его увлечение, он спускал крупные суммы на игру в рулетку и не мог остановиться. В письмах к жене писатель просил прощения:

Аня, милая, друг мой, жена моя, прости меня, не называй меня подлецом! Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера же проиграл! <…> Сначала проиграл немного, но как стал проигрывать — захотелось отыграться, а как проиграл еще более, тогда уж поневоле продолжал играть, чтоб воротить по крайней мере деньги нужные на отъезд — и проиграл все. <…> При наших и без того скверных обстоятельствах, я извел на эту поездку в Гомбург (имеется в виду немецкий Гамбург. — Прим. ред.) и проиграл с лишком 1000 франков, до 350 руб.! Это преступление! Из письма Анне Достоевской, 1867 год

Источник 

Илья Глазунов. Фёдор Достоевский (белая ночь). 1982. Частное собрание

31 марта 2024

31 марта 1814 года русская армия триумфально вступила в Париж

 210 лет назад, 31 марта 1814 года, русская армия во главе с императором Александром I вступилиа в Париж. Наполеон был окончательно разгромлен. Французы стояли на улицах, сидели на крышах, дети забирались на деревья. Они трусливо ждали мести за сожжённую Москву, но расправы не было, наши солдаты вели себя прилично...
        На тот момент столица Франции представляла собой один из крупнейших городов Европы, где проживало 500 тыс. человек (больше только в Лондоне).
        18 (30) марта 1814 года союзные армии фельдмаршалов Блюхера и Шварценберга атаковали и после ожесточённых боёв захватили подступы к Парижу. 31 марта в 2 часа ночи был подписана капитуляция Парижа, и город пал, прежде чем Наполеон успел перебросить свои войска для его спасения.
    Кульминация правления Александра I: маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору

В этот день Лев Николаевич Толстой начал вести свой дневник

Вернёмся во вчерашний день.30 марта 1847 — Лев Николаевич Толстой начал вести дневник и продолжал это занятие всю жизнь. В полном собрании сочинений дневники писателя занимают 13 томов.
В Интернет выложили оцифрованные дневники Л.Н. Толстого
Лениться, как Лев Толстой Интересная статья о том, зачем вести дневник, о чём в нём писать, как дневник может помочь человеку стать лучше. У Толстого в дневниках порой встречаются забавные вещи. Например, одна из них: "Надо быть сильным или спать".

Александр Пушкин: светская жизнь и карточные долги

«Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». Александр Пушкин
Борис Кустодиев. Александр Пушкин на набережной Невы. 1915. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Санкт-Петербург
Александр Пушкин относился к денежным вопросам неоднозначно. С одной стороны, он любил комфорт и хотел обеспечить своих близких. С другой — духовное всегда было для него превыше материального: «Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». В письмах поэт часто сетовал на финансовые трудности, просил помощи у знакомых и друзей, жаловался на то, как быстро деньги заканчиваются:
У меня была в руках, и весьма недавно, довольно круглая сумма; но она истаяла и до октября денег у меня не будет.
Из письма Павлу Нащокину, 1834 год
В клобе я не был — чуть ли я не исключен, ибо позабыл возобновить свой билет. Надобно будет заплатить 300 рублей штрафу, а я весь Английский клоб готов продать за 200.
Из письма Наталье Пушкиной, 1833 год
После женитьбы траты Пушкина возросли: нужно было содержать семью и детей. Деньги уходили и на светские выходы супруги Натальи Гончаровой
. В письмах своему другу Павлу Нащокину поэт отмечал, что средства достаются ему литературной работой: «Но нет у меня досуга, без вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде — всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения».
Пушкин задолжал многим и регулярно отправлял долговые письма с извинениями. Одно из них было адресовано Ивану Яковлеву, в компании которого поэт часто проводил время:
Я так перед тобою виноват, что и не оправдываюсь. Деньги ко мне приходили и уходили между пальцами — я платил чужие долги, выкупал чужие имения, а свои долги остались мне на шее. Крайне расстроенные дела сделали меня несостоятельным, и я принужден у тебя просить еще отсрочки до осени.
1836 год
При возросших затратах на семью поэт продолжал вести привычную жизнь, много тратил и играл в карты
. Везло ему редко, и он проигрывал крупные суммы. После смерти Пушкина остались большие долги: частным лицам он задолжал почти 100 тысяч рублей (для сравнения: на один рубль в то время можно было купить два килограмма мяса). В 1834 году поэт писал жене: «Я перед тобой кругом виноват, в отношении денежном. Были деньги — и проиграл их. Но что делать? Я так был желчен, что надобно было развлечься чем-нибудь».

