22 октября 2024

Как в русском языке появилось слово «вокзал»?

 Слово «вокзал» в русском языке имеет интересную историю происхождения. Давайте узнаем об этом подробнее.

История "вокзала" связанна не столько с железными дорогами, сколько с развлекательными заведениями. Его происхождение восходит к лондонскому парку Vauxhall Gardens — популярному увеселительному саду XVII–XIX веков, где проводились концерты, балы и другие мероприятия на свежем воздухе.
Когда в России начали развивать железнодорожное сообщение, по указу императора Николая I в 1837 году была построена первая железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург и Царское Село. Конечной станцией этой дороги стал Павловск, где решили построить аналог знаменитого парка развлечений. Этот увеселительный комплекс, получивший название «Воксал» (по примеру английского Vauxhall), был задуман как место для отдыха и культурных мероприятий.
Поскольку «Воксал» находился рядом с железнодорожной станцией и публика из Петербурга активно приезжала туда на поездах, со временем название увеселительного заведения стало ассоциироваться с самой станцией. В результате слово «вокзал» закрепилось и за другими железнодорожными станциями, хотя изначально оно обозначало место отдыха и развлечений.

Источник

21 октября 2024

Есть ли языки без гласных или без согласных звуков?

 Источник

Мы привыкли думать, что любой язык состоит из сочетания гласных и согласных звуков, ведь они являются основой человеческой речи. Но существуют ли языки, которые обходятся без гласных или согласных? Возможно ли общаться, используя только одну из этих групп звуков или без них вовсе?
В мире не существует полностью известных языков, которые бы обходились полностью без гласных или без согласных звуков, однако есть интересные примеры языковых систем, которые минимизируют использование одной из этих групп звуков или имеют очень необычное соотношение гласных и согласных.
А некоторые языки имеют очень ограниченный набор гласных звуков.
Арабский язык: в его письменной форме гласные часто не обозначаются и основа слова строится на согласных (так называемая корневая система). Хотя на практике гласные используются в речи, их роль второстепенна по сравнению с согласными. Берберские языки (например, тамазигхт): в некоторых диалектах существует очень ограниченный набор гласных, что создает впечатление, что язык в значительной степени опирается на согласные.
В некоторых языках доминируют согласные. Примером является абхазский язык: у него один из самых сложных и богатых наборов согласных звуков (до 58 согласных при всего 2-3 гласных).
Есть интересные примеры языков с минимальным числом гласных.
Убыхский язык (вымерший): насчитывал более 80 согласных и всего два гласных звука, что является экстремальной редкостью.
На другом конце спектра можно рассмотреть языки, где большее внимание уделяется гласным.
Гавайский язык: это пример языка с минимальным набором согласных (всего 8 согласных звуков), и большое количество гласных, что делает его звучание мягким и «певучим». 
В бахнарских языках, на которых говорят во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, впечатляющее количество гласных — иногда более 50! Точное количество зависит от того, как считать, ведь звуки языка не всегда легко отделить друг от друга.
Таким образом, хотя не существует языков, полностью лишенных гласных или согласных, но есть языки, в которых один из этих типов звуков играет существенно меньшую роль.

20 октября 2024

Как использовать "Образовариум" на все 100%

 С разработчиками Федеральной образовательной онлайн платформы ОБРАЗОВАРИУМ Дидактор знаком уже давно. Однако в силу своей загруженности давно не заглядывал в её ресурсы. Между тем, за последние годы на платформе произошли значительные изменения, которые позволяют с полной уверенностью утверждать, что перед нами потрясающий многофункциональный цифровой онлайн проект нового поколения. Он может стать не только отличным интерактивным учебником, привлекательным для учеников и их родителей, но и весьма полезным для учителей, которые смогут выстроить собственные образовательные траектории.