30 марта 2024

Поль Верлен (1844-1896), французский поэт. 30 марта -- день рождения поэта

 

Поль Верлен — французский поэт 19 века. Отличительными чертами его произведений являются душевность и складность звучания. Верлен был представителем импрессионизма и символизма.

Целует клавиши прелестная рука

Целует клавиши прелестная рука;
И в сером сумраке, немного розоватом,
Они блестят; напев на крыльях мотылька,
(О песня милая, любимая когда-то!)
Плывет застенчиво, испуганно слегка,—
И всё полно её пьянящим ароматом.
И вот я чувствую, как будто колыбель
Баюкает мой дух, усталый и скорбящий.
Что хочешь от меня ты, песни нежный хмель?
И ты, её припев, неясный и манящий,
Ты, замирающий, как дальняя свирель,
В окне, растворенном на сад вечерний, спящий?

Закаты

По степи огромной
Простирая взгляд,
Веет грустью томной
Тающий закат.
В этой грусти томной
Я забыться рад:
Канет дух бездомный
В тающий закат.
И виденья странно,
Рдяны, как закат,
Тая, по песчаной
Отмели скользят,
Реют неустанно,
Реют и горят,
Тая, как закат,
На косе песчаной.

Перевод: Г. А. Шенгели

Посвященье

Ты знаешь, мудрецы с издавних пор мечтали
(Хотя задача их разрешена едва ли)
На языке небес прочесть судьбу людей
И связь у каждого найти с звездой своей,
Насмешки злобные в ответ им раздавались,
Хоть часто те смешны бывали, кто смеялись!..
Но тайна страшная пленила разум мой,
Я знаю, кто рожден под вещею звездой
Сатурна желтого, столь чтимого волхвами,
Тому Судьба грозит несчетными скорбями:
Смутится дух его тревожною мечтой,
Бессильный разум в нем замолкнет пред судьбой,
И ядовитою, горячею волною
Польется кровь его кипящею струею);
Тоскуя, отлетит на небо Идеал,
И повелит Судьба, чтоб вечно он страдал,
Чтоб даже умер он, терзаясь бесконечно
(Ведь можно допустить, что здесь ничто не вечно),
Тому влияньем чар от века предрекла,
Увы, всю жизнь Судьба, безжалостна и зла.

Перевод: Эллиса

«Гой ты, Русь, моя родная». Тест: это стихи Есенина или творчество Газманова, «Любэ» и SHAMAN

 Источник

В Госдуме хотят включить в школьную программу творчество Газманова, «Любэ» и SHAMAN. Мы вчитались в слова песен этих исполнителей и поняли: депутатам в них, похоже, видится эдакий Есенин на минималках. А вы сможете отличить классика от современников по стихотворным строкам? Сейчас проверим.

ВОПРОС 1 ИЗ 8

Это «Любэ», даже мелодия в голове заиграла

Как можно спутать Есенина с попсой?

ВОПРОС 2 ИЗ 8

Есенин умел мимикрировать под что-то народное

Газмановская удаль чувствуется

Далее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/9376580-stikhi-yesenina-ili-tvorchestvo-gazmanova-i-lyube-test-kotory-tolko-kazhetsya-prostym

29 марта 2024

Проверяем информацию. Советы для школьников и взрослых

Уметь проверять информацию — необходимый навык в современности. Он важен и для учёбы, и для работы, и для решения бытовых повседневных вопросов. Делимся рекомендациями, как отличить правду от лжи в интернете. Надеемся, они пригодятся и вам, и вашим ученикам.

1. Постарайтесь найти первоисточник или подтвердить информацию из нескольких независимых источников.

2. Познакомьтесь с противоположными точками зрения. При этом помните, что наш мозг склонен доверять той информации, которую он узнал первой, искать её подтверждение и «не обращать внимания» на факты, которые ей противоречат.

3. Найдите информацию об авторе или источнике информации. Логично, если физик рассказывает о теории струн, но странно, если он рассуждает о курсе валют. Один и тот же журналист может публиковать статьи на разные темы, но тогда у него должны быть разные источники, и желательно, чтобы они не были анонимными.

4. Обращайте внимание на конкретику. «Всем известно», «учёные уверены», «огромное количество», «высочайшее качество» — эти и подобные выражения не говорят ни о чём. В достоверных материалах приводятся конкретные имена, цифры, факты.

5. Концентрируйтесь на сути, а не на эмоциях. Часто под сенсационными заголовками оказываются очень непримечательные новости.

6. Помните, что современные нейросети могут подделать фото и видео.

7. Обращайте внимание на детали. Бывает такое, что в целом информация правдива, но, например, цифры приукрашены или неверно поданы. Например, в заголовке статьи могут упоминаться «семь тысяч фальшивых купюр», а в тексте всего три фальшивые купюры, общим номиналом семь тысяч.

8. Проверьте, нет ли противоречий внутри самого материала. Бывает такое, что текст начинается с тезиса «рака не существует», а продолжается идеей «рак эффективно лечится одной единственной методикой». Две этих мысли явно не соотносятся друг с другом, а значит и весь текст имеет сомнительную ценность.

9. Если вы увидели информацию в соцсетях, изучите аккаунт, с которого она размещена. Если он анонимный, был недавно создан, содержит минимум авторского контента (есть только репосты), это повод насторожиться.

10. Если речь о научных данных, проверяйте их актуальность. Результаты новых исследований публикуются каждый день, и они могут значительно отличаться от предыдущих.

И последний совет, который не поможет распознать ложь, но поможет не приумножать её поток: не распространяйте какую-либо информацию, если не уверены в её истинности.