По сути, это первая образовательная платформа, предоставляющая такую свободу учителя для творчества.
Подробно по ссылке
Видео по ссылке

19 октября 2024

90 лет назад родился автор Алисы Селезневой Кир Булычев, фантаст и историк Игорь Можейко

Кир Булычёв (наст. имя — Игорь Всеволодович Можейко; 1934-2003), советский и российский писатель-фантаст.
Писатель-фантаст, сценарист, драматург, переводчик, востоковед, доктор исторических наук, лауреат Государственной премии СССР (1982) Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года. Но абсолютно все читатели нашей страны знают его как Кира Булычева. Этот звучный псевдоним был скомпонован писателем из имени любимой жены - художницы и книжного иллюстратора Киры Алексеевны Сошинской - и девичьей фамилии его матери. Изначально это был "Кирилл Булычев". Иногда встречалось даже сочетание "Кирилл Всеволодович Булычев". Но затем на обложках книг стали писать сокращенно - "Кир.". А потом "ушла" и точка.
Свое настоящее имя писателю удавалась хранить в тайне вплоть до 1982 года. Он опасался, что руководство Института востоковедения, где он работал, посчитает фантастику несерьезным занятием. Игорь Всеволодович вспоминал: "Я представил себе, что приду в институт… и мне скажут: "Вот вы, товарищ Можейко, на овощную базу не пришли, к товарищу Ивановой не по-товарищески отнеслись, опоздали на собрание… и еще пишете фантастику!" Когда я представил себе это "И еще пишете!" - мне стало так страшно, что я решил скрыться за псевдонимом". Псевдоним был раскрыт при вручении Государственной премии за сценарий к полнометражному мультфильму "Тайна третьей планеты" и художественному фильму "Через тернии к звездам". Опасения Игоря Всеволодовича оказались напрасными. Ведь он заслужил всеобщее признание и в научной среде. К тому времени Можейко было написано множество научных работ и научно-популярных книг… Источник
Кадры из фильма "Сто лет тому вперёд"
Настоящие пираты вредят водителям на столичных трассах
Вместо
миелофона космофон
Так выглядят ученики школы будущего
Чем знаменит Кир Булычев?
Основатель Великого Гусляра, крестный папа Алисы Селезневой, девочки из будущего Земли, летописец трудов и дней доктора Павлыша и его друзей из экипажа межпланетного звездолета «Сегежа» — Кир Булычев многомерен, как сама жизнь.
Какие произведения написал Кир Булычёв?
Творчество
  • Приключения Алисы «Приключения Алисы» — наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. ...
  • Великий Гусляр Основная статья: Великий Гусляр ...
  • Доктор Павлыш ...
  • Андрей Брюс ...
  • Интергалактическая полиция ...
  • Институт экспертизы ...
  • Театр теней ...
  • Река Хронос
Сколько книг Кира Булычёва про Алису?
В книге 4 большие истории: «Тайна третей планеты», «Алиса на планете загадок», «Алиса и дракон» и «Алиса и королева пиратов на планете сказок».
В серию вошли произведения:
  1. Девочка, с которой ничего не случится
  2. Ржавый фельдмаршал
  3. Путешествие Алисы
  4. День рождения Алисы
  5. Заповедник сказок
  6. Козлик Иван Иванович
  7. Лиловый шар
  8. 100 лет тому вперед
 https://vk.com/video-210628103_456240255?ref_domain=rodina-history.ru ссылка на мультфильм "Два билета в Индию"

Глаголы с редким суффиксом -вова-

Глагол чествовать связан с существительным честь в значении "почёт, уважение".
Чествовать -- значит оказывать уважение, почёт; устраивать празднество в честь какого-то выдающегося человека.
У этого глагола редкий суффикс -вова-. От глагола суффиксальным способом можно образовать существительное чествование. Ещё глаголы с таким  суффиксом участвовать и властвовать.

18 октября 2024

Что общего у бедренной кости и Эйфелевой башни?

 Источник

Что общего может быть у человеческой бедренной кости и знаменитой Эйфелевой башни? На первый взгляд кажется, что это совершенно разные вещи: одна — часть нашего тела, другая — символ Парижа. Однако их объединяет удивительный принцип: обе конструкции созданы для максимальной прочности при минимальном весе. Как природа и инженерия используют один и тот же подход? Давайте разберёмся.