28 марта 2024

5 причин, почему новый фильм «Онегин» противопоказан школьникам

 Источник

Экранизации школьной классики обычно помогают учителям погрузить учеников в материал: почувствовать эпоху, визуализировать героев и так далее. Но фильм Сарика Андреасяна «Онегин», который сейчас идет в кино, по мнению нашего блогера Алёны Громовой, школьникам смотреть не стоит. И вот почему.
1. Не те герои
Почему школьникам трудно понимать, а главное, ассоциировать с собой русскую классику и ее героев? В том числе потому, что им не кажется, будто персонажи книг — их ровесники или почти ровесники. И даже если автор указывает на юный возраст героев, все равно детям сложно ассоциировать их с собой, ведь эти персонажи странно говорят, называют друг друга по имени-отчеству, слишком много церемонятся. Так вот, фильм «Онегин» только увеличивает пропасть между героями классики и сегодняшними подростками. Потому что в фильме актеры, при всем уважении, еще и выглядят как ровесники родителей школьников.
При этом «Евгений Онегин» — это же роман про молодежь. Ольга, Татьяна, Ленский — ровесники нынешних школьников, Онегин постарше, ему 25, но это все равно еще совсем юный парень, просто, как сказали бы сейчас, словивший депрессивный эпизод.
Нет, я не говорю о том, что режиссер должен был осовременить историю и переместить ее в нынешние реалии. Ее просто надо было рассказать так, как задумывал Пушкин: молодой столичный тусовщик в депрессии едет в глубинку, где в него влюбляется 17-летняя девочка, а он, считая себя страшно крутым и прожженным, высокомерно ее отшивает. Но это его высокомерие — тоже ведь еще юношеское, такая, знаете, поза 25-летнего человека: «Я понял жизнь, я седой в душе». Как классно это можно было бы снять, подобрав талантливых молодых актеров, подсветив правильные акценты! Показав, как и почему Татьяна влюбляется в Онегина, которого совсем не знает (очень характерная черта подростковой влюбленности, согласитесь).
Но получилось что-то совсем другое: некий пожилой Остап Бендер приезжает в очень условную российскую деревню, зевая, перекидывается парой реплик с унылой женщиной в беседке, а дальше та начинает заламывать руки и лить слезы. Кажется, это больше напоминает сентиментальные романы, которые читала Татьяна и над которыми посмеивался Пушкин.
2. Картонная история любви
Из первого пункта вытекает второй. И нет, у Пушкина история любви была вовсе не картонная.
В романе родственники и соседи после появления Онегина у Лариных только и говорили, что о новом госте. В том числе о том, каким отличным женихом он мог бы стать для Татьяны — сплетничали даже, что уже, мол, куплены кольца и все решено. Разумеется, на впечатлительную девочку-интроверта все эти разговоры повлияли: она сначала, как полагается, смущалась, а потом незаметно для себя в эту историю с женихом поверила и влюбилась в загадочного соседа на самом деле.
Возвращаясь, опять же, к современной лексике, можно сказать, что Онегин в романе — это краш Татьяны, а поспособствовали развитию ее чувств люди, которые начали их активно шипперить.
Поймут ли школьники это из фильма? Едва ли. Потому что в фильме все иначе: там взрослый мужчина сначала мешает читать незнакомой женщине, потом обесценивает ее вкусы, а женщина не обижается на это, а вдруг начинает пылать. В общем, это уже про какую-то взрослую и нездоровую привязанность с элементами жертвенности. И совсем не похоже на чистую, сотканную из одних лишь фантазий подростковую влюбленность, которую имел в виду Пушкин. Поэтому и последующие заламывания рук, слезы и прочие сентиментальные прихваты никаких эмоций у зрителя не вызывают.
Любовь в фильме не получилась. Подростки на это точно не купятся. Наоборот, еще больше охладеют к классике: все это, мол, ненастоящее, мертвое, не про нас.
3. Неудачный перевод стихов на киноязык
Два примера: фильм «Мастер и Маргарита», который тоже вышел в этом году, и «Онегин». И та и другая картина — экранизации. И та и другая — очень авторские.
В «Мастере и Маргарите» режиссер экранизирует книгу не дословно с точки зрения текста, но максимально дословно в точки зрения смыслов. И это выглядит здорово!
В «Онегине» режиссер заменяет легкую, полную воздуха и света, динамичную онегинскую строфу прозаическим переводом, и как раз-таки смысл романа, его магия теряется, ритм у самой истории становится неровным и вязким, сюжет провисает и рассыпается. Да, стихотворные строки в фильме иногда звучат, но и это не спасает — актер Владимир Вдовиченков читает их, как будто у школьной доски и на оценку.
Как правильно нужно было обойтись с поэзией в кино? Не знаю, я не режиссер и не сценарист. Но так, как сделал это Андреасян, делать, кажется, не стоило. Так и вижу лица школьников, зевающих вслед за бесконечно зевающим на экране Онегиным.
4. Энциклопедия (не) русской жизни
На уроках литературы школьники, конечно, слышали, что Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Но эта формулировка настолько истаскалась, что, кажется, уже перестала что-либо значить — просто еще один школьный штамп.
У режиссера был отличнейший шанс проиллюстрировать это понятие, вдохнуть в него жизнь. Но настоящей русской жизни — всего того, о чем писал Пушкин, — в фильме вообще нет: все очень условно, очень штампованно (побольше самоваров, ромашек и рюмашек) и как-то неправдоподобно.
Очень шаблонно показан светский Петербург, совсем не раскрыта тема русской деревни, хотя ее жизни и быту посвящена существенная часть романа. Поминки, например, там почему-то проходят на западный манер — это фуршет с напитками, а не застолье с кутьей и блинами. Святки и святочные гадания — важная часть романа — не показаны вовсе. Природа (которая, к слову, очень связана с образом Татьяны) тоже какая-то фотошопная.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…

Помните? У Пушкина в романе роскошная деревенская, пусть и поздняя («снег выпал только в январе») зима. Любимое время года Татьяны, между прочим. В фильме же зима — пара невнятных эпизодов в серых тонах. С другими временами года все тоже как-то слишком схематично. Если осень — то сбор гербария. Если лето — то стоять по пояс в траве или скакать по полю на коне. Ну ок.
Единственная удача в этом смысле — няня Татьяны в исполнении Светланы Немоляевой. Крошечная эпизодическая роль, переложенные на прозу поэтические строки, но актриса сумела найти правильную интонацию и вдохнуть в свой эпизод жизнь. Получилась как раз настоящая крестьянка-няня, вот ее истории и эмоциям веришь. А все остальное (и про деревню, и про Петербург, и про Москву) — слишком уж крупные и грубые мазки.
Никаких энциклопедических данных о русской жизни XIX века фильм не несет, школьники не узнают из него ничего нового и интересного. А сколько всего можно было бы сделать, сколько деталей взять у Пушкина, сколько удивительных, смешных, цепляющих мизансцен и эпизодов придумать…
5. Слишком плоская мораль
«Что ты наделал?!» — в фильме этот вопрос Онегину сначала с укором задают после дуэли с Ленским, а затем он мучает его в тревожных снах, уже в конце романа, когда Евгений влюбляется в недоступную теперь Татьяну. Пытался ли Пушкин таким образом обозначить мораль своего произведения? Кажется, все-таки нет. Он не осуждает своего героя, он пытается его понять.
А режиссер фильма предлагает осуждать. И школьники, посмотрев кино, радостно с ним согласятся: Онегин плохой, Татьяна — хорошая. Вот и вся мораль, вот и все выводы, очень удобно. А теперь на фуд-корт. Хотя выводы, конечно, должны быть не такими.
Было бы тонко, если бы вопрос «Что ты наделал?» режиссер адресовал себе. Но тонкость, кажется, не его любимый прием.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/alena-gromova1/78569-5-prichin-pochemu-novy-film-onegin-protivopokazan-shkolnikam

27 марта 2024

27 марта -- День театра. Знаменитые оперы Большого театра

Государственный академический Большой театр России — один из крупнейших в стране и самых известных в мире. Именно здесь поставили первые спектакли на музыку Петра Чайковского: сначала оперу «Воевода» в 1869 году, а затем балет «Лебединое озеро» в 1877-м. На сцене театра не раз выступали легендарные певцы и танцовщики: тенор Сергей Лемешев, бас Федор Шаляпин, балерины Ольга Лепешинская и Майя Плисецкая







Мы составили для вас подборку опер, которые шли в Большом театре в разные годы. Смотрите постановку «Кармен»: главную партию в ней исполнила народная артистка СССР Елена Образцова
. Сравнивайте два варианта оперы Михаила Глинки
 «Жизнь за царя»: советскую версию «Иван Сусанин» режиссера Александра Баранникова и спектакль начала 1990-х годов в постановке Николая Кузнецова. А еще знакомьтесь с видеоверсиями опер, которые нечасто идут на сцене Большого: «Вертер» Жюля Массне и «Зори здесь тихие…» по военной повести Бориса Васильева
.

26 марта 2024

Что такое синдром FOMO и почему многие люди его испытывают?

 Источник


Психологи утверждают, что синдром FOMO с каждым годом все шире распространяется среди взрослых людей и подростков. Что же это такое и как от него избавиться - читайте далее.
Синдром FOMO (Fear of Missing Out) - в переводе с английского "синдром упущенной выгоды". Это психологическое состояние, когда человек испытывает страх упустить что-то важное или интересное, что происходит в настоящий момент и чувство того, что у других людей есть более увлекательная, важная или приятная жизнь. Этот термин стал широко используемым в контексте социальных медиа и онлайн-сообществ.
Люди, страдающие от синдрома FOMO постоянно проверяют свои социальные медиа, мессенджеры или почту, чтобы убедиться, что они не пропустили какие-то интересные события или активности, которые участвуют или планируют другие. Это может привести к чрезмерному вниманию к жизни других людей, чрезмерной активности в социальных сетях и постоянному стремлению "быть в курсе" происходящего.
Синдром FOMO может иметь различные проявления, начиная от легкой тревоги до более серьезных состояний, влияющих на эмоциональное и психическое благополучие человека. Важно находить баланс в использовании социальных медиа и развивать здоровое отношение к тому, что происходит в жизни других, осознавая, что очень часто образ человека, которого вы считаете правильным и авторитетным, на самом деле искусственно создан им и не соответствует ему самому в реальной жизни.