Оказывается, бедренная кость и Эйфелева башня имеют общую структурную особенность — эффективное распределение нагрузки. Оба объекта используют принцип минимизации массы при сохранении прочности.
Бедренная кость — одна из самых прочных костей в организме, способная выдерживать большие нагрузки. Её структура состоит из плотной наружной части и пористой внутренней, которая содержит трабекулы — мелкие костные перекладины. Эти перекладины расположены таким образом, чтобы распределять вес и нагрузку наиболее эффективно, что позволяет кости выдерживать большое давление без избыточной массы.
Эйфелева башня, спроектированная Гюставом Эйфелем, также построена по принципу прочности и лёгкости. Башня сделана из железных балок, которые образуют ажурную, открытую структуру. Это позволяет ей выдерживать ветер и другие внешние силы без утяжеления конструкции. Как и в случае с бедренной костью, нагрузка распределяется через треугольные и арочные элементы, что придаёт конструкции большую устойчивость.
Таким образом, и бедренная кость, и Эйфелева башня демонстрируют природу и инженерию в действии: оба используют сложные геометрические формы для того, чтобы с наименьшей массой достигать максимальной прочности.

17 октября 2024

Тест на знание поэзии Лермонтова

 Источник

Любите ли вы поэзию Лермонтова так, как любим ее мы? А сможете отличить лирику Михаила Юрьевича от произведений других авторов? Результаты теста — также в стихах.

1/10 О любви

16 октября 2024

Как и зачем Михаил Лермонтов повторял себя

 Источник

Михаил Лермонтов  писал в 1830-х — начале 1840-х годов. В это время многие авторы вдохновлялись идеями друг друга и заимствовали элементы стиля. Критик Степан Шевырев отмечал, что в произведениях Лермонтова «…слышатся попеременно звуки то Жуковского, то Пушкина, то Кирши Данилова, то Бенедиктова… иногда мелькают обороты БаратынскогоДениса Давыдова; иногда видна манера поэтов иностранных». Однако Лермонтов заимствовал не только у других, но и у самого себя. Это явление литературоведы называют «самоповторениями» или «поэтическими дублями». Читайте, как поэт использовал свои ранние произведения в поздних поэмах, что об этом думали современники и в каких текстах встречаются одинаковые обороты.

Что такое поэтический дубль
Так обозначают случай, когда литераторы много раз используют собственный материал. Самоповторение, или дубль, отличается от устойчивых мотивов в творчестве: автор не просто берет идею и развивает ее, а вставляет в разные тексты схожие или одинаковые конструкции, разрабатывает одних и тех же персонажей.
Как возникли самоповторения у Лермонтова

15 октября 2024

Тут нет лишнего слова. К юбилею Михаила Лермонтова

 15 октября исполняется 210 лет со дня рождения поэта Михаила Лермонтова. Он погиб на дуэли в 27 лет, однако успел создать множество произведений, которые стали классикой: стихи, поэмы и единственный законченный роман  «Герой нашего времени». В спецпроекте к юбилею литератора на портале "Культура.РФ" собрали его тексты — их можно читать онлайн, скачать или слушать в аудиоформате. А еще в наших публикациях — история о том, почему Лермонтов повторял себя, документальный фильм о поэте и тест на знание его стихотворений.

Биография Михаила Лермонтова
Читайте, как поэт полюбил Кавказ, почему ему было «посоветовано уйти» из Московского университета и какое произведение принесло ему славу еще при жизни.