На ЕГЭ по русскому разрешили ссылаться на аниме, комиксы и видеоигры

 Источник

В Рособрнадзоре при этом отметили, что предлагаемые на экзамене тексты для написания сочинения-рассуждения дают возможность, прежде всего, обратиться к классическим форматам произведений литературы и искусства

МОСКВА, 20 марта. /ТАСС/. Содержание фильмов, аниме и комиксов, а также факты из собственной жизни можно использовать в качестве примеров для сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку, участники свободны в выборе источника. Об этом ТАСС сообщили в Рособрнадзоре.
"Наряду с фактами из собственной жизни экзаменуемого или жизни его близких,
разнообразными литературными источниками (мифология, священные книги, произведения художественной, документальной, публицистической и научной литературы и др.), со ссылками на исторические личности и события, произведения искусства, участник экзамена для подтверждения выдвинутого тезиса в том числе может оперировать содержанием кинофильмов, произведениями на основе современных видов графического представления информации (компьютерная игра, аниме, манга, комикс и др.), которые являются частью социокультурного опыта человека в целом и конкретных старшеклассников", - говорится в сообщении пресс-службы.
Там отметили, что предлагаемые на экзамене тексты для написания сочинения-рассуждения дают возможность, прежде всего, обратиться к классическим форматам произведений литературы и искусства. "При этом экзаменуемые свободны в выборе источника примеров-аргументов. Выбор определяется уровнем духовного и социального развития, кругозором, сферой интересов конкретного экзаменуемого", - добавили в ведомстве.
В аналогичном регламенте 2023 года не раскрывалось, какие источники примеров допустимы для сочинения.

25 марта 2024

Жить! Жить! Жить!


 56 576 207 просмотров 28 окт. 2016 г. #ЖИТЬ
Григорий Лепс, Полина Гагарина, Тимати, Мот, Гарик Сукачев, Владимир Кристовский, Валерий Сюткин, Ольга Кормухина, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Сергей Галанин, Александр Ф. Скляр, Евгений Маргулис, Даниил Харитонов, Светлана Назаренко (Город 312), Виктория Дайнеко, Юлия Самойлова, Александр Маршал, Татьяна Ткачук (Моя Мишель), Сергей Мазаев, Николай Расторгуев, Данил Плужников, A'Studio, Алексей Белов, SMASH, Владимир Шахрин и многие другие - #ЖИТЬ 
Эта песня о надежде и вере. Песня, которая дает силы и вдохновляет. В проекте приняло участие 27 артистов. Он призван помочь всем, кто находится в сложной ситуации и переживает непростые моменты жизни. Авторы проекта напоминают нам о том, что никто не должен оставаться со своей проблемой один на один.
Сегодня эта песня вновь актуальна…как же ужасно… Держитесь!!!! Берегите себя и цените свою жизнь все те, кто сейчас читает этот комментарий

24 марта 2024

"Эту боль на душе не унять"


Певец Ярослав Дронов, известный под псевдонимом Shaman, написал разбивающую сердце песню-реквием в память о жертвах страшного теракта в "Крокус сити холле". Он выпустил её в день национального траура. 

Случайная цитата о литературе

Книги читай, однако помни - книга книгой, а своим мозгом двигай! М. ГОРЬКИЙ

23 марта 2024

Крокус Сити Холл. Боль для всей страны

Где родился Онегин? Тест-игра: узнайте город по описанию из книг


Про то, что действие «Мастера и Маргариты» происходит в Москве, все уже дружно вспомнили. А как насчет других городов из книг? Помните, где родился и блистал Онегин? А куда стремились чеховские три сестры? Пройдите наш тест и освежите литературную географию. Но не запутайтесь: мы будем сбивать вас с пути.

ВОПРОС 1 ИЗ 8

В «Слове о полку Игореве» эта местность называется Тмутаракань.

Типичный Санкт-Петербург — там и море есть

Лермонтов много на Кавказе бывал. Махачкала?

У Лермонтова вроде про Тамань было…

Далее на «Меле»:

22 марта 2024

Как связаны Толстой и Гарри Поттер? Учитель литературы — о новом взгляде на свой предмет

 Источник

Считается, что школьникам не нравится классическая русская литература в том числе и потому, что они не узнают себя в героях, не понимают их проблем и переживаний. Но наш блогер Катя Старченкова уверена, что это можно изменить. Секрет — в правильных сравнениях с миром современным.
Да простят меня коллеги-филологи, но я хочу привлечь детей и подростков к изучению русской классической литературы. И не просто надавить и заставить, а мотивировать по-настоящему: чтобы моим ученикам самим было интересно.
Для этого нужно, на мой взгляд, сделать главное — помочь эмоционально вовлечься в произведение. Проще всего это сделать через вещи, которые детям понятны. Например, использовать произведения популярной культуры: кино, сериалы, музыку, игры и книги. К тому же искать такие параллели и сравнения бывает просто весело. Вот несколько примеров.

1. Стихотворение Тютчева и песня рэпера Славы Марлоу
В песне «Ты горишь, как огонь» лирический герой Славы говорит о чувстве, которое буквально уничтожает его возлюбленную и его самого («Это любовь или это паранойя?»). Та же мысль — в стихотворении Тютчева «О, как убийственно мы любим…», где рассказывается история его запретных отношений с Еленой Денисьевой, о которых поэт написал одноименный цикл стихотворений:
«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!»
Конечно, язык этих лирических текстов — разный, но ощущения, которые лежат в основе, похожи. Любовь на грани с жестокостью к самому дорогому человеку и чувство, которое сжигает обоих дотла, — общий мотив этих произведений.

2. Баллада Жуковского «Кубок» и сериал «Игра в кальмара»
Авторство этой параллели принадлежит ученику моего 5-го класса. Да, я тоже была удивлена, что мальчик смотрел сериал: кажется, такую жестокую историю детям лучше не смотреть. И все-таки не заметить сходство в произведениях сложно.
В балладе Жуковского царь — то ли чтобы проверить доблесть своих людей, то ли ради развлечения — предлагает кому-нибудь из приближенных прыгнуть со скалы в бушующее море. В первый раз молодому пажу, который принимает вызов, помогает Провидение, но когда ставки поднимаются (теперь обещают уже царевну) и он снова прыгает в воду, он погибает.
Алчность бедных и пресыщенность богатых есть и в «Игре в кальмара», где ради огромных денег люди играют на выбывание и умирают, пока не останется единственный счастливчик. И ведь герой каждого произведения думает, что обманет судьбу и победит смерть…

3. Салтыков-Щедрин и Бэтмен
Ключ к биографии этого автора — в двойной фамилии. Дворянин Салтыков дважды становился вице-губернатором, но литературные занятия у чиновников не поощрялись, поэтому он подписывал свои произведения фамилией Щедрин. Тем интереснее, что этот автор известен как едкий сатирик, писавший именно о социальных проблемах. Являясь частью государственной системы, он ее же и обличал, высмеивая бюрократизм и тупость.
Писатель одновременно проживал две разные жизни, прямо как Бэтмен, герой комиксов и фильмов, который, будучи одним из самых богатых людей мира, вставал на сторону обиженных и угнетенных.