Почему важно развивать эмоциональный интеллект у школьников

 Источник

Развиваем ли мы эмоциональный интеллект у детей, и как он влияет на то, что происходит в классе? 
Помните, как во время последней контрольной Маша внезапно заплакала, потому что «не получилось»? А потом Петя сорвался и начал шуметь — потому что устал? И Ваня, который каждый раз замыкается в себе после ссоры с одноклассниками? 
Эти сцены вам знакомы. И если кажется, что с этим нельзя ничего сделать — спешим вас обрадовать. Можно. Вопрос только в одном: развиваем ли мы эмоциональный интеллект у детей, и как он влияет на то, что происходит в классе? 
Вот немного статистики: исследование, проведенное CASEL, показывает, что дети, у которых развит эмоциональный интеллект, на 11% успешнее справляются с учебой и реже участвуют в конфликтах. Но реальность такова: большинство наших учеников просто не знают, как справляться с эмоциями. Стресс, страх, раздражение — они переполняют детей, а их реакция отражается на всём, что происходит в классе. 
Но это можно изменить. Нет, мы не говорим о «волшебных таблетках». Мы говорим о маленьких практиках, которые помогут вашим ученикам справляться с эмоциями здесь и сейчас. 
Как это можно интегрировать в уроки? Эмоциональный интеллект легко вплетается в повседневные задачи учителя. Уроки, обсуждения, даже обычные перемены — всё это может стать площадкой для обучения детей тому, как понимать свои чувства и управлять ими. 
 1. Начните урок с короткого эмоционального «чека». Это не сложно и не отнимает времени: «Какое у тебя настроение?», «О чём ты думаешь?». Это помогает детям начать осознавать свои эмоции и даёт учителю важные сигналы о том, что происходит в их головах. 
2. На уроке литературы обсуждаете «Войну и мир»? Отлично. Вместо заезженного «анализируем персонажей», предложите детям подумать: что чувствовал Пьер, когда оказался на дуэли? Какие эмоции двигали Андреем Болконским? И что бы они сами чувствовали на его месте? Такой подход не только помогает лучше понять сюжет, но и учит детей разбирать эмоции — как чужие, так и свои. 
3. На перемене Вера снова вспыхнула от обиды на одноклассников? Вместо классического «разберитесь сами» можно сделать паузу и обсудить: что произошло, что почувствовали стороны? Важно, чтобы дети поняли, что их эмоции имеют значение, но конфликт можно решить иначе. 
Что это даст детям? Эмоции — это не враги, которых нужно побеждать. Это инструменты, которые, при правильном обращении, могут стать вашими союзниками в классе. Давайте на секунду представим: дети понимают, почему они раздражены перед контрольной, осознают свои страхи и умеют их контролировать. Как результат — учёба идет быстрее, меньше конфликтов и паники перед ответом у доски. 
Напутствие Психологи говорят, что умение понимать и управлять эмоциями — это навык, который, как и чтение или математика, можно развивать постепенно. И именно вы, учителя, можете помочь детям в этом. Воспринимайте это как маленькую, но важную суперспособность, которая помогает вашим ученикам не просто учиться, но и жить комфортнее. 
Если хотите углубиться в тему и узнать больше практических инструментов — курсы центра «Мой университет» готовы предложить вам проверенные решения для вашего класса: Курс повышения квалификации «Эмоции и их роль в обучении школьников. Проектирование эмоционально насыщенного обучения».

14 октября 2024

Ольга Васильева: альтернативы ЕГЭ пока не видно

 Источник

Реальной альтернативы единому государственному экзамену пока не видно, заявила президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева. 
«В любой аудитории, где начинается обсуждение отмены ЕГЭ, я задаю один тот же вопрос: кто готов сейчас сдавать по окончании 11-го класса семь экзаменов? А потом еще несколько для поступления в вуз? Как говорят учителя, «лес рук»», – сказала Васильева в интервью «Российской газете». 
По ее словам, в случае отмены единого госэкзамена нужно ответить на два важных вопроса. Первый: справедливо ли ставить ребят, которые 10 лет готовились к сдаче ЕГЭ, перед фактом, что теперь все будет по-новому? 
«Не вызовет ли это у них лишь еще больше стресса, за который так любят ругать ЕГЭ?» – отметила президент РАО. «Второй: если мы отказываемся от ЕГЭ и сдаем десяток выпускных экзаменов в своей школе, учителя с этим, скорее всего, справятся. Но что делать вузам, которым будет необходимо организовать прием экзаменов?» – указала Васильева. 
«Вузы уже почти два десятка лет не принимали вступительные экзамены, кроме творческих и дополнительных испытаний, в таком объеме. Готовы ли они принять этот вызов? Не получим ли мы систему, при которой поступить в вуз можно, лишь пройдя платные подготовительные курсы при нем? Не сократит ли это возможности абитуриента, ведь, скорее всего, вступительные экзамены в разных вузах по времени будут пересекаться», – пояснила президент РАО 
По ее мнению, процедура организации ЕГЭ требует постоянной доработки и совершенствования. «На мой взгляд Рособрнадзор, при поддержке ведущих экспертов и педагогов с этим хорошо справляется», – заключила Васильева.

13 октября 2024

Почему «бабье лето» так называется?

 Источник

"Бабье лето" — это период тёплой и солнечной погоды в начале осени, обычно в сентябре или октябре. Название "бабье лето" связано с традиционными представлениями и укладом жизни в прошлые века...
Выражение «бабье лето» имеет древние корни и широко известно в славянских и германских языках. На белорусском оно звучит как «бабiна лета», на украинском — «бабине лiто», а на немецком — «Altweibersommer». Хотя его интерпретации различны, все они связаны с осенними явлениями природы и традициями.
В старину, когда большая часть населения жила в деревнях, женщины (или "бабы", как их тогда называли) занимались хозяйственными делами и подготовкой к зиме. В начале осени, после окончания основных сельскохозяйственных работ, женщины завершали последние важные приготовления: уборку урожая, консервирование продуктов и множество других домашних дел. Этот короткий период тёплой погоды был для них временем активной работы, так как это была последняя возможность выполнить работы на открытом воздухе перед холодами.
Одна из версий связывает «бабье лето» с лёгкой паутиной, которая летает в воздухе осеньюрои, предвещая сухую и тёплую погоду. Эта паутина символизирует седые пряди волос у женщины, ассоциируясь с осенним временем как аналогией зрелого возраста перед старостью.
В германской культуре паутинки также связывались с мифами о прядущих эльфах, а женщины, по представлениям, могли влиять на погоду и «возвращать» лето осенью. Такое символическое и мифологическое толкование сохранилось в языке.
Таким образом, «бабье лето» изначально относилось к хозяйственным работам женщин, но со временем стало связываться с древними мифами и природными явлениями.

В России могут ввести штрафы за оскорбление учителей

 Источник

В Госдуму законодатели решили внести законопроект об административной ответственности за брань в адрес педагогов. Если документ примут, то за публичное оскорбление учителя при исполнении обязанностей начнут штрафовать — от 5 тысяч до 20 тысяч рублей, пишет «Российская газета». 
Если гадости наговорят в Сети, то за это будет грозить штраф от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. Больше всех заплатят юрлица — до 700 тысяч рублей. 
Этот документ подготовили первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова, депутат Александр Терентьев и глава фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. 
По информации газеты «Известия», законопроект направили на отзыв в Верховный суд и правительство. А Минпросвещения уже концептуально поддержало инициативу.

07 октября 2024

Как появилось выражение "Ничего не попишешь"?

Источник 

Фразеологизм «ничего не попишешь» означает «другого выхода нет», «нельзя поступить иначе». Существует еще одно устойчивое выражение — «ничего не поделаешь», близкое по звучанию и с таким же смыслом.
Исследователи предполагают, что фразеологизм «ничего не попишешь» появился в конце XIX века. Это выражение встречается в рассказе Сергея Семенова «В благодатный год» 1898 года, в сборнике очерков Власа Дорошевича «Сахалин. Каторга» 1903 года, в повести Александра Куприна «Яма» 1909–1915 годов и в других произведениях той эпохи. Часто его использовали советские писатели и публицисты.
Наконец Женька встала и, не глядя на Платонова, протянула ему холодную,
слабую руку.
— Прощайте, Сергей Иванович! Простите, что я отняла у вас время… Что же, я сама вижу, что вы помогли бы мне, если бы сумели… Но уж, видно, тут ничего не попишешь. Прощайте!..
— Только глупости не делай, Женечка! Умоляю тебя!..
— Ладно уж! — сказала она и устало махнула рукой.
Александр Куприн. «Яма»
Существует несколько версий происхождения фразеологизма. По одной из них, фразеологизм пришел из жаргона врачей. Они говорили «ничего не попишешь», когда больного нельзя было спасти — то есть рецепт на лекарства уже не мог ему помочь. Такую версию выдвинул филолог Борис Тимофеев в статье из сборника «В защиту родного слова» 1966 года: 
«А что, собственно, надо «пописать»? Решительно ничего. Первоначальное выражение было «ничего не пропишешь», то есть нельзя прописать никакого лекарства, не найдешь никакого средства для оказания помощи».
В такой форме — с глаголом «пропишешь» — выражение тоже встречается в литературе начала XX века. Например, в юмористическом рассказе Михаила Зощенко «Прелести культуры» 1926 года о походе в театр:
Просим и умоляем, показываем союзные книжки — не пущают.
— Это, — говорят, — не девятнадцатый год в пальто сидеть.
— Ну, — говорю, — ничего не пропишешь. Кажись, братцы, надо домой ползти.
Но как подумаю, что рубль тридцать заплачено, не могу идти — ноги не идут к выходу.
По другой версии, это выражение возникло в литературной среде. Якобы так писатели говорили во время творческого кризиса или жаловались на цензуру
.

06 октября 2024

«И жить торопится, и чувствовать спешит...» — это про Онегина или про Чацкого? Тест: угадайте книгу по эпиграфу

 

Многие не обращают внимания на эпиграфы к книгам, а зря. Ведь иногда именно в них — вся суть произведения. Но вы-то не из таких? Давайте это проверим. Только будьте внимательны: вас ждет на самом деле сложный тест.

ВОПРОС 1 ИЗ 8

Итак, вопрос из заголовка. Это откуда?

Из «Горя от ума»

Из «Евгения Онегина»

Из «Героя нашего времени»

Подробно на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/6257438-i-zhizn-toropitsya-i-chuvstvovat-speshit-test-ugadayte-proizvedeniye-po-epigrafu

03 октября 2024

В то время я голодал, как, может быть, никогда... Мне приходилось питаться на 3-2 копейки


Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября [3 октября] 1895, Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград, СССР) — русский поэт и писатель. Одна из крупнейших личностей Серебряного века. Представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

Сергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».

«Я отвоевал свою свободу»: детство и юность Сергея Есенина
Интересные факты
1. На первых своих публичных выступлениях Сергей Есенин вел себя как необразованный деревенский мужик и говорил голосом, как сказал Владимир Маяковский
в своем очерке, словно «ожившее лампадное масло»: «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной». В литературных салонах
поэт и внешне подражал деревенскому парню: чаще всего одет он был в белую рубаху с вышивкой, лапти или валенки, и с гармошкой в руках. Маяковский считал, что таким образом Есенин «рекламировал» свою крестьянскую поэзию, и даже поспорил с ним, что тот «все эти лапти да петушки-гребешки» вскоре оставит. И действительно, как только отношения с крестьянскими поэтами у Есенина разладились, стиль одежды его тоже изменился. Встретив молодого стихотворца уже после революции в галстуке и пиджаке, Маяковский требовал отдать проигрыш.
2. В своем произведении «Пугачев»
Сергей Есенин больше всего любил монолог Хлопуши. Он всегда читал его с особым упоением. Максим Горький, присутствовавший на одном из чтений, вспоминал: «Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчеркивало каменные слова Хлопуши».
3. Монолог Хлопуши долгое время был визитной карточкой Есенина — исполнение автора даже записали на фонограф. На сохранившейся аудиозаписи выступления Есенина отчетливо слышен рязанский акцент: «е» автор произносит как «ей», «о» — как «оу».
4. После возвращения в Москву из зарубежного путешествия Сергей Есенин опубликовал свой стихотворный сборник «Москва кабацкая» в журнале имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В двух предыдущих номерах издания произведения располагались в алфавитном порядке фамилий авторов, в этом же выпуске есенинский цикл следовал за стихами Анатолия Мариенгофа. Этот факт задел Есенина, о чем он сообщил Ассоциации вольнодумцев: «В журнале же «Гостиница» из эстетических чувств и чувств личной обиды отказываюсь участвовать окончательно, тем более что он мариенгофский. Я капризно заявляю, почему Мариенгоф напечатал себя на первой странице, а не меня».
5. Как-то в разговоре с Мариенгофом Есенин похвастался: «А ведь у меня, Анатолий, за всю жизнь женщин тысячи три было». На недоверчивую фразу: «Вятка, не бреши!» — поправил: «Ну, триста <…> Ну, тридцать». Говоря о своих сердечных победах, поэт часто привирал в цифрах, но настоящих влюбленностей у него было немного. Сам Есенин оправдывал свою несостоятельность в семейной жизни любовью к поэзии и искусству.
6. Несмотря на то что в своих стихах Есенин часто писал о деревне, в родном Константинове
поэт бывал редко. Анатолий Мариенгоф вспоминал: «За четыре года, которые мы прожили вместе, всего один раз он [Есенин] выбрался в свое Константиново. Собирался прожить там недельки полторы, а прискакал через три дня обратно, отплевываясь, отбрыкиваясь и рассказывая, смеясь, как на другой же день поутру не знал, куда там себя девать от зеленой тоски». Поэт стремился стать городским жителем и в нарядах, и в образе жизни. Даже в зарубежных поездках ему больше всего нравилась «цивилизация».

Женщины Сергея Есенина: истории любви и расставаний

 Источник

Сергей Есенин прожил недолгую жизнь: в 30 лет он погиб в гостинице «Англетер» при загадочных обстоятельствах. Однако за эти годы поэт трижды успел побывать в браке и много раз вступал в романтические отношения. Читайте, с кем Есенин обвенчался в путешествии, с кем ездил на гастроли в США и кому помог спасти дом от разорения.
Анна Изряднова
Лидия Кашина
Зинаида Райх
Надежда Вольпин
Айседора Дункан
Галина Бениславская
Софья Толстая

02 октября 2024

Архитектура XX века: от модерна до формализма

 Источник

Какие архитектурные стили  господствовали в начале XX столетия, а какие — в конце? Кто стал идеологом конструктивизма, а кто начал «борьбу с излишествами» в СССР? Как политические и философские концепции меняли облик городов? Рассказываем о модерне, конструктивизме, рационализме, брутализме и других художественных стилях XX века.

Модерн начала века
Авангардная архитектура 1920-х: конструктивизм и рационализм
Сталинская архитектура: постконструктивизм и сталинский ампир
Советский архитектурный модернизм: функционализм, брутализм, хай-тек

01 октября 2024

«Я побежу» или «победю»: как говорить правильно

 Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос. Если я собираюсь победить — я «побежу» или «победю»? И большинство знает ответ — ни то и ни другое. Но почему? Что не так с этим обычным на вид глаголом? Разбираемся.

Правильно: одержу победу
Этому вечному вопросу в одном из номеров журнала «Наука и жизнь» посвящена целая статья. И ответ на него звучит так: нельзя сказать ни «победю», ни «побежу», потому что здесь мы имеем дело с неполной, или дефектной парадигмой. То есть с той совокупностью словоформ, у которой просто нет и не может быть чего-то, что есть у остальных представителей вида. Например:
  • у прилагательного «рад» нет полной формы
  • у существительного «молоко» нет множественного числа
  • у наречия «утром» нет степеней сравнения
То есть их нет, потому что их нет. Просто нет. Это надо понять, принять и запомнить.
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/kak-govorit/2687593-pobezhu-ili-pobedyu-kak-govorit-pravilno