4. «Преступление и наказание» и «Майор Гром»
Мы еще ни разу не видели фильм для подростков, в котором главный герой настолько явно обращался бы к произведению школьной классики.
В финале Игорь Гром, полицейский из Санкт-Петербурга, говорит побежденному главному злодею следующее: «Достоевского читал? Нельзя людей убивать, даже самых последних тварей. А иначе весь мир с катушек слетит. Как ты». Не это ли — пускай и в несколько упрощенном и плакатном виде — главная идея романа «Преступление и наказание»?

5. Поэты Серебряного века и k-pop-айдолы
Современную моду на корейский музыкальный шоу-бизнес можно объяснить в том числе концепцией «жизнетворчества». В русской поэзии Серебряного века она проявляется в том, что автор не только пишет произведения, но и в целом превращает свою жизнь и биографию в факт искусства.
У каждого корейского исполнителя — айдола — есть конкретный образ, который обусловлен его характером и работой продюсерского агентства.
И если мы вспомним, например, творческий путь Сергея Есенина, он тоже выглядит как интересный маркетинговый проект: от простого деревенского парня в лаптях и косоворотке до элегантного денди-имажиниста в цилиндре и автора сборника «Москва кабацкая».
История похожа, например, на недавние сольные альбомы участников группы BTS, где они примеряют на себя более дерзкие, непривычные для поклонников образы.

6. «Война и мир» и «Гарри Поттер»
Огромная книга о молодом человеке, который ищет себя и свое место в мире на фоне страшных исторических событий, — так можно описать сюжет как «Гарри Поттера», так и «Войны и мира». Важная разница, пожалуй, в том, что во втором произведении таких персонажей несколько.
И хотя это два разных жанра (у Толстого — роман-эпопея, у Роулинг — сказка, фэнтези), их объединяют проблемы взросления и поиска опор в жизни.
Больше всего эти произведения сходятся в кульминационном моменте, казалось бы, совершенно ненужной сюжету смерти на поле боя: Фреда Уизли и Пети Ростова. Сцены, после которых испытываешь шок, горечь и праведный гнев.
А в эпилоге «Войны и мира» и «Гарри Поттера» мы видим героев уже совсем взрослыми и готовыми к новым жизненным испытаниям, которые придется преодолевать уже их детям.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/yekaterina-starcha/31976-kak-svyazany-tolstoy-i-garri-potter-uchitel-literatury--o-novom-vzglyade-na-svoy-predmet

21 марта 2024

Откуда пошло выражение «бумага всё стерпит»?

 Источник


Выражение "Бумага все стерпит" имеет глубокие исторические корни, уходящие к древним временам Римской империи и великому оратору Марку Туллию Цицерону. Но что имел в виду знаменитый оратор, познавший искусство и силу публичных выступлений?
В те времена в римском обществе грамотных людей было немного, поэтому публичные выступления имели большую силу, чем написанные на бумаге слова. Именно тогда Цицерон выразил уверенность в способности письменной речи сохранить мысли и идеи без эмоций, стыда и смущения.
В его письме "К друзьям" Цицерон использовал фразу "Epistola non erubescit" (Письмо не краснеет), чтобы подчеркнуть, что письменно можно выразить то, что не осмелишься высказать устно. Действительно, лист бумаги не станет выражать чувства, что бы ни было на нем написано, но сохранит изложенные мысли надолго. Синонимом этого выражения и есть фраза «бумага все стерпит».
С течением времени это крылатое выражение стало синонимом уверенности в том, что бумага, как носитель письменного слова, способна выдержать многое. Она сохраняет любую, даже самую ужасную информацию, переживает временные трудности и остается неизменной даже в нашем переменчивом мире.
Таким образом, выражение "Бумага все стерпит" стало символом надежности и устойчивости письменного слова, которое сохраняет мысли и идеи на протяжении длительного времени, несмотря на возможные трудности или вызовы.

20 марта 2024

Предлинные ногти, благородство в глазах и выразительная физиономия

 Источник

Об Александре Пушкине  современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. «Культура.РФ» совместно с Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства  собрал воспоминания современников поэта о его внешности, голосе и домашней обстановке.

A la Pusсhkin: внешность поэта

19 марта 2024

Оружейная палата -- настоящая сокровищница России

 Оружейная палата — музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